Особенности культуры «Серебряного века» в России
С 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества.
вспыхнули десятки звезд первой величины — от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н. С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой. Писатели и поэты «Серебряного века», в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления — эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели «серебряного века» по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, — искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно». К старшему поколению русских символистов принадлежали Д.С. Мережковский. З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Ф.К. Сологуб, к младшему — А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев. Вторым крупным течением в русской поэзии начала XX в. был акмеизм. Его представители (СМ. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов». Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский). Отрицая традиционную культуру, они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Одним из главных культурных центров России XIX—XX веков, сыгравшим важную роль в становлении русского искусства, являлось Абрамцево — усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области. Здесь работали В.М.Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и др. Активно интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. Наряду с Абрамцево важную роль культурного центра играло творческое объединение поэтов-символистов и художников «Мир искусства» (1898—1924), созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и СП. Дягилевым. Деятельность этого объединения, протекавшая под лозунгом «искусство для искусства», дала толчок дальнейшему развитию художественной журналистики, выставочной деятельности, станковой живописи, декоративному и прикладному искусству, художественной критике. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание новой книжной графики, эстампа, театральной декорации. На смену намеренно предметной,
практической живописи передвижников, где каждый жест, шаг, поворот социально заострены, направлены против чего-то и в защиту чего-то, приходит беспредметная живопись мирискусников, ориентированная на решение внутренних живописных, а не внешних соц. проблем. А.П. Остроумова-Лебедева, М.В.Добужинский, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, С.В. Чехонин, Д.И. Митрохин и др. Вдохновитель и организатор «Мира искусства», художник, историк искусства и критик А.Н. Бенуа (1870— 1960), создал стиль романтического историзма, передавая в журнальных и книжных иллюстрациях дух прошедших эпох. В искусствоведческих трудах Бенуа впервые обосновал самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (1917). Ученый и художник, он активно боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства, выступал против русского авангарда.
Наиболее значительным и самобытным выразителем тенденций символизма и модерна в русской живописи и активным участником худ. начинаний в Абрамцево и «Мире искусства» являлся М.А. Врубель (1856—1910). Он расписывал храмы, писал панно для интерьеров зданий, оформлял спектакли, создавал архитектурные проекты. Сюжеты многих картин Врубеля откровенно фантастичны. «Мифологичность» Врубеля, решительность вымысла были чертами нового искусства. Его манера писать «разноцветными кубиками» трактовалась как преддверие кубизма. В. А. Серов (1865—1911) - первое и наиболее сильное для национальной традиции выражение принципов импрессионизма. На рубеже веков Серов становится лучшим русским портретистом. Особый мир являют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельскими пейзажами и жанровыми сценками.
В архитектуре модерн наглядно проявил себя в московском зодчестве: построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, живописная композиция, отрицающая симметрию. Архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, стал Ф.О. Шехтель (1859—1926). В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). B.C. Соловьев проповедовал утопический идеал всемирной теократии, развивал идеи христианского платонизма. Россия имеет особый культурно-исторический путь развития, особую историческую судьбу: - мессианство, носящее дух национальной исключительности, - соборность, гармонически сочетающую в себе своеобразие потребностей каждого отдельного человека и церкви - собора; - идею религиозной исключительности православия; - идею особой формы русского государства: союза народа и власти. Появление на рубеже ХIХ-ХХ вв. концепции «русской идеи» стало рефлексией части отечественной интеллигенции на историческую ситуацию данного периода. Сторонники «русской идеи» отвергали преобразования общества путем социальной революции.
Русский космизм - специфическое мировосприятие и мироощущение, предполагающее органическое единство вселенского и индивидуального, представляющего космос
как живой организм, в котором гармонично взаимодействуют Творец и Человек. Это: - представление о космосе как живом организме, находящемся в постоянном взаимодействии с Богом, о роли человека в этом взаимодействии; - овладение небесным пространством не с точки зрения технологических возможностей человека, а через нравственное отношение к нему.