Пейзажные парки Европы

Утверждение в конце XVIII — на­чале XIX в. новой общественно-эко­номической формации — капитализ­ма — повлекло изменения и в обла­сти материальной и духовной куль­туры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали ре­шающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. В картинах художники изображали романтическую красоту руин и архитектурных сооружений среди пейзажей (Н. Пуссен, К. Лор-рен, О. Фрагонар, Г. Робер). В поэ­зии и философии авторы выступали против регулярных парков, воспе­вали естественную природу, рас­сматривая ее как символ свободы человеческой личности (Д. Мильтон, А. Поп, Дж. Томсон, Дж. Аддисон, Ж.-Ж. Руссо, И. Гете). В архитекту­ре, обратившейся к античности и палладианскому стилю позднего Воз­рождения, формировался новый стиль — классицизм с его простыми и строгими формами. И, наконец, в садово-парковом искусстве появи­лась тенденция отхода от формализ­ма регулярных композиций и перехо­да к новому стилевому направле­нию — пейзажному, главной чертой которого было воспроизведение и передача красоты естественного ландшафта.

Все эти виды искусства развива­лись одновременно, взаимно обога­щая друг друга. И тем не менее вли­яние эстетических и философских концепций того времени на формиро­вание пейзажного стилевого направ­ления очевидно. Этому способство­вала и исчерпанность регулярных форм; по словам теоретика ланд­шафтной архитектуры С. Кроу, ста­рые традиции дошли до конечного совершенства, и созидательный гений человека был повернут в новом нап­равлении.

Резкий поворот к пейзажным са­дам был в известной мере подготов­лен как отдельными приемами, имевшими место в регулярных садах, так и теоретическим трактатом Ф. Бэкона, который еще в XVII в. рекомендовал создавать в садах уголки естественной природы.

Существенное влияние на форми­рование пейзажного стилевого на­правления садово-паркового искусства Европы оказали китайские са­ды. Труды Д. Аттриэ (1747) и осо­бенно В. Чемберса «Восточное са­довое искусство» (1772) побудили к воспроизведению естественных пейзажей в натуре, первоначально стилизованных «под Китай».

Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в Англии. Этому способствовали природные условия страны с мягким и влажным климатом, невысокими холмами, обширными луговыми про­странствами пастбищ, рассеянным освещением и частыми туманами, создающими особые эффекты воз­душной перспективы. Уже к XVIII в. лесов в Англии почти не осталось. Для её ландшафта характерны от­дельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья и группы (дуб, бук, граб), а также живые из­городи (главным образом из боя­рышника), разделяющие сады, паш­ни, пастбища.

Парки пейзажного стилевого на­правления на протяжении своего бо­лее чем двухсотлетнего развития пре­терпевали изменения в соответствии с эстетическими установками и мо­дой своего времени.

40—70-е годы XVIII в.— период становления пейзажного парка. В нем еще сохраняются регулярные черты и одновременно формируются новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных парте­ров — ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заме­няются рощами и древесными груп­пами, партеры — лужайками. Одна­ко трассировка дорог еще нарочита, а рисунок их измельчен. Типичным примером является парк Чизвик, ко­торый относится к переходному пе­риоду.

Наиболее характерной чертой пей­зажных парков является их живопис- ность, картинность, т. е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определенных точек. Маршрут, обе­спечивающий смену картин и впечат­лений приобретает важнейшее зна­чение.

Пейзажный парк XVIII в. тесно связан с романтизмом — художест­венным направлением того времени, поэтому его часто называют роман­тическим. Парк насыщен романти­ческими руинами, надгробиями, мавзолеями. Тема возврата к сель­ской жизни отражена в пастораль­ных мотивах сельских хижин, мель­ниц, молочен. В память о героиче­ских подвигах устанавливались ко­лонны, обелиски, возводились и па­вильоны в античном, китайском, ту­рецком и других стилях. Парковый пейзаж должен был передавать гру­стное меланхолическое настроение или изображать идиллический покой сельской жизни. Он строился на конт­растной смене впечатлений, где тем­ные рощи, искусственные пещеры и гроты сменялись лужайками и доли­нами.

Вместе с парками формировались и теоретические концепции ланд­шафтного искусства, которые отра­жены в трудах ряда английских ма­стеров. Наиболее выдающимися из них являются У. Кент, Л. Браун, X. Рептон. У. Кент (художник и архи­тектор) формировал парки с тонким пониманием особенностей местности, ее освещенности, форм рельефа, вод­ных устройств, а главное — декора­тивных достоинств отдельно стоящих деревьев и трупп, которые составля­ли объемно-пространственную струк­туру парка. Садовый мастер Л. Бра­ун в отличие от Кента коренным об­разом изменял ландшафт, уничто­жая всю старую планировку садов, мастерски формируя рельеф, «под­водя» лужайку к порогу дома. Уче­ник Л. Брауна X. Рептон в своих ра­ботах шел на компромисс, возвращая дому утраченные террасы с цветниками и вместе с тем преобра­зуя регулярные композиции в пей­зажные путем вырубок и посадок. Учитывая требования владельцев вводить в парк широкий ассорти­мент цветочных растений, X. Рептон разработал прием создания серии не­больших цветочных садов, скрытых поясом древесных растений или рас­положенных внутри массивов. С. Кроу, характеризуя эту черту X. Рептона, писала, что в последние годы жизни он питался силами, ко­торые со временем разрушили тра­дицию. В своей работе Рептон ис­пользовал прием составления эскиз­ных картин, изображающих сущест­вующее положение и проектируемую композицию. Важно также и то, что Рептон внес принципы ландшафтно­го паркостроения в формирование городской среды — при создании об­щественного Ридженс-парка и скве­ров в Лондоне.

