Детство. Лицей (1811—1817)
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
«К другу стихотворцу» (1814), «Рассудок и любовь» (1814), «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «К Батюшкову» (1814), «Красавице, которая нюхала табак» (1814), «Угрюмых тройка есть певцов...» (1815), «Лицинию» (1815), «Пробуждение» (1816), «Певец» (1816), «Элегия» («Я думал, что любовь угасла навсегда» (1816).
Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве, в сердце России. Несмотря на то что в дальнейшем Пушкин в основном будет жить в столице, к Москве всегда будут возвращаться его мысли:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Здесь, в Москве, он будет читать друзьям «Бориса Годунова», иметь значительный разговор с Николаем I, встретит свою невесту и обвенчается с ней. А пока в Москве проходит его детство. Это детство не было безоблачным. Бабушкина и нянина ласка не могла заменить материнской: ребенок не мог не чувствовать прохладного отношения матери, предпочитавшей неповоротливому и молчаливому Александру (таков был в раннем детстве наш стремительный Пушкин) младшего Левушку. Господство французского языка в семье обусловило выбор книг для чтения: по воспоминаниям брата Пушкина, «ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».
Это были не только французские классики XVII—XVIII веков, но и произведения мировой литературы во французских переводах. Первые литературные опыты поэта тоже были на французском; не случайно за свободное владение этим языком Пушкин получит в Лицее прозвище Француз.
Стихия русской речи, приходившая от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны Яковлевой, была мощным источником формирования души, взглядов на мир и его красоту: сказки, пословицы, поговорки пронизывали атмосферу детства Пушкина.
Русскую литературу юный Пушкин узнавал, так сказать, «домашним образом»: писал стихи его отец Сергей Львович, а его дядя Василий Львович Пушкин был известным в свое время поэтом, и в родном доме Александра нередки были писательские собрания. В 1811 году именно дядя-поэт повезет
Пушкина в столицу: недалеко от Петербурга, в Царском Селе, открывался лицей, куда родители определили сына. В.Л. Пушкин ехал в Петербург не только определить племянника в лицей, но намеревался в столице напечатать брошюру против беседчиков. Так что юный Пушкин воспринял самые, пожалуй, жаркие литературно-критические баталии в русской литературе начала XIX века тоже «домашним образом» и позднее не случайно стал арзамасцем.
Дом, как бы ни был он неуютен, — это не только семья, это еще и память рода. «Род Пушкиных мятежный» и род Ганнибалов, ведущий свое начало в России от «арапа Петра Великого», играли не последнюю роль в русской истории: их потомок хорошо это помнил и через замечательное родство острее осознавал собственное предназначение.
Царскосельский лицей, сыгравший столь значительную роль в истории русской культуры, вначале замышлялся как место обучения великих князей, братьев Александра I. Их возраст — Николая (1796 г. р.) и Михаила (1798 г. р.) — обусловил возрастной подбор будущих соучеников. Потом идея совместного обучения отпаяа, но этот примерный возраст для поступления в лицей был сохранен. Лицей был привилегированным закрытым учебным заведением. Влиятельные знакомства отца обеспечили Пушкину поступление в лицей. Греческое слово «лицей» появилось в России не случайно: античностью была пропитана русская культура начала XIX века. День официального открытия лицея — 19 октября 1811 года — навсегда станет задушевным праздником для первых выпускников, эта дата будет объединять и согревать их до самой смерти.
Устав лицея, разработанный Сперанским[1], отличался пестрым энциклопедизмом и преобладанием гуманитарных дисциплин — это учебное заведение призвано было готовить образованных государственных деятелей, способных осуществить реформы, в близость которых верили Сперанский и его соратники. Перечислим бегло лицейские предметы: Закон Божий, священная история, логика, математика, механика, физика, история, география, мифология, право, политическая экономия, словесность, сочинения, русский язык, языки латинский, немецкий, французский, английский, итальянский, музыка, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, действия ружьем. У каждого учащегося — свой перечень наук в аттестате: учителя не стесняли детей в наклонностях. В памяти лицеистов остался преподаватель Куницын[2]. Он воспитывал в своих питомцах понятия чести, человеческого достоинства, патриотизма.
Вы помните: когда возник лицей,
Как царь открыл для нас чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием средь царственных гостей.
Это вспомнит Пушкин незадолго до своей смерти. «Чертог царицын», упомянутый здесь, — это Екатерининский дворец, во флигеле которого и был размещен лицей. А незабываемая речь Куницына — обращение к лицеистам с призывом служить Родине.
Для того чтобы исключить возможные негативные семейные влияния, лицеистов не отпускали на каникулы. Их учебная нагрузка была достаточно серьезной, они были заняты в течение всего дня. В лицее, где преобладали гуманитарные интересы, издавались рукописные журналы, ставились спектакли. Первым поэтом, между прочим, сначала считался Илличевский[3] и только потом Пушкин.
Пушкин нашел в лицее благоприятную для развития его таланта атмосферу дружелюбия, уюта, открытости. Имена Пущина, Дельвига, Кюхельбекера отныне не уйдут со страниц его творений: общительный, отзывчивый, горячий, Пушкин нуждался в дружбе, и это чувство прославлено им как никем. Он будет помогать ссыльному Кюхельбекеру, после кончины Дельвига почувствует приближение своей смерти, на смертном одре он вспомнит Пущина... Здесь, в лицее, многое было впервые: «первый друг» (Пущин), первая влюбленность (Е. Бакунина), первая слава...
В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу».А в январе 1815 года произошло еще одно событие. На очередной экзамен лицеистов был приглашен Г.Р. Державин. Экзамен шел долго, Державин устал, но он буквально встрепенулся, когда услышал:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес...
Это лицеист Пушкин начал читать свои «Воспоминания в Царском Селе».После экзамена Державин хотел увидеть и обнять юного поэта. «Меня искали, но не нашли», — вспоминал Пушкин об этом волнующем, многозначительном дне своей жизни, когда он после экзамена от радости и смущения спрятался.
Какие же «воспоминания» могли быть у 15-летнего подростка? Почему это стихотворение так привлекло Державина? Начало его — развернутая картина Царскосельского парка, описание его памятников:
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет...
Век Екатерины был временем блестящих побед русского оружия, и в память об этом в парке были сооружены Чесменская колонна («над твердой, мшистою скалой // Вознесся памятник...») в честь битвы с турецкими войсками в портовом городе Чесма в 1770 году, и «памятник простой» среди «угрюмых сосен» — в честь Кагульской победы (при реке Кагул над тем же противником в том же 1770 году). Обходя эти и другие памятники, замышлявшиеся их создателями как Пантеон «добродетели», юный поэт преисполнен патриотической гордости. Сходным образом было построено стихотворение Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» (1814), пафос пушкинской оды близок стихотворению Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Жуковский и упомянут в стихотворении Пушкина как «скальд (то есть певец) России вдохновенный». Глубина и сила мыслей и чувств «Воспоминаний в Царском Селе» воскрешает в памяти оды Державина. И события 1812 года, когда «восстал и стар, и млад», еще не нашедшие воплощения в памятниках этого парка, тоже прославлены в стихотворении. Пушкин знал о них не понаслышке. Лицеисты с замиранием сердца смотрели на войска, направлявшиеся на битву с Наполеоном, и желали быть вместе с ними. Юный автор «Воспоминаний...» желал отомстить за «края Москвы, края родные», поруганные врагом. Патриотический подъем 1812 года, так преобразивший русское общество, делал из мальчишек-лицеистов юных граждан России.
После заграничных походов в Царском Селе будут размещены некоторые части русской армии. Здесь произойдет знакомство юного Пушкина с гусаром П.Я. Чаадаевым, адресатом нескольких его посланий, немало повлиявшим на политические воззрения поэта. Образец лицейской политической лирики Пушкина — «Лицинию»[4](1815). «Свободой Рим возрос, а рабством погублен»: эти слова вряд ли относились только к древнеримской истории.
Лицейский период Пушкина — пора творческих поисков, ученичества. Прекрасно ориентируясь в литературной ситуации начала XIX века, он иронизирует над шишковистами, пытается писать в духе классицистов, романтиков. Пушкин ищет свой индивидуальный поэтический стиль. В некоторых стихотворениях лицейского периода слышны отголоски од М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в других — лирических стихотворений М.М. Муравьева, Н.М. Карамзина и т. д. В лицейской лирике Пушкина выделяют два основных периода: 1814—1815 и 1816— 1817годы, соответственно литературным влияниям, которые в это время испытывал юный поэт.
На первом этапе это было преимущественно влияние Батюшкова, на втором — Жуковского. Романтизм Батюшкова называют гедонистическим, то есть проникнутым чувствами наслаждения жизнью, упоения ее радостями. Кстати сказать, реальный облик Батюшкова и образ лирического героя его стихотворений резко контрастируют друг с другом. Печальный, болезненный и неуравновешенный Батюшков, воин, прошедший много сражений, был совсем не похож на героя его стихотворений, «сластолюбца» и праздного ленивца, «радости певца». Но именно в таком духе обращается Пушкин к знаменитому поэту в послании «К Батюшкову» (1814):
Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит[5] изнеженный любимец,
Наперсник милых аонид[6],
Почто на арфе златострунной
Умолкнул, радости певец?
Так же мало напоминают реальную жизнь лицеистов картины пиров, любовных свиданий, которые мы обнаруживаем в пушкинских стихотворениях «К Наталье», «Пирующие студенты», «Красавице, которая нюхала табак». «Пиры» — это преображение тайных, редких попыток лицеистов отведать «напиток Вакха», а предмет любовных посланий юного Пушкина — скромная сестра лицеиста Катя Бакунина.
Пушкин наследовал также традиции Батюшкова в антологическом роде: таково стихотворение «Рассудок и любовь». Батюшков влиял на Пушкина и своими «арзамасскими» шутливыми сатирами, направленными против шишковистов (знаменитое «Видение на брегах Леты», 1809). Из лицея в 1815 году доносился голос Сверчка-Пушкина (его будущее арзамасское прозвище), высмеивающего Шишкова и его соратников:
Угрюмых тройка есть певцов Шихматов, Шаховской, Шишков, Уму есть тройка супостатов Шишков наш, Шаховской, Шихматов, Но кто глупей из тройки злой? Шишков, Шихматов, Шаховской!
К лицейским годам относятся послания Пушкина к отдельным арзамасцам. Послания вообще являются любимым жанром лицеиста Пушкина, в чем, конечно, тоже сказывалось влияние «Арзамаса» — это обращения к Батюшкову, Пущину, Галичу, Дельвигу, Горчакову...
Другая литературная маска, которую примерял на себя Пушкин в лицее, — это унылый поэт-мечтатель, «лиющий слезы» над утраченной любовью, — результат элегического романтизма Жуковского. Стихотворения «Пробуждение», «Певец», «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда...»), «Уныние» имеют, по-видимому, столь же малое отношение к реальности, как и эпикурейская лирика более ранних лет. Но в этих стихах Пушкин осваивал искусство изображения внутреннего мира человека:
Я слезы лью; мне слезы утешенье,
Моя душа, плененная тобой,
В них горькое находит наслажденье...
Летом 1817 года закончилось пребывание Пушкина в лицее.
1. Пользуясь материалами воспоминаний сестры поэта, О.С. Павлищевой (см. Пушкин в воспоминаниях современников. — М., 1989. — Т. 1), подготовьте сообщение о детских годах Пушкина.
2. Расскажите о литературных интересах С.Л. и В.Л. Пушкиных, отца и дяди поэта. Каким образом литературная атмосфера родительского дома влияла на юного Пушкина?
3. Расскажите об истории создания Царскосельского лицея. Для каких целей было открыто это учебное заведение?
4. Какие предметы изучались в лицее, какова была атмосфера в нем, какие события из жизни Пушкина лицейских лет вы можете назвать?
5. Расскажите о первой публикации пушкинского стихотворения. Перечислите известные вам стихотворения Пушкина лицейского периода.
6. Прочитайте стихотворение «К другу стихотворцу». Кто является его адресатом? Как лирический герой относится к занятиям поэзией, как оценивает судьбу поэта? Какие античные имена встречаются в стихотворении, каково их назначение? Какие русские поэты упоминаются в стихотворении, почему? Каковы главные идеи стихотворения?
7. Прочитайте стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Какова тональность стихотворения, какая в нем преобладает лексика? Назовите особенности классицизма и романтизма в поэтике стихотворения. Каково значение пейзажа в начале «Воспоминаний...»? На какие воспоминания наводит прогулка по Царскому Селу? Какие чувства вызывают у Пушкина победы русского оружия? Каким образом в стихотворении отражены события 1812 года?
8. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Как изображается власть Ветулия? Какие идеи Пушкин связывает с образом римского народа? Что предлагается Лицинию для избавления от рабства, почему? Почему Пушкин верит, что Рим обретет свободу?
9. Каким образом раннее творчество Пушкина связано с основными художественными направлениями, литературной ситуацией начала XIX века?
10. Какие русские поэты начала XIX века оказали наибольшее влияние на раннее творчество Пушкина? В чем оно проявляется?
11. Прочитайте стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак». Какие идеи объединяют эти стихотворения? Можно ли назвать эти стихотворения Пушкина эпикурейскими, гедонистическими и почему?
12. Прочитайте стихотворения «Пробуждение», «Певец», «Элегия». Каково настроение этих стихотворений? Каково значение мотивов печали, слез, тоски, снов, видений в лицейской лирике поэта? Можно ли назвать эти стихотворения Пушкина романти
ческими?
Петербург. 1817-1820
«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Торжество Вакха» (1818), «Деревня» (1819), поэма «Руслан и Людмила» (1820).
После выхода из лицея юный Пушкин оказался в столице: в Петербурге теперь жили его родители. Поэт поступает на службу в Коллегию иностранных дел (между прочим, сослуживцем его был Грибоедов). Здесь, в столице, в средоточии политической и литературной жизни России, мощно проявился дар Пушкина. Суетливый и блестящий петербургский свет, балы и театры, любовные увлечения и дружеские пирушки — все это остро привлекало жадного до новых впечатлений юношу, шесть лет проведшего в строгих условиях лицея:
Друзья, в сей день благословенный
Забвенью бросим суеты!
Теки, вино, струею пенной
В честь Вакха, муз и красоты!
(«Торжество Вакха», 1818.)
Но и на дружеских пирушках, и в серьезных откровенных беседах с молодыми вольнодумцами, деятелями тайных обществ, в чей круг попал Пушкин в Петербурге, рождались иные идеи, звучали иные строки. К тайному обществу Пушкин ни в Петербурге, ни позднее на юге не принадлежал, но входил в связанное с «Союзом благоденствия» литературное общество «Зеленая лампа», собиравшееся у Никиты Всеволожского, присутствовал на собраниях декабристов у Никиты Муравьева, у Ильи Долгорукова:
Витийством резким знамениты
Сбирались члены той семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи... — напишет поэт позднее в X главе «Евгения Онегина» об этих встречах.
Свобода — этот идеал с начала и до конца жизни будет одним из самых заветных у Пушкина. Размышления о свободе, страстное желание ее, призывы к ней, ее трагическая судьба в родной стране и странах Европы — все это было предметом его поэзии, бурно обсуждалось с друзьями. Не случайно в квартире братьев Тургеневых, находившейся напротив Михайловского замка, напишет Пушкин одно из самых своих резких антиправительственных стихотворений и назовет его высоким именем свободы — «Вольность». Общение с будущими декабристами повлияло на политические воззрения поэта, которые могут быть названы умеренными, либерально-конституционными. Он — против «самовластья», то есть не ограниченного законами самодержавия, за соблюдение законов монархом и народом, за освобождение крестьян царем.
Но в поэзии Пушкина эти идеи приобретают особое, высшее, художественное значение, потому что в стихотворениях звучат не только политические концепции, но и «души прекрасные порывы», посвященные отчизне. В стихотворении «К Чаадаеву»(1818) мысль о служении родине передана как жизненное открытие, как единственно возможный в тех условиях способ достойной реализации юной личности. В оде «Вольность»(1817) свобода представлена как следствие всеобщего выполнения законов, а в «Деревне»(1819) крепостное право тяжело ранит свободного душой мыслителя, «друга человечества».
Эти стихотворения не могли быть напечатаны. Они распространялись по Петербургу в списках и производили сильное впечатление на публику. Влияние вольнолюбивой лирики Пушкина на русскую поэзию было огромно — отныне не только «злодеи» и «тираны» противостояли в ней «свободе», «народам», но вдохновенная, прекрасная мысль о свободе становилась выражением благородной, нравственно-привлекательной личности.
Если говорить о творчестве Пушкина петербургского периода в целом, то необходимо отметить, что его поэтический стиль постепенно меняется. В его лирике продолжают звучать эпикурейские мотивы, как и интонации высоких классических жанров. Но Пушкин, преодолевая ограничения различных художественных направлений, стремится к простоте, ясности поэтического высказывания. Его все больше интересует гражданская тематика, связанная с жизнью общества, государства. А новое содержание рождает новую форму. Пушкин, постепенно освобождаясь от прежних влияний, находит свои индивидуальные приемы, он видит собственное поэтическое направление, которое на данном этапе пока еще было связано с романтической эстетикой. Не случайно Пушкин в эти годы пародирует стиль некоторых современных авторов.
Большой шум вызвало в Петербурге появление в печати начатой еще в лицее поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»(1820).
Во многом похожая на комические «бурлескные»1 поэмы XVIII века, пушкинская поэма вобрала в себя черты практически всех течений популярной в ту пору литературы — и высокого классицизма, и сентиментализма, и романтизма.
'Бурлеск — от итальянского слова burla (шутка), жанр комической, пародийной поэзии.
Шутливая позма-сказка Пушкина во многом пародировала балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев», что ближайшие друзья поэта восприняли как непозволительную насмешку над их учителем. И лишь сам Жуковский увидел в этом эпизод творческого соревнования и послал автору «Руслана и Людмилы» свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Жуковскому не могли не импонировать живость, яркость событий поэмы, чистота и взвешенность пушкинского «слога», близкого художественным исканиям поэтов-карамзинистов.
Следует особо отметить, что образ автора-повествователя «Руслана и Людмилы», свободного и лукавого, был выдающимся достижением молодого Пушкина и оказался в каком-то смысле «предшественником» образа автора в «Евгении Онегине».
Между тем над головой Пушкина собиралась гроза. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», многочисленные эпиграммы, в том числе и неправомерно приписываемые Пушкину, ходили в списках и вскоре обратили на себя внимание правительства. Само поведение Пушкина, по мнению власть предержащих, было вызывающим. Характерен известный случай в театре, вызвавший гнев императора.
Пушкин любил театр — за ««принародное» горение мысли и таланта, за красоту и обаяние актрис, за бурно реагировавшую на все публику:
Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин...
Во времена Пушкина театр был также чем-то вроде политического клуба — зрители частенько использовали спектакль для выражения своих общественных пристрастий, здесь формировались и распространялись политические мнения. И вот однажды, в 1820 году, Пушкин принес сюда портрет Лувеля, убившего наследника французского престола, и послал портрет по рядам с надписью «Урок царям». Это вызвало гнев Александра I, и лишь хлопоты друзей — Карамзина, Жуковского, Чаадаева и др. — помогли заменить ссылку в Сибирь или на Соловецкие острова переводом на службу в Екатеринослав, а затем в Кишинев. Так окончился бурный период жизни Пушкина в Петербурге, куда он вернется только через семь лет.
1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в Петербурге в 1817—1820-х годах.
2. Как повлияло на мировоззрение и творчество Пушкина общение с будущими декабристами? Каковы были политические взгляды Пушкина в этот период?
3. В каких стихотворениях, написанных в Петербурге, идея свободы стала главной?
4.Прочитайте оду «Вольность». Как связана она с поэтической традицией XVIII века? Какие черты одического стиля вы можете выделить в стихотворении Пушкина? Как в оде раскрываются проблемы «неправедной Власти», «Вольности святой», «Свободы мира», «страданья народа», «мощных Законов»? Какие исторические события, герои упоминаются в стихотворении, каков их содержательный смысл? К чему призывает Пушкин в этой оде?
5. Прочитайте стихотворение «К Чаадаеву». Что вы знаете о П.Я. Чаадаеве, адресате послания Пушкина? Как развивается поэтическая мысль в стихотворении и что можно считать идейно-эмоциональной кульминацией? Докажите, что у лирического героя стихотворения проявляется органическое единство личного и общественного.
6. Прочитайте стихотворение «Деревня». На какие композионные части можно разделить его? Каков эмоциональный тон в первой части стихотворения? Можно ли ее назвать идиллической и почему? Какие художественные детали избирает Пушкин для
описания деревенского пейзажа в первой части? Какова тональность второй части стихотворения? Какие черты ораторского стиля вы можете указать в ней? Каковы изменения в интонациях, в лексике второй части? Какие идеи звучат в стихотворении?
7. Прочитайте поэму «Руслан и Людмила». Какие волшебно-сказочные черты поэмы вы можете назвать? Какие общечеловеческие ценности отстаивает Пушкин в этой поэме? Каково значение образа автора-повествователя? В чем проявляется комический, пародийный смысл этой поэмы?
8. Какие события привели к высылке Пушкина из Петербурга?
Юг. 1820-1824
«Погасло дневное светило...» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Наполеон» (1821), «Узник» (1822), «Надеждой сладостной младенчески дыша...» (1823); поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824).
В мае 1820 года Пушкин выехал из Петербурга. Начинался новый этап его жизни, южная ссылка — четырехлетний период службы в Кишиневе и Одессе.
Его пребывание на юге началось с болезни. Больного, в горячке, нашли в Екатеринославе своего друга Раевские, добрые знакомые Пушкина по Петербургу. Это была замечательная семья. Ее глава — герой войны 1812 года, знаменитый генерал Н.Н. Раевский, говорят, воодушевлял солдат на поле битвы, держа за руки своих малолетних сыновей. Теперь они, Александр и Николай, выросли. В этой большой семье были и дочери, краса-
вицы и умницы. Во время общения с этой семьей Пушкин, кажется, поочередно будет влюбляться в каждую, но младшая, Мария, оставит в его душе особый след. В будущем она станет женой декабриста Волконского и последует за мужем в Сибирь. Раевские, найдя Пушкина в отчаянном положении, взяли его с собой в путешествие по Кавказу и Крыму — непосредственный начальник Пушкина, добряк генерал И.Н. Инзов (Инзушко, как называл его ласково Пушкин) дал ему этот отпуск.
Это путешествие было великолепным: роскошная природа юга, море, милое образованное семейство, влюбленность, — все это дало душе молодого поэта высокий настрой. Южный период — расцвет пушкинского романтизма. Поэт обращается к этому течению и в результате мощного литературного влияния: в это время вся Европа бредила Байроном. Великим английским романтиком зачитывались в семействе Раевских. Глубокое разочарование, мощь байроновского скепсиса, — все это потрясло и захватило Пушкина. В поэме «Паломничество Чайлд-Гарольда» Байрона есть знаменитая «песнь прощания»: герой Байрона покидает Англию, разуверившись в идеалах молодости, в завоеваниях цивилизации, он рвется навстречу новым землям, новой жизни. Не случайно первое значительное лирическое произведение Пушкина южного периода написано по мотивам названного отрывка из Байрона. Элегия «Погасло дневное светило...»(1820), созданная Пушкиным августовской ночью 1820 года на корабле при переезде в Гурзуф, раскрывает мысли и чувства человека, оставляющего родину. Заметно давление романтического канона на стиль этого стихотворения. Несмотря на то что Пушкина с родины выслали, автобиографический герой этого стихотворения — добровольный изгнанник: «Я вас бежал, отечески края...»
Ведь мотив добровольного изгнанничества необычайно характерен для романтизма. Он воплощает порыв отречения героя от породившей его среды. Экзотика новых земель, природы и быта «диких» народов придавала романтизму яркие краски, рисовала необычные обстоятельства, в которых действовал исключительный герой. Он и будет занимать Пушкина-поэта в годы южной ссылки. В его стихах появляются реальные исторические герои, олицетворяющие романтический порыв к свободе. Таков борец за свободу сербов Карагеоргий (Георгий Черный, стихотворение «Дочери Карагеоргия»). Узнав о смерти Наполеона (в 1821 году), поэт пишет оду «Наполеон», где подводит своеобразный итог историческому пути этого человека, злодея, завоевателя, который в то же время был олицетворением воли, романтической исключительности. Над могилой Наполеона поэт произносит слова, как будто ставя точку в спорах об этой исторической личности:
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру тайную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Начало службы в Кишиневе стало серьезным испытанием для поэта. Он тоскует по Петербургу, верным друзьям, шумной литературной жизни, театрам, балам... Однако и на юге Пушкину удалось обрести дружеский круг. В Каменке, имении Давыдовых[7], собирались члены «Южного общества» декабристов. В это время Пушкин познакомился с П.И. Пестелем. Поэта не посвящали в тайны этих
собраний, но когда в 1822 году на юге аресовали В.Ф. Раевского[8], Пушкин остро переживал этот арест.
Поругание, стеснение свободы всегда вызывало решительный протест Пушкина, и стихотворение «Узник»(1822) несет на себе следы этого события. В нем отразились также впечатления поэта от бесед с арестантами в кишиневском остроге — говорят, там он и увидел орла, прикованного цепью. В «Узнике» цепи тоже не позволяют орлу улететь, стать «вольной птицей». Стихотворение не случайно стало народной песней — уподобление орла и молодца нередко в русском фольклоре. И эта скованная птица, рожденная быть свободной, — яркий символ неволи, которую тяжело переносил сам Пушкин.
Романтическая поэма «Кавказский пленник»(1821) — тоже о несвободном человеке, о пленнике. Это своеобразное продолжение элегии «Погасло дневное светило...». Герой покидает родину в поисках иной жизни, жизни без заблуждений. Но ирония жестокой судьбы в том, что, желая обрести свободу на чужбине, он становится пленником — его берут в плен черкесы[9]3.
Герой «Кавказского пленника» сыграл огромную роль в творчестве Пушкина — это была его первая попытка создать образ героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин. Задача эта по целям типизации — вполне реалистическая. Гениальной удачей на этом пути в дальнейшем будет образ Онегина. Важно то, что роман в стихах «Евгений Онегин» был начат Пушкиным именно в южной ссылке, 9 мая 1823 года. Но грандиозная задача создания образа героя времени требовала больших творческих усилий: «Евгений Онегин» был завершен только в 1831 году.
Самая романтическая из южных поэм Пушкина — «Бахчисарайский фонтан»(1823). Здесь яркими красками представлена романтическая концепция любовного чувства. Любовь хана Гирея к Марии, непостижимая и непреодолимая, со сценами ревности отвергнутой Заремы и с трагическим финалом, нарисованная в дикой и прекрасной обстановке Крыма, рядом с легендарным фонтаном, — все это завораживает и возвышает читателя.
Иная тональность у последней южной поэмы — «Цыганы»(1824). Автобиографический герой (не случайна перекличка имен поэта и его героя Алеко) бежит к свободным цыганам из «неволи душных городов», к тому же «его преследует закон» (по преданию, сам Пушкин, будучи в Молдавии, прожил несколько дней в таборе). Оказывается, однако, что герой несет несвободу в себе самом. Он плоть от плоти породившего его общества — не приемлет свободную любовь и жестоко наказывает предавшую его возлюбленную. Очевидно, что в этой поэме преодолевается обаяние романтического героя-индивидуалиста.
В 1823 году, благодаря хлопотам друзей, Пушкина переводят из Кишинева в Одессу: это город вполне европейский, с театрами, образованным обществом. Начальником по службе у Пушкина стал новороссийский генерал-губернатор граф М.Г. Воронцов. Однако отношения между ними, сначала вполне корректные, скоро обострились. Влиятельный чиновник не желал видеть в подчиненном большого поэта. Поводом для ссоры послужило решение Воронцова отправить Пушкина на борьбу с саранчой. Причиной вражды была также ревность: Пушкин полюбил жену всесильного наместника Елизавету Ксаверьевну, обаятельную и образованную женщину. Чувство было большим и взаимным. Любовная ситуация усложнилась тем, что соперником Пушкина оказался Александр Раевский (старший сын генерала Раевского), с которым Пушкин в 1820 году путешествовал по Крыму и Кавказу. А. Раевский вел себя коварно по отношению к другу; Пушкин увидел в нем своего злого «демона». Исследователи считают А.Н. Раевского «прототипом» образа «искушающего Провиденье» демона из одноименного стихотворения Пушкина. С Раевским связывают также трагические размышления поэта о предательстве в дружбе (стихотворение «Коварность»).
Злая эпиграмма Пушкина на Воронцова «Полу-милорд, полу-купец // Полу-мудрец, полу-невежда...» послужила одной из причин высылки поэта из Одессы в Михайловское в августе 1824 года. Кроме того, полицией было перехвачено письмо Пушкина, где он признавался, что берет уроки «чистого афеизма», то есть атеизма. Это послужило главной причиной суровой перемены его участи — вместо отставки, которую он просил, Пушкина отправили в ссылку в имение семьи Михайловское, находившееся в Псковской губернии.
Прощание с любовью, морем, с благословенным югом лирически воссоздано в стихотворении «К морю»(1824), которое было закончено уже в Михайловском.
1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в период южной ссылки.
2. Почему южная ссылка усилила романтические чувства, идеи Пушкина, повлиявшие на его творчество?
3. Прочитайте стихотворение «Погасло дневное светило...». В чем проявляется его элегический характер? Каково значение образов моря, ночи? На какие воспоминания они наводят лирического героя? Как он оценивает свое настоящее, прошлое, будущее? Каково значение мотива бегства из отеческих краев? Каково значение антитезы в стихотворении, сколько раз она используется? Каково значение лейтмотива «Шуми, шуми, послушное
ветрило...», сколько раз он повторяется?
4. Прочитайте стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...». Какие композиционные части можно условно выделить в этом стихотворении? Какие романтические черты присущи ему? Можно ли утверждать, что образ ночи дан здесь в романтической интерпретации, почему? На какие мысли наводит лирического героя «слабый свет звезды»?
5. Прочитайте стихотворение «Наполеон». Какое событие послужило поводом к его написанию? Какие определения дает Пушкин Наполеону? Как в связи с образом Наполеона трактуются проблемы жизни и смерти, рабства и свободы, роли личности
в истории, презрения к человечеству, изгнанничества, одиночества? Как Пушкин оценивает роль России в войне 1812 года и в развенчании культа Наполеона? Какова, по мнению Пушкина, положительная роль Наполеона в истории и национальном сознании России?
6. Прочитайте стихотворение «Узник». Как Пушкин трактует в нем тему свободы и несвободы человека? Каково значение стравнения узника с орлом? Каково значение анафоры в последней строфе стихотворения? Это романтическое или реалистическое стихотворение?
7. Прочитайте поэму «Кавказский пленник». Как в ней проявилось стремление Пушкина создать образ героя времени? Какие романтические черты проявляются в сюжете, характерах героев, художественной структуре поэмы? Какое значение имеет мес
то действия — Кавказ? В чем трагизм финала поэмы? Как в поэме раскрывается тема свободы и несвободы человека?
8. Прочитайте поэму «Бахчисарайский фонтан». Укажите романтические черты поэмы.
9. Когда была написана поэма «Цыганы»? Почему в ней Пушкин не утверждает, а опровергает романтического героя?
10. Прочитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие философские проблемы ставятся в стихотворении? Каково значение мотивов памяти, любви? Каково отношение Пушкина к жизни и смерти? Оптимистично или пессимистично звучание стихотворения, почему?