Теоретические и методологические основы социокультурной реабилитации инвалидов
К концу 80-х годов прошлого столетия традиционная государственная политика в отношении инвалидов и инвалидности, основанная на теории их исключительности и ориентированная, в основном, на медицинское обслуживание, удовлетворение материальных и бытовых нужд инвалидов, утратила свою эффективность.
В обществе, в государстве, среди самих инвалидов всё большее признание приобретает подход, в соответствии с которым проблемы инвалидов следует рассматривать в аспекте восстановления нарушенных связей индивидуума и социума, удовлетворения потребностей в социальном развитии личности, интеграции инвалидов в общество. При этом политика в области взаимоотношений государства и инвалидов должна согласовываться с общепризнанными принципами и нормами международного права. Среди них особое место принадлежит «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов» (далее — Стандартные правила), принятым Генеральной Ассамблей ООН 20 декабря 1993 года, основу которых составляет опыт, приобретенный в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организацией Объединенных Наций (1983-1992 годы).
Стандартные правила — это основной международный документ, фиксирующий краеугольные принципы социокультурной жизни инвалидов в обществе. В них содержатся конкретные рекомендации государствам о мерах по устранению препятствий, осложняющих участие инвалидов в общественной жизни, с одной стороны, и по обеспечению адекватного отношения общества к проблемам инвалидов, их правам, потребностям, возможностям самореализации, с другой.
Согласно Стандартным правилам, процесс реабилитации не ограничивается оказанием лишь медицинской помощи, а включает широкий круг мер, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной индивидуальной помощью.
Принцип равенства прав предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в сфере социальной политики и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый имел равные возможности для участия в жизни общества.
Одной из основных задач социально-экономического развития является обеспечение всем лицам доступа к любым сферам жизни общества. В числе целевых областей для создания инвалидам равных возможностей, наряду с доступностью образования, занятостью, социальным обеспечением, определена и сфера культуры. Стандартными правилами, в частности, установлено, что государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды, проживающие как в городах, так и в сельских районах, имели возможность использовать свой художественный и интеллектуальный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения культуры общества. Примерами такой деятельности могут являться занятия хореографией, музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью и ваянием.
Государствам рекомендовано содействовать доступности и возможности использования таких культурно-просветительских учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки, использовать специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам и театральным спектаклям. Стандартные правила рекомендуют и другие меры по обеспечению равных возможностей для инвалидов. Среди них выделены: информация и научные исследования, разработка политики и планирование, законодательство, экономическая политика, координация деятельности, активность организаций инвалидов, подготовка персонала, национальный контроль и оценка программ, касающихся инвалидов.
В нашей стране обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности впервые были определены как цели государственной политики в Законе СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов СССР» (1990). Законом устанавливалось, что государство создает необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей этой категории населения. Местные органы государственной власти и управления были обязаны обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования культурно-зрелищными учреждениями и спортивными сооружениями. Однако в связи с распадом СССР названный закон не был реализован.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992) закрепили право каждого человека на культурную творческую деятельности, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. Определены обязанности государства в области культуры, в том числе по обеспечению доступности культурных ценностей для всех граждан.
Конституция Российской Федерации(1993), провозгласившая Россию социальным государством, предусматривает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, гарантирует инвалидам равные с другими гражданами права и свободы. На современном этапе это стало одной из важнейших задач государства и его органов здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта,
В Федеральном законе«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) в качестве цели государственной политики в отношении инвалидов впервые определена не помощь инвалидам, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с этим законом органами государственной власти субъектов Российской Федерации за истекшие годы приняты законодательные нормативные правовые акты и комплексные целевые программы, обеспечивающие реализацию государственной политики в отношении инвалидов с учетом уровня их социально-экономического развития.
Таким образом, правовую основу государственной социокультурной политики в отношении инвалидов образуют: Конституция Российской Федерации, соответствующие международные правовые акты, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Минтруда России, Минкультуры России, других органов исполнительной власти Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации. Были сформулированы конкретные задачи и функции министерств и ведомств социальной сферы в отношении инвалидов. Основным звеном государственной политики в отношении инвалидов является комплексная реабилитация, которая в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» включает в себя медицинский, профессиональный и социальный аспекты. Процесс социальной реабилитации и содействие интеграции должны обеспечиваться системой мер социальной защиты, направленных на создание инвалидам условий для их полной или частичной экономической самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.
Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Социальная личность складывается в общении людей, и предстает как система социальных ролей человека. Самоутверждение в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и другом формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель — наши притязания.
Личностные притязания не должны разрушать гармонию отношений личности с другими личностями и окружающим миром. Фактически человек есть «личность» и «индивидуальность» лишь в той мере, в какой он что-либо «значит» для других, может им что-либо дать, тогда как замкнутость и обособленность есть признак утраты личности.
Особое значение имеет самоопределение личности человека, ставшего инвалидом, будучи взрослым. Отсутствие социального опыта, связанного с инвалидностью, нарушает гармонию его отношений с окружающей средой и требует формирования нового опыта, во многом отличного от прежнего.
Самоопределение, включающее становление личности и ее самоидентификацию с той или иной социальной группой, социальной общностью — это длительный процесс. Становление личности происходит в процессе усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли, то есть вести себя в соответствии со стандартными ситуациями социального взаимодействия и коммуникации в системе общественного разделения труда и в обыденной жизни. Расширение поля самореализации существенно изменяет качество социализации инвалидов.
Самоопределение личности следует рассматривать сквозь призму соотношения ее биологической и социальной сущности. Влияние окружающей среды на судьбу человека приоритетно. Расцвет творческой личности возможен только в условиях благоприятной среды. В противном случае из ребенка может вырасти, а из взрослого — сформироваться существо, не способное жить существовать в человеческом обществе. В реальной жизни потенциальные возможности психического развития человека, обычно реализуются лишь частично. Влияние искусства, творчества на формирование личности инвалида огромно: они помогают становлению его сознания, овладеть формами человеческой деятельности, ощутить себя членом общества.
Закономерности формирования личности во многом определяются опытом и свойствами личности. Самореализация личности — процесс целенаправленного использования полученных знаний и навыков в обыденной жизни и профессиональной деятельности при адекватной самооценке. Самореализация личности начинается с раннего возраста и осуществляется в период обучения в школе, профессиональном образовательном учреждении, в последующей профессиональной деятельности. Самореализация означает также и свободу выбора человеком своего образа жизни. При этом велико влияние художественных ценностей на формирование личности.
Важнейшим условием для самореализации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.
Умение применять различные познавательные стратегии в решении проблем означает адекватное использование логических операций мышления при восприятии и переработке информации. Это — операции сравнения (сопоставление двух и более объектов и нахождение у них общих и различительных черт), идентификации (установление подобия объектов, явлений с уже имеющимися в сознании эталонами), последовательности (установление порядка непрерывного следования одного за другим); сериации (установление закономерностей в чередовании, в динамике расположения объектов, нарастании или уменьшении какого-то явления). Средства культуры и искусства позволяют, как нельзя лучше, выстраивать определенные модели, которые становятся эталонами для решения различных проблем социализации личности.
Самореализации личности инвалида способствует повышение уровня его общественной активности. И наоборот. В связи с этим в деятельности различных организаций, в том числе в сфере культуры и искусства, целесообразно создавать условия, позволяющие ускорить процессы социализации инвалидов, преобразования социального опыта в личные установки, ценности, ориентации, усвоения социальных норм и ролей. Инвалид, как любой человек в обществе, включен в его культуру, понимаемую широко — как быт и нравы, семейный уклад, этика производственных отношений, досуг и традиции, искусство и формы общения.
Оценивая накопленный опыт учреждений социальной защиты населения и культуры, их возможности содействия инвалидам в налаживании социальных связей, организации содержательного досуга, выявлении и развитии творческих способностей, удовлетворении их эстетических интересов и самоутверждении, социокультурную реабилитацию следует рассматривать как важное направление социальной реабилитации инвалидов (на основе социально-средовой ориентации).
Реабилитационная роль сферы культуры в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не определена. Однако целесообразность включения ее в эту систему обусловлена как значимостью культурных ценностей для развития и самореализации личности, провозглашенной в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, так и практикой работы с инвалидами значительного числа учреждений культуры. В этом убеждает и опыт развитых стран.
