Пейзажные парки Европы
Утверждение в конце XVIII — начале XIX в. новой общественно-экономической формации — капитализма — повлекло изменения и в области материальной и духовной культуры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. В картинах художники изображали романтическую красоту руин и архитектурных сооружений среди пейзажей (Н. Пуссен, К. Лор-рен, О. Фрагонар, Г. Робер). В поэзии и философии авторы выступали против регулярных парков, воспевали естественную природу, рассматривая ее как символ свободы человеческой личности (Д. Мильтон, А. Поп, Дж. Томсон, Дж. Аддисон, Ж.-Ж. Руссо, И. Гете). В архитектуре, обратившейся к античности и палладианскому стилю позднего Возрождения, формировался новый стиль — классицизм с его простыми и строгими формами. И, наконец, в садово-парковом искусстве появилась тенденция отхода от формализма регулярных композиций и перехода к новому стилевому направлению — пейзажному, главной чертой которого было воспроизведение и передача красоты естественного ландшафта.
Все эти виды искусства развивались одновременно, взаимно обогащая друг друга. И тем не менее влияние эстетических и философских концепций того времени на формирование пейзажного стилевого направления очевидно. Этому способствовала и исчерпанность регулярных форм; по словам теоретика ландшафтной архитектуры С. Кроу, старые традиции дошли до конечного совершенства, и созидательный гений человека был повернут в новом направлении.
Резкий поворот к пейзажным садам был в известной мере подготовлен как отдельными приемами, имевшими место в регулярных садах, так и теоретическим трактатом Ф. Бэкона, который еще в XVII в. рекомендовал создавать в садах уголки естественной природы.
Существенное влияние на формирование пейзажного стилевого направления садово-паркового искусства Европы оказали китайские сады. Труды Д. Аттриэ (1747) и особенно В. Чемберса «Восточное садовое искусство» (1772) побудили к воспроизведению естественных пейзажей в натуре, первоначально стилизованных «под Китай».
Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в Англии. Этому способствовали природные условия страны с мягким и влажным климатом, невысокими холмами, обширными луговыми пространствами пастбищ, рассеянным освещением и частыми туманами, создающими особые эффекты воздушной перспективы. Уже к XVIII в. лесов в Англии почти не осталось. Для её ландшафта характерны отдельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья и группы (дуб, бук, граб), а также живые изгороди (главным образом из боярышника), разделяющие сады, пашни, пастбища.
Парки пейзажного стилевого направления на протяжении своего более чем двухсотлетнего развития претерпевали изменения в соответствии с эстетическими установками и модой своего времени.
40—70-е годы XVIII в.— период становления пейзажного парка. В нем еще сохраняются регулярные черты и одновременно формируются новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных партеров — ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и древесными группами, партеры — лужайками. Однако трассировка дорог еще нарочита, а рисунок их измельчен. Типичным примером является парк Чизвик, который относится к переходному периоду.
Наиболее характерной чертой пейзажных парков является их живопис- ность, картинность, т. е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определенных точек. Маршрут, обеспечивающий смену картин и впечатлений приобретает важнейшее значение.
Пейзажный парк XVIII в. тесно связан с романтизмом — художественным направлением того времени, поэтому его часто называют романтическим. Парк насыщен романтическими руинами, надгробиями, мавзолеями. Тема возврата к сельской жизни отражена в пасторальных мотивах сельских хижин, мельниц, молочен. В память о героических подвигах устанавливались колонны, обелиски, возводились и павильоны в античном, китайском, турецком и других стилях. Парковый пейзаж должен был передавать грустное меланхолическое настроение или изображать идиллический покой сельской жизни. Он строился на контрастной смене впечатлений, где темные рощи, искусственные пещеры и гроты сменялись лужайками и долинами.
Вместе с парками формировались и теоретические концепции ландшафтного искусства, которые отражены в трудах ряда английских мастеров. Наиболее выдающимися из них являются У. Кент, Л. Браун, X. Рептон. У. Кент (художник и архитектор) формировал парки с тонким пониманием особенностей местности, ее освещенности, форм рельефа, водных устройств, а главное — декоративных достоинств отдельно стоящих деревьев и трупп, которые составляли объемно-пространственную структуру парка. Садовый мастер Л. Браун в отличие от Кента коренным образом изменял ландшафт, уничтожая всю старую планировку садов, мастерски формируя рельеф, «подводя» лужайку к порогу дома. Ученик Л. Брауна X. Рептон в своих работах шел на компромисс, возвращая дому утраченные террасы с цветниками и вместе с тем преобразуя регулярные композиции в пейзажные путем вырубок и посадок. Учитывая требования владельцев вводить в парк широкий ассортимент цветочных растений, X. Рептон разработал прием создания серии небольших цветочных садов, скрытых поясом древесных растений или расположенных внутри массивов. С. Кроу, характеризуя эту черту X. Рептона, писала, что в последние годы жизни он питался силами, которые со временем разрушили традицию. В своей работе Рептон использовал прием составления эскизных картин, изображающих существующее положение и проектируемую композицию. Важно также и то, что Рептон внес принципы ландшафтного паркостроения в формирование городской среды — при создании общественного Ридженс-парка и скверов в Лондоне.
Все эти мастера заложили основы пейзажного паркостроения, получившего широкое развитие в Европе и Америке.
Парк Англии
Парк Стоу.Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое,— 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.—У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд — его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 — храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, Грот из камня, Грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Смена пейзажей построена разнообразно: на ритмическом нарастании впечатления (например, подъезд к дворцу от Большой аллеи, ведущей с юга, а затем через серию парковых картин выводящий к северному фасаду) или постепенном разворачивании картин (например, с включением архитектурных сооружений), или на вариациях какого-либо сюжета (например, восприятие дворца через Коринтианскую арку). Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая доли- на или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему (тем самым углубляя видимую перспективу) и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.
Одна из главных особенностей парка — слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.
Вода также получает разнообразное решение — в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний, в том числе и в нашем Царскосельском парке. В ассортименте преобладают листопадные породы и прежде всего бук, затем — ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными — сосной обыкновенной, кедром ливанским,тиссом.
Тонко продуманное и мастерски исполненное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.
Во второй половине XVIII в. пейзажные романтические парки создаются в других странах Европы, некоторые из них благодаря бережному отношению и реставрации сохранились до наших дней.
Парки Франции
Эрминонвиль.Автор и владелец парка М. Жирарден. Строительство началось в 1766 г. Площадь парка 54 га.
Центр композиции — замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с помощью плотины на р. Ноннет. Пруд — пейзажный водный партер, заменивший лужайку.
Парк имеет ряд районов. Его достопримечательностью является остров Ж.-Ж. Руссо с мраморным надгробием, окруженным пирамидальными тополями. Остров стал символом парка и образцом для подражания (Софиевка на Украине, Вертлиц в Германии и др.). Метод строительства — моделирование в натуре.
В насаждениях использованы в основном местные виды: вяз, клен, каштан, тополь.
Малый Трианон(Версаль). Авторы — садовый мастер А. Ришар и художник Г. Робер. Строительство парка началось в 1770-х годах. Его площадь 12 га.
Сочетание регулярных и пейзажных участков относит сад к переходному типу. Пейзажная часть носит пасторальный идиллический характер, включает лужайки, небольшой водоем, рядом с которым расположена миниатюрная Деревушка королевы.
Германия
Вертлиц.Это первый пейзажный парк на территории Германии. Авторы — садовый мастер И. Айзербек и арх. Ф. Эрдмансдорф. Строительство парка началось в 1765 г. его владельцем — Л. Дессау. Площадь парка 122 га.
Пространственная основа парка — обширное Вертлицкое озеро с каналами и протоками, а также небольшие водоемы.
Парк отделен от долины р. Эльбы земляной дамбой, защищающей от наводнений. Многочисленные романтические сооружения (павильоны, гроты, храмы и мосты) являются композиционными узлами и акцентами пейзажных картин.
Парк в Веймаре.Авторы — с 1778 г. Гёте, в 1830-х гг.— Г. Пюклер и К. Петцольд.
Парк расположен на р. Ильм, которая является его композиционной осью. Долина реки решена как обширное пространство с древесно-кустарниковыми группами у воды. Частично сохранились романтические сооружения. Здесь же находится садовый домик И. Гёте.
Мюскау.Автором и владельцем парка был Г. Пюклер-Мюскау, кроме того, в его строительстве принимали участие садовый мастер К. Петцольд и художник И. Ширмер. Время создания— 1815—1845 гг. Площадь парка 1250 га (вместе с угодьями). В настоящее время он занимает площадь 200 га.
