Значение ритмики и хореографии в жизни дошкольника

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте»

Платон

В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, ритмики и хореографии играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец– это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Ритмика в своем роде уникальна. Цель ееактивизация музыкального восприятия через движение. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желания заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленным танцевальным характером. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно – сосудистую, нервно – мышечную, эндокринную системы организма.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Профессор Женевской консерватории Э.Ж. Далькроз замечательно сказал по поводу проведения с детьми занятий по ритмике: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости... Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость».

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольникамивсестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Ритмика и хореография для дошкольников решает как общие, так и частные задачи.

Общие задачиоздоровительные, образовательные, воспитательные.

К частным можно отнести следующие задачи:

· привлечение детей к систематическим занятиям;

· укрепление здоровья;

· воспитание правильной осанки;

· профилактика заболеваний;

· повышение работоспособности;

· развитие основных физических качеств;

· совершенствование чувства ритма;

· формирование культуры движений.

Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения.
Для чего детям необходимы эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребенка? Не проще ли научить его бегать быстрее, прыгать и метать дальше и выше, перебрасывать мяч и т.д.? Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела. Существуют специальные методики постановки правильных красивых движений. Это хореографический тренинг, различные танцы и, конечно, ритмика во всех ее видах.

На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетического воспитания через комплекс ритмичных движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка.

Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напряжен при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Недостаточно сформированное представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать двигательный образ. Занятия ритмикой и хореографией в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания.
Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении.

Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики и хореографии (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.
Занятия по ритмике и хореографии в нашем детском саду проводятся в средних, старших и подготовительных группах. Большое внимание уделяется детям, которые нуждаются в коррекции речи. Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей:

- Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких.

- Нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела.

- Недостаточность понимания и усвоения речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции, кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.

- Несформированное планирование функции речи.

Общеизвестно, что музыка снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.

Использование дополнительного образования в качестве занятий по ритмике и хореографии в решении вопросов речевого недоразвития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и:

· Способствует повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка.

· Создает условия для приобщения детей здоровье сберегающему фактору жизни.

· Формирует у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.

Таким образом, занятия ритмикой и хореографией в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий. В результате такой работы у дошкольников наблюдается:

· Формирование основ здорового образа жизни, полезных привычек.

· Повышение интереса детей к речевой деятельности.

· Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.

· Согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.

· Повышение эмоционального комфорта, интересного содержания жизни в детском саду.

Подводя некоторые итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психогимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т.п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.

Главная задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, используя накопленный опыт, а также способствовать оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей – их здоровья.

Также активно применяется театрализация на занятиях по ритмике.

Сказки - это первые литературные произведения, к которым прикасается каждый ребенок в период дошкольного детства. Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Для развития мелкой моторики рук применяется пальчиковая гимнастика, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание. Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников. Она представляет собой систему физических упражнений, преимущественно образного характера, выполняемых поточным методом в их гармоничном согласовании с музыкой и содержанием сказок, на основе которых строятся сюжеты занятий.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:

· Развитие музыкальности.

· Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

· Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

· Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству

· Развитие музыкальной памяти.

· Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

· Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.

· Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

· Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.

· Воспитание выносливости, силы.

· Формирование правильности осанки, красивой походки.

· Развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

· Развитие способностей фантазии и импровизации.

· Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы), умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

· Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Наши рекомендации