Все эти мастера заложили осно­вы пейзажного паркостроения, по­лучившего широкое развитие в Ев­ропе и Америке.

Парк Англии

Парк Стоу.Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним од­но целое,— 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, создан­ный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.—У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дво­рец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе откры­того луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд — его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующих­ся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и груп­пы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в ду­хе романтизма (их было около 30 — храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, Грот из камня, Грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющими­ся композиционными узлами и ак­центами парковых картин. Смена пейзажей построена разнообразно: на ритмическом нарастании впечат­ления (например, подъезд к дворцу от Большой аллеи, ведущей с юга, а затем через серию парковых картин выводящий к северному фасаду) или постепенном разворачивании картин (например, с включением архитектурных сооружений), или на вариациях какого-либо сюжета (на­пример, восприятие дворца через Коринтианскую арку). Открытые пространства решены в виде обшир­ных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытя­нуты в виде лучей (Греческая доли- на или узкий «Вид ущелья»), особен­но интересна главная ось, сужаю­щаяся от дворца к водоему (тем са­мым углубляя видимую перспективу) и продолжающаяся на противопо­ложном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка — слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, разме­щенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообраз­ное решение — в виде светлого от­крытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массива­ми или лесного ручья и оформляет­ся каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, по­служивший образцом для последую­щих подражаний, в том числе и в на­шем Царскосельском парке. В ас­сортименте преобладают листопад­ные породы и прежде всего бук, за­тем — ясень, вяз, дуб, граб. Неко­торые композиционные узлы акцен­тируются хвойными — сосной обык­новенной, кедром ливанским,тиссом.

Тонко продуманное и мастерски исполненное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пей­зажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искус­ства.

Во второй половине XVIII в. пей­зажные романтические парки со­здаются в других странах Европы, некоторые из них благодаря береж­ному отношению и реставрации со­хранились до наших дней.

Парки Франции

Эрминонвиль.Автор и владелец парка М. Жирарден. Строительство началось в 1766 г. Площадь парка 54 га.

Центр композиции — замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с по­мощью плотины на р. Ноннет. Пруд — пей­зажный водный партер, заменивший лужайку.

Парк имеет ряд районов. Его достоприме­чательностью является остров Ж.-Ж. Руссо с мраморным надгробием, окруженным пи­рамидальными тополями. Остров стал сим­волом парка и образцом для подражания (Софиевка на Украине, Вертлиц в Герма­нии и др.). Метод строительства — модели­рование в натуре.

В насаждениях использованы в основном местные виды: вяз, клен, каштан, тополь.

Малый Трианон(Версаль). Авторы — са­довый мастер А. Ришар и художник Г. Робер. Строительство парка началось в 1770-х годах. Его площадь 12 га.

Сочетание регулярных и пейзажных участ­ков относит сад к переходному типу. Пейзаж­ная часть носит пасторальный идиллический характер, включает лужайки, небольшой водоем, рядом с которым расположена мини­атюрная Деревушка королевы.

Германия

Вертлиц.Это первый пейзажный парк на территории Германии. Авторы — садовый ма­стер И. Айзербек и арх. Ф. Эрдмансдорф. Стро­ительство парка началось в 1765 г. его вла­дельцем — Л. Дессау. Площадь парка 122 га.

Пространственная основа парка — обшир­ное Вертлицкое озеро с каналами и прото­ками, а также небольшие водоемы.

Парк отделен от долины р. Эльбы земляной дамбой, защищающей от наводнений. Мно­гочисленные романтические сооружения (па­вильоны, гроты, храмы и мосты) являются композиционными узлами и акцентами пей­зажных картин.

Парк в Веймаре.Авторы — с 1778 г. Гёте, в 1830-х гг.— Г. Пюклер и К. Петцольд.

Парк расположен на р. Ильм, которая яв­ляется его композиционной осью. Долина ре­ки решена как обширное пространство с древесно-кустарниковыми группами у воды. Ча­стично сохранились романтические сооруже­ния. Здесь же находится садовый домик И. Гёте.

