О проблемах современной хореографии

Хореография является важным элементом культуры современного общества, во многом определяя его развитие. Поэтому решение сформировавшихся в настоящее время проблем данной области имеет большое значение.

Вопреки сложившемуся мнению, искусство танца – явление сравнительно новое в истории общества. Еще в начале ХХ века танца как такового, в современном его понимании, не существовало.

Скорее всего, свое развитие хореография получила лишь в середине прошлого века, и, вероятно, именно этот период и следует считать временем зарождения искусства танца.

Танец, существовавший до этого времени, можно описать словами проф. В.Ю. Никитина[1].

«На сцене она [Айседора Дункан – прим. авт.] была совершенно свободна и использовала все возможности движения. Она танцевала босая, в свободной тунике, напоминавшей древнегреческую. Не обладая идеальной фигурой, она буквально гипнотизировала публику, хотя в своем танце не показала какой-либо особой техники. Дункан использовала повседневные движения, шаги, прыжки, простые повороты. Приближенные к естественным, они выражали ее индивидуальность».

Танец – это в любом случае не «повседневные шаги, прыжки и простые повороты». Танец – это вид сценического искусства, а не любой набор любых движений, выполненных с музыкальным сопровождением!

Сочетание определенной и качественной танцевальной техники, соответствующей современному пониманию профессионального танцевания, и прекрасной хореографии мы, вероятно, можем наблюдать не ранее, чем в работах американских хореографов 50-х гг. ХХ века!

В течение последующих десятилетий развивалась классическая хореография, появились и развились направления так называемых «уличных» и «клубных» современных танцев.

В настоящее время существуют и развиваются следующие виды хореографии (о них мы писали в статье «О книге проф. В.Ю. Никитина «Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика»):

1. Классический танец:

- собственно классический танец (в том числе все направления и стили так называемой «европейской программы» бальных танцев, все социальные (парные) танцы, за исключением сальсы, – например, танго, свинг, хастл; различных народные/фольклорные стилизации на основе классического танца);

- балет.

2. Джазовый танец:

- классический джаз (такие его разновидности, стили как джаз-модерн и контемпорери, а также джаз, представленный в бродвейских мьюзиклах 50-70-х годов ХХ века (в том числе все разновидности рок-н-ролла и степ); все активно преподаваемые в каждой танцевальной школе и студии и исполняемые каждой второй танцовщицей разновидности стрип-пластики (включая очень популярный во всех танцевальных школах и студиях поулдэнс, «танец на пилоне») собственно также относятся к джазовому танцу, строятся на его технике, но в силу специфики данных направлений танцем их считать оснований нет – по крайней мере не знаю ни одной исполнительницы, танцующей эти направления);

- джаз-фанк (собственно джаз-фанк, а также гоу-гоу, вог, ваакинг, хайхилс и пр. – все они по сути своей и должны танцеваться как джаз-фанк; пока же все эти направления преподаются в каждой второй школе танцев, но на моей памяти исполнения данных направлений именно как танца не было ни разу; кстати отметим, что так называемый «гоу-гоу» может танцеваться как микс джаз-фанка и собственно джаза – при корректном, этичном исполнении получается неплохой вариант!);

- стрит-джаз (включая так называемые «элэйстал» - LA Style; но он, пожалуй, является скорее именно стилем, так как не имеет самостоятельной технической «базы» - не имеет отличимой от стрит-джаза танцевальной техники; его особенностью является лишь манера, стиль исполнения – танцуется под музыку сравнительно медленного темпа, поэтому отличается лишь хореографией; мы же в основу данной классификации положили различия в технике исполнения!).

3. Хип-хоп:

- собственно хип-хоп, на базе которого строятся все другие направления;

- раггаджэм (раггадэнсхол);

- все стили, объединенные под название «popping» - папинг (брейкданс, дабстеп, уйэвинг и пр. – их, собственно, нельзя назвать танцем – но каждый из них представляет собой довольно интересную танцевальную технику, освоить которую целесообразно любому танцору хип-хоп направлений; это позволит в значительной степени обогатить «танцевальный лексикон» любого исполнителя!);

- также существует арэнби, но он является скорее стилем хип-хопа, чем самостоятельным танцевальным направлением.

Сальса (собственно сальса и ее направления и стили; а также все стили «латиноамериканской программы» бальных танцев).

Ориенталь:

- ориенталь-классика;

- шааби (эстрадный ориенталь);

- фольклорные направления и стили (саиди, белади, гавази, гавази и пр.).

Индийский танец:

- направления классического индийского танца (или, скорее, это также стили, поскольку как правило не обладают самостоятельной технической базой);

- болливуд – эстрадный стиль индийского танца, соединяющий в большинстве случаев элементы клубных джазовых направлений и элементы классического индийского танца;

- фольклорные стилизации, фольклорные направления.

Также существует виды спортивной хореографии, сочетающие в себе технику соответствующего вида спорта и хореографию (фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание, черлидинг). В большинстве случаев хореография выступлений спортсменов включает элементы классического или, что мы видим гораздо реже, джазового танца.

Современная хореография представляет собой всё множество представленных танцевальных направлений в их взаимодействии, порождающем множество противоречий и проблем. Постараемся определить основные из них и рассмотреть возможные варианты решений.

Прежде чем говорить о собственно проблемах, обозначим особенности развития современной хореографии как вида деятельности.

Одной из них является наличие двух основных направления, вектора развития хореографии.

Первое из них - так называемое «академическое»; оно связано с деятельностью театров, средних специальных и высших учебных заведений. Как правило, здесь развивается классическая хореография (в данном случае мы говорим «классическая» - по сравнению с культурой, например, клубного или «уличного» танца).

Второе направление связано с деятельностью школ танца и танцевальных студий (как вариант – танцевальный клубов; но речь во всех случаях идет о известном всем формате школы танца – когда кто-то из танцоров организует свою школу, где преподают сначала ограниченное количество танцевальных дисциплин, направлений и стилей, а затем, по мере подбора педагогов, открываются и новые группы).

Вторая особенность современной хореографии - массовое участие населения в танцевальной деятельности.

Массовому вовлечению в танцевальную деятельность способствовало активное развитие именно школ танца различных направлений - и небольших, и довольно крупных школ (например, «Model-357» в Москве, «Академия 2dance» в Екатеринбурге, Social Dance Studio в Казани и др.), сетей школ танцев (например, крупнейшей в России и СНГ Сети школ сальсы «Армени Каса» Армена Григорьяна, Сети школ танцев «Caminito» в Санкт-Петербурге, Сети школ танцев «Луна» - Паши Собирая, Сети школ танца «Galla Dance», школ танцевального коллектива «Тодес»).

В настоящее время в каждому крупном городе существует около сотни крупных школ и до сотни небольших танцевальных студий (последние как правило специализируются на преподавании того или иного танцевального направления – например, классической хореографии (например, танго, хастла, свинга), ориенталя или индийского танца).

По данным Общероссийской танцевальной организации, только в Москве насчитываются не менее 500 тысяч танцоров (как достигших хорошего профессионального уровня, так и просто обучающихся в танцевальных школах и студиях).

В городах-«миллиониках» (например, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Владивосток) насчитывается не менее 100 тысяч танцующих в каждом из них.

Таким образом, танцевальная деятельность в настоящее время стала на столько же массовой, как и фитнес.

Поскольку танцы также приводят к значительному улучшению физической формы человека, то в определенном отношении они могут рассматриваться как вид фитнеса (и на практике часто и признаются таковыми фитнес-инструкторами – во многих фитнес-центрах в настоящее время предусмотрены танцевальные программы, они преподаются инструкторами центров именно как фитнес-программы!).

При этом танцы – это более интересный и, если честно, еще и престижный вид физической активности! (при этом на всякий случай отмечу: такие виды физической деятельности как танцы, фитнес и спорт друг друга не исключат :) ).

Кроме того, танцевальная деятельность в значительной степени способствует эстетическому и этическому развитию людей, развитию культуры общества. Поэтому, возможно, решение проблем танцевальной деятельности в настоящее время играет даже более важную роль, чем каких-либо других!

Справедливо утверждать, что развитие танцевальной деятельности даже важнее, чем развитие спорта!

Третьей особенностью современной хореографии является активное развитие современных танцевальных направлений – новых и перспективных, нередко создание этих направлений с нуля.

Например, за последние двадцать лет развились такие направления клубного джаза как стрит-дэнс и джаз-фанк (развитие первого из перечисленных направлений в нашей стране в значительной степени связано с деятельностью танцевального коллектива «Тодес» и учеников школы данного коллектива). Развился хип-хоп (основное направление и основанных на его технике и хореографии R’n’B, RaggaJam (Ragga Dancehall), хаус, брейкданс и папинг (все их стили, все вместе создающие прекрасную хореографию танца хип-хоп!). Большую популярность приобрели социальные танцы – танго, хастл, свинг. Стали широко известны фольклорные стилизации классического танца (например, риверданс и фламенко). Стал популярен и известен широкому кругу танцоров и зрителей индийский танец. В течение последних десяти лет огромную популярность получили латиноамериканские танцы – сальса. Уже став очень и очень популярным, наконец развивается ориенталь (пока его техника и хореография мало известна – но это связано с некорректным преподавание данной танцевальной дисциплины практически в каждой школе танца; в настоящее время силами специалистов IDO и ОРТО готовятся методические материалы).

Вместе с тем, для дальнейшего развития танцевальной деятельности необходимо решение целого ряда проблем и противоречий.

В качестве первой проблемы хотелось бы отметить отсутствие необходимых коммуникаций в сфере танцев.

В ходе нашей деятельности было выявлено, что танцоры каждого танцевального направления (зачастую даже не танцевальной дисциплины, а именно танцевального направления) предполагают, что в современном мире получил развитие именно данный вид танцевания – что популярно и общепризнано именно «их» танцевальное направление.

Развитие танцоров в узком круге, отсутствие целостного видения танцевальной деятельности, хореографии в целом снижает уровень развития танцоров – по сравнение с тем, какого уровня они могли бы достичь.

То есть необходима помощь различным Школам, педагогам и танцорам в налаживании коммуникаций.

В Общероссийской танцевальной организации в настоящее время ведется большая работа в данном направлении. Мы рады, что танцоры различных школ и направлений находят с нашей помощью общий язык, ищут варианты и принимают решения о необходимости той или иной терминологии в рамках тех или иных направлений и стилей. Наше совместное общение очень продуктивно – уже в принципе приняты все решения по дальнейшему развитию танцевальной деятельности в России и в мире!

Особую радость для руководителей и специалистов ОРТО и IDO составляет то, что совершенно разные люди действительно рады общению друг с другом – налаживаются творческие и дружеские связи танцоров разных дисциплин, живущих нередко не только в разных городах нашей Родины, но и в разных странах!!!

Другой проблемой является выявленная нами недостаточная работа по подготовке танцоров и хореографов.

Эта проблема существует в таком виде уже достаточно долгое время. Особенно очевидной она стала сейчас, после подготовки материалов к последней Всемирной танцевальной Олимпиаде. При сотрудничестве с более чем 150-тью специалистами всех развивающихся в настоящее время танцевальных направлений нами были сформулированы требования к технике и хореографии танцоров всех уровней. К сожалению, стало еще более очевидным, что не менее половины даже профессиональных танцоров не умеют танцевать вовсе. Сложность состоит в том, что они зачастую обладают всеми мыслимыми и немыслимыми титулами и заслугами.

Кроме того, большая (именно бОльшая) часть из них являются и педагогами.

Но это часть означенной проблемы. Существует также сложность в развитии и тех танцоров, которые действительно стремятся стать танцорами профессиональными – не на бумаге, а фактическими профессиональными танцорами!!!

Не решена и проблема дальнейшего развития тех танцоров, которые уже стали профессионалами! (в силу означенной ранее проблемы они, как правило, не являются победителями значительных танцевальных турниров!)

В данном отношении необходим достаточный объем качественных методических материалов – письменных и видеоматериалов хорошего качества. Данные материалы должны способствовать постановке качественной техники по всем танцевальным дисциплинам, направлениям и стилям. Отдельно и не менее подробно должны быть рассмотрены и вопросы хореографии каждого танца.

Эти материалы должны быть такими, чтобы танцоры всех уровней (начинающие, «продолжающие», профессиональные танцоры) имели возможность развиваться и с помощью педагогов, и самостоятельно!

Работа по созданию этих материалов уже ведется.

Существует также проблема подготовки педагогов, проблема кадров во всех школах танца – любого уровня, от небольшой студии до высших учебных заведений.

При решении данной проблемы необходимо рассмотреть несколько направлений деятельности.

Что касается подготовки педагогов в сфере классической хореографии (в данном случае мы имеем в виду как собственно классический танец и балет, так и т.н. «современную классику» - все танцевальные стили и направления, основанные на технике джазового танца – джаз, модерн, джаз-модерн, контемпорери, всё множество других стилей, которые преподают и развивают различные школы танца!), здесь, казалось, бы сложностей нет – существуют средние специальные и высшие хореографические учебные заведения, готовящие профессиональных танцоров и хореографов.

Но проблемы есть. Во-первых, это вопросы культуры педагогов (о проблеме повышения культуры танцевального сообщества мы напишем чуть позже). К сожалению, многие хорошие, действительно талантливые танцоры избегают обучения в таких учебных заведениях, где сам вид педагогов не внушает даже надежды, на обучение чему-то культурному – таких жалоб много, и общение со многими педагогами показывает, что, к сожалению, это действительно насущная проблема. К сожалению, это проблема, существующая во всех странах (Россия является участницей и IDO, не только ЮНЕСКО и других международных организаций J, поэтому у нас есть возможность изучать различные аспекты развития танцевальной деятельности не только в рамках Российской Федерации, но и на уровне мирового сообщества).

Во-вторых, отсутствие единообразия изучаемых в разных учебных заведениях материалов и их полноты для подготовки танцоров, хореографов, педагогов. Многое вызывает удивление, в том числе у танцоров других стран J

Существует острая необходимость найти варианты решения данных проблем, изменить систему подготовки – как минимум подготовки будущих педагогов, но желательно также и танцоров, и хореографов.

На уровне школ танца проблема подготовки педагогов также существует.

Здесь важно избежать соблазна разместить объявления о наборе педагогов и принять кого-то из пришедших. Хороший опыт в данном отношении существует в школе «Model-357» - они проводят целую спланированную рекламную кампанию, привлекая большое количество соискателей, а затем проводят кастинг. Но здесь важна танцевальная подготовка, грамотность тех, кто будет принимать решения о выборе тех или иных кандидатов. Сложность, как правило, состоит в том, что в больших школах танца преподается до сорока различных танцевальных направлений и стилей, при этом крайне редко руководитель школы разбирается в каждом из них.

Поэтому необходимо проведение отдельных обучающих мероприятий, семинаров именно для руководителей школ, они будут очень и очень полезны – для развития школ, развития танцевальной деятельности, развития культурной сферы в целом!

Хорошей практикой является «выращивание» педагогов в самой школе. При правильной организации данного процесса результаты обычно бывают очень хорошие!

Следует обратить внимание на подрастающее поколение очень хороших ребят-педагогов – им около двадцати, и их очень много! У них нет специального образования (обычно есть высшее по какой-либо специальности – нередко даже не одно, но хореографического и педагогического как правило нет), но они прекрасно решают сложнейшие для многих опытных педагогов задачи формирования и развития коллектива учащихся. Как правило, у них вырастает немало замечательных танцоров! Этих ребят нужно поддерживать, помогать работать и развиваться, потому что нередко я испытываю просто счастье, глядя, как эти «солнышки» работают – просто великолепно!!! И эти люди должны работать спокойно и уверенно, потому что многие и многие из них – будущее нашей хореографии!

Очень радует, что у этих ребяток находятся много простых и добрых слов – для всех учащихся, тем более для деток! Ведь именно в отсутствии доброго внимания и человеческой заботы со стороны большинства педагогов и состоит основная проблема современной педагогической деятельности и как результат – развития общества в целом!!!

С данной проблемой тесно связан вопрос повышения культурного уровня танцоров, танцевального сообщества. К сожалению, несмотря на то, что танцевальная деятельность – это деятельность именно в сфере культуры, не все танцоры и организаторы это осознают с необходимой ясностью. Поэтому необходима постоянная работа с той частью танцевального сообщества, которая демонстрирует способность воспринимать необходимую для повышения своего развития информацию.

Пожалуй, основной проблемой развития танцевальной деятельности в настоящее время является, скажем, некорректность взаимодействия танцоров (проблема, полагаю, всем известная). Таких людей необходимо выявлять и своевременно удалять как минимум от решения любых значимых вопросов и от преподавательской деятельности (последнее – в обязательном порядке, даже если речь идет не о детских танцевальных группах и коллективах, а о работе со взрослыми учащимися). Желательно создавать условия еще на уровне групп, начинающих обучение, чтобы у таких люди изначально не было иллюзий относительно собственной пригодности/непригодности к деятельности в сфере культуры, и они эти группы покидали еще в самом начале обучения.

Как показывает практика деятельности всех без исключения танцевальных школ и коллективов, подобные люди больших успехов в области именно танцевальной деятельности не добиваются, поэтому культура нашего общества от их отсутствия не пострадает! )))

Большой проблемой является и то, что данные люди обычно крайне амбициозны, и практически каждый (я бы даже сказала не «каждый», а «каждая», поскольку в подавляющем большинстве случаев речь идет именно о женщинах-танцорах!) стремится и стать педагогом, и во что бы то ни стало побеждать на конкурсах!

А способные люди обычно умны, а поэтому скромны, и они крайне нуждаются в наших поддержке и объективной оценке, в развитии имеющихся танцевальных и социальных навыков!!!

Важнейшей проблемой развития танцевальной деятельности в настоящее время является некорректность организации танцевальной деятельности. Сложность состоит в том, что помимо IDO на мировом уровне и ОРТО в России и в мире, и в нашей стране существует ряд других организаций, делающих попытки что-то проводить. Результаты их деятельности более чем печальны.

Например, именно с деятельностью Федерации бальных танцев связано широкое распространение проблем, описанных выше в рамках предложений по развитию культуры танцевального сообщества. В результате очень многие танцоры до сих пор уверены, что эти проблемы не будет решать никто. Поэтому полагают, развиваться и учиться танцевать необходимости не возникнет никогда!!!

Отдельно, но в связи с указанной выше проблемой следует назвать и некорректность проведения многих конкурсных мероприятий.

Данные организации берут на себя смелость организовывать и конкурсные мероприятия. Они проводят и организацию аттестационных мероприятий для судей! Но при этом их судьи зачастую не видят необходимости в определении каких бы то ни было объективных критериев оценивания танцевальных выступлений!

В качестве объяснения недостаточно высокой оценки, полученной танцорами, они могут высказываться, например, в том духе, что «Румба – это страсть!!!» (а в танце судьи ее увидели, например, недостаточно!!!) И неважно, что данная пара танцевала – порой единственная из всех выступавших! Ведь посмотрите на финалы любого чемпионата – кто там выступает? Лучшие ли? Есть ли хоть одна действительно танцующая пара/исполнитель/группа исполнителей????

При более подробном «разборе» такие судьи скажут и конкретнее, какую именно страсть и в каком именно проявлении они хотели бы видеть – стеснять ведь не станут!!! )

То есть среди судей, производящих оценивание выступлений на конкурсах данных организаций, царит ощущение полной вседозволенности и безнаказанности!!! Благодаря их деятельности культура танцевального сообщества становится всё ниже! Так работать нельзя в принципе – и не в сфере культуры в любом случае!!!

Решение рассмотренных проблем необходимо, при этом требуется решать данные вопросы оперативно. Пока способность вести деятельность по организации танцевальной деятельности продемонстрировали лишь IDO и ОРТО. Поэтому необходимо развивать деятельность данных организаций, ориентироваться именно на их стандарты.

Ситуация в области танцев сейчас более чем серьезная. Этому способствовала тяжелейшая «наследственность» танцевального искусства советского периода, способствует некорректность деятельность многочисленных федераций и «лиг» в настоящее время.

Недопустимо низкий культурный уровень приводит к деградации танцоров, не позволяет танцевальной деятельности выполнять одну из основных функций по отношению к обществу – не способствует творческому и интеллектуальному, личностному развитию людей.

Преодоление рассмотренных проблем, реализация предложенных мероприятий в значительной степени будет способствовать решению представленных вопросов, позволит создать предпосылки для формирования здорового сообщества, поднимет танец с уровня средней (нередко более чем «очень средней»!) творческой деятельности до уровня именно искусства!!! А ведь именно уровнем развития искусства определяется степень развития любого человеческого сообщества!!!

[1] Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. - М.: ГИТИС, 2000 – 440 с.

Наши рекомендации