Садово-парковое искусство Античной Греции

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря.

Климат средиземноморский, до­вольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты леса­ми, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколь­ко видов дуба (включая и вечно­зеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.

В культурном наследии древних цивилизаций греко-римская или ан­тичная культура занимает особое место.

В истории культуры античной Греции раз­личают несколько периодов, или эпох: Крито-микенская (XX—XIII вв. до н. э.), Гомеров­ская (XII—VIII вв. до н. э.), Архаическая (VIII—VI вв. до н. э.), Классическая (V— IV вв. до н. э.) и Эллинистическая (III—I вв. до н. э.).

Греция Архаического периода представля­ла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. К VI в. до н. э. относятся и греческие поселения на Черном море — Ольвия, Херсонес, Феодосия, Фанагория. Развивается каменное зодчество. В архитектуре разрабатывается четкая ор­дерная система. Ордер (order — порядок) представляет собой определенную совокуп­ность архитектурных элементов, цельную ху­дожественную систему сочетаний конструктив­ных и декоративных частей с определенным соотношением их размеров в сооружении. Он лег в основу конструкций архитектурных со­оружений, их гармонического строя и идейно-образного решения. В этот период формиру­ются дорический и ионический ордеры.

Классическая эпоха началась с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Политический

строй — рабовладельческая республика. В 460 г. до н. э. к власти пришел Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпо­хи рабовладельческой демократии. Время его правления называют золотым веком Гре­ции. В этот небольшой промежуток времени культура достигла наивысшего расцвета. Го­рода заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архи­тектурные комплексы, возводились храмы. До­рический и ионический ордеры достигли со­вершенства и дополнились новым — коринф­ским. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла. На Акрополе — горе, возвышающейся над Афинами,— Перикл по­строил Парфенон в честь богини Афины. Заме­чательное творение стало священным местом, национальным центром греческого государ­ства, его культуры.

Эллинистическая эпоха характеризуется образованием крупных греко-восточных мо­нархий. В IV в. до н. э. царь Македонии* Алек­сандр Великий (Македонский) завоевал Пер­сию, Египет, средиземноморские страны. Пос­ле его смерти империя распалась на ряд го­сударств. В Эллинистический период развер­тывается строительство общественных соору­жений, стадионов, театров. Формируется тип жилого дома перистильного типа. Развива­ется благоустройство и озеленение городов.

Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следую­щие типы озелененных территорий:

Священные рощи — герооны. Они посвящались героям и носили мемо­риальный характер. Это лесные мас­сивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Поз­же в героонах стали устраивать па­мятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожка­ми, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др.

Философские сады предназнача­лись для ученых бесед и занятий.

Зеленое оформление агор (город­ские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений.

Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения.

В целом озелененные территории Греции несли определенную функ­цию, размещение в них насаждений подчинялось этой функции, а из по­лезности и качества самого устрой­ства складывалось представление о его красоте.

Для дальнейшего развития садово-паркового искусства важны не толь­ко уже рассмотренные типы озеле­ненных территорий Греции, но и тео­ретические положения композиции и пространственное решение архитек­турных ансамблей античности.

В античной Греции была разрабо­тана система пропорций — принци­пы золотого сечения и модуля как со­отношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и сим­метрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении — планировочном решении ансамблей.

Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя, расположенного на ска­листом холме и представляющего собой комп­лекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком рас­положении кроется определенная последова­тельность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается посте­пенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствую­щее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.

В 146 г. до н. э. Греция стала рим­ской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития.

Наши рекомендации