Организация самостоятельной изо деятельности дошкольников
Проблема формирования самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах. Григорьева Г.Г., Косминская В.В., Комарова Т.С. и др. в своих трудах рассматривали значение самостоятельной изобразительной деятельности в развитии ребенка.
Источник самостоятельности — впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому — рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства.
Искусство также источник самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды его обогащают детей впечатлениями.
Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, возникает у детей и вне занятий: они рисуют, скажем, коврики для кукольных комнат, рисуют то, что особенно близко.
В самостоятельное пользование в свободное время следует предоставить детям разнообразные альбомы для раскрашивания; работая с ними, дети решают разные изобразительные задачи.
Самостоятельную художественную деятельность детей воспитатель может организовать как в помещении, так и на воздухе:рисование мелом на асфальте, выкладывание мозаики из керамической плитки, лепка из глины, рисование с натуры, создание скульптур из снега, украшенных цветными льдинками.
Задача воспитателя — наблюдать за самостоятельной деятельностью детей, отмечать особенности проявлений.
В самостоятельной изобразительной деятельности дети действуют индивидуально, объединяются по трое-четверо или большими группами.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе самого ребенка.
Предположительно намечается следующая структура самостоятельной художественной деятельности.
1. Возникновение художественных замыслов (цели)
2. Реализация замысла
3. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.
Признавая, что самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, этот процесс не спонтанный, а педагогически обусловленный.
Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение.
Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе дошкольников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умеющего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмоционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к развитию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.
Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и развивая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности.
14.Содержание изо деятельности в группах разного возраста.
В содержание изобразительной деятельности младших дошкольников входит рисование, лепка, аппликация.
Рисование. Из всех видов изобразительной деятельности наверняка более увлекательным для малышей является рисование: карандаш, кисточка оставляют след. Задача педагога — подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, содействовать развитию движений руки.
Основные объекты для изображения: человек, природа, общество.
Лепка.Лепка является чрезвычайно важным видом изобразительной деятельности, в процессе которого происходит развитие у детей чувств, восприятий и представлений.
В содержание лепки включаются доступные для пластического воплощения образы, объекты природы.
Подведение детей к передаче образа человека происходит в три этапа:
первый этап — фигуру человека лепит воспитатель, дети наблюдают, свободно пользуются материалами;
второй этап — воспитатель создает фигурки, передающие образы взрослых и ребенка, а дети лепят для них разные гостинцы;
третий этап — вы лепите взрослого, дети — себя.
Аппликация.
Аппликационная деятельность помогает малышам исследовать материалы, площадь фланелеграфа, листа бумаги, куска ткани, знакомит с разнообразием их цветной окраски, фактурой и тем самым способствует развитию сенсорной культуры.
Педагог подводит детей к пониманию того, что вещи, существующие в окружающей мире, можно не только узнать в вырезанных из бумаги или картона силуэтах, но с ними (силуэтами) можно очень интересно играть, передвигая по поверхности фланелеграфа; можно создавать сюжетные картинки, а декоративными элементами украшать другие предметы.
Средний дошкольный возраст.
Рисование.
Основные объекты для изображения: человек, природа, общество.
В детских рисунках отражается все разнообразие окружающего мира: человек, природа, элементы общественной жизни. Педагог подводит воспитанников к осмыслению изображения обобществленного образа человека, передачи особенностей в изображении фигуры мужчины, женщины, ребенка в сравнении. Человек может стоять, идти, бежать, сидеть; он может быть веселым и грустным, добрым и злым. Дети могут показать это в своих рисунках. Воспитатель отмечает творческиепроявления и находки детей.
Средние дошкольники знакомы уже и с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства: знают элементы белорусского геометрического и растительного орнамента.
Лепка. В лепке стимулируется свободная деятельность детей с материалами, закрепляется и усложняется конструктивный способ лепки, создаются сюжетные композиции.
Дети с удовольствием будут лепить предметы с четко выраженной формой основных частей: овощи, фрукты, птиц, рыб, домашних и диких животных.
В лепке дети отражают свои впечатления от посещения зоопарка, цирка, праздничного утренника. Передают в пластике сказочные образы, и образы любимых игрушек .
С помощью педагога средние дошкольники уже могут создавать достаточно сложные сюжетные композиции. Много лепят по собственному замыслу.
Аппликация.В аппликации, как в рисовании и лепке, стимулируется свободная деятельность детей с материалами; поддерживается интерес к созданию аппликационных композиций; закрепляется техника наклеивания подготовленных форм; осваиваются приемы прямолинейного и криволинейного вырезания.