Садово-парковое искусство Античной Греции
Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря.
Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколько видов дуба (включая и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.
В культурном наследии древних цивилизаций греко-римская или античная культура занимает особое место.
В истории культуры античной Греции различают несколько периодов, или эпох: Крито-микенская (XX—XIII вв. до н. э.), Гомеровская (XII—VIII вв. до н. э.), Архаическая (VIII—VI вв. до н. э.), Классическая (V— IV вв. до н. э.) и Эллинистическая (III—I вв. до н. э.).
Греция Архаического периода представляла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. К VI в. до н. э. относятся и греческие поселения на Черном море — Ольвия, Херсонес, Феодосия, Фанагория. Развивается каменное зодчество. В архитектуре разрабатывается четкая ордерная система. Ордер (order — порядок) представляет собой определенную совокупность архитектурных элементов, цельную художественную систему сочетаний конструктивных и декоративных частей с определенным соотношением их размеров в сооружении. Он лег в основу конструкций архитектурных сооружений, их гармонического строя и идейно-образного решения. В этот период формируются дорический и ионический ордеры.
Классическая эпоха началась с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Политический
строй — рабовладельческая республика. В 460 г. до н. э. к власти пришел Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпохи рабовладельческой демократии. Время его правления называют золотым веком Греции. В этот небольшой промежуток времени культура достигла наивысшего расцвета. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы. Дорический и ионический ордеры достигли совершенства и дополнились новым — коринфским. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла. На Акрополе — горе, возвышающейся над Афинами,— Перикл построил Парфенон в честь богини Афины. Замечательное творение стало священным местом, национальным центром греческого государства, его культуры.
Эллинистическая эпоха характеризуется образованием крупных греко-восточных монархий. В IV в. до н. э. царь Македонии* Александр Великий (Македонский) завоевал Персию, Египет, средиземноморские страны. После его смерти империя распалась на ряд государств. В Эллинистический период развертывается строительство общественных сооружений, стадионов, театров. Формируется тип жилого дома перистильного типа. Развивается благоустройство и озеленение городов.
Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озелененных территорий:
Священные рощи — герооны. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Позже в героонах стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др.
Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий.
Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений.
Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения.
В целом озелененные территории Греции несли определенную функцию, размещение в них насаждений подчинялось этой функции, а из полезности и качества самого устройства складывалось представление о его красоте.
Для дальнейшего развития садово-паркового искусства важны не только уже рассмотренные типы озелененных территорий Греции, но и теоретические положения композиции и пространственное решение архитектурных ансамблей античности.
В античной Греции была разработана система пропорций — принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении — планировочном решении ансамблей.
Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя, расположенного на скалистом холме и представляющего собой комплекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается постепенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.
В 146 г. до н. э. Греция стала римской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития.