Тематический танец, как форма сценической хореографии

Тематический танец – это хореографическая форма, это такое хореографическое произведение, к которому прорабатывается тема или большая проблема или очень качественная балетмейстерская работа к проработке какого-либо образа.

Возможные темы:

· Добра и зла

· Мира

· Труда

· Любви

· Войны

· Героизма

· Дружбы

· Философские темы

Как форма определился к 60 годам. В период становления тематический танец пытались делать на народном материале, но не удачно. После 60 годов на основе классического танца, деми - классике, свободной пластики или синтезе двух жанров, приёмом стилизации.

Тематический танец делиться на два вида:

1. Тематический танец,

2. Сюжетный тематический танец.

По количественному составу: массовые исполнители в жанре лирическом, трагическом, героическом.

Одна и та же тема может быть решена в различном жанре.

Истоки возникновения замысла

1. Какое-либо общественно значимое жизненное явление. Актуальная тема современности. Жизненное событие, которое может показать типичное для современной жизни явление.

2. Исторические сюжеты.

3. События, богатые экстремальными ситуациями, в которых люди проявляют лучшие черты характера, например, стойкость, героизм, высокие чувства, гражданские чувства.

4. Произведения изобразительного искусства, литература, газетные и журнальные статьи, документальные материалы, человеческие характеры, события следует показать в развитии, не повествовательные, а выявляя узловые моменты действия, в которых бы наиболее ярко могло бы раскрыться содержание. Если в основе литературное произведение, то это не должно быть буквальным воспроизведением сюжета. Языком хореографии надо донести до зрителя его идейное содержание.

5. Музыкальное произведение, отличающееся глубоким идейным и эмоциональным содержанием.

Музыка

Основой служит законченное музыкальное произведение. Должно совпадать идейно – эмоциональное содержание музыки и хореографии.

Драматургия

Содержание (сюжет в сюжетной драматургической композиции, идейно- эмоциональный смысл в тематической композиции) получают право на жизнь в форме (композиции), которая должна иметь современное воплощение, т.е. современный хореографический язык, развитую драматургию и свежие оригинальные режиссерские решения.

Режиссёр – мастер действия. Важна идея, что стараюсь показать своим произведением, что сказать. С выбора темы балетмейстер определяет свою позицию своим отношением к жизненным явлениям и происходящим событиям. Воспитательная функция хореографических произведений тематической направленности выражается в сильном воздействии на зрителя, влияет на их взгляды и суждения, воспитывает определённые отношение и взгляды на жизнь.

Принцип построения тематического танца.

1. Один, два художественных образа.

2. Драматургия строится по принципу бессюжетного танца, т.е. нет сюжета, а тема выражается через идейно-эмоциональную сторону содержания. Конфликт может быть внутренним, если тематический танец построен на одном образе или происходит между двумя обобщёнными образами (добра и зла).

3. Поиск содержания может идти в следующих направлениях:

а) концентрация высоких идей, убеждений.

б) раскрытие характера и эмоционального состояния человека. Обобщение в таких произведениях происходит путём выявления существенных характерных черт образа.

4. Неотъемлемым свойством тематической хореографии является тенденция – идея, смысл, навязываемый какому- либо герою, постановщик прямо и откровенно заявляет о своих позициях, взглядах и убеждениях о том, что пропагандировал своим произведением (зачем война, зачем добро).

Сюжетный тематический танец

Представляет собой одну из самых трудных форм сценического искусства. Сложность заключается не только в отражении важных существенных тем, но и в необходимости раскрытия, развития характеров, чувств, действий и взаимоотношение действующих лиц внутри этих тем.

Истоком возникновения является сюжетный танец

Сюжетный тематический танец и сюжетный танец композиция представляет систему образа, их взаимосвязь, взаимоотношения создают вместе образ в целом.

Сюжетный тематический танец не всегда носит тенденциозный характер. Постановщик предоставляет зрителю судить о проблемах, поставленных в хореографическом произведении. Однако он своим решением образов вызывает своё отношение к событиям, подводя тактично зрителя к определённому выводу, т.е. расшифровки идеи номера.

Лексика

Должна соответствовать рождённому музыкальному образу. В тематическом танце исполняется единая лексическая линия для исполнителей. Главная задача балетмейстера – создание образной лексики. Все приёмы развития лексики использовать: комбинирование, варьирование, полифония.

Наиболее интересное хореографическое решение сосредоточилось в кульминации – лексика, динамика, наивысший накал эмоций.

Тематический танец наряду с одноголосьем массы присутствуют соло, дуэт, трио. Желательно использование разнообразного лексического материала, который балетмейстер сочиняет исходя из характеристических особенностей героев, персонажей, их взаимосвязей с основной массой исполнителей: имитационная, контрастная.

Рисунок

Тематический танец при большой массе исполнителей играет значительную роль. Чаще всего имеет направленность в сторону зрительного зала. Это позволяет значительно усилить эмоциональное воздействие постановки в сюжетном тематическом танце, т.к. есть действующие лица, рисунок разнообразен, но следует помнить, что рисунок массы представляет фон для главного действующего лица или образа.

Оформление

1. Костюм – наиболее обобщённая форма достижения единства, цветовое соотношение костюма с художественными образами всей композиции и отдельных образов.

2. Декорации – максимальное соответствие цветовой гаммы исполнителей, обстановке и атмосфере танца.

3. Шумовое оформление – должно быть художественным и не опускаться до натурализма.

4. Использование киноматериала – должно совпадать по своей тематике, задаче и идейному материалу хореографического произведения, должно не отвлекать, а дополнять.

Репетиционная работа

1.Постановочный вид

Это целая серия репетиций по созданию нового произведения. Начинается постановочная работа с готовности балетмейстера, когда номер представляется во всех деталях, важнейший момент собеседование с исполнителями: познакомить с темой, идеей, сюжетом(если есть). Задачи заинтересовать исполнителей, познакомить с музыкальным материалом.

Можно рассказать параллельно с музыкальным материалом. Рассказать какими, хореографическими средствами разделено произведение (танец или элементы, понтамимы и окрабатики) жанры, о костюмах.

Поставить четкие задачи перед каждым, если сюжет распределить “роли”.

- Проучивании более простых движений

- Основных

- Наиболее часто встречающихся

- Затем движения по степени сложности

- В связках

- В этюдной форме

- Разводка номера

Разводить следует по частям (1,2 и т.д.)

Затем проходить одну за другой связки. Повторить несколько раз, чтобы закрепить в памяти.

Повторить, просмотреть несколько раз, чтобы проверить соответствие музыки, замысла, лексике, рисунка, чтобы увидеть часть целиком и логично с последующим.

Правило. Балетмейстер не должен входить в рисунок танца при отработки, должен держать все в поле своего зрения. В танцевальном классе или в зрительном зале. Между репетициями балетмейстер уточняет, просматривая проделанное. Исполнитель должен учить материал, вживаться в “роль”.

2. Технический вид

Начинается отработка поставленного номера. Целый танец вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идет кропотливая работа.

  1. Добивается полная ансамблевости, синхронность, то есть одновременное исполнения одного движения, несколькими исполнителями.
  2. Идеальное техническое исполнение движений (чистота, скорость).
  3. Добивается мышечное ощущение в исполнении каждого движения.
  4. Чистота рисунков.
  5. Работа над содержанием атмосферы, то есть эмоциональный строй танца, манеры исполнения, образы.
  6. Вводится второй состав.

Отдельные части танца вновь соединяются между собой, повторяются подряд. Оттачиваются связки между ними, чтобы исполнители были заинтересованы в отработке нужно привлечь их в сотворчестве (девушки делают, юноши смотрят, или наоборот).

Построение репетиции

  1. Начинать с экзерсиса.
  2. Учитывать возраст и его психологические и физические особенности до 17 лет и после 18 взрослые.
  3. Чередовать статическое и динамическое напряжение.
  4. Через каждые 30 мин. психологическую разгрузку, эмоции, музыка.
  5. Перерывы.

3. Индивидуальный вид

Работа с солистами вводится параллельно с общими репетициями, чистятся сольные куски. Сами исполнители должны вносить много личного и творческого в создание номера.

4.Сводные виды

  1. Разные возрастные группы.
  2. Танец группы + оркестр.
  3. Хор + оркестр + танец группы.

Номер проходится целиком несколько раз. Сводные выявляют недочеты и определяют задачи последующих репетиций. После каждой репетиции нужно сделать анализ. К новой сводной репетиции все отдельные группы должны прийти более подготовленные.

5. Репетиции в костюмах.

Костюм создает определенное самочувствие, его нужно обжить, т.к. движение связано с весом одежды формой, длиной, кроем. Костюм нужно подобрать под фигуру, рост.

В идеале нужно репетировать в той обуви, в которой выступать на сцене (ботинки со шнуровкой, или присутствие или отсутствие каблука).

На репетиции необходимо научиться работать с предметами, аксессуарами.

6. Репетиция на сцене

При изменении обычных ориентиров зал может потеряться уверенность в технике, движениях, вращениях. Это проходит после нескольких повторений. Проверяется зрительное восприятие танца в целом.

Повторить номер несколько раз, добиваясь нужного темпа и правильного рисунка:

а) рабочие репетиции: разметить сцену;

б) сводные на сцене: привыкнуть к площадке.

7. Монтировочные ( на сцене )

1. Сцена

2. Художественное оформление (декорации)

3. Костюм

4. Свет

Свет должен подчеркнуть характер и образный строй танца.

5. Звук (микрофон, фонограмма).

8. Генеральная репетиция

Оформление, свет, костюм и т.д.

9. Премьера, концерт

Это продукт труда, ради которого учатся и трудятся участники, это отчет перед зрителем.

То ради чего идет вся остальная работа.

В программу концерта, танцы отбираются исходя из общего содержания всего концерта. Например, тематически посвящаются определенному празднику.

Не малую роль играет площадка, на которую предстоит выпускать: на маленькую не рекомендуется большие, масштабные танцы и наоборот.

Балетмейстеру желательно находиться в зале, так как номер нужно проверить на зрителя. Сверить ожидаемые и неожиданные реакции.

Стараться проникнуться атмосферой танца. Понять восприятие смотрящих с их позиций, решить, что еще не достигнуто. Затем дома проанализировать увиденное, найти путь для коррекции в номере того, что окажется возможным и необходимым.

После концерта обязателен разбор выступления. Замечания, а затем работа на репетициях по устранению недостатков сололо условия для непрерывного творческого совершенствования. Приучают с большей ответственностью готовиться к каждому выступлению на сцене.

10. Разводка

Репетиция перед предстоящим концертом уже давно исполняемое.

Необходимо уточнить состав исполнителей. Этот состав нужно ввести в номер отсюда название.

Другое название этих репетиций вводные.

Наши рекомендации