Лекция 8. русские пейзажные парки

План

1. Екатерининский парк.

2. Дворцово-парковый ан­самбль Гатчина.

3. Павловский парк.

4. Парк Монрепо.

5. Дворцово-парковый ан­самбль Царицыно

6. Дворцово-парковый ан­самбль Софиевка.

7. Колонистский парк.

8. Луговой парк.

9. Парк Александрия.

10. Парк Тростянец.

11. Алупкинский парк.

12. Дворцово-парковый ан­самбль Паланга.

Во второй половине XVIII — на­чале XIX в. в России развивается новое направление в архитектуре — русский классицизм, которое озна­меновалось созданием прекрасных ансамблей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы, широким город­ским и усадебным строительством. Арх. В. Баженов, И. Старов, М. Ка­заков, Н. Львов, П. Аргунов, а за­тем — А. Воронихин, К. Росси, В. Стасов и другие сочетают прин­ципы классического зодчества с пе­реработкой и развитием русского архитектурного наследия. В литера­туре и живописи воспевается при­рода России, красота лугов, полей и лесов. Эти эстетические пози­ции находят свое выражение в фор­мировании пейзажных парков. Ста­рые регулярные парки разрастаются, становятся тенистыми, их перестают стричь* (* В 1732 г. Екатерина II издала указ, за­прещающий стричь деревья в Царскосель­ском саду, за исключением аллеи, ведущей к Эрмитажу).

Элементы регулярных садов украшают лишь небольшие по пло­щади парадные части пейзажных парков царских загородных резиден­ций. Таким образом, пейзажное стилевое направление в России начина­ет свое развитие в тесной связи с архитектурой классицизма.

Первоначально пейзажные прие­мы вошли в регулярную планиров­ку (Ораниенбаум — Петерштадт), затем, все более обретая самостоя­тельность (Ораниенбаум — Собст­венная дача), они стали основой для формирования романтических пар­ков Царского Села, Гатчины и др. В их эволюции прослеживается мно­го общих черт с европейскими пар­ками.

Екатерининский парк

Екатерининский парк (пейзаж­ная часть)занимает площадь 109,6 га. Условно парк разделен на 5 районов: регулярный сад, район Большого пруда, район Верхнего пруда, Розовое поле, Собственный сад.

Романтический парк формировал­ся в 1760—1770-е годы (А. Риналь-ди, В. Неелов, Ю. Фельтен), 1780— 1790-е годы (Ч. Камерон, Д. Кварен­ги, И. Неелов), 1810—1820-е годы (Л. Руска, В. Стасов). В середине XIX в. по проекту арх. А. Видова был создан Собственный сад.

Парк с его сложной системой прудов и протоков, насыпными хол­мами и лужайками, обилием архи­тектурных сооружений богат разно­образными пейзажными картинами, а его районы — своими композицион­ными участками.

Многочисленные архитектурные сооружения становятся центрами пейзажных картин или доминантой какого-либо участка. Они построены в различных стилях — китайском (Большой и Малый капризы, Китай­ская беседка, Китайская деревня, театр), египетском (пирамида), классическом, что характерно для романтических парков. Героическую ноту в настрой парка вносят соору­жения, прославляющие победу рус­ских войск в войне с Турцией. Это — Катульский обелиск, Чесменская ко­лонна, Морейская колонна, Башня-руина. Их роль в формировании парка очень велика и позволяет счи- тать его мемориалом подвигу рус­ских войск.

Центральное место в композиции парка занимает район Большого пруда. Пруд был реконструирован в 70-х годах, его берега приобрели свободные очертания, а живописные группы и поляны придали вид есте­ственного озера. На Большом пруду было устроено четыре острова (Кон­цертный — 0,8 га, Дикий — 6,2 га и два малых), общая площадь пруда 16,6 га. Основные видовые точки раз­мещены по круговому маршруту, где наиболее важными акцентами яв­ляются архитектурные сооружения: Грот (примыкает со стороны регу­лярного сада), Палладиев (Сибир­ский) мост, Чесменская колонна, Адмиралтейство и Турецкая баня. Район Большого пруда включает во­семь ландшафтных участков, груп­пирующихся вокруг его водного зер­кала: это — поляна у Камероновой галереи, поляна у террасы Руска, Ясеневая поляна, водный лабиринт, участок у Турецкой бани, Адмирал­тейство, участок у Дикого острова, участок у Каменного (Горбатого) моста. Три первых участка образуют Большую поляну (площадь 7 га), ко­торая мягким откосом спускается к пруду (перепад рельефа 10 м на 160 м ширины поляны). Она ограничена линиями Рамповой аллеи (500 м) и Камероновой галереи (100 м), от ко­торых в обрамлении древесных групп раскрываются картины пруда с его разнообразными сооружениями. Группы размещены с учетом органи­зации веерных перспектив. Их глу­бина от Камероновой галереи 600— 700 м (ориентация север — юг), от террасы Руска и до скульптуры «Де­вушка с кувшином» — 240—250 м (ориентация северо-запад). Откры­тые пространства поляны также уг­лубляют видовые картины при их восприятии с противоположного бе­рега пруда. Другие районы парка Верхнего пруда с его Концертным и Вечерним залами и Розовым по­лем характеризуются тонко проработанными лирическими пейзажами со своими водными устройствами и архитектурными сооружениями. В ассортименте деревьев преобладали хвойные — сосны, ели, пихты, лист­венницы, почти исчезнувшие к насто­ящему времени.

Дворцово-парковый ан­самбль Гатчина

Гатчина.Дворцово-парковый ан­самбль Гатчина расположен в 45 км от Ленинграда. Он создавался в бла­гоприятных природных условиях — на участке с живописным рельефом, лесными массивами, озерами. Исто­рия его развития включает три пе­риода:

1) 17бб—1781 гг.—владение гра­фа Г. Орлова. Построен дворец (А. Ринальди), хозяйственные со­оружения, проложены дороги, воз­ведены Чесменский обелиск и Колон­на орла.

2) 1783—1801 гг.—владение Пав­ла I. Ведутся основные работы по формированию ансамбля и переуст­ройству дворца (В. Бренна). Зеле­ный луг перед дворцом заменен пла­цем и ограничен рвом. Создаются регулярные сады: Собственный, Ли­повый, Верхний и Нижний, Голланд­ские (рядом с дворцом), Цветочный и Ботанический (на противополож­ном берегу Белого озера), Сильвия (на границе со Зверинцем). Ведет­ся обработка берегов Белого озера с заливами, насыпными островами, каскадом, устраиваются пруды (Кар-пин, Ковш, Восьмигранный, Круг­лый, Овальный) и возводятся основ­ные парковые сооружения. Работают садовые мастера: Д. Гэкет и Ф. Гельмгольц. В 1798 г. арх. Н. Львов возводит Приоратский дворец и разбивает парк на Черном озере.

3) 1844—1857 гг.— надстраивают­ся каре (кухонный и арсенальный корпуса) и башни дворца Часовая и Сигнальная (арх. Р. И. Кузьмин).

Ансамбль состоит из 3 парков, по­следовательно расположенных и объ­единенных одной водной системой: Приоратский парк (143 га) на Чер­ном озере, Дворцовый парк (140 га) на Белом озере и Зверинец на речке Малой Гатчинке, или Теплой. Парк создавался путем частичной вырубки естественного хвойного леса и посад­ки лиственных, пластической обра­ботки рельефа, тонкой прорисовки изгибов береговой линии Белого озе­ра и устройства внутренних водое­мов. Для строительства использо­вался местный материал, главным образом известняк — пудостский ка­мень, а также дерево. Приоратский дворец и Амфитеатр — землебитные сооружения. Все это обусловило сти­левое единство всего ансамбля.

Центральное место занимает Дворцовый парк с Белым озером — его главным узлом и дворцом — ар­хитектурной доминантой. Дворец расположен на поляне (150X200 м) недалеко от небольшого Серебря­ного озера, скрытого между двумя холмами и видимого только с верх­них этажей дворца или непосредст-венно с берега. Серебряное озеро отделено от Белого узкой грядой, на которой была устроена Терраса-пристань, спускающаяся отвесной стеной в воды Белого озера и вос­принимающаяся с его противопо­ложного берега как постамент двор­ца.

Площадь Белого озера 30 га, про­тяженность 1200—1500 м. Цепь ост­ровов и полуостровов пересекает водную гладь по продольной оси, образуя так называемый Длинный остров. Поперечные оси уравнове­шены сооружениями: Колонна ор­ла — Павильон орла (арх. В. Бренна), Павильон Венеры — Турецкая палатка или садовыми устройства­ми: Голландские — Ботанический сады. В районе Белого озера можно выделить ряд участков, различных по площади, решению и значению, но образующих единый по облику ландшафт: Адмиралтейство, Водный лабиринт, Остров любви, участок у Каскадских, или Зверинцевых, ворот, Длинный остров, участок с Чесмен­ским обелиском, Серебряное озеро, Сильвия, Нижний и Верхний сады, Ботанический сад, участок у Березо­вых ворот.

Характерная особенность дворцо­вого парка — широкие панорамы, воспринимающиеся с высоких то­чек — верхних этажей дворца, коль­цевой дорожки нижнего Голланд­ского сада, видовых площадок на по­вышенных отметках рельефа и т. д. Это также сочетание мощных много­плановых перспектив Белого озера с камерными лирическими пейзажа­ми его прибрежной части. Так, важ­ную роль играют Лебяжий остров с живописной группой из ивы белой и Павильон Венеры на Острове люб­ви, находящиеся на пересечении главных видовых лучей и многократ­но участвующие в пейзажных кар­тинах Белого озера. Цепь же не­больших островов у берега (Бере­зовый, Сосновый, Еловый), располо­женных с интервалом 45—50 м, об­разует свою серию видов, которые, ритмически чередуясь, как бы разво­рачиваются перед зрителем и попе­ременно становятся фоном, кулиса­ми, центрами пейзажных картин. Отдельную группу составляют внут­ренние «картины» в парковом мас­сиве. Например, участок Сильвии (что значит «лес»), решенный как романтический лесной лабиринт со сложной системой дорожек, имеет три луча, направленных из леса на светлую вертикаль Колонны орла. Картина воспринимается через вход­ные ворота, от которых эти лучи рас­ходятся.

Характерная особенность Дворцового парка Гатчины — светлота колорита. Слегка дрожащий воздух (благодаря испарению воды Боль­шого озера) придает пейзажам осо­бую акварельную легкость и перламутровость тонов. Это впечатление усиливается и благодаря отражению пейзажей в воде, особенно интерес­ному у островов с низкими берегами.

В годы Великой Отечественной войны дворец и парк с его сооруже­ниями были разрушены, деревья вы­рублены. В настоящее время вос­становлены основные сооружения, а в запущенном парке начаты рестав­рационные работы.

Павловский парк

Ансамбль Пав­ловского парка складывался на про­тяжении 50 лет с конца 1770-х до кон­ца 1820 гг. и в дальнейшем не под­вергался существенным изменениям. Площадь парка составляет 543 га. Парк создавался на основе лесного массива и долины р. Славянки. В истории создания парка можно выделить три периода: 1779—1785 гг. (арх. Ч. Камерон); 1786—1800 гг. (арх. В. Бренна); 1803—1820 гг. (художник П. Гонзаго, а также арх. Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, Т. де Томон).

В первый период Ч. Камерон воз­водит дворец, занимается планиров­кой парка и строительством парко­вых сооружений. Им создаются рай­оны: Придворцовый с Павильоном трех граций и Вольером; р. Славян­ки с колоннадой Аполлона, Холодной ванной, Храмом дружбы; Большой звезды; пробиваются просеки в лес­ном массиве будущего района Белой березы. Возводятся пасторальные по­стройки — Молочня, Старое Шале, Хижина пустынника и др. (сохрани­лась только Молочня). В результате уже в первый период Ч. Камероном была заложена планировочная структура парка. Его произведениям свойственны стилистическая утон­ченность и лиричность.

Во второй период парк приобре­тает все более парадный вид. В. Брен­на перестраивает дворец, вносит до полнительные дороги в район Боль­шой звезды, создает участок Боль­ших кругов в Придворцовом районе, который соединяется с р. Славян­кой Большой лестницей. У Мариентальского пруда строит Большой трельяж, а в некотором отдалении — крепость Бип. На р. Славянке В. Бренна строит Пиль-башню, пла­стически обрабатывает склоны бере­гов и устраивает амфитеатр, а у Круглого пруда — Большой каскад. В лесном массиве создает районы Старой Сильвии и Новой Сильвии. По сравнению с творчеством Ч. Ка­мерона работы В. Бренна более официальные, парадно-эффектные.

Третий период знаменит работами П. Гонзаго, который на территории плайа создает район Парадного по­ля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства до­лину Славянки. Возводятся мосты на р. Славянке (К. Росси и А. Воронихин) и павильоны у Тройной аллеи (К. Росси), в районе Новой Сильвии строится Храм супругу-благодетелю (Т. де Томон).

За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учиты­вал работу своих предшественников и в результате был создан целостный ансамбль всемирно-художественного значения.

Павловский парк состоит из 6 рай­онов: 1)Дворцовый; 2) Долина р. Славянки; 3) Большая звезда с Крас-нодолинными прудами; 4) Старая и Новая Сильвии; 5) Парадное поле; 6) Белая береза. Каждый из них характеризуется своим объемно-про­странственным решением, своим фи­зиономическим обликом, и все они подчинены общей художественной идее — созданию образа северной русской природы.

Придворцовый район занимает небольшую площадь (9 га) и находится в юго-западной части парка, но благодаря дворцу занимает главенствующее положение в функциональном использовании и структуре парка. Он вклю­чает ряд участков — Собственный садик у во­сточного фасада дворца, Тройную липовую

аллею (подъезд к дворцу), по сторонам ко­торой размещаются Вольерный участок с цвет­ником, лабиринтом и небольшим фигурным водоемом и Большие круги.

Долина р. Славянки (79 га) пронизывает парк с северо-востока на юго-запад и явля­ется его композиционной осью. Она решена как серия полян, расположенных на откры­тых откосах долины и у воды, с живописны­ми группами деревьев и кустарников, среди которых располагаются парковые сооруже­ния — композиционные центры внутренних участков и пейзажных картин. Зеленые стены лесных массивов Сильвии, Большой звезды, Красной долины подступают к долине Славян­ки, замыкая пространство и ориентируя виды в продольном направлении. В насаждениях преобладали хвойные — сосна и ель. Они при­давали району характер северной природы, суровость которого смягчалась лиственными группами. В настоящее время сосны почти исчезли, основными породами стали лист­венные и ель, поэтому первоначальный об­лик района сильно изменился.

По характеру пейзажей в долине р. Сла­вянки арх. О. Ивановой выделено 6 участков:

1) Придворцовый, с колоннадой Аполлона;

2) участок у Холодной ванны; 3) участок Хра­ма дружбы (от Большой лестницы до мостика Росси); 4) участок Круглого пруда (до Ви-сконтьева моста); 5) участок амфитеатра (от Висконтьева моста до Пиль-башни); 6) уча­сток узкой долины (от Пиль-башни до Ново-сильвийского моста). Первые 4 района созда­вались в основном Ч. Камероном, 5 — В. Брен­на, 6 — П. Гонзаго. Кроме того, Гонзаго внес ряд элементов во все участки, чем завершил композицию района. 1, 3 и 6-й участки пред­ставляют собой открытые пространства, чере­дующиеся с остальными полуоткрытыми.

По мере удаления от дворца архитектур­ных сооружений становится меньше, пейзаж­ные картины строятся с помощью природных компонентов, широкая долина постепенно су­жается, лес все ближе подступает к берегам реки, парк как будто бы все более сливается с естественной природой. Район Большой звезды (площадь 142 га) представляет собой лесной массив с преобладанием ели, примесью сосны и березы. Центром района является круглая площадь с Музыкальным павильоном (построенным по проекту Ч. Камерона в 1795 г.). От площади лучами расходятся про­секи с романтическими названиями (Друже­ская, Красного молодца, Доброго жениха и др.). Некоторые из них оформлены аллейны­ми посадками из ели, дуба (дорога Зеленой женщины), и все они обсажены стриженой изгородью из акации желтой. В районе пре­обладают закрытые лесные пространства с включением полян и лужаек. Сюда же вхо­дит и обширный луг, рассекающий массив леса в виде длинного луча, расширяюще­гося в сторону Краснодолинных прудов. Они представляют собой цепь искусственных водо­емов в лесном массиве с каменными плоти- нами. На Острове любви раньше находился деревянный трельяж (П. Гонзаго). Район Сильвии (15 га) создается в лесном массиве на высоком левом берегу долины р. Славянки. Елово-сосновый массив Старой Сильвии (4 га) прорезан 12 дорожками, которые схо­дятся на круглой площадке с бронзовой ста­туей Аполлона Бельведерского в центре. Она решается как «зал», замкнутый стенами хвой­ного леса. Входы с дорожек акцентированы дубами и бронзовыми статуями муз и богов. Общая цветовая гамма темная, сдержанная, лишена резких контрастов. Каждая дорожка замыкается бронзовой скульптурой или архи­тектурными сооружениями. Новая Сильвия (11 га) примыкает к Старой и отделена от нее Руинным каскадом. Ее начало отмечено бронзовой скульптурой Аполлона-Кифареда. Участок, прорезанный 5 параллельно идущими изолированными дорогами, тянется узкой по­лосой леса вдоль долины р. Славянки. В на­саждениях преобладала сосна с примесью ели и лиственных, сейчас сосна выпадает. Здесь возведены колонна Конец света и в па­мять о Павле I — Храм супругу-благодетелю (арх. Т. де Томон).

Парадное поле (площадь 30 га). Перво­начально служило местом военных парадов. Район создан художником П. Гонзаго (1805—1815) и решен как переходное звено от Придворцового района к Белой березе. Центром композиции является пруд с островом Ливен. На обширном пространстве лугового газона было посажено около 6000 деревьев в виде смешанных по составу групп, реже со­литеров (всего 3%). Группы, окруженные кустарником, имели в плане овальную форму и высаживались на небольших всхолмле­ниях (0,7—1,0 м). В размещении групп И. Бо­товой обнаружена определенная закономер­ность: они распределены по кривым, отражаю­щим конфигурацию района. Группы образуют серию парковых картин, ритмически сменяю­щих друг друга (интервал 35—50 м). Пропор­ции, колорит и объемная композиция Парад­ного поля несколько изменились в силу смены пород, разрастания долговечных деревьев — дубов, лип, вязов, ясеней и обрамляющих кустарников.

Белая береза (площадь 265 га). Район создан методом рубок в существующем зе­леном массиве. П. Гонзаго сохранил плани­ровку района, заложенного еще Ч. Камеро­ном: 8 радиальных просек, сходящихся к «хо­роводу» берез в центре круглой площадки. Просеки соединяются извилистой Английской дорогой, проложенной в основном по перифе­рии района. Насаждения были вырублены бо­лее чем на 2/3. Оставленные древесные группы различных размеров составили основу объ­емно-пространственной структуры района. Территория оказалась разделенной насажде­ниями на 2 участка — Северное и Централь­ное поле. После завершения рубок была про­ложена еще одна круговая дорога — Кон-стантиновская, или Дерновая. Ее маршрут, в

отличие от Английской дороги, прошел по от­крытому Центральному полю и приспосабли­вался к уже сформированным пейзажным кар­тинам. Район решен крупномасштабно, в нем преобладают группы площадью 250—5000 м2. Обширное открытое пространство Централь­ного поля обусловило создание динамических картин, чередующихся с интервалом 50— 100 м. В отличие от него пейзажи Северного поля более четко ограничены подступающим лесом и имеют статичные картины, открываю­щиеся с определенных точек. Примером яв­ляется «Самое красивое место» — фронталь­ная композиция. В прошлом в насаждениях преобладала сосна, в настоящее время — это смешанные, преимущественно лиственные на­саждения с преобладанием березы.

Все районы парка пространствен­но взаимосвязаны; лесные массивы Большой звезды, Старой и Новой Сильвий обрамляют долину р. Сла­вянки, Парадного поля и Белой бе­резы, образуя живописные опушки; просеки Большой звезды и некоторые дорожки Старой Сильвии завер­шаются пейзажными картинами Сла­вянки, развернутыми в ином ракурсе, чем с дорожек, идущих вдоль реч­ного русла, и с более широким — панорамным охватом. И наконец, дворец, находящийся как будто в стороне от основных районов, вос­принимается из самых разных точек.

Во время Великой Отечественной войны ансамбль был разрушен, пар­ковые насаждения вырублены. Боль­шая звезда, Старая Сильвия и Бе­лая береза уничтожены. Сразу же после изгнания фашистских захват­чиков начались восстановитель­ные работы. Поднялись из руин дво­рец и почти все сооружения, вос­становлены дороги, путем искусст­венных посадок заново воссозда­ны лесные массивы Большой звезды и Старой Сильвии. За последние 15 лет были проведены реставраци­онные рубки, позволившие восстано­вить пространственную структуру района Белой березы. Из-за отсут­ствия в верхнем ярусе сосен и пре­обладания березы изменились коло­рит и объемная структура района, повлекшие утрату его первоначаль­ного «северного» облика. Однако ра- боты продолжаются — ведется улуч­шение травяного покрова, строится дренажная сеть, формируются опуш­ки, в куртины вводится сосна. Авто­ры — Е. Комарова и хранитель пар­ка М. Флит.

Парк Монрепо

Парк находится в 2 км от г. Выборга (Ленинградская об­ласть). В настоящее время площадь исторической части 30 га. Парк рас­положен на берегу Финского зали­ва с изрезанными скалистыми бере­гами, в живописном уголке дикой карельской природы.

С 1700 по 1780 г. территория нахо­дилась в ведении военного комендан­та П. Ступишина. Создается неболь­шой регулярный сад в долине Шарлоттенталь. В 1783—1787 гг. наме­стник г. Выборга герцог В. Вюр-тембергский построил здесь загород­ную виллу в духе романтических пар­ков с сетью дорог свободного рисун­ка, павильонами Паульштайн и Храм Амура. С 1787 г. территорией владели бароны Николаи. В 1820-е годы был сооружен скромный уса­дебный дом и рядом с ним библио­тека (арх. Мартинелли). На скале Лейкатишен в 1827 г. вместо Храма Амура был установлен обелиск в память о братьях Броглио, погибших в войне с Наполеоном. В 20—30-е годы возведены сооружения Мариен-турм, башня Бель-вю, Турецкая па­латка, Храм Нептуна, источник Нар­цисс, в лесном массиве — Жилище отшельника, а на острове Людвигштайн — часовня. На скалистых склонах острова были специально высажены ели, что придало ему скорбный характер.

Сооружения на скалистых верши­нах образовали своеобразную серию взаимосвязанных парковых видов, лейтмотивом которых были скалы и водная поверхность Финского за­лива. С нижних частей парка эти ви­ды читались уже в ином ракурсе: с включением зеленых полян, доро­жек, вырубленных в гранитных ска­лах, отдельных каменных глыб и их россыпей у воды в обрамлении сосен. В хвойные насаждения парка были включены и лиственные — бе­реза, ольха черная, липа, клен, ку­старники.

Основной художественный замы­сел парка — союз двух стихий — во­ды и камня, поэтому насаждения здесь играли подчиненную роль. Скалы были большей частью обна­жены, и насаждения должны были лишь подчеркнуть их мощь и текто­нику, создавая общий фон.

В итоге парк Монрепо стал синте­зом зодчества, садово-паркового ис­кусства и суровой поэзии северной карельской природы. В середине XIX в. он пользовался общеевропей­ской известностью и считался од­ним из самых лучших.

Во время Великой Отечественной войны парк сильно пострадал, почти все сооружения были разрушены, скульптура уничтожена, а повсеме­стное распространение самосева ли­ственных пород (и в первую очередь клена остролистного) нарушило об­лик парка.

В настоящее время начаты проект­ные работы по его восстановлению.

Наши рекомендации