Элементы музыкальной речи
Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные – танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других – грусти.
Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи.Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ.
Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера.
Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.
Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.
Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы - в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль.
Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.
Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна, которая так и называется «Мелодия».
В ее основе - трехзвучный мотив, который, покачиваясь, как бы набирается силы для дальнейшего развития. Четыре фразы образуют два предложения, а они, в свою очередь, составляют простейшую музыкальную форму – период. Развитие главной интонации достигает вершины во втором предложении (12 такт), где происходит подъем мелодии на самый высокий звук.
Можно выделить основные типы мелодии.
Если мы слышим протяженную мелодию с достаточно широким диапазоном, звучащую legato, ровными длительностями, с чередованием гаммообразного движения с ходами на широкие интервалы, то речь идет о кантилене (в переводе с итальянского «напевная»). Примерами кантилены являются темы II части Симфонии №5 П.И.Чайковского в исполнении валторны, Прелюдия №4 ми-минор Ф.Шопена.
Музыкальные темы, содержащие мотивы, напоминающие человеческую речь, называются речитативом. Мастерски использует речитатив в вокальном цикле «Детская» великий русский композитор М.П.Мусоргский. Так в песне «С няней» при помощи мелодизированного речитатива композитору удалось создать яркий, выразительный образ, передать все переживания и страхи ребенка.
Третий вид мелодии – мелодии инструментального типа. Они характеризуются немалой виртуозностью, сложными ритмическими рисунками, часто их сложно напеть. Диапазон таких мелодий превосходит диапазон человеческого голоса.
Мелодии инструментального типа могут складываться из непрерывного звукового движения. Такие мелодии встречаются в программно-изобразительной музыке. Например, Ф.Мендельсон «За прялкой», Ж.Бизе «Волчок», Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Вечное движение» Н.Паганини. Последнее среди скрипичных произведений считается чрезвычайно сложным. Мелодия мчится с бешеной скоростью, не останавливаясь ни на одно мгновение.
Каждая мелодия содержит ту или иную интонацию, определяющую ее характер. Слово интонация (от латинского «intono» - громко произносить) имеет много значений. В музыке - прежде всего это звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал. «Интонация – носительница музыкального содержания» - писал Б.Асафьев. Знакомые нам по урокам сольфеджио музыкальные интервалы, как сказано выше, тоже могут нести в себе определенную музыкальную интонацию. Например, восходящая кварта придает музыке энергичный, часто героический характер, чистая квинта звучит спокойно, дает ощущение простора, секста (особенно малая) несет в себе лиричность.
Еще в эпоху Возрождения композиторы знали эти особенности интонаций и использовали их. В их распоряжении были так называемые риторические фигуры, ставшие схемами мелодий, которые подсознательно ассоциировались у слушателей с определенными эмоциями и образами.
Anabasis – движение вверх, которое символизирует подъем.
Catabasis – движение вниз, которое передает грусть скорбь, горе.
Pasus durinsculis (жесткий шаг) – секундовое движение вниз, передает страдание
Saltus durinsculis (жесткий прыжок) – скачки по хроматическим интервалам, тоже передает горе, страдание.
Suspiratia – нисходящая секундовая интонация вздоха.
Eclamatio – движение на сексту вверх, интонация возгласа, восклицания.
Интонация призыва– атрибут героического в музыке. Часто используется в маршевой музыке, в гимнах, песнях, имеющих активный, энергичный, боевой характер.
Например, песня А.В.Александрова «Священная война», призывающая народ на защиту Родины от фашистов, или песня Французской революции «Марсельеза» Руже де Лиля, являющаяся ныне гимном Франции, имеют общую особенность – начало мелодии с восходящей кварты.
Интонация плача, жалобы(от итальянcкого lamento) – воплощение образов страдания, горя, сомнения. Для этой интонации характерны нисходящие малосекундовые ходы, медленный темп, плавный ритм, умеренная динамика. Эти особенности встречаются в пьесах «Первая утрата» Р.Шумана, «Болезнь куклы» П.Чайковского, «Сиротка», «В углу» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского, в печальных песнях и плачах («Деревенская плакальщица» Р.Щедрина из фортепианного цикла «Альбом для юношества»).
Часто мы слышим интонацию плача в произведениях, не привязанных к определенной тематике. Прелюдия f-moll (из II тома «ХТК») И.С.Баха - тому подтверждение. Прелюдия написана в медленном темпе, интонация плача присутствует в коротких мотивах мелодии, которая складывается из терций и секст.
Интонации вопроса, ответа, просьбы и угрозы. Когда мы спрашиваем о чем-то, интонация нашего голоса повышается, при ответе, наоборот, понижается. Однако, если в разговоре высота нашего голоса нечеткая, то в музыке это звучит конкретнее и выразительнее. К тому же, если в музыкальных произведениях присутствует в основном восходящее движение с остановкой на неустойчивой ступени – это, вероятнее всего, интонация вопроса. И, наоборот, интонация ответа содержится в нисходящем движении с остановкой на устойчивом звуке.
В фортепианном цикле немецкого композитора Роберта Шумана «Фантастические пьесы» есть пьеса «Почему?». Уже в названии слышится вопрос. В музыке же многократно проходит тема, где то грустно, то растерянно, то настойчиво звучит тот же вопрос «Почему?».
Тема вступления к симфонической поэме «Прелюды» композитора пианиста, дирижера Ференца Листа тоже содержат интонацию вопроса. Она особенно выразительно звучит в длинных пассажах струнных инструментов, которые поднимаются из низкого регистра.
Интонация ответа очень часто звучит, как и в разговоре людей, вслед за интонацией вопроса. Обычно она звучит утверждающе, заканчивается на устойчивой ступени лада.
Интонация просьбы.Когда обращаемся к кому-нибудь с просьбой, мы повторяем ее несколько раз. В пьесе немецкого композитора Роберта Шумана«Детская просьба» из цикла «Детские сцены» маленький ребенок о чем-то настойчиво просит взрослых. Раз от раза повторяется один и тот же умоляющий мотив, а в конце пьесы мелодия будто «зависает» в воздухе, заканчиваясь на неустойчивой ступени.
Интонация угрозы. В I части симфонии №5 немецкого композитора Людвига ван Бетховенав теме главной партии звучит интонация угрозы. Недаром сам автор говорил: «Так судьба стучится в дверь». После грозного мотива, звучащего в унисон, тот же мелодический оборот приобретает просящую интонацию, интонацию жалобы.
Показательным в отношении разных музыкальных интонаций является отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада». Сюита имеет четыре части, первая из них, первоначально названная композитором «Море и Синбадов корабль», открывается темой султана Шахриара. Она звучит грозно и непреклонно в унисон у низких струнных инструментов оркестра. Следом за темой султана перед слушателем предстает образ прекрасной Шехеразады. Мелодия, звучащая у солирующей скрипки, словно вьется между нотными строчками, приобретая то успокаивающие, то просящие интонации.
Для интонационного анализа можно взять так же темы из Симфонии №3 Л.Бетховена, Фантазии c-moll и d-moll В.Моцарта, пьесу «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
Ритм – обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки. Композитор Н.А.Римский - Корсаков считал, что ритм самым главным средством музыкальной выразительности. Ритм вносит в мелодию порядок, выстраивает и согласует звуки во времени. В музыкальном языке высота звука подобна гласным, а длительности – согласным. Но в любом языке важны одинаково как гласные, так и согласные. Поэтому нельзя сказать, что важнее – мелодия или ритм.
Ритм– греческое слово «rithmos» означает мерное течение. Ритм организует музыку во времени. Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Часто он определяет и характер, и даже жанр музыки. Преобладание равных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной, степенной. Напротив, разнообразие длительностей придает ей прихотливость, гибкость, изящество. Благодаря ритму мы можем и отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.
В знаменитой оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро» ритм играет не только выразительную, но и формообразующую роль. Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций). «Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию.
Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Ритм может существовать и без мелодии. Сложный ритм некоторых восточных и африканских мелодий воспроизводится лишь с помощью ударных инструментов.
Метр – система организации музыкального ритма, порядок чередования сильных и слабых долей. В переводе с греческого слово «metron» означает мера, размер. Понятие метра встречается не только в музыке, но и в литературе. То, что в поэзии называется хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, гекзаметр, в музыке обозначается цифрами 2/4, 3/4, 6/8 и носит название музыкального размера.
Метр или размер бывает простым - двудольным, трехдольным, сложным – 4-ех, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольным (от сложения однородных метрических групп), смешанным – 5-ти, 7-ми дольным (от сложения неоднородных метрических групп).
Слово «гармония» - возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. Поэтому не случайно слово «гармония» в музыке относится к ее коренному и основному свойству – благозвучию.
Гармония – греческое слово «harmonia» переводится как созвучие, стройность, соразмерность. Гармония – это аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря ей усиливается выразительность мелодии, она становится ярче, насыщеннее по звучанию.
Сальери в пушкинской маленькой трагедии говорит: «Поверил я алгеброй гармонию…». В этой фразе заключен смысл научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает еще одно выразительное свойство гармонии в музыке – объединение звуков в созвучия и последовательности созвучий, которые изучает музыкальная наука.
С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при изучении говорят о различных стилях – гармонии классической, романтической, джазовой и т.д. Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. В прелюдии C-dur из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха неторопливая, плавная смена разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и последующем завершении образует законченное и стройное произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. В этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.
Одно из самых популярных произведений Ф.Шопена Прелюдия e-moll из фортепианного цикла «24 прелюдии». В ней повторяющийся мотив «расцвечивается» разнообразными аккордами, придавая мелодии выразительность, внутреннее развитие и движение.
При изучении гармонии невозможно обойти понятия консонанса и диссонанса. Консонанс– мягкое звучание, звуки дополняют друг друга. Это все чистые интервалы, терции и сексты. В диссонансахзвучание резкое, яркое. К ним относятся секунды, септимы, тритоны.
В современной музыке понятия консонанса и диссонанса уже не имеют того принципиального значения, как в эпоху Гайдна, Моцарта и Бетховена.
XX столетие обогатило музыку новыми звучаниями. Приобрели популярность «кластерные» гармонии. Кластер – созвучие, образованное секундами (от английского cluster – гроздь, пучок). К первым образцам использования подобных гармоний можно отнести сцену бури в начале оперы «Отелло» Д.Верди (C – Cis – D). Кластерные гармонии использованы
Р.К. Щедриным в 1-ой части Сонаты для фортепиано, К.Пендерецким в «Плаче по жертвам Хиросимы». Украинский композитор Жанна Колудуб в фортепианном цикле «Снежная королева» при помощи кластеров создала образ злого и коварного тролля, который хотел завладеть светом.
Способ изложения музыкального материала называется фактурой.
Это совокупность всех голосов, всех мелодических линий, всех звуков произведения по «горизонтали» и «вертикали».
Фактура нередко бывает одноголосною. Она носит название унисона.
Наибольшее распространение имеет гамофонно-гармонического фактура. Она имеет множество разновидностей. Основные из них:
а) мелодия с аккордовым сопровождением; При этом аккомпанемент может быть либо в виде аккордов, либо арпеджио, как в Ноктюрне «Грезы любви» Ф.Листа. Напевная мелодия звучит в среднем регистре, «обволакиваясь» богатым арпеджированным аккомпанементом.
б) аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в котором верхний голос представляет собой мелодию, как вПрелюдии c-moll Фредерика Шопена.
Аккорды могут быть изложены и в виде арпеджио, как в Прелюдии C-dur И.С.Баха.
в) унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (в переводе с латинского - «один звук»)
Примером унисонной фактуры может служить тема главной партии I части