Психологические факторы
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ЧЕЛОВЕКОМ
Биологические факторы
Прежде, чем приступить к рассмотрению факторов, влияющих на восприятие цвета человеком, необходимо определить, что же такое «цвет».
Цвет – это свойство спектральных составов излучений, не различаемых визуально. Тот или иной цвет «присваивается» объектам в процессе их зрительного восприятия человеком
Цвет в искусстве – художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве красок. Как осознанное зрительное ощущение, цвет воспринимается как одно из свойств объектов материального мира.
Орган зрения в целом состоит из трех отделов – периферического (собственно глаз), проводникового (зрительный нерв) и центрального (зрительная зона коры головного мозга в затылочной области).
Рассмотрим в общих чертах строение глаза, опуская детали, имеющие для теории цвета второстепенное значение.
Глаз представляет собой шарообразное тело, образованное несколькими оболочками (рис.1).
Внешняя, называемая белковой оболочкой или склерой, состоит из сухожилий, непрозрачна и выполняет защитную роль. Спереди она переходит в прозрачную и более выпуклую – роговую оболочку. Под склерой находится сосудистая оболочка, в которой заключены кровеносные сосуды, питающие глаз. К ней по внутренней стороне примыкает пигментный слой клеток. Клетки поглощают рассеянный свет. Пигментный слой предохраняет оптическое изображение, создаваемое глазной линзой – хрусталиком, от чрезмерного искажения рассеянным светом.
Рис.1 Схема строения глазного яблока
1 - сосудистая оболочка; 2 – сетчатка; 3 – роговица; 4 – радужка; 5- передняя камера глаза; 6 – склера; 7 – хрусталик; 8 – ресничное тело; 9 – стекловидное тело; 10 – зрительный нерв.
Сосудистая оболочка спереди переходит в ресничное (цилиарное) тело, а затем – в радужную оболочку, содержащую пигментные клетки. Пространство между хрусталиком и роговой оболочкой заполнено так называемой водянистой влагой. Она состоит из воды, в которой растворены соли и белки. За хрусталиком находится стекловидное тело, также состоящее главным образом из воды.
Отверстие в центре радужной оболочки – зрачок – играет роль диафрагмы. При изменении светового потока, попадающего в глаз, площадь зрачка меняется: либо круговые радужки сужают его, либо радиальные расширяют. Эти реакции непроизвольны, их роль заключается в предохранении светочувствительной оболочки глаза – сетчатки – от чрезмерного раздражения при повышенной освещенности.
Наиболее важная с точки зрения восприятия область сетчатки – желтое пятно, расположенное в центральной ее части. Оно окрашено желтым пигментом, предохраняющим рецепторы этой области от чрезмерного возбуждения коротковолновыми излучениями. Средняя часть желтого пятна углублена и называется центральной ямкой. В середине центральной ямки находится область, содержащая только колбочки (их насчитывается около 50 тыс. очень близко расположенных друг к другу). Высокая поверхностная концентрация рецепторов обеспечивает большую разрешающую способность и светочувствительность этого участка сетчатки.
Световая чувствительность колбочек и палочек различна. Палочки работают при низких освещенностях и выключаются при высоких. Эти рецепторы обеспечивают так называемое сумеречное зрение, когда освещенности невелики. Это объясняется тем, что палочки располагаются на сетчатке значительно реже, чем колбочки, и разрешающая способность палочкового аппарата намного ниже, чем колбочкового.
Колбочковое зрение называется дневным. При высоких освещенностях, когда начинают действовать колбочки, глаз различает цвета и мелкие объекты.
В результате светового возбуждения палочек или колбочек в мозг передаются электрические импульсы, частота которых увеличивается с ростом освещенности сетчатки. Импульсы достигают затылочных долей мозга, где возбуждают световые ощущения, из которых складывается зрительный образ объекта.
Колбочковая световая чувствительность, обеспечивающая цветовые ощущения, намного ниже «ахроматической», палочковой. Характер цветового ощущения зависит как от суммарной реакции цветочувствительных рецепторов, так и от соотношения каждого из рецепторов. Суммарная реакция определяет светлоту, а соотношение долей – цветность.
Когда излучение раздражает все рецепторы одинаково, его цвет воспринимается как белый, серый или черный (ахроматические цвета). Эти цвета не различаются качественно, поэтому они могут быть заданы одной психологической величиной – светлотой.
Если рецепторы разных типов раздражены неодинаково, возникает ощущение хроматического цвета. Для его описания нужны и светлота, и цветность. Степень отличия хроматического цвета от нехроматического называется насыщенностью.
Колбочки необходимы для цветовосприятия. Принято выделять три вида чувствительных к цветовым областям колбочек: чувствительные к красному; чувствительные к зеленому; чувствительные к синему. Эти три цвета являются цветами для дополнительного смешивания. Ощущение желтого цвета возникает при равных реакциях красночувствительных и зеленочувствительных колбочек. Если усиливать возбуждение красночувствительных колбочек, цветовой тон смещается в сторону оранжевого цвета. Если вызвать раздражение и у синечувствительных колбочек, насыщенность упадет. Если на глаз действует смесь излучений, то реакции рецепторов на каждое из них складываются. Смешение окрашенных световых пучков дает новый цвет. Это явление называется синтезом.
Таким образом, можно сказать, что восприятие цвета напрямую зависит от биологического устройства человеческого глаза. Но для того, чтобы в полной мере освятить процесс восприятия цвета человеком, необходимо рассмотреть физику цвета.
Физические факторы
Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определенный род электромагнитной энергии. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра (спектральные цвета открыл в 1676г Ньютон) и разложил с помощью призмы белый цвет на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие.
Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон (1 микрон (1 т) = 1/1000мм = 1/1 000 000м; 1 мт (1 миллимикрон) = 1/1 000 000мм).
Длина волн, соответствующих отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют соответствующие характеристики (см. табл. 1).
Таблица 1
Характеристики цвета
Цвет | Длина волны | Частота колебаний в н/м в секунду |
красный | 800-650 | 400-470 млрд. |
оранжевый | 640-590 | 470-520 млрд. |
желтый | 580-550 | 520-590 млрд. |
зеленый | 530-490 | 590-650 млрд. |
голубой | 480-460 | 650-700 млрд. |
синий | 450-440 | 700-760 млрд. |
фиолетовый | 430-390 | 760-800 млрд. |
Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознает эти волны до настоящего времени еще полностью неизвестно. Известно только, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.
Рассматривая природу цвета, нельзя не обратить внимание на воздействие света на цвет. Освещенность влияет не только на восприятие светлоты, но и на восприятие цвета. При более яркой освещенности выигрывает красный цвет и его оттенки, а при слабой – синий.
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения и отражения волн. Например, красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Он сам по себе не имеет никакого цвета, цвет создается при его освещении.
Отражение световых лучей от поверхности подчиняется закону, открытому Ньютоном: угол падения луча равен углу отражения от природы материала и длины световой волны. Основываясь на данном законе, мы можем говорить о характере и фактуре поверхности. Блестящая поверхность отражает свет таким образом, что падающий на нее световой поток, состоящий из параллельных световых лучей, отражается точно также, параллельными лучами, как бы исходящими из этой поверхности. Шероховатые тела отражают свет по тому же принципу, но их поверхность состоит из множества мелких поверхностей, расположенных под разными углами, поэтому отраженный свет рассеивается. Такие поверхности с разных точек зрения кажутся одинаковыми по светлоте и называются матовыми1.
Световой поток падает обычно на множество поверхностей, расположенных под разными углами друг к другу, что в результате дает сложную картину распределения света и тени. Светотень служит основным средством объемно-пространственной моделировки формы. В зависимости от распределения светотени предмет может выглядеть плоскостным или объемным. При работе над созданием прически важно учитывать следующие характеристики – свет, тень, блик и рефлекс, поскольку прическа имеет объемную поверхность. Самое светлое место на свету – блик, а в тени – рефлекс. С помощью цвета можно усилить блики или тень, соответственно сделав прическу более объемной и выразительной.
Теперь рассмотрим живописные краски и красители для волос, которые в значительной мере отличаются друг от друга. Все живописные краски являются пигментными или вещественными. При смешивании этих красок мы руководствуемся законами живописи (например, два основных цвета дают при смешении третий, дополнительный, цвет). Красители для волос отличаются от живописных красок, в первую очередь, более сложным химическим составом, который влияет на получаемый цвет. При их смешивании уже нельзя использовать законы живописи, хотя в выборе цвета мы ориентируемся на единую цветовую теорию. Из-за сложной химической составляющей, цвет красителя в значительной степени отличается от того цвета, который мы получаем на волосах.
____________
1 Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. Л. Монаховой. – М. : Д. Аронов, 2000. – С. 3.
Поэтому при их смешивании, мы руководствуемся в первую очередь цветовой картой, помогающей предположить конечный результат. Применение того или иного красителя, равно как и смешивание нескольких тонов, а также применение дополнительных (нейтрализующих) оттенков, напрямую зависит о базового цвета волос клиента и желаемого результата.
Понятие цвета применяется для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому определению и анализу. Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе лишь человеческое смысловое содержание.
Однако и глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету – черному, белому или серому, или же просто по отношению его к одному или нескольким хроматическим цветам.
Таким образом, восприятие цвета – это физический процесс, но он также является и психофизиологическим процессом, поскольку каждый человек уникален и имеет собственное, субъективное видение цвета.
Психологические факторы
Восприятие цвета человеком является субъективным и эмоциональным процессом, в особенности по отношению к восприятию цвета волос и прически в целом. Такое восприятие является основным и наиболее мощным средством невербального межчеловеческого общения, а также средством самовыражения и самоутверждения личности.
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах, переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связано с оптическими свойствами цвета.
Выбор предпочтительно «любимого» цвета человеком определяется его характером и зависит также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой – фиолетовый – белый – розовый – пурпурный – красный – зеленый – желтый – оранжевый – коричневый – черный. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента иллюстрируется на рис.2.
Рис.2 Зависимость выбора цвета от темперамента
Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный чаще всего ассоциируется с огнем и кровью, желтый – с солнцем, синий – с небом и водой, а зеленый – с листвой деревьев и травой.
Психологическое воздействие на человека оказывают не только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И здесь очень большое значение имеет расположение цветов в пространстве.
Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления, откуда воздействует цвет.
Цвет, расположенный по вертикали, воспринимается легким, по диагонали - динамичным, по горизонтали - устойчивым
Напряжение цвета внизу - композиция естественная и устойчивая; вверху - неестественность положения, высокое давление; с какого либо краю - неустойчивость композиции.
Из названия "активные" и "пассивные" вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия. Если мы хотим чтобы по силе воздействия обе декоративные формы были одинаковы, необходимо изменить соотношения окрашенных поверхностей.
Часто мы судим о цвете по его визуальной весомости. Если на какой-либо поверхности внизу даны темные цвета, а наверху - светлые, то такое решение производит стабильное впечатление. Наоборот же будет впечатление неустойчивости.
Что касается воздействия цвета на расстоянии, то характерно, что наибольшую различимость имеет сочетание черного цвета на желтом фоне.
По мере ухудшения контрастности располагаются следующие цветовые сочетания: желтый на черном, белый на синем, черный на оранжевом, оранжевый на черном, черный на белом, белый на красном, красный на желтом, зеленый на белом, оранжевый на белом, красный на зеленом.
Существует также объективный зрительно-психологический факт восприятия объектов по подобию. Наш глаз и психика, прежде всего, определяют подобные объекты по каким либо качествам, или по подобию форм, или по подобию цвета.
Как уже было сказано выше, «субъективный цвет» может выявить характер или настроение, образ мышления и чувства человека. В исследованиях по изучению субъективного цветовосприятия можно обнаружить, что не только выбор и сочетание цветов, но и величина и направленность цветовых пятен могут быть весьма характерными для того или иного человека. Некоторые могут предпочитать вертикаль, другие – горизонталь, либо диагональ. Так, например, характер прически может сказать о многом. Как волосы могут плотно прилегать к голове, лежать ритмичными волнами, или же быть взъерошенными и падать беспорядочными прядями, так и цветовые пятна могут быть резко очерченными или «диффузными», сливающимися, или же неясными и неупорядоченными.
Сущность человека редко может быть целиком понята, исходя из предпочитаемых им цветовых сочетаний; иногда самым главным здесь является физическая сторона, иногда интеллект, иногда духовная жизнь, а иногда сочетание всего сразу. Акцент будет меняться здесь в зависимости от индивидуального темперамента и характера человека.
Помимо индивидуального суждения человек способен на более объективный подход к явлению, который заставляет его признавать существование чего-то общезначимого и берет верх над индивидуальными пристрастиями. Именно поэтому нам необходимо хорошо дисциплинированное колористическое мышление и знание цветовых возможностей. Поскольку это помогает избежать односторонности и ошибок в оценке колорита, продиктованных только нашим вкусом. Наглядным примером является слепое подражание моде. Когда человек не умеет определять свой цветотип, он не может правильно подобрать цвет, сочетающийся с его внешностью, а идет на поводу у модных тенденций. Поэтому важно, чтобы мастер знал и умел применять на практике теорию цвета, чтобы в соответствии с веяниями моды посоветовать клиенту тот или иной подходящий оттенок.
Исходя из предпочтений в выборе того или иного цвета, можно рассматривать также субъективность выбора цвета волос человеком. В нашем сознании испокон веков сложились определенные стереотипы, касающиеся цвета волос, поэтому, выбирая для себя определенный цвет, человек как бы примеряет новую роль.
Желание перекрасить собственные волосы, зачастую говорит о том, что человек хочет изменить свою жизнь и готов к переменам.
Таким образом, на основании выше изложенного, можно сделать вывод, что восприятие цвета человеком обусловлено психологическими, физическими и биологическими факторами. Человек может различать цвета благодаря строению глазного яблока, а также тому, что наш глаз определяет цвет как поток волн различной длины. Выбирая для себя тот или иной цвет, человек подсознательно руководствуется темпераментом и характером.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «колористика».
2. Перечислите основные факторы восприятия цвета человеком. Раскройте их суть.
3. Назовите рецепторы, влияющие на цветовосприятие? Какие рецепторы отвечают за цветность, какие за светочувствительность?
4. Каким образом свет влияет на цвет?
5. Раскройте понятия «поглощение» и «отражение».
Практикум:
ТОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМА
Человеческий глаз не воспринимает поверхность предмета как линию; все, что мы видим, - это тональные участки. Линию на рисунке мы проводим сами. Намечая контур будущей прически, мы не отображаем линию, а изобретаем ее, чтобы обозначить границу видимого. Моделируя форму с помощью тона, мы создаем иллюзию объема, используя градацию тона на поверхности формы. Выберите в публицистической литературе три прически, определите композиционный центр и проведите тональный анализ (обозначьте свет, тень, блики). Возьмите новый лист бумаги и изобразите одну из причесок, используя только тон, не прорисовывая детали. Смысл данного упражнения заключается в изображении светотени, а форма имеет второстепенное значение. Это упражнение позволит научиться создавать объемную композицию.