Выпишите иноязычные слова, употребленные неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами
1. Рецензент отметил, что стихи написаны на некардинальные темы нашей жизни.
2. Преподаватель информировал о предстоящей контрольной работе.
3. Среди собравшихся превалировали студенты старших курсов.
4. Родители оппонировали против моей поездки за город.
5. Зимой Дениса согревали мемуары о летнем отдыхе.
6. Эволюция в природе неизбежна.
7. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию негативный эффект.
8. Новый сезон открывает большие возможности для эволюции отдельных видов спорта.
9. Закон должен надежно защищать права тинэйджеров в России.
10. В газете напечатано эксклюзивное интервью «заезжей знаменитости».
10. Выпишите просторечные и разговорные слова. Замените их литературными синонимами.
1. Егерь схоронился в кустах.
2. Дети долго блудили по лесу, затем вышли на полянку.
3. Магазин получил новую партию самописок.
4. Мать хотела набить ребенка.
5. У мальчика голое коленко сверкает.
6. Ребята не заметили, как стемнялось.
7. Сенокос плохой, потому что лето было сухменное.
8. Посередке поляны стоял стог сена.
9. Все они разом прыгнули в воду.
10. Погоди трошки, не спеши.
11. Заместо дневников я веду рейтинговые книжки.
12. Есть еще куча интересных авторов, которых не изучают в школе.
13. Таким образом можно охаять любое полезное дело.
14. Задержанный до того набрался, что оказал сопротивление органам милиции.
15. Руководители ищут «дядю», чтобы спихнуть на него
16. ответственность.
17. Ошибка сделана, и враз заработала бюрократическая система.
18. Мама всегда орет из окна, когда пора идти домой.
19. У нас этих яблок до беса.
20. Промеж друзей должно быть взаимопонимание.
21. Нам вдогон неслись бранные слова.
11. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе приведенных фразеологизмов.
1. На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.
2. (Черепашьим, гусиным) шагом.
3. Гладить по (голове, волосам, шерсти).
4. Вставлять (сучья, бревна, палки) в колеса.
5. Заварить (суп, кашу, чай).
6. Как (мышь, птица, белка) в колесе.
7. Канцелярская (мышь, крыса).
8. Ловить (рака, медузу, рыбу) в мутной воде.
9. Намотать на (палец, ус, голову).
10. Пустить (овцу, козу, козла) в огород.
Составьте словосочетания с приведенными словами так, чтобы стали очевидны различия в их употреблении.
Компания – кампания, ванна – ванная, район – регион, холодать – холодеть, опять – обратно, бесстрастный – беспристрастный, нарочно – нарочито, главный – заглавный, эффектный – эффективный.
Определите, в чем неудачность употребления выделенных слов.
1. После повторного эксперимента были получены отличные данные. 2. Эту особенность конструкции здания просмотрела комиссия. 3. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента. 4. Вы как автор сообщения можете оставить этот термин. 5. Компания РИКО обует все страну (из рекламы). 6. На столе в библиотеке – отобранные книги.
14. Наиболее «передовой» и «революционной» в плане размывания языковых норм является молодежь. Оцените со стилистической точки зрения употребленные сленговые выражения. Какую функцию выполняют они в речи молодежи?
Какие нынче у молодежи развлечения? Намылиться на булнотряс (сходить на дискотеку), на кашу (вещевой рынок), а если комиксы (каникулы), то в могильник (на пляж). Если идти никуда не хочется, то можно не напрягаться и покрутить жужу (послушать магнитофон), а если родичи против, то просто потусоваться в тамбуре (постоять с друзьями на лестничной клетке) и разрушить мозги (пообщаться), а то и ужалиться (выпить) где-нибудь в офисе, бункере (и то и другое значит подвал) или какой другой нычке (укромном месте). Ну а если шнурки свалили (родители, значит, уехали), то можно и прямо в морге (на квартире) в бутыльбол поиграть (опять же устроить пьянку) с бесплатной шарахункой (угощением).
У девушек есть свое специфическое занятие – ходить сниматься где-нибудь на движении, то есть гулять по главной улице с целью познакомиться с парнями. Парни в свою очередь любят устраивать бучу (драться между собой), какому-нибудь мармыге (пьяному) табло почистить (надавать по морде). Правда, за это можно засючить (попасть в милицию), а там уж тогда лучше делать бэп (делать, что говорят), а не то какой-нибудь помидор (милиционер) поучит тебя гуманизатором (дубинкой) (Р. Шебуков «Учите язык тинейджеров»).
Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм (употребление слова без учета значения, тавтология, плеоназм, речевая недостаточность, нарушение лексической сочетаемости).
1. Этот банк-дебитор предоставил средства для развития нашего предприятия. 2. Сравните показатели первой таблицы со второй таблицей. 3. Сотрудники фирмы разработали эффектный метод уменьшения затрат. 4. Где можно ознакомиться с прейскурантом цен на вашу продукцию? 5. Ведущий лидер партии выступил с заявлением. 6. На предприятии имеются свободные вакансии. 7. Он присвоил львиную часть дохода. 8. Важным моментом является то, что в данный момент мы не располагаем никакой информацией по данному вопросу. 9. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 10. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу. 11. Продолжительность процесса плавки продолжается несколько часов. 12. Благодаря изучению этого предмета студенты нашего курса повысили свой кругозор. 13. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная маши на «Макс». 14. Он преступил все доступные нормы. 15. Дума внесла непоправимый вклад в русский язык.