Тематический танец, как форма сценической хореографии
Тематический танец – это хореографическая форма, это такое хореографическое произведение, к которому прорабатывается тема или большая проблема или очень качественная балетмейстерская работа к проработке какого-либо образа.
Возможные темы:
· Добра и зла
· Мира
· Труда
· Любви
· Войны
· Героизма
· Дружбы
· Философские темы
Как форма определился к 60 годам. В период становления тематический танец пытались делать на народном материале, но не удачно. После 60 годов на основе классического танца, деми - классике, свободной пластики или синтезе двух жанров, приёмом стилизации.
Тематический танец делиться на два вида:
1. Тематический танец,
2. Сюжетный тематический танец.
По количественному составу: массовые исполнители в жанре лирическом, трагическом, героическом.
Одна и та же тема может быть решена в различном жанре.
Истоки возникновения замысла
1. Какое-либо общественно значимое жизненное явление. Актуальная тема современности. Жизненное событие, которое может показать типичное для современной жизни явление.
2. Исторические сюжеты.
3. События, богатые экстремальными ситуациями, в которых люди проявляют лучшие черты характера, например, стойкость, героизм, высокие чувства, гражданские чувства.
4. Произведения изобразительного искусства, литература, газетные и журнальные статьи, документальные материалы, человеческие характеры, события следует показать в развитии, не повествовательные, а выявляя узловые моменты действия, в которых бы наиболее ярко могло бы раскрыться содержание. Если в основе литературное произведение, то это не должно быть буквальным воспроизведением сюжета. Языком хореографии надо донести до зрителя его идейное содержание.
5. Музыкальное произведение, отличающееся глубоким идейным и эмоциональным содержанием.
Музыка
Основой служит законченное музыкальное произведение. Должно совпадать идейно – эмоциональное содержание музыки и хореографии.
Драматургия
Содержание (сюжет в сюжетной драматургической композиции, идейно- эмоциональный смысл в тематической композиции) получают право на жизнь в форме (композиции), которая должна иметь современное воплощение, т.е. современный хореографический язык, развитую драматургию и свежие оригинальные режиссерские решения.
Режиссёр – мастер действия. Важна идея, что стараюсь показать своим произведением, что сказать. С выбора темы балетмейстер определяет свою позицию своим отношением к жизненным явлениям и происходящим событиям. Воспитательная функция хореографических произведений тематической направленности выражается в сильном воздействии на зрителя, влияет на их взгляды и суждения, воспитывает определённые отношение и взгляды на жизнь.
Принцип построения тематического танца.
1. Один, два художественных образа.
2. Драматургия строится по принципу бессюжетного танца, т.е. нет сюжета, а тема выражается через идейно-эмоциональную сторону содержания. Конфликт может быть внутренним, если тематический танец построен на одном образе или происходит между двумя обобщёнными образами (добра и зла).
3. Поиск содержания может идти в следующих направлениях:
а) концентрация высоких идей, убеждений.
б) раскрытие характера и эмоционального состояния человека. Обобщение в таких произведениях происходит путём выявления существенных характерных черт образа.
4. Неотъемлемым свойством тематической хореографии является тенденция – идея, смысл, навязываемый какому- либо герою, постановщик прямо и откровенно заявляет о своих позициях, взглядах и убеждениях о том, что пропагандировал своим произведением (зачем война, зачем добро).
Сюжетный тематический танец
Представляет собой одну из самых трудных форм сценического искусства. Сложность заключается не только в отражении важных существенных тем, но и в необходимости раскрытия, развития характеров, чувств, действий и взаимоотношение действующих лиц внутри этих тем.
Истоком возникновения является сюжетный танец
Сюжетный тематический танец и сюжетный танец композиция представляет систему образа, их взаимосвязь, взаимоотношения создают вместе образ в целом.
Сюжетный тематический танец не всегда носит тенденциозный характер. Постановщик предоставляет зрителю судить о проблемах, поставленных в хореографическом произведении. Однако он своим решением образов вызывает своё отношение к событиям, подводя тактично зрителя к определённому выводу, т.е. расшифровки идеи номера.
Лексика
Должна соответствовать рождённому музыкальному образу. В тематическом танце исполняется единая лексическая линия для исполнителей. Главная задача балетмейстера – создание образной лексики. Все приёмы развития лексики использовать: комбинирование, варьирование, полифония.
Наиболее интересное хореографическое решение сосредоточилось в кульминации – лексика, динамика, наивысший накал эмоций.
Тематический танец наряду с одноголосьем массы присутствуют соло, дуэт, трио. Желательно использование разнообразного лексического материала, который балетмейстер сочиняет исходя из характеристических особенностей героев, персонажей, их взаимосвязей с основной массой исполнителей: имитационная, контрастная.
Рисунок
Тематический танец при большой массе исполнителей играет значительную роль. Чаще всего имеет направленность в сторону зрительного зала. Это позволяет значительно усилить эмоциональное воздействие постановки в сюжетном тематическом танце, т.к. есть действующие лица, рисунок разнообразен, но следует помнить, что рисунок массы представляет фон для главного действующего лица или образа.
Оформление
1. Костюм – наиболее обобщённая форма достижения единства, цветовое соотношение костюма с художественными образами всей композиции и отдельных образов.
2. Декорации – максимальное соответствие цветовой гаммы исполнителей, обстановке и атмосфере танца.
3. Шумовое оформление – должно быть художественным и не опускаться до натурализма.
4. Использование киноматериала – должно совпадать по своей тематике, задаче и идейному материалу хореографического произведения, должно не отвлекать, а дополнять.
Репетиционная работа
1.Постановочный вид
Это целая серия репетиций по созданию нового произведения. Начинается постановочная работа с готовности балетмейстера, когда номер представляется во всех деталях, важнейший момент собеседование с исполнителями: познакомить с темой, идеей, сюжетом(если есть). Задачи заинтересовать исполнителей, познакомить с музыкальным материалом.
Можно рассказать параллельно с музыкальным материалом. Рассказать какими, хореографическими средствами разделено произведение (танец или элементы, понтамимы и окрабатики) жанры, о костюмах.
Поставить четкие задачи перед каждым, если сюжет распределить “роли”.
- Проучивании более простых движений
- Основных
- Наиболее часто встречающихся
- Затем движения по степени сложности
- В связках
- В этюдной форме
- Разводка номера
Разводить следует по частям (1,2 и т.д.)
Затем проходить одну за другой связки. Повторить несколько раз, чтобы закрепить в памяти.
Повторить, просмотреть несколько раз, чтобы проверить соответствие музыки, замысла, лексике, рисунка, чтобы увидеть часть целиком и логично с последующим.
Правило. Балетмейстер не должен входить в рисунок танца при отработки, должен держать все в поле своего зрения. В танцевальном классе или в зрительном зале. Между репетициями балетмейстер уточняет, просматривая проделанное. Исполнитель должен учить материал, вживаться в “роль”.
2. Технический вид
Начинается отработка поставленного номера. Целый танец вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идет кропотливая работа.
- Добивается полная ансамблевости, синхронность, то есть одновременное исполнения одного движения, несколькими исполнителями.
- Идеальное техническое исполнение движений (чистота, скорость).
- Добивается мышечное ощущение в исполнении каждого движения.
- Чистота рисунков.
- Работа над содержанием атмосферы, то есть эмоциональный строй танца, манеры исполнения, образы.
- Вводится второй состав.
Отдельные части танца вновь соединяются между собой, повторяются подряд. Оттачиваются связки между ними, чтобы исполнители были заинтересованы в отработке нужно привлечь их в сотворчестве (девушки делают, юноши смотрят, или наоборот).
Построение репетиции
- Начинать с экзерсиса.
- Учитывать возраст и его психологические и физические особенности до 17 лет и после 18 взрослые.
- Чередовать статическое и динамическое напряжение.
- Через каждые 30 мин. психологическую разгрузку, эмоции, музыка.
- Перерывы.
3. Индивидуальный вид
Работа с солистами вводится параллельно с общими репетициями, чистятся сольные куски. Сами исполнители должны вносить много личного и творческого в создание номера.
4.Сводные виды
- Разные возрастные группы.
- Танец группы + оркестр.
- Хор + оркестр + танец группы.
Номер проходится целиком несколько раз. Сводные выявляют недочеты и определяют задачи последующих репетиций. После каждой репетиции нужно сделать анализ. К новой сводной репетиции все отдельные группы должны прийти более подготовленные.
5. Репетиции в костюмах.
Костюм создает определенное самочувствие, его нужно обжить, т.к. движение связано с весом одежды формой, длиной, кроем. Костюм нужно подобрать под фигуру, рост.
В идеале нужно репетировать в той обуви, в которой выступать на сцене (ботинки со шнуровкой, или присутствие или отсутствие каблука).
На репетиции необходимо научиться работать с предметами, аксессуарами.
6. Репетиция на сцене
При изменении обычных ориентиров зал может потеряться уверенность в технике, движениях, вращениях. Это проходит после нескольких повторений. Проверяется зрительное восприятие танца в целом.
Повторить номер несколько раз, добиваясь нужного темпа и правильного рисунка:
а) рабочие репетиции: разметить сцену;
б) сводные на сцене: привыкнуть к площадке.
7. Монтировочные ( на сцене )
1. Сцена
2. Художественное оформление (декорации)
3. Костюм
4. Свет
Свет должен подчеркнуть характер и образный строй танца.
5. Звук (микрофон, фонограмма).
8. Генеральная репетиция
Оформление, свет, костюм и т.д.
9. Премьера, концерт
Это продукт труда, ради которого учатся и трудятся участники, это отчет перед зрителем.
То ради чего идет вся остальная работа.
В программу концерта, танцы отбираются исходя из общего содержания всего концерта. Например, тематически посвящаются определенному празднику.
Не малую роль играет площадка, на которую предстоит выпускать: на маленькую не рекомендуется большие, масштабные танцы и наоборот.
Балетмейстеру желательно находиться в зале, так как номер нужно проверить на зрителя. Сверить ожидаемые и неожиданные реакции.
Стараться проникнуться атмосферой танца. Понять восприятие смотрящих с их позиций, решить, что еще не достигнуто. Затем дома проанализировать увиденное, найти путь для коррекции в номере того, что окажется возможным и необходимым.
После концерта обязателен разбор выступления. Замечания, а затем работа на репетициях по устранению недостатков сололо условия для непрерывного творческого совершенствования. Приучают с большей ответственностью готовиться к каждому выступлению на сцене.
10. Разводка
Репетиция перед предстоящим концертом уже давно исполняемое.
Необходимо уточнить состав исполнителей. Этот состав нужно ввести в номер отсюда название.
Другое название этих репетиций вводные.