Одним из важнейших положений социокультурной реабилитации инвалида является ориентация на независимый образ жизни. Основным системообразующим фактором при этом становится понятие социальной независимости инвалида, которое подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в социокультурной жизни. Более того, социокультурная реабилитация позволяет использовать инвалидам свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения.
Под социокультурной реабилитацией инвалидов следует понимать комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой; находить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами; ухаживать за собой, словом, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.
Нецелесообразно ожидать, что можно разработать способы социокультурной реабилитации, использование которых приведет к полной интеграции каждого инвалида в обычную социокультурную жизнь. Но предпринимать соответствующие усилия следует, поскольку любое расширение сферы самостоятельности в отношениях со средой оказывается во благо как самому инвалиду, так и окружающим его людям.
Основными психофизическими отклонениями в становлении личности инвалидов можно считать:
ü нарушения сенсорного, двигательного, когнитивного характера, обуславливающие понижение возможностей обучения и социализации;
ü снижение сенсорно-моторного развития, сдерживающее формирование предметно-практической деятельности;
ü нарушение эмоционально-волевой сферы, приводящей к нарушению общения, снижению психоэмоционального контроля, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний и проявлений снижения регуляторных и контролирующих действий;
ü ограничения взаимодействия с окружающей и социальной средой, приводящие к фрустрациям (неудовлетворенности потребностей в социальных контактах и во взаимодействиях с социальным окружением).
Наблюдая инвалидов, имеющих двигательные нарушения, можно выделить, например, следующие симптомы, указывающие на необходимость создания специальных коррекционных условий: нескоординированность движений, навязчивые движения — паразиты, недостаточность физических сил (мышечная слабость), нарушения равновесия (церебреальная патология), уменьшение амплитуды движений, снижение контроля за двигательными актами, создающими проблемы при передвижении в пространстве, выполнении предметно-практических действий, трудность в овладении продуктивными видами деятельности и спортивными двигательными актами.
У лиц с сенсорными нарушениями наблюдаются проблемы с получением зрительной или слуховой информации. Так, у лиц с нарушением зрения наблюдаются:
ü нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушениеглазодвигательных функций, бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др.;
ü неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность предметных представлений и ориентировки в пространстве;
ü обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;
ü нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем снижению функциональных возможностей организма, нарушение мобильности;
ü нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижение познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижение желаний к самопроявлению и возникновение большей зависимости от помощи и руководства окружающих людей.
Для инвалидов с нарушением слуха главным препятствием является овладение речью, ее смысловой соотнесенностью с признаками и свойствами предметного мира, возникает проблема общения, передачи и приема информации.
Все это обуславливает трудности взаимодействия с окружающим миром, а социальные проявления в своем развитии у неслышащих значительно сдерживаются и имеют обедненный характер. Это предопределяет сужение социальных контактов и ограничивает свободу общения.
Принципиально новым явлением в реабилитации инвалидов следует рассматривать слияние социокультурных технологий с технологиями коррекционно-компенсаторной работы, способствующее формированию у инвалидов специальных социально-адаптивных знаний, навыков и умений, а также значительно повышающее эффективность их социального развития и самоутверждения в обществе.
Проблема самоосознания инвалидом своих возможностей проступает как коррекционная необходимость знания как негативных, так и позитивных компенсаторных значений сохранных анализаторов, речи, мышления. Такой подход открывает реальные пути ориентации в окружающем мире, понимании роли специального социально-адаптивногоповедения, где регуляторами проступают такие качества как упорство, умение преодолевать отчуждение, депрессию, тяготы недуга, непонимание окружающими, какая конкретно помощь нужна глухому, слепому, инвалиду с нарушением мобильности и т.д.
В реабилитационной работе необходимо выделить две сферы влияния: на первичный дефект и вторичные отклонения.Последние требуют в свою очередь сложного дифференцированного подхода в зависимости от индивидуального проявления их в психике инвалида. Содержание реабилитации следует строить с учетом всей иерархии первичного нарушения и вторичных отклонений. Ее основная цель — это создание обходных путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой за счет развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации. В реабилитационной работе проступает определенная схема воздействия на весь ход психофизического развития инвалида. При этом следует исходить из первичного дефекта и иерархии отклонений в психическом развитии и обеспечивать нарастание позитивных психических качеств и свойств; следует обогащать его психическую деятельность новыми элементами, преобразовывать взаимосвязь между анализаторами и воспитывать умения пользоваться сохранными психическими и физическими функциями.
Компенсация психофизической недостаточности за счет формирования приспосабливающихся динамичных систем взаимодействия психических структур является основой для практики реабилитационной работы. Это выражается в создании специальных средств компенсации нарушенных функций, а также в преодолении вторичных отклонений в развитии, осуществляемых в условиях специальных занятий различными видами социокультурной деятельности.
Констатация улучшения здоровья инвалида и его готовности к дальнейшим адаптационным мерам становится показателем возможности перехода к собственно социокультурной реабилитации, программа которой предполагает прохождение еще двух стадий. На первой из них инвалидам придется некоторое время заниматься в группах адаптации. Такие группы предназначены для слабо адаптированных инвалидов и ориентированы на то, чтобы в привлекательной форме побуждать их к активному использованию, развитию тех навыков, которые были приобретены в ходе лечения. Для этого могут быть использованы игровые методы арттерапия с обязательной ориентацией на максимально возможную приближенность к реальным условиям.
Об окончании этой стадии можно судить по той степени свободы, с которой инвалиды используют полученные знания и навыки в узких пределах игр и художественной самодеятельности, имеющих терапевтическую направленность. В случае адекватного владения ими следует переходить к следующей стадии — обучающей. На этой стадии происходит целенаправленное распространение приобретенного практического опыта на другие области образа жизни.
Все стадии должны различаться по организационным формам реабилитации, очевидным образом отмечающим продвижение индивида от болезни к обычной жизни. Если на первой стадии он получает необходимое восстановительное лечение в медицинских учреждениях, то на второй — инвалидам следует рекомендовать комплексные реабилитационные центры с социокультурной ориентацией, а в их рамках — адаптационные группы, которые могут быть организованы в форме кружков, художественных коллективов, творческих мастерских, студий и т.д.
Использование каждого типа стратегии в рамках реабилитационных структур имеет свои социальные последствия с точки зрения интеграции инвалидов в обычную социокультурную жизнь. Искусственное создание для инвалидов игровых условий, а также чрезмерный медицинский акцент на дефекте не обеспечивают их социокультурной реабилитации.
Ориентация на социокультурную реабилитацию должна включать меры, направленные на выработку у инвалидов навыков самообслуживания, самостоятельной — насколько позволяет дефект — организации собственной жизненной среды. По сравнению с игровым подходом речь идет о более трудоемких и менее привлекательных способах социализации. Приобретаемые знания и навыки должны быть привязаны к решению повседневных жизненных задач, а не уводить от обыденной реальности. В ходе обучения инвалидам приходится затрачивать значительные усилия на приобретение навыков общения, поиск информации, самообслуживание, выполнение трудовых обязанностей. Закрепление таких навыков требует от них самостоятельных занятий, умения вовремя обратиться за советом и помощью к работникам центров социокультурной реабилитации. Такой подход гарантирует адекватную социальную адаптацию инвалидов, их интеграцию в обычную социокультурную жизнь, расширение области самостоятельности в отношениях с окружением. Результаты его полезны как для самих инвалидов, так и для их близких, поскольку делают их более независимыми друг, от друга.
Выделение позитивных адаптационных характеристик из представленных выше ориентации в работе с инвалидами позволяет построить конструктивную модель социокультурной реабилитации, направленную на расширение сферы самостоятельности в отношениях с окружением. Эта модель базируется на концепции образа жизни, что позволяет связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими его формами жизнедеятельности: жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация.
Под жизнеобеспечением понимается включенность людей в процессы хозяйственной жизни, в систему общественного разделения труда, дающая им средства существования.
Участие в процессах социальной коммуникации — это ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, взаимодействий, обменов информацией между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для инвалидов, мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая таким образом поле их культурной активности.
Для решения вопросов социокультурной коммуникации инвалидов, их интеграции в обычную социокультурную жизнь могут быть рекомендованы следующие первоочередные меры:
ü разработка и реализация программ, специально ориентированных на развитие у инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях. Они должны предусматривать использование арт-терапии для развития речевых и пластических навыков, а также обучающих методик, способствующих улучшению социальных контактов;
ü организация обучения и тренинга инвалидов в реабилитационных центрах системы социальной защиты населения и культуры. Здесь возможна подготовка инвалидов к интеграции в обычные коммуникативные сети, осуществляемой в искусственно облегченных условиях с применением игровых и обучающих методик, ориентированных на формирование навыков коммуникации в естественных стандартных ситуациях социального взаимодействия;
ü подготовка специалистов, владеющих игровыми и обучающими методиками развития коммуникативных навыков и организации процессов социокультурного взаимодействия инвалидов с различными типами дефектов.
Под рекреациейпонимаются процессы восстановления сил и здоровья, которые инвалиды частично утрачивают в сферах труда и при выполнении своих повседневных обязанностей. Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности.
Процессы в области рекреации инвалидов имеют несколько основных направлений:
ü формы рекреации, характерные для культуры вообще: посещение театров и кинотеатров, музеев, концертных залов; развлекательные теле- и радиопередачи, массовые досуговые мероприятия и тп. Они используются большинством членов
общества, в том числе и инвалидами. Проблема заключается в доступности этих форм для различных групп инвалидов;
ü формы развлечений, специфичные для различных групп инвалидов (слепые, глухие, с нарушениями функций движения и др.). Проблема заключается в том, что при различных типах дефекта существуют специфичные барьеры, мешающие инвалидам принимать участие в обычных развлечениях;
ü специфичные для инвалидов развивающие рекреационные формы. Смысл заключается в том, чтобы сочетать привлекательный досуг с полезными реабилитационными занятиями.
В соответствии с изложенным можно предложить определенные направления деятельности, связанные с социокультурной реабилитацией инвалидов:
ü стимулирование инвалидов к активным формам рекреации и использование технологий досуговой деятельности, имеющих целью расширить набор навыков, соответствующих ее стандартным образцам;
ü использование обучающих, информирующих, развивающих методик при реализации рекреационных программ для инвалидов;
ü подготовка специалистов по организации досуга инвалидов (оптимальным для таких специалистов было бы сочетание медицинского, педагогического и социально-научного опыта).
При организации досуга инвалидов полезно учитывать российские традиции коллективного участия в праздниках — светских и религиозных. Для инвалидов такое участие означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества, приобщение к общественным формам рекреации, наконец, способ проявить себя, то есть «людей посмотреть и себя показать», что для лиц с ограниченными возможностями особенно важно, поскольку означает «быть как все». Необходимо иметь в виду, что используемые в организации досуга игровые элементы социокультурных технологий имеют и адаптационное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение, обеспечивая не только благоприятные условия для реабилитации, но и оптимистическое настроение.
Создание условий для развития способностей инвалида, удовлетворения его индивидуальных культурных интересов и запросов входит в функции учреждений культуры. Некоторые конкретные технологии, рекомендуемые для использования в практике социокультурной реабилитации инвалидов (коммуникативные, игровые, анимационные, арт-терапия и др.), изложены ниже в соответствующих разделах.
Под социализацией понимается освоение людьми знаний, навыков, стереотипов поведения, норм и правил, обеспечивающих их полноценное участие в стандартных формах социального взаимодействия и коммуникации. Вплоть до недавнего времени во всем мире компенсация инвалидности не считалась проблемой социализации и относилась к медицинской или педагогической дефектологической области. В настоящее время в развитых странах социализация инвалидов считается ключевым средством их интеграции в обычную социокультурную жизнь. С этой точки зрения социокультурную реабилитацию нужно рассматривать как важную составляющую процесса социализации.
В этой связи ставятся задачи:
ü помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в образе жизни инвалидов, помочь так организовать его, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать ограничения жизнедеятельности;
ü подготовить людей с ограниченными возможностями к адекватным ответам на требования окружения и активным воздействиям на него, используя обучающие и игровые методы, учитывающие дефект; помочь им овладеть стереотипами поведения и взаимодействия, позволяющими преодолеть или предотвратить ощущение собственной неполноценности;
ü помочь инвалидам в социокультурной адаптации на разных стадиях жизненного цикла.
Для решения поставленных задач и реализации реабилитационных мер, помогающих инвалидам адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, соответствующие индивидуальные программы реабилитации должны строиться с учетом дифференциации инвалидов по типу дефекта, полу, возрасту, социальному статусу.
Деформация личностной сферы инвалида затрудняет его отношения с другими. Теряя привычный круг общения на работе и стандартные формы досуга (или не имея их) в связи с инвалидностью, человек оказывается ограниченным в отношениях с другими, что ведет к так называемой дефицитарной патологии развития личности. Одна из главных проблем в этой ситуации связана с семьей. Отсутствие культуры семейного общения усугубляет социальную дезинтеграцию личности инвалида. Вот почему, определяя меры и пути социальной реабилитации, серьезное внимание должно быть уделено вопросам семейных отношений, выявлению их сложностей, формированию культурных образцов семейного общения, обучению самого инвалида и членов его семьи технологиям оптимальной коммуникации.
Большое значение для приобретения инвалидами независимости имеют их взаимоотношения с лицами, которые осуществляют социокультурную реабилитацию. Осмысленное, личностно ориентированное взаимодействие определяет особую роль этих лиц, создающих условия для активного приобретения знаний и навыков, раскрывающих способности и возможности реабилитанта, активизации и стимуляции его участия в личностно полезной социокультурной деятельности.
Таким образом, понятие «социокультурная реабилитация инвалида»следует определять как комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участпя в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и реализации культурных интересов п запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
Возможность реализовать интересы и запросы инвалидов, организовать их культурный досуг, общение со здоровыми — такова главная задача социальных и культурно-досуговых учреждений, на которые возлагается осуществление социокультурной реабилитации инвалидов. Так, функции центров адаптационно-просветительской работы могут выполнять такие учреждения как библиотеки и музеи. Очень важно привлечь к этой работе и средства массовой информации. Соответственно центрами деятельности, связанной (самореализацией инвалидов, с успехом могут справляться существующие клубные учреждения, а также центры социокультурной реабилитации и отделения реабилитации центров социального обслуживания системы социальной защиты населения. Наконец, рекреационными развлекательными центрами являются театры, музеи, кинотеатры, выставочные и концертные залы. Разумеется, что названные учреждения культуры и искусства могут осуществлять новые для них функции лишь при создании соответствующих условий, при обеспечении их доступности для маломобильных категорий инвалидов.
3.ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Важным направлением деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в сфере социокультурной реабилитации инвалидов является определение региональной политики и формирование нормативной правовой базы, регулирующей эту проблему в общей системе комплексной реабилитации инвалидов. Это должно найти отражение в законах и иных нормативно-правовых актах субъекта Федерации, а в целевых программах социального развития региона следует определить задачи и практические меры органов и учреждений социальной защиты населения и культуры в данной области реабилитационной деятельности.
С целью развития социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество средствами культуры в субъекте Федерации необходимо обеспечить:
ü формирование правового поля по социокультурной реабилитации инвалидов;
ü разработку и осуществление региональной политики социокультурной реабилитации, в том числе ее научно-информационное, методическое, кадровое, материально-техническое и организационное обеспечение;
ü использование программно-целевого метода управления в решении проблем социокультурной реабилитации, в том числе в аспекте формирования и реализации индивидуальных и целевых комплексных программ реабилитации инвалидов;
ü формирование инфраструктуры, ориентированной на улучшение качества жизни инвалидов, включая доступность учреждений культуры и различных видов социокультурной информации;
ü разработку технологий и расширение практики социокультурной реабилитации инвалидов, включая формы социализации, культурно-образовательной и рекреационно-досуговой деятельности;
ü формирование благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов с участием региональных государственных средств массовой информации, расширяющего возможности и повышающего эффективность процесса их социокультурной реабилитации.
При определении путей и конкретных мер, направленных на развитие в регионах процессов социокультурной реабилитации инвалидов (как и в целом системы их комплексной реабилитации), необходимо учитывать особенности социально-экономического и культурного развития региона, включая:
ü состояние инвалидности (ур