Парк расположен в долине р. Нейсе. Один из главных композиционных узлов — дворец. Парк создан с помощью «картинного» метода. Рубки и посадки насаждений проводились по эскизам художника Ширмера. Романтические сооружения отсутствуют, основу пейзажных картин составляют природные компоненты ландшафта. В оформлении используются фигурные цветники и клумбы. В насаждениях преобладают дуб, липа, клен.
Парк Польши
Лазенки.Авторы — Шнейдер и Я. Шух. Парк расположен недалеко от Варшавы. Его площадь 300 га. Строительство парка началось в 1760 г. и закончилось в 1788 г. В ассортименте растений преимущественно липа, клен, вяз, каштан, ель, ива. Центр композиции — дворец, расположенный в центре водоема вытянутой формы.
Парк Болгарии
Парк Врана.Авторы — Ж. Лошо, И. Ке-лерер, А. Краус и В. Шахт. Парк, площадью 80,2 га, расположен в 11 км от Софии. Строительство парка продолжалось с 1890 по 1944 г.
Центр композиции — дворец. Парк включает 4 ландшафтных района. С его территории открываются живописные виды на Лазен-ские горы, г. Витоша и Стара Планина. 71% насаждений составляют экзоты. Из местных пород используются дуб, вяз, клен, липа, каштан, ель, пихта и сосна.
В начале XIX в. ранее утвердившиеся парковые приемы развиваются в сторону упрощения форм. Дороги приобретают более плавные изгибы, их рисунок становится спокойнее. Пейзажи строятся без романтических сооружений. Поляны имеют часто большие размеры и играют роль самостоятельных композиционных узлов, иногда планировочных районов парка. Древесные группы трактуются как монументальные объемы пространства. Картинность остается и в ряде случаев является методом построения парковых пейзажей. В насаждения парка активно включаются экзоты, древесные формы и сорта цветочных растений — как результат декоративного садоводства, селекции и интродукции.
Вторжение новых форм и красок иногда разрушает утвердившееся в парках стилевое единство. Чтобы этого не допустить и сохранить образную целостность парка, такие мастера, как X. Рептон, пытаются маскировать цветочные сады зелеными стенами массивов. Его последователь Ж. Лоудон выступал за усиление садовых форм и расширение ассортимента. В парках появляются пестрые клумбы круглой или прямоугольной формы с орнаментальным рисунком, увенчанные пальмами или скульптурой, они размещаются на газоне лужаек в виде ярких и пестрых ковров. Применяются также рабатки, бордюры и фигурные цветники в виде рогов изобилия, звезд, эллипсов, оформленных как цветочные корзины и т. д.
Таким образом, садово-парковое искусство XIX в. по-своему отразило противоречия времени — наряду с широкомасштабным освоением пространства, его монументальными формами и реалистическим толкованием природы можно видеть и разрушение этой идеи, выразившейся во введении интродуцентов — растений, не соответствующих облику парка, измельченности и нарочитости форм цветочного оформления, вторжению пестрых и ярких красок в стройную и сдержанную цветовую гамму парка.
Среди мастеров и теоретиков этого времени следует отметить П. Леннэ и Г. Пюклера, работавших в Германии и создавших ряд выдающихся парков.
П. Леннэ интересен более широким пониманием ландшафтного искусства как области деятельности, направленной не только на создание парков, но и на эстетическую организацию сельскохозяйственных ландшафтов. Эти работы оставили свой след в районе Потсдама. Из многочисленных парков следует упомянуть Шарлоттенхоф (пейзажный парк ансамбля Сан-Сусси), а также общественные парки Берлина. Г. Пюклер прославился как тонкий мастер «картинного метода» формирования парков, а также умением использовать своеобразие сельского ландшафта и включать его в структуру парка. Наиболее выдающиеся его произведения — парк Мюскау, Бранитц и Бабельсберг.
В целом пейзажное стилевое направление Европы XVIII — начала XIX в. характеризуется следующими чертами:
— новая трактовка природы и композиционное использование естественного ландшафта;
— постепенная эволюция направления и развитие своих стилей: XVIII в. (романтический) и XIX в., каждый из которых характеризуется своим отношением к природе и соответственно ее образной трактовкой;
— относительно устойчивое сохранение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка;
— использование приемов пейзажной живописи как метода построения парков («картинного метода») ;
— расширение функций ландшафтного искусства, направленных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов.