Лекция 6. садово-парковое искусство китая и японии

План

1. Садово-парковое искусство Ки­тая.

2. Садово-парковое искусство Японии.

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, свя­занное с философией и религией.

Садово-парковое искусство Ки­тая.

Садово-парковое искусство в Ки­тае зародилось еще в глубокой древ­ности. Так, император Цин Шихуанди, при котором была построена Ве­ликая китайская стена, известен так­же как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Вуди (140—87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники. Сады того времени были связаны с даоизмом, согласно которому при­рода рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой уча­стки естественной природы, выделен­ные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» — бодарчу).

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н. э.) садовое искус­ство развивалось в направлении формирования пейзажных компози­ций, выражающих природу и несу­щих определенное настроение. Эмо­циональная направленность парка обусловила классификацию его пей­зажей по впечатлению на устрашаю­щие (с темными рощами, нависши­ми скалами, грохочущей водой гор­ных рек и т. д.), смеющиеся (от­крытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, па­года). Пейзажные композиции стро­ились так, чтобы подчеркнуть кра­соту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняю­щихся видов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X—XII вв. и вновь — в XIII— XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гекта­ров, а в южной (экономический центр страны) — малые, устраивае­мые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обяза­тельной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он за­нимает значительную часть террито­рии (30—70%). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро пар­ка. Водоемы имеют изрезанную бе­реговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живопис­ных композиций при движении. Для

их восприятия устраиваются много­численные парковые сооружения — беседки, веранды, платформы, гале­реи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах — «про­никающих окон», в обрамлении опор галерей, путем нейтрального реше­ния или изоляции одной из сторон маршрута. Сооружения имеют яр­кую раскраску, оттеняющую зе­лень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтиче­ские названия настраивают на оп­ределенное восприятие картин при­роды или ее проявлений (например, павильон, «где слышен снег», или «беседка, омываемая ароматом ле­са», и т. д.).

Ассортимент растений чрезвычай­но богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китай­ский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих — камелии, азалии, рододендроны; цве­тов, среди которых особенно цени­лись пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега — ирисами.

Скульптурное оформление исполь­зуется редко. В основном это изобра­жения птиц или животных — аиста, дракона, черепахи. Чаще встречают­ся естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как «есте­ственные» скульптуры. По ценности они приравниваются к произведени­ям искусства.

В качестве примера можно при­вести парк Летнего дворца около Пе­кина — Ихэюань (парк Безмятежно­го отдыха). Это комплекс садов пло­щадью около 400 га. Начало его со­здания относится к XIV в. Парк не­однократно подвергался разрушени­ям (в I860 и 1900 гг.), но вновь вос­станавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 3/4 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, располо­жен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним при­мыкают дворики с каменистыми са­дами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пиона­ми, магнолиями. Северный склон ре­шен в виде лесного массива.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с бесед­ками и дамбы с галереями протяжен­ностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Се­верная граница участка искусно за­маскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 ос­новных принципов садово-паркового искусства:

— действовать в зависимости от местных условий;

— максимально использовать ок­ружающую природу;

— отделять главное от второсте­пенного;

— использовать контрасты: боль­шое и малое, светлое и темное, широ­кое и узкое, высокое и низкое;

— в малом добиваться большого;

— учитывать гармонию пропор­ций;

— использовать постепенное рас­крытие видов;

— учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искус­ство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способство­вали развитию пