Учебники по истории зарубежного театра
Театральная энциклопедия в 5-ти тт.
История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988.
Хрестоматия по истории западноевропейского театра./ Сост. и ред. С.С. Мокульского. В 2-х т. Т. 1. М., 1953; Т. 2. М., 1955.
Пави. П. Словарь театра. М., 1991.
История зарубежного театра. Отв. ред. Л.И. Гительман. Санкт-Петербург, 2005.
Вопрос 1.
Театральная культура Древней Греции в V в. до н.э.
1. Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра.
2. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).
3. Содержание и структура хороводных трагедии и комедии. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).
4. Организация театральных представлений. Архитектура и сценическая техника хороводного театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.
Вопрос 2.
Зарождение средневекового театра в Европе (литургическая драма). Жанры средневекового площадного театра (мистерия, миракль, моралите, фарс).
1. Периодизация истории средневекового театра.
2. Первый этап. Религиозное (литургическая драма) и светское направление (выступления гистрионов).
3. Второй этап. Система площадных жанров (мистерия, миракль, моралите, фарс). Драматургия Адама де Ла-Аля.
Вопрос 3
Комедия дель арте как национальная итальянская театральная система.
1.Основополагающие эстетические компоненты: маска, импровизация, буффонада.
2.Структура спектакля комедии дель арте (сценарий, «лацци»).
3. Классификация северных и южных масок.
Вопрос 4
Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус».
1. Организация английского профессионального театра: придворный, частный,публичный театры. Актерское мастерство и публика английского театра в XVI в.
2. Представления в публичном театре «Глобус». Актерское мастерство, устройство сцены, восприятие публики во взаимосвязи с философией произведений Шекспира.
3. Периодизация творчества Шекспира. Краткая характеристика каждого периода.
Вопрос 5
Национальная театральная школа Франции в эпоху Классицизма.
1. Предпосылки возникновения Классицизма во Франции (интерес к античности, утверждение идей абсолютистского государства, рационализма)
2. Теоретические основания Классицизма в литературе и театре (теория жанров, триединство, твердая форма стиха, декламация, система жестов, фронтальная мизансцена).
3. Постановка «Сида» П. Корнеля в театре Маре. Театральная деятельность Ж. Расина.
4. Характеристики жанра «высокая комедия» Ж.Б. Мольера.
5. Организация «Комеди Франсэз».
Вопрос 6
Национальные театральные системы востока: Но и Кабуки.
1. Традиции элитарного театра Но (сюжеты, способ актерской игры, маски, устройство театра).
2. Легенда о возникновении театра Кабуки.
3. Традиции демократического театра Кабуки (драматургия, техника актерской игры, устройство театра).
4. Отличия европейской и восточной моделей театра.
Вопрос 7
«Актер представления» и «актер переживания» в системе актерского искусства эпохи Просвещения (трактат Дени Дидро «Парадокс об актере»).
1. История создания трактата Д. Дидро «Парадокс об актере».
2. Основные характеристики «актера представления»:
- рациональный способ создания образа, гармония рационального и эмоционального в системе спектакля,
- актер-наблюдатель,
- «ансамбль как хорошо организованное общество»,
- Ипполита Клерон как пример «актрисы представления».
3. Основные характеристики «актера переживания»:
- «интуитивный» способ создания образа,
- техника перевоплощения,
- Мари Дюмениль как пример «актрисы переживания».
Вопрос 8
Романтический тип игры в европейском театре XIX века (Ф.-Ж. Тальма, Э. Кин, Э. Рашель, Ф. Леметр, Г. Дебюро, Т. Сальвинии – на примере одного актера).
1. Характеристики романтического типа игры:
- действенность,
- принцип контраста в создании сценического образа,
- требование «местного колорита» в спектакле,
- разрушение системы амплуа,
- включение личности художника в сценический образ.
2. Описать романтический тип игры на примере одного актера.
Вопрос 9
Актер рубежа XIX – XX вв.: модерн в игре Сары Бернар и психологический реализм игры Э. Дузе.
1. Стилевые черты модерна в сценическом искусстве Сары Бернар («эстетизм и обобщенность» при создании образов, доведение неестественности до высокого искусства; создание андрогинного сценического образа, декоративность в ролях, мифологизация собственной личности).
2. Психологический реализм Элеоноры Дузе (амплуа «неврастенички», роли в классической и своременной драме).
Вопрос 10
«Новая драма» в формировании режиссерского театра на рубеже XIX – XX вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Б. Шоу).
1. Характерные черты «новой драмы», предполагающие участие режиссера в создании спектакля:
- открытый тип драмы,
- новый тип конфликта,
- новый тип героя,
- техника подтекста,
- интеллектуально-аналитическая композиция,
- «режиссерские» ремарки.
2. Первые режиссерские прочтения «новой драмы» на примере предложенных драматургов.
Вопрос 11