Художественно- творческие дидактические игры

Художественно-дидактические игры используются как средство развития творческой активности детей – это игры с готовыми правилами. Они направлены на освоение конкретных художественных умений и навыков, на получение новых знаний о средствах художественной выразительности и способах применения их в произведениях искусства. По форме дидактические игры могут быть упражнениями, тренингами, лото, викторинами, разрезными картинками и др. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем незаметнее ее дидактическая цель, так как оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится охотно, без принуждения, стремясь победить в игре.

Творческие игры – развивают творческие способности и воображение. Могут проводиться как сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, как перформансы и другие игры без четкого сценария, допускающие импровизацию.

Предметные игры включают манипуляции с народными глиняными и деревянными игрушками, произведениями декоративного искусства, объектами дизайна и многими другими предметами (ленты, бусы, ткани, пуговицы, мячи, кубики, вазы и др.). Через предметы дети познают форму, цвет, объем, пропорции, материал, фактуру и т.п.

Конструктивные игры развивают дизайнерское мышление. Учащиеся осваивают процесс проектирования, созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, проявлять смекалку в решении творческих задач, критически оценивать полученные результаты. При этом художественно-творческая активность вызывает активность познавательную.

Игры путешествия. Они носят характер исторических, искусствоведческих и краеведческих «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, репродукциям, открыткам, фотографиям и другим документам. Путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: художника, экскурсовода, народного мастера, продавца и т.д. Учащиеся выполняют наброски и зарисовки, изготавливают изделия в традициях народных художественных промыслов, выполняют проекты, собирают разнообразный материал познавательного характера. Эти игры активно развивают воображение и художественное творчество.

Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. В качестве форм таких игр можно применять разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они могут быть составлены с целью развития у детей наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета, формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, для изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.

Существенное значение использования игры на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций позволяет усилить увлекательность для ребенка изобразительной деятельности, создает благоприятный для проявления творческой активности эмоциональный тонус в жизни детей, стимулирует проявление ими своих творческих способностей. Игра всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, развивают мысленную деятельность ребенка, его воображение, фантазию.

Как совершенно справедливо отмечено в ряде исследований (Н.П. Аникеева, Н.Н. Богомолова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.), художественно-дидактические игры положительно влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции синтеза, анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.д. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В специально разработанных играх для уроков ИЗО дети также знакомятся с основами художественного изображения (цвет, объем, светотень, форма, конструкция, пропорции, симметрия, ритм, пространство, композиция и др.), что способствует интенсивному формированию наблюдательности, зрительной памяти, глазомера, чувства цвета и др.

Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют воображение и фантазию, активизируют эмоциональную сферу, способствуют их общему развитию через изобразительное творчество.

Игровые упражнения, как показывает практика, позволяют сделать плавный переход от игры к дальнейшему серьезному и глубокому обучению.

Основная цель использования игровых приемов и упражнений на занятиях изобразительным искусством состоит в систематизации знаний, усвоении учебных задач, развитии творчества.

Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе и связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения (или облегчения), ее органическую взаимосвязь с другими частями урока. При этом следует обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся. При разработке упражнений для занятий изобразительным искусством необходимо обязательно учитывать виды деятельности учащихся на уроке: изобразительную, декоративную, конструктивную (дизайнерскую), искусствоведческую (беседы об изобразительном искусстве).

Художественно-дидактические игры можно разделить на следующие виды: игры-путешествия или экскурсии, игры-соревнования или эстафеты, игры-загадки, лото, композиционные игры, интеллектуальные игры, разрезные картинки и т.п.

Учителю необходимо хорошо знать особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить, что роль учителя в них может быть различной. Он может действовать совместно с детьми как игрок, может быть наблюдателем, болельщиком, судьей, ведущим, экспертом, консультантом и др.

Обучающая игра полезна и необходима для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог – дети» и отношений между детьми.

В процессе использования игрового приема допустимо увеличение количества игровых задач. Таким образом, у педагога есть возможность развить игровой замысел. Игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приемов обучения. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача

Не менее важно при разработке игровых изобразительных приемов учитывать игровой опыт детей, знать ведущие мотивы игры, содержание значимых для ребенка сторон действительности, способы выполнения игровых действий, освоенных детьми. Очень важно педагогу знать и вовремя почувствовать, легко ли дети “входят” в образ, готовы ли они к воображаемой ситуации. Для этого необходимо учитывать логику развития изобразительной игры, возможные усложнения содержания игровых действий и способов их осуществления. Важно суметь создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Если педагог ведет игровое изобразительное упражнение сухо, не эмоционально, в результате теряется не только игровая суть, но и искажается нравственный смысл ситуации.

На уроках ИЗО рекомендуется использовать, в основном, кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры. В начальной школе они обеспечивают преемственность в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, применяются как средство усвоения необходимых в изобразительной деятельности знаний, умений и навыков. В среднем звене художественно-дидактические игры по-прежнему остаются интересными для учащихся, если их содержание соответствует их возросшим интеллектуальным и творческим возможностям. Непродолжительные игры (10—12 мин.) используют для закрепления материала в начале или в конце урока. В игре могут одновременно участвовать все ученики класса, можно разбить их на группы. Игры рекомендуется проводить не только на уроках, но и во время внеклассных занятий.

Наши рекомендации