Основные приемы художественного ткачества
1. Полотняное переплетение
Полотняное переплетение образуется чередованием прокидок. Первая прокидка покрывает нечетные нити основы, вторая – четные и т.д. Нити основы оказываются полностью покрыты с лицевой и с изнаночной стороны.
Прокидки утка редко тянутся от края до края шпалеры: каждое изменение цвета в общей композиции требует смены утка.
2. Криволинейная прокидка
Разнообразные очертания узора зачастую требуют создания криволинейных контуров и форм. Криволинейная прокидка проходит сквозь основу по любой кривой линии, в соответствии с замыслом художника.
3. Лесенка
При регулярном повторении сокращений и удлинений прокидок образуется ступенчатая линия.
4. Штриховка
Штриховка позволяет обогатить композицию дополнительными оттенками. Тонкие зубцы одного цвета, входя в область другого, образуют, зрительно сливаясь, зону третьего цвета.
Сочетая, близкие по тону, цвета методом штриховки, сокращая и увеличивая длину прокидки, получают мягкие переходы от цвета к цвету.
5. Реле
Для создания четких вертикалей между разноокрашенными фрагментами шпалеры нить утка одного цвета доводят до нужной вертикальной линии и поворачивают обратно, не соединяя с прокидками другого утка. Так получается прерывание утков разного цвета. Этот способ плетения называется реле. Реле в старинных шпалерах зашивали по изнаночной стороне, сейчас оставляют незашитыми для особого декоративного эффекта, либо можно прокидывать дополнительно тонкую нить нейтрального цвета. После прибивания она скрывается среди основных нитей.
Если допустима размытость вертикали, то можно через 1-2 прокидки захватывать одну нить основы соседнего цвета (при этом варианте плетения цельность работы не нарушается).
6. Косая прокидка
Чтобы подчеркнуть тонким контуром линию мотива, пользуются косой прокидкой. Она делается не перпендикулярно нитям основы, а по косой линии.
Поскольку шпалера плетется снизу вверх, прежде всего выполняют ту часть узора, которая требует обрамления, затем ткется косая прокидка, и только вслед за ней заполняются утком правая и левая части мотива.
7. Использование основы в несколько нитей
Существует практика натягивания основы таким образом, чтобы каждая вертикаль состояла не из одной, а из нескольких нитей. Они могут располагаться по всей ширине шпалеры или в некоторых ее местах. Такой способ применяется, чтобы разнообразить фактуру тканой поверхности, местами утолщая или утоньшая ее, позволяет добиться сложных эффектов.
В традиционной шпалере основа полностью скрыта утком и не видна. В современном ткачестве основу иногда оставляют видимой.
8. Обвивание нитей основы по лицевой стороне
Чтобы подчеркнуть или рельефно выделить какую-нибудь линию, сделать обрамление мотива, нужно обвить нити основы по лицевой стороне. Нить утка проходит при этом от одной нити основы к другой. Применяется обвивание двух, трех, четырех и более нитей.
В зависимости от того, в какую сторону поднимаются при этом нити утка, обвивание может идти и вправо, и влево. Возможно использование одной или нескольких дополнительных нитей, натянутых в направлении утка. В этом случае нить утка навивается и на нити основы, и на дополнительные нити, что создает особую рельефную фактуру.
9. Обвивание нитей основы по изнанке
Обвивание нитей основы может идти и по изнанке. Нить утка проходит через две нити основы по изнанке и обвивает одну нить основы по лицевой стороне. При прибивании прокидки утка, следующей за обвитой основой, свободные участки основы, не покрытые утком, оказываются заполненными обвитыми петлями.
10. Ворсовая техника (узел «гиордес»)
Наряду с гладким ткачеством используют приемы ворсовой техники. Традиционные плетения дополняются различными авторскими вариациями.
Различают ворсовые и махровые техники. Под первой имеется ввиду короткий, густой, плотный ворс, под второй – длинный и более редкий.
Нить, образующая ворс, огибает две нити основы петлей наружу, и концы ее, обогнув каждый свою основную нить, выводятся наружу и располагаются ниже своей петли. Образовавшиеся таким образом узлы спускаются вплотную к последней уточной прокидке и прибиваются. Для закрепления полученной линии узлов делают одну или две прокидки утка и еще раз все вместе прибивают. От количества узлов на единицу поверхности зависит плотность переплетения.
11. Букле
Коптские и перуанские ткачи часто применяли разнообразные фактурные эффекты. Одним из них было буклирование - ненатянутая нить утка образовывает петлю, свисающую между двумя нитями основы.
Характер фактуры может меняться в зависимости от частоты и длины вытянутых петель. Чтобы получить ровные петли букле, приложите к основе, например, карандаш. Оборачивайте сверху вниз карандаш, захватывая нить основы. Когда участок буклирования закончен, аккуратно выньте карандаш, сделайте для закрепления две прокидки утком.
Срезка изделия
После того, как вы закончили ткать работу, еще раз плотно сбейте нити, проверьте, не изменились ли размеры работы в длину. Если есть изменения, то дотките до нужного уровня. Теперь, как и в начале работы, нитями основы протките полотняным переплетением около одного сантиметра, опустите «косичку». Обрежьте все нити, которые держат ваше изделие на раме либо станке (рис. 26). Нижнюю часть нитей основы отрежьте по низу планки рамы, верхние – отступив от края изделия около 8 сантиметров.
Рис. 26 Рис. 27 Рис. 28 Рис. 29
Обработка изделия
Нити основы попарно (верх-низ) завяжите на два узла, оставшиеся концы отрежьте (рис. 31-32). Разложите, распрямив, изделие на столе и отпарьте через влажную марлю. Края изделия обрабатываются петельчатым швом, нитями, которые были использованы в работе – выбираете для обработки тот цвет нити, который оказывается с края изделия. На этом этапе работы вам понадобиться игла с толстым ушком.
Рис. 30 Рис. 31 Рис. 32
Рекомендации: * Стянутые края (до 2-3 см при размерах изделия около 40*50 см) можно вытянуть при отпаривании работы, аккуратно растягивая их до нужных параметров.
Рекомендации: * Чтобы край работы выглядел аккуратно, оберните его полоской картона, а поверх обработайте петельчатым швом. Этот прием хорош еще и при выравнивании краев изделия (рис. 33).
Рис. 33
Важный этап в работе – это оформление изделия, которое должно быть продуманно при разработке эскиза.
Шпалеры традиционно вешали на стену без рамы. Сегодня можно встретить разнообразные по оформлению изделия, выполненные в технике шпалерного ткачества, но свободными от рамы они остались по нынешний день. Тканое изделие в основном вешается на декоративную планку. Планка может быть продолжением изделия, или отдельным элементом (см. приложение).
Оформление работы должно быть соподчинено замыслу - оно не должно отвлекать зрителя от основной идеи изделия. Например, в работе Руты Богустовой «Море» декоративные элементы лишь будят воображение, усиливают впечатление от морской стихии (см. приложение).
Литература
1. Альбина Воронкова. Гобелен. Живопись. Графика/ Альбом. Сост. Бодрова М.Л. - М.: Галарт, 1993. - 96с.: ил.
2. Бельгийский гобелен/ Каталог выставки. - М.-Рига, 1989.- 32с.: ил.
3. Кацар Н.С. Беларускi арнамент. Ткацтва. Вышыука. - Мн.: БелЭн, 1996.- 208с.: ил.
4. Кацер М.С. Народно-прикладное искусство Белоруссии от первобытного общества до 1917 года. – Мн.: Вышейшая школа, 1972. – 173с.: ил.
5. Крамаренко Л.Г. С.Заславская - М.: Советский художник, 1988.- 96с.: ил.
6. Крепак Б.А. Кищенко А./ Альбом. - М.: Сов. Художник, 1998. - 128с.: ил.
7. Кума Х.Р. Мари Адамс. - М.: Советский художник, 1991. - 80с.: ил.
8. Курилович А.Н. Белорусское народное ткачество. - Мн.: Наука и техника, 1981.- 119с.: ил.
9. Литовский гобелен/ Альбом. Сост. Д.Рякяртайте-Начюлене, С.Стялингене.- Вильнюс: Вага, 1983. - 238с.: ил.
10. Митрофанов А.Г. Железный век средней Белоруссии/ АН БССР. Ин-т истории; Науч. ред. Г.В. Штыхов. - Мн.: Наука и техника, 1978.- 160с.: ил.
11. Пинкус С. Юозас Бальчиконис. - М.: Советский художник, 1974.- 118с.
12. Савицкая В.И. Превращения шпалеры.- М.: Галарт, 1995. - 136с.: ил.
13. Светлана Ринчикова. Гобелен. Батик/ Каталог. Сост. Константинова Л.А. – РФ: Союз художников, 1992. - 24с.: ил.
14. Палеес А. Ткацтва на Беларусi// Беларусь. – 1947. - №3. – С. 51-53.
15. Трызна Д.С. Беларускiя дываны i габелены.- Мн.: Навука i тэхнiка, 1981. - 78с.: iл.
16. Фiнкельштейн Л. Эксперыментальны тэкстыль/ Каталог. - Мн.: Беларусь, 1990.- 24с.: iл.
17. Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. - Л.: Знание, 1940. -46с.
18. Эдит Вигнере/ Сост. Т.Стриженова. - М.: Советский художник, 1979. - 112с.: ил.
19. Arrasy flamandzkie na wawelu/ Pod kierunkiem Ierrego Szablowskiego. - Warszawa: Arkady, 1975. - 501s.
Приложение
Варианты декоративных композиций
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис.4 Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7
Рис. 8. Фрагмент ткани. Перу
Рис. 9. Рыцарь на коне. Фрагмент шпалеры 11-13 вв., Германия
Рис. 10. Жан Люрса. Цикл «Песнь мира». Фрагмент. 1957-1963 гг.
Рис.11. Рута Богустова. Море. 1976 г.
Рис. 12.. Еремеева Н.З. Ветер Рис. 13. Аждер Н.А. Тени прошлого
Рис. 14. Зазуля А. Декоративная композиция