Теоретические и методологические основы социокультурной реабилитации инвалидов

К концу 80-х годов прошлого столетия традиционная государ­ственная политика в отношении инвалидов и инвалидности, основанная на теории их исключительности и ориентированная, в основном, на ме­дицинское обслуживание, удовлетворение материальных и бытовых нужд инвалидов, утратила свою эффективность.

В обществе, в государстве, среди самих инвалидов всё большее признание приобретает подход, в соответствии с которым проблемы ин­валидов следует рассматривать в аспекте восстановления нарушенных связей индивидуума и социума, удовлетворения потребностей в соци­альном развитии личности, интеграции инвалидов в общество. При этом политика в области взаимоотношений государства и инвалидов должна согласовываться с общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права. Среди них особое место принадлежит «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов» (далее — Стандартные правила), принятым Генеральной Ассамблей ООН 20 де­кабря 1993 года, основу которых составляет опыт, приобретенный в хо­де проведения Десятилетия инвалидов Организацией Объединенных Наций (1983-1992 годы).

Стандартные правила — это основной международный документ, фиксирующий краеугольные принципы социокультурной жизни инва­лидов в обществе. В них содержатся конкретные рекомендации госу­дарствам о мерах по устранению препятствий, осложняющих участие инвалидов в общественной жизни, с одной стороны, и по обеспечению адекватного отношения общества к проблемам инвалидов, их правам, потребностям, возможностям самореализации, с другой.

Согласно Стандартным правилам, процесс реабилитации не огра­ничивается оказанием лишь медицинской помощи, а включает широкий круг мер, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной индивидуальной помощью.

Принцип равенства прав предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в сфере социальной политики и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый имел равные возможности для участия в жиз­ни общества.

Одной из основных задач социально-экономического развития является обеспечение всем лицам доступа к любым сферам жизни обще­ства. В числе целевых областей для создания инвалидам равных возмож­ностей, наряду с доступностью образования, занятостью, социальным обеспечением, определена и сфера культуры. Стандартными правилами, в частности, установлено, что государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды, проживающие как в городах, так и в сельских районах, име­ли возможность использовать свой художественный и интеллектуальный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения культуры общества. Примерами такой деятельности могут являться занятия хо­реографией, музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью и ваянием.

Государствам рекомендовано содействовать доступности и воз­можности использования таких культурно-просветительских учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки, использовать специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литера­турным произведениям, фильмам и театральным спектаклям. Стандарт­ные правила рекомендуют и другие меры по обеспечению равных воз­можностей для инвалидов. Среди них выделены: информация и научные исследования, разработка политики и планирование, законодательство, экономическая политика, координация деятельности, активность орга­низаций инвалидов, подготовка персонала, национальный контроль и оценка программ, касающихся инвалидов.

В нашей стране обеспечение инвалидам равных с другими гражда­нами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности впервые были определены как цели государ­ственной политики в Законе СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов СССР» (1990). Законом устанавливалось, что государство создает необходимые условия для индивидуального разви­тия, реализации творческих и производственных возможностей и спо­собностей этой категории населения. Местные органы государственной власти и управления были обязаны обеспечивать инвалидам необходи­мые условия для свободного доступа и пользования культурно-зрелищ­ными учреждениями и спортивными сооружениями. Однако в связи с распадом СССР названный закон не был реализован.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992) закрепили право каждого человека на культурную творческую деятель­ности, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным биб­лиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. Опреде­лены обязанности государства в области культуры, в том числе по обес­печению доступности культурных ценностей для всех граждан.

Конституция Российской Федерации(1993), провозгласившая Россию социальным государством, предусматривает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого чело­века, гарантирует инвалидам равные с другими гражданами права и сво­боды. На современном этапе это стало одной из важнейших задач госу­дарства и его органов здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта,

В Федеральном законе«О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» (1995) в качестве цели государственной политики в отношении инвалидов впервые определена не помощь инвалидам, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международ­ного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с этим законом органами государственной власти субъектов Российской Федерации за истекшие годы приняты законода­тельные нормативные правовые акты и комплексные целевые программы, обеспечивающие реализацию государственной политики в отношении инвалидов с учетом уровня их социально-экономического развития.

Таким образом, правовую основу государственной социокультур­ной политики в отношении инвалидов образуют: Конституция Российской Федерации, соответствующие международные правовые акты, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный за­кон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», норма­тивные правовые акты Правительства Российской Федерации, Минтруда России, Минкультуры России, других органов исполнительной власти Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации. Были сформули­рованы конкретные задачи и функции министерств и ведомств социаль­ной сферы в отношении инвалидов. Основным звеном государственной политики в отношении ин­валидов является комплексная реабилитация, которая в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» включает в себя медицинский, профессиональный и социальный аспекты. Процесс социальной реабилитации и содей­ствие интеграции должны обеспечиваться системой мер социальной защиты, направленных на создание инвалидам условий для их полной или частичной экономической самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Становление личности связано с принятием индивидом вырабо­танных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру­гими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, само­стоятельного и ответственного поведения в социуме.

Социальная личность складывается в общении людей, и предстает как система социальных ролей человека. Самоутверждение в профес­сии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и дру­гом формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в ко­торой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель — наши притязания.

Личностные притязания не должны разрушать гармонию отноше­ний личности с другими личностями и окружающим миром. Фактически человек есть «личность» и «индивидуальность» лишь в той мере, в какой он что-либо «значит» для других, может им что-либо дать, тогда как замкнутость и обособленность есть признак утраты личности.

Особое значение имеет самоопределение личности человека, ставшего инвалидом, будучи взрослым. Отсутствие социального опыта, связанного с инвалидностью, нарушает гармонию его отношений с окружающей средой и требует формирования нового опыта, во многом отличного от прежнего.

Самоопределение, включающее становление личности и ее само­идентификацию с той или иной социальной группой, социальной общ­ностью — это длительный процесс. Становление личности происходит в процессе усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного обще­ства. Человек учится выполнять социальные роли, то есть вести себя в соответствии со стандартными ситуациями социального взаимодействия и коммуникации в системе общественного разделения труда и в обыденной жизни. Расширение поля самореализации существенно изменяет качество социализации инвалидов.

Самоопределение личности следует рассматривать сквозь призму соотношения ее биологической и социальной сущности. Влияние окру­жающей среды на судьбу человека приоритетно. Расцвет творческой личности возможен только в условиях благоприятной среды. В против­ном случае из ребенка может вырасти, а из взрослого — сформировать­ся существо, не способное жить существовать в человеческом обществе. В реальной жизни потенциальные возможности психического развития человека, обычно реализуются лишь частично. Влияние искусства, твор­чества на формирование личности инвалида огромно: они помогают становлению его сознания, овладеть формами человеческой деятель­ности, ощутить себя членом общества.

Закономерности формирования личности во многом определяют­ся опытом и свойствами личности. Самореализация личности — процесс целенаправленного использования полученных знаний и навыков в обыденной жизни и профессиональной деятельности при адекватной самооценке. Самореализация личности начинается с раннего возраста и осуществляется в период обучения в школе, профессиональном обра­зовательном учреждении, в последующей профессиональной деятель­ности. Самореализация означает также и свободу выбора человеком своего образа жизни. При этом велико влияние художественных цен­ностей на формирование личности.

Важнейшим условием для самореализации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и на­выки для решения повседневных задач.

Умение применять различные познавательные стратегии в ре­шении проблем означает адекватное использование логических операций мышления при восприятии и переработке информации. Это — операции сравнения (сопоставление двух и более объектов и нахождение у них общих и различительных черт), идентификации (установление подобия объектов, явлений с уже имеющимися в со­знании эталонами), последовательности (установление порядка не­прерывного следования одного за другим); сериации (установление закономерностей в чередовании, в динамике расположения объектов, нарастании или уменьшении какого-то явления). Средства культуры и искусства позволяют, как нельзя лучше, выстраивать определенные модели, которые становятся эталонами для решения различных проблем социализации личности.

Самореализации личности инвалида способствует повышение уров­ня его общественной активности. И наоборот. В связи с этим в деятель­ности различных организаций, в том числе в сфере культуры и искусства, целесообразно создавать условия, позволяющие ускорить процессы со­циализации инвалидов, преобразования социального опыта в личные установки, ценности, ориентации, усвоения социальных норм и ролей. Инвалид, как любой человек в обществе, включен в его культуру, понимае­мую широко — как быт и нравы, семейный уклад, этика производственных отношений, досуг и традиции, искусство и формы общения.

Оценивая накопленный опыт учреждений социальной защиты на­селения и культуры, их возможности содействия инвалидам в налажива­нии социальных связей, организации содержательного досуга, выявлении и развитии творческих способностей, удовлетворении их эстетических ин­тересов и самоутверждении, социокультурную реабилитацию следует рассматривать как важное направление социальной реабилитации инва­лидов (на основе социально-средовой ориентации).

Реабилитационная роль сферы культуры в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не определена. Однако целесообразность включения ее в эту систему обусловлена как значимостью культурных ценностей для развития и самореализации личнос­ти, провозглашенной в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, так и практикой работы с инвалидами значительного числа учреждений культуры. В этом убеждает и опыт развитых стран.

Одним из важнейших положений социокультурной реабилитации инвалида является ориентация на независимый образ жизни. Основным системообразующим фактором при этом становится понятие социальной независимости инвалида, которое подразумевает достижение им макси­мально возможного уровня самостоятельного участия в социокультурной жизни. Более того, социокультурная реабилитация позволяет использо­вать инвалидам свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения.

Под социокультурной реабилитацией инвалидов следует пони­мать комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной рабо­той; находить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами; ухаживать за собой, словом, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

Нецелесообразно ожидать, что можно разработать способы социо­культурной реабилитации, использование которых приведет к полной интеграции каждого инвалида в обычную социокультурную жизнь. Но предпринимать соответствующие усилия следует, поскольку любое рас­ширение сферы самостоятельности в отношениях со средой оказывается во благо как самому инвалиду, так и окружающим его людям.

Основными психофизическими отклонениями в становлении лич­ности инвалидов можно считать:

ü нарушения сенсорного, двигательного, когнитивного характе­ра, обуславливающие понижение возможностей обучения и социализации;

ü снижение сенсорно-моторного развития, сдерживающее формирование предметно-практической деятельности;

ü нарушение эмоционально-волевой сферы, приводящей к нару­шению общения, снижению психоэмоционального контроля, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний и проявлений снижения регуляторных и контролирующих действий;

ü ограничения взаимодействия с окружающей и социальной средой, приводящие к фрустрациям (неудовлетворенности потребностей в социальных контактах и во взаимодействиях с социальным окружением).

Наблюдая инвалидов, имеющих двигательные нарушения, можно выделить, например, следующие симптомы, указывающие на необходи­мость создания специальных коррекционных условий: нескоординированность движений, навязчивые движения — паразиты, недостаточность физических сил (мышечная слабость), нарушения равновесия (церебреальная патология), уменьшение амплитуды движений, снижение кон­троля за двигательными актами, создающими проблемы при передвиже­нии в пространстве, выполнении предметно-практических действий, трудность в овладении продуктивными видами деятельности и спортив­ными двигательными актами.

У лиц с сенсорными нарушениями наблюдаются проблемы с полу­чением зрительной или слуховой информации. Так, у лиц с нарушением зрения наблюдаются:

ü нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости виде­ния, снижение скорости переработки информации, нарушениеглазодвигательных функций, бинокулярности, стереоскопичнос­ти, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др.;

ü неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность предметных представлений и ориентировки в пространстве;

ü обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание обра­зов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

ü нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двига­тельной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем сни­жению функциональных возможностей организма, нарушение мобильности;

ü нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижение познавательного инте­реса, проявлении беспомощности в различных видах деятель­ности, социальных коммуникациях, снижение желаний к само­проявлению и возникновение большей зависимости от помощи и руководства окружающих людей.

Для инвалидов с нарушением слуха главным препятствием являет­ся овладение речью, ее смысловой соотнесенностью с признаками и свойствами предметного мира, возникает проблема общения, передачи и приема информации.

Все это обуславливает трудности взаимодействия с окружающим миром, а социальные проявления в своем развитии у неслышащих значи­тельно сдерживаются и имеют обедненный характер. Это предопределяет сужение социальных контактов и ограничивает свободу общения.

Принципиально новым явлением в реабилитации инвалидов следу­ет рассматривать слияние социокультурных технологий с технологиями коррекционно-компенсаторной работы, способствующее формирова­нию у инвалидов специальных социально-адаптивных знаний, навыков и умений, а также значительно повышающее эффективность их соци­ального развития и самоутверждения в обществе.

Проблема самоосознания инвалидом своих возможностей про­ступает как коррекционная необходимость знания как негативных, так и позитивных компенсаторных значений сохранных анализаторов, речи, мышления. Такой подход открывает реальные пути ориентации в окру­жающем мире, понимании роли специального социально-адаптивногоповедения, где регуляторами проступают такие качества как упорство, умение преодолевать отчуждение, депрессию, тяготы недуга, непонима­ние окружающими, какая конкретно помощь нужна глухому, слепому, инвалиду с нарушением мобильности и т.д.

В реабилитационной работе необходимо выделить две сферы влия­ния: на первичный дефект и вторичные отклонения.Последние требуют в свою очередь сложного дифференцированного подхода в зависимости от индивидуального проявления их в психике инвалида. Содержание реаби­литации следует строить с учетом всей иерархии первичного нарушения и вторичных отклонений. Ее основная цель — это создание обходных путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой за счет развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации. В реабилитационной работе проступает определенная схема воздействия на весь ход психофизического развития инвалида. При этом следует исходить из первичного дефекта и иерархии отклонений в психическом развитии и обеспечивать нарастание позитивных психических качеств и свойств; сле­дует обогащать его психическую деятельность новыми элементами, преоб­разовывать взаимосвязь между анализаторами и воспитывать умения пользоваться сохранными психическими и физическими функциями.

Компенсация психофизической недостаточности за счет формиро­вания приспосабливающихся динамичных систем взаимодействия психических структур является основой для практики реабилитационной работы. Это выражается в создании специальных средств компенсации нарушен­ных функций, а также в преодолении вторичных отклонений в развитии, осуществляемых в условиях специальных занятий различными видами социокультурной деятельности.

Констатация улучшения здоровья инвалида и его готовности к дальнейшим адаптационным мерам становится показателем возможнос­ти перехода к собственно социокультурной реабилитации, программа которой предполагает прохождение еще двух стадий. На первой из них инвалидам придется некоторое время заниматься в группах адаптации. Такие группы предназначены для слабо адаптированных инвалидов и ориентированы на то, чтобы в привлекательной форме побуждать их к активному использованию, развитию тех навыков, которые были приоб­ретены в ходе лечения. Для этого могут быть использованы игровые методы арттерапия с обязательной ориентацией на максимально возможную приближенность к реальным условиям.

Об окончании этой стадии можно судить по той степени свободы, с которой инвалиды используют полученные знания и навыки в узких пределах игр и художественной самодеятельности, имеющих терапевти­ческую направленность. В случае адекватного владения ими следует пе­реходить к следующей стадии — обучающей. На этой стадии происходит целенаправленное распространение приобретенного практического опыта на другие области образа жизни.

