Зависимость обследования от способа изображения
(с натуры, по представлению)
При изображении с натуры предмет рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполняться изображение.
При этом нужно фиксировать внимание дошкольников на видимых частях (при сохранении в целом структуры обследования).
При изображении по представлению важно, чтобы дети могли «увидеть» не только основные формы предмета, строения, но и возможные их варианты. Для этого можно подобрать и обследовать с дошкольниками не один, а несколько предметов, фиксируя внимание на вариативности (разные яблоки, разные виды грузовых машин и т.д.). Н.П.Сакулина обращает внимание педагогов на необходимость подбора для обследования натуральных предметов (овощи, фрукты, цветы, веточки и т.п.).
Обследование игрушек, скульптур, изображающих животных, птиц, нужно проводить только после наблюдения их в живой природе, если это возможно. Важно, чтобы дети представляли образ «живым», выразительным, не статичным. По мере овладения детьми изобразительной деятельностью обогащается запас усвоенных ими способов изображения. Возможность применить их нередко приводит детей к пассивности в отношении дальнейшего наблюдения жизненных явлений и использования их при создании изображения. Ребенок обходится имеющимся запасом графических образов. Связь изображения с предварительным наблюдением нарушается. Одной из задач руководства изобразительной деятельностью является развитие у детей потребности постоянно привлекать сенсорный опыт, обогащая его путем наблюдений. Это возможно, если предъявляются требования к качеству изображения, последнее достигается привлечением детей к оценке изображений.
Овладение способами изображения и способами восприятия постепенно рождает у детей специфические черты художественного восприятия, когда ребенок, разглядывая какой-то предмет, начинает представлять способы его изображения, формы, краски и т. п.
Что бы ребенок не рисовал (лепил) «наизусть», важно, чтобы новое восприятие и представление было ярким, «живым», эмоциональным, обогащающим знакомые, часто применяемые способы изображения.
Итак, мы детально рассмотрели метод обследования, один из ведущих в обучении детей изобразительной деятельности и в развитии ребенка. Данный метод может быть представлен в структуре любого общедидактического метода. Если обследование ведет в основном педагог (что чаще всего бывает в младшей группе), который дает детям готовую информацию, этот метод можно отнести к информационно-рецептивным. Однако обследование чаще всего выглядит как репродуктивный метод, так как активизируется опыт детей, их знания, которые они применяют при рассмотрении того или иного предмета (например, знание сенсорных эталонов форм, цвета и т.п.). Если в процессе обследования детей ставят в ситуацию сравнения нового предмета с подобным, подводят к переносу знаний и умений на восприятие этого нового предмета, то можно говорить об обследовании как о репродуктивно-вариативном методе. Наконец, педагог может предложить детям самостоятельно рассмотреть какой-либо предмет. Например, в группе дошкольники все вместе рассматривали кошку, березу и т.п. Им предлагают рассмотреть кошку дома, а потом рассказать, чем она отличается от той, которую видели в группе. Это обследование по характеру познавательной деятельности близко к эвристическому (частично поисковому). Самым старшим детям можно предложить (в течение какого-то времени) самостоятельно рассматривать машины (или дома, деревья), с тем чтобы на предстоящем занятии по рисованию нарисовать новую марку машины (необыкновенный дом, чудо-дерево и т.п.). Такой метод обследования можно отнести к исследовательским методам, где познавательная задача решается самостоятельно, а результат ее решения в процессе переработки впечатлений будет представлен в виде нового образа.
Таким образом, метод обследования не статичен. Развивающий эффект этого метода зависит от характера познавательной деятельности, которую он организует, а также от сочетания его с другими методами.
Обследование по возможности следует проводить после наблюдений или «вкрапливать» в наблюдения. Тогда любая «неживая» натура (игрушки, овощи, фрукты и т.п.) «оживает». Как мы уже отмечали, обследование можно сочетать с художественным словом, если оно обостряет восприятие и чувства. Иногда музыка, служащая эмоциональным фоном обследования (например, цветущей ветки вишни, сирени), обостряет восприятие и чувство. Педагог должен подойти к этому творчески.
Рассматривание предметов в начале занятия
В младших и средней группах часто в начале занятия проводят показ отдельных предметов. Рассматривание детьми мяча, ленточек, лопатки и т. п. проводят с целью привлечения внимания детей к заданию и оживления их представлений. В течение остального времени занятия дети рисуют по представлению и к восприятию предметов не возвращаются, так как они не могут сравнивать свой рисунок с видимым предметом.
В старшей группе также создается необходимость внесения некоторых предметов для рассматривания. Например, перед рисованием или лепкой на тему сказки «Три медведя» воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета. Каждый ребенок изображает медведя в том положении, которому соответствует эпизод, выбранный для рисунка.
11. Перечислите требования, предъявляемые к книжным иллюстрациям и картинам, которые применяются при обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте значение метода «рассматривание картин и книжных иллюстраций» в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности. Охарактеризуйте специфику применения данного метода в обучении рисованию и лепке. Предложите не менее 3-х вариантов тематических наборов книжных иллюстраций или картин, направленных на обогащение изобразительного опыта детей доступными способами изображения сюжетного содержания. Дайте письменное обоснование своего выбора, указав задачи обучения и способ применения.
Требования к картинам, книжным иллюстрациям, которые применяются при обучении дошкольников изобразительной деятельности:
- ясное, четкое изображение, лучше на «чистом» локального цвета фоне;
- композиционная простота и доступность содержания (проще, чем для специального рассматривания как произведения искусства);
- реалистичность изображения.
Метод рассматривание картин и книжных иллюстраций- широко используется в обучении детей изобразительной деятельности с целью – предварительного формирования представлений и замыслов в случаях, когда невозможно познакомить с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, а также после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений.
Метод позволяет формировать представление об изображаемом предмете, явлении, обогащает изобразительный опыт дошкольников некоторыми доступными способами изображения.
Например, наблюдение за рыбками в аквариуме можно дополнить рассматриванием их в атласе по биологии или в иллюстрированных энциклопедиях для детей и т.п. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
Педагогу необходимо иметь тематические наборы предметных или сюжетных картин, на которых можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Целесообразно продемонстрировать колорит осени, зимы в картинах разных художников, чтобы дети лучше поняли это средство выразительности. Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и перенимаемые детьми. Это обогащает их изобразительный опыт новыми графическими образами. На картине можно показать доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше - наверху).
Применение при обучении рисованию
как предварительная работа:
· после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы в графические, сложившиеся при непосредственном восприятии;
· как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны.
Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально отражает образ. Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно - воспринимаемый образ. Исследования психологов и педагогов показывают, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета. Связь между персонажами картины, т.е. понимание действия, осознается несколько позднее, в возрасте 4—5 лет. Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.
Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости.
Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдаленных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. С этой целью картина может быть использована в работе с детьми 6 лет, им уже доступно понимание такого способа изображения. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие — ниже, к краю листа.
Чтобы дети могли осознать использованный художником прием, нужно разъяснить его, так как на картине они воспринимают лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить до занятия или в начале его.
на занятии:
Если картины, иллюстрации принести на занятие, то самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа и дети невольно будут копировать их, подражать.
Картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию. Копирование в этом возрасте приносит большой вред — тормозит развитие изобразительных умений. Дошкольники не могут осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому они будут срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.
Иногда в процессе занятия возникает необходимость показать некоторым детям картину для уточнения какой-либо детали. Затем картина убирается, так как ее дальнейшее восприятие приведет к копированию. Этот прием следует использовать с осторожностью.
Ни в коем случае ни картину, ни иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.
Применение при обучении лепке картина может быть использована и непосредственно на занятии. Плоскостное изображение не дает прямого образца и потому не будет приемом механического обучения, ребенок сам должен найти приемы объемного изображения. Хорошо, если картина демонстрирует один и тот же предмет в разных положениях.
Не следует путать рассматривание картины, иллюстрации как метода обучения с рассматриванием произведений искусства на специальных занятиях. Смысл этих занятий - развитие эстетических чувств, художественного познания мира, в развитии эмоциональной, интеллектуальной, нравственно-волевой сфер личности. Дети с помощью взрослых познают искусство. Этот опыт, безусловно, сказывается на собственной художественной деятельности детей. Воспринимая содержание художественного образа через художественную форму в картине, дети лучше понимают колорит, композицию, линию и прочие способы выражения художником состояния природы, человека и самого художника. По собственной инициативе ребята начинают заимствовать какие-то приемы, и это всячески надо поддерживать. Но ни в коем случае нельзя превращать такие занятия в специальный тренаж - «натаскивание» детей на подражание. Этим можно убить интерес дошкольников к искусству. От общения с искусством должно остаться чувство радости, восторга, «очищения» души - это должны переживать и дети.
В каждом детском саду подбирается наглядный материал - создается своеобразный фонд, в который входят репродукции картин художников, иллюстрации, отражающие времена года, натюрморты, иллюстрации художников-графиков на темы, которые могут найти отражение в рисунке, лепке, аппликации детей. Хорошо иметь иллюстрации, рисунки, выполненные в разной манере, чтобы по возможности показать детям выразительные средства, используемые художниками. Иллюстративный материал лучше оформлять на паспарту. Подбираются открытки, фото, видео и др.