Мюскау.Автором и владельцем парка был Г. Пюклер-Мюскау, кроме того, в его строи­тельстве принимали участие садовый мастер К. Петцольд и художник И. Ширмер. Время создания— 1815—1845 гг. Площадь парка 1250 га (вместе с угодьями). В настоящее время он занимает площадь 200 га.

Парк расположен в долине р. Нейсе. Один из главных композиционных узлов — дво­рец. Парк создан с помощью «картинного» метода. Рубки и посадки насаждений про­водились по эскизам художника Ширмера. Романтические сооружения отсутствуют, ос­нову пейзажных картин составляют природ­ные компоненты ландшафта. В оформлении используются фигурные цветники и клумбы. В насаждениях преобладают дуб, липа, клен.

Парк Польши

Лазенки.Авторы — Шнейдер и Я. Шух. Парк расположен недалеко от Варшавы. Его площадь 300 га. Строительство парка нача­лось в 1760 г. и закончилось в 1788 г. В ас­сортименте растений преимущественно липа, клен, вяз, каштан, ель, ива. Центр компо­зиции — дворец, расположенный в центре водоема вытянутой формы.

Парк Болгарии

Парк Врана.Авторы — Ж. Лошо, И. Ке-лерер, А. Краус и В. Шахт. Парк, площадью 80,2 га, расположен в 11 км от Софии. Строи­тельство парка продолжалось с 1890 по 1944 г.

Центр композиции — дворец. Парк вклю­чает 4 ландшафтных района. С его террито­рии открываются живописные виды на Лазен-ские горы, г. Витоша и Стара Планина. 71% насаждений составляют экзоты. Из мест­ных пород используются дуб, вяз, клен, липа, каштан, ель, пихта и сосна.

В начале XIX в. ранее утвердив­шиеся парковые приемы развивают­ся в сторону упрощения форм. До­роги приобретают более плавные изгибы, их рисунок становится спо­койнее. Пейзажи строятся без ро­мантических сооружений. Поляны имеют часто большие размеры и иг­рают роль самостоятельных компо­зиционных узлов, иногда планиро­вочных районов парка. Древесные группы трактуются как монументаль­ные объемы пространства. Картин­ность остается и в ряде случаев яв­ляется методом построения парковых пейзажей. В насаждения парка ак­тивно включаются экзоты, древесные формы и сорта цветочных расте­ний — как результат декоративного садоводства, селекции и интродук­ции.

Вторжение новых форм и красок иногда разрушает утвердившееся в парках стилевое единство. Чтобы этого не допустить и сохранить об­разную целостность парка, такие ма­стера, как X. Рептон, пытаются ма­скировать цветочные сады зелеными стенами массивов. Его последова­тель Ж. Лоудон выступал за усиле­ние садовых форм и расширение ассортимента. В парках появляют­ся пестрые клумбы круглой или прямоугольной формы с орнамен­тальным рисунком, увенчанные пальмами или скульптурой, они раз­мещаются на газоне лужаек в виде ярких и пестрых ковров. Применяют­ся также рабатки, бордюры и фигур­ные цветники в виде рогов изобилия, звезд, эллипсов, оформленных как цветочные корзины и т. д.

Таким образом, садово-парковое искусство XIX в. по-своему отрази­ло противоречия времени — наряду с широкомасштабным освоением пространства, его монументальными формами и реалистическим толко­ванием природы можно видеть и раз­рушение этой идеи, выразившейся во введении интродуцентов — ра­стений, не соответствующих облику парка, измельченности и нарочито­сти форм цветочного оформления, вторжению пестрых и ярких кра­сок в стройную и сдержанную цве­товую гамму парка.

Среди мастеров и теоретиков это­го времени следует отметить П. Леннэ и Г. Пюклера, работавших в Гер­мании и создавших ряд выдающих­ся парков.

П. Леннэ интересен более широ­ким пониманием ландшафтного искусства как области деятельности, направленной не только на создание парков, но и на эстетическую орга­низацию сельскохозяйственных ланд­шафтов. Эти работы оставили свой след в районе Потсдама. Из много­численных парков следует упомянуть Шарлоттенхоф (пейзажный парк ан­самбля Сан-Сусси), а также обще­ственные парки Берлина. Г. Пюклер прославился как тонкий мастер «кар­тинного метода» формирования пар­ков, а также умением использовать своеобразие сельского ландшафта и включать его в структуру парка. Наи­более выдающиеся его произведе­ния — парк Мюскау, Бранитц и Бабельсберг.

В целом пейзажное стилевое на­правление Европы XVIII — начала XIX в. характеризуется следующими чертами:

— новая трактовка природы и композиционное использование есте­ственного ландшафта;

— постепенная эволюция направления и развитие своих стилей: XVIII в. (романтический) и XIX в., каждый из которых характеризуется своим отношением к природе и со­ответственно ее образной трактов­кой;

— относительно устойчивое сохра­нение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка;

— использование приемов пей­зажной живописи как метода по­строения парков («картинного ме­тода») ;

— расширение функций ланд­шафтного искусства, направлен­ных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов.

Наши рекомендации