Организация самостоятельной изо деятельности дошкольников

Проблема формирования самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах. Григорьева Г.Г., Косминская В.В., Комарова Т.С. и др. в своих трудах рассматривали значение самостоятельной изобразительной деятельности в развитии ребенка.

Источник самостоятельности — впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому — рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства.

Искусство также источник самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды его обогащают детей впечатлениями.

Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, возникает у детей и вне занятий: они рисуют, скажем, коврики для кукольных комнат, рисуют то, что особенно близко.

В самостоятельное пользование в свободное время следует пре­доставить детям разнообразные альбомы для раскрашивания; рабо­тая с ними, дети решают разные изобразительные задачи.

Самостоятельную художественную деятельность детей воспита­тель может организовать как в помещении, так и на воздухе:рисование мелом на асфальте, выкладывание мозаики из керамической плитки, лепка из глины, рисование с натуры, созда­ние скульптур из снега, украшенных цветными льдинками.

Задача воспитателя — наблюдать за самостоятельной деятель­ностью детей, отмечать особенности проявлений.

В самостоятельной изобразительной деятельности дети дей­ствуют индивидуально, объединяются по трое-четверо или боль­шими группами.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе самого ребенка.

Предположительно намечается следующая структура самостоятельной художественной деятельности.

1. Возникновение художественных замыслов (цели)

2. Реализация замысла

3. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.

Признавая, что самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, этот процесс не спонтанный, а педагогически обусловленный.

Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение.

Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе до­школьников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умею­щего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмо­ционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к разви­тию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.

Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и разви­вая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности.

14.Содержание изо деятельности в группах разного возраста.

В содержание изобразительной деятельности младших дошкольников входит рисование, лепка, аппликация.

Рисование. Из всех видов изобразительной деятельности наверняка более увлекательным для малышей является рисова­ние: карандаш, кисточка оставляют след. Задача педагога — подвести своих воспитанников к пони­манию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цве­та, содействовать развитию движений руки.

Основные объекты для изображения: человек, природа, об­щество.

Лепка.Лепка является чрезвычайно важным видом изобра­зительной деятельности, в процессе которого происходит раз­витие у детей чувств, восприятий и представлений.

В содержание лепки включаются доступные для пластичес­кого воплощения образы, объекты природы.

Подведение детей к передаче образа человека происходит в три этапа:

первый этап — фигуру человека лепит воспитатель, дети наблюдают, свободно пользуются материалами;

второй этап — воспитатель создает фигурки, передающие образы взрослых и ребенка, а дети лепят для них разные гостинцы;

третий этап — вы лепите взрослого, дети — себя.

Аппликация.

Аппликационная деятельность помогает малышам исследо­вать материалы, площадь фланелеграфа, листа бумаги, куска ткани, знакомит с разнообразием их цветной окраски, факту­рой и тем самым способствует развитию сенсорной культуры.

Педагог подводит детей к пониманию того, что вещи, существующие в окружающей мире, можно не только узнать в вырезанных из бумаги или картона силуэтах, но с ними (си­луэтами) можно очень интересно играть, передвигая по повер­хности фланелеграфа; можно создавать сюжетные картинки, а декоративными элементами украшать другие предметы.

Средний дошкольный возраст.

Рисование.

Основные объекты для изображения: человек, природа, об­щество.

В детских рисунках отражается все разнообразие окружа­ющего мира: человек, природа, элементы общественной жиз­ни. Педагог подводит воспитанников к осмысле­нию изображения обобществленного образа человека, передачи особеннос­тей в изображении фигуры мужчины, женщины, ребенка в сравнении. Человек может стоять, идти, бежать, си­деть; он может быть веселым и грустным, добрым и злым. Дети могут показать это в своих рисунках. Воспитатель отмечает творческиепроявления и находки детей.

Средние дошкольники знакомы уже и с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства: знают элементы белорусского геометрического и рас­тительного орнамента.

Лепка. В лепке стимулируется свободная деятельность детей с материалами, закрепляется и усложняется конструк­тивный способ лепки, создаются сюжетные композиции.

Дети с удовольствием будут лепить предметы с четко выраженной формой основных частей: овощи, фрукты, птиц, рыб, домашних и диких животных.

В лепке дети отражают свои впечатления от посеще­ния зоопарка, цирка, праздничного утренника. Передают в пластике сказочные образы, и образы любимых игрушек .

С помощью педагога средние дошкольники уже могут создавать достаточ­но сложные сюжетные композиции. Много лепят по собствен­ному замыслу.

Аппликация.В аппликации, как в рисовании и лепке, стимулируется свободная деятельность детей с материалами; поддерживается интерес к созданию аппликационных компо­зиций; закрепляется техника наклеивания подготовленных форм; осваиваются приемы прямолинейного и криволинейно­го вырезания.

Наши рекомендации