Все стадии должны различаться по организационным формам реабилитации, очевидным образом отмечающим продвижение инди­вида от болезни к обычной жизни. Если на первой стадии он получа­ет необходимое восстановительное лечение в медицинских учрежде­ниях, то на второй — инвалидам следует рекомендовать комплексные реабилитационные центры с социокультурной ориентацией, а в их рамках — адаптационные группы, которые могут быть организованы в форме кружков, художественных коллективов, творческих мастерских, студий и т.д.

Использование каждого типа стратегии в рамках реабилитационных структур имеет свои социальные последствия с точки зрения интеграции инвалидов в обычную социокультурную жизнь. Искусственное создание для инвалидов игровых условий, а также чрезмерный медицинский акцент на дефекте не обеспечивают их социокультурной реабилитации.

Ориентация на социокультурную реабилитацию должна включать меры, направленные на выработку у инвалидов навыков самообслужи­вания, самостоятельной — насколько позволяет дефект — организации собственной жизненной среды. По сравнению с игровым подходом речь идет о более трудоемких и менее привлекательных способах социализа­ции. Приобретаемые знания и навыки должны быть привязаны к реше­нию повседневных жизненных задач, а не уводить от обыденной реаль­ности. В ходе обучения инвалидам приходится затрачивать значительные усилия на приобретение навыков общения, поиск информации, само­обслуживание, выполнение трудовых обязанностей. Закрепление таких навыков требует от них самостоятельных занятий, умения вовремя обра­титься за советом и помощью к работникам центров социокультурной реабилитации. Такой подход гарантирует адекватную социальную адап­тацию инвалидов, их интеграцию в обычную социокультурную жизнь, расширение области самостоятельности в отношениях с окружением. Результаты его полезны как для самих инвалидов, так и для их близких, поскольку делают их более независимыми друг, от друга.

Выделение позитивных адаптационных характеристик из представ­ленных выше ориентации в работе с инвалидами позволяет построить конструктивную модель социокультурной реабилитации, направленную на расширение сферы самостоятельности в отношениях с окружением. Эта модель базируется на концепции образа жизни, что позволяет связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими его формами жизнедеятельности: жизнеобеспечение, социальная коммуни­кация, рекреация, социализация.

Под жизнеобеспечением понимается включенность людей в про­цессы хозяйственной жизни, в систему общественного разделения труда, дающая им средства существования.

Участие в процессах социальной коммуникации — это ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, взаимодействий, обменов информацией между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для инвалидов, мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая таким образом поле их культурной активности.

Для решения вопросов социокультурной коммуникации инвалидов, их интеграции в обычную социокультурную жизнь могут быть рекомен­дованы следующие первоочередные меры:

ü разработка и реализация программ, специально ориентиро­ванных на развитие у инвалидов способностей и навыков об­щения в стандартных социокультурных ситуациях. Они должны предусматривать использование арт-терапии для развития ре­чевых и пластических навыков, а также обучающих методик, способствующих улучшению социальных контактов;

ü организация обучения и тренинга инвалидов в реабилитаци­онных центрах системы социальной защиты населения и куль­туры. Здесь возможна подготовка инвалидов к интеграции в обычные коммуникативные сети, осуществляемой в искусствен­но облегченных условиях с применением игровых и обучаю­щих методик, ориентированных на формирование навыков коммуникации в естественных стандартных ситуациях социаль­ного взаимодействия;

ü подготовка специалистов, владеющих игровыми и обучающими методиками развития коммуникативных навыков и организации процессов социокультурного взаимодействия инвалидов с раз­личными типами дефектов.

Под рекреациейпонимаются процессы восстановления сил и здо­ровья, которые инвалиды частично утрачивают в сферах труда и при вы­полнении своих повседневных обязанностей. Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности.

Процессы в области рекреации инвалидов имеют несколько основных направлений:

ü формы рекреации, характерные для культуры вообще: посе­щение театров и кинотеатров, музеев, концертных залов; развлекательные теле- и радиопередачи, массовые досуговые мероприятия и тп. Они используются большинством членов
общества, в том числе и инвалидами. Проблема заключается в доступности этих форм для различных групп инвалидов;

ü формы развлечений, специфичные для различных групп инвали­дов (слепые, глухие, с нарушениями функций движения и др.). Проблема заключается в том, что при различных типах дефекта существуют специфичные барьеры, мешающие инвалидам принимать участие в обычных развлечениях;

ü специфичные для инвалидов развивающие рекреационные формы. Смысл заключается в том, чтобы сочетать привлекатель­ный досуг с полезными реабилитационными занятиями.

В соответствии с изложенным можно предложить определенные направления деятельности, связанные с социокультурной реабилитаци­ей инвалидов:

ü стимулирование инвалидов к активным формам рекреации и использование технологий досуговой деятельности, имеющих целью расширить набор навыков, соответствующих ее стан­дартным образцам;

ü использование обучающих, информирующих, развивающих мето­дик при реализации рекреационных программ для инвалидов;

ü подготовка специалистов по организации досуга инвалидов (оптимальным для таких специалистов было бы сочетание меди­цинского, педагогического и социально-научного опыта).

При организации досуга инвалидов полезно учитывать российские традиции коллективного участия в праздниках — светских и религиозных. Для инвалидов такое участие означает расширение коммуникативного про­странства, осознание своего единения с другими членами общества, приоб­щение к общественным формам рекреации, наконец, способ проявить себя, то есть «людей посмотреть и себя показать», что для лиц с ограниченными возможностями особенно важно, поскольку означает «быть как все». Не­обходимо иметь в виду, что используемые в организации досуга игровые элементы социокультурных технологий имеют и адаптационное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение, обеспечивая не только бла­гоприятные условия для реабилитации, но и оптимистическое настроение.

Создание условий для развития способностей инвалида, удовле­творения его индивидуальных культурных интересов и запросов входит в функции учреждений культуры. Некоторые конкретные технологии, рекомендуемые для использования в практике социокультурной реа­билитации инвалидов (коммуникативные, игровые, анимационные, арт-терапия и др.), изложены ниже в соответствующих разделах.

Под социализацией понимается освоение людьми знаний, навы­ков, стереотипов поведения, норм и правил, обеспечивающих их полно­ценное участие в стандартных формах социального взаимодействия и коммуникации. Вплоть до недавнего времени во всем мире компенсация инвалидности не считалась проблемой социализации и относилась к ме­дицинской или педагогической дефектологической области. В настоя­щее время в развитых странах социализация инвалидов считается клю­чевым средством их интеграции в обычную социокультурную жизнь. С этой точки зрения социокультурную реабилитацию нужно рассматри­вать как важную составляющую процесса социализации.

В этой связи ставятся задачи:

ü помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в образе жизни инвалидов, помочь так ор­ганизовать его, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать ограничения жизнедеятельности;

ü подготовить людей с ограниченными возможностями к адекват­ным ответам на требования окружения и активным воздействиям на него, используя обучающие и игровые методы, учитываю­щие дефект; помочь им овладеть стереотипами поведения и взаимодействия, позволяющими преодолеть или предотвратить ощущение собственной неполноценности;

ü помочь инвалидам в социокультурной адаптации на разных стадиях жизненного цикла.

Для решения поставленных задач и реализации реабилитационных мер, помогающих инвалидам адаптироваться в стандартных социокуль­турных ситуациях, соответствующие индивидуальные программы реа­билитации должны строиться с учетом дифференциации инвалидов по типу дефекта, полу, возрасту, социальному статусу.

Деформация личностной сферы инвалида затрудняет его отноше­ния с другими. Теряя привычный круг общения на работе и стандартные формы досуга (или не имея их) в связи с инвалидностью, человек оказывается ограниченным в отношениях с другими, что ведет к так называе­мой дефицитарной патологии развития личности. Одна из главных проблем в этой ситуации связана с семьей. Отсутствие культуры семейного общения усугубляет социальную дезинтеграцию личности инвалида. Вот почему, определяя меры и пути социальной реабилитации, серьезное внимание должно быть уделено вопросам семейных отношений, выявле­нию их сложностей, формированию культурных образцов семейного общения, обучению самого инвалида и членов его семьи технологиям оптимальной коммуникации.

Большое значение для приобретения инвалидами независимости имеют их взаимоотношения с лицами, которые осуществляют социокуль­турную реабилитацию. Осмысленное, личностно ориентированное взаи­модействие определяет особую роль этих лиц, создающих условия для активного приобретения знаний и навыков, раскрывающих способнос­ти и возможности реабилитанта, активизации и стимуляции его участия в личностно полезной социокультурной деятельности.

Таким образом, понятие «социокультурная реабилитация инвалида»следует определять как комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участпя в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетен­ции и реализации культурных интересов п запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Возможность реализовать интересы и запросы инвалидов, организовать их культурный досуг, общение со здоровыми — такова главная за­дача социальных и культурно-досуговых учреждений, на которые возла­гается осуществление социокультурной реабилитации инвалидов. Так, функции центров адаптационно-просветительской работы могут выпол­нять такие учреждения как библиотеки и музеи. Очень важно привлечь к этой работе и средства массовой информации. Соответственно центрами деятельности, связанной (самореализацией инвалидов, с успехом могут справляться существующие клубные учреждения, а также центры соци­окультурной реабилитации и отделения реабилитации центров социаль­ного обслуживания системы социальной защиты населения. Наконец, рекреационными развлекательными центрами являются театры, музеи, кинотеатры, выставочные и концертные залы. Разумеется, что названные учреждения культуры и искусства могут осуществлять новые для них функции лишь при создании соответствующих условий, при обеспече­нии их доступности для маломобильных категорий инвалидов.

3.ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Важным направлением деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в сфере социо­культурной реабилитации инвалидов является определение региональной политики и формирование нормативной правовой базы, регулирующей эту проблему в общей системе комплексной реабилитации инвалидов. Это должно найти отражение в законах и иных нормативно-правовых актах субъекта Федерации, а в целевых программах социального раз­вития региона следует определить задачи и практические меры органов и учреждений социальной защиты населения и культуры в данной об­ласти реабилитационной деятельности.

С целью развития социальной реабилитации и интеграции инва­лидов в общество средствами культуры в субъекте Федерации необхо­димо обеспечить:

ü формирование правового поля по социокультурной реабили­тации инвалидов;

ü разработку и осуществление региональной политики социо­культурной реабилитации, в том числе ее научно-информаци­онное, методическое, кадровое, материально-техническое и организационное обеспечение;

ü использование программно-целевого метода управления в ре­шении проблем социокультурной реабилитации, в том числе в аспекте формирования и реализации индивидуальных и целе­вых комплексных программ реабилитации инвалидов;

ü формирование инфраструктуры, ориентированной на улуч­шение качества жизни инвалидов, включая доступность уч­реждений культуры и различных видов социокультурной ин­формации;

ü разработку технологий и расширение практики социокультур­ной реабилитации инвалидов, включая формы социализации, культурно-образовательной и рекреационно-досуговой дея­тельности;

ü формирование благоприятного общественного мнения в отно­шении инвалидов с участием региональных государственных средств массовой информации, расширяющего возможности и повышающего эффективность процесса их социокультурной реабилитации.

При определении путей и конкретных мер, направленных на раз­витие в регионах процессов социокультурной реабилитации инвалидов (как и в целом системы их комплексной реабилитации), необходимо учи­тывать особенности социально-экономического и культурного развития региона, включая:

ü состояние инвалидности (ур

Наши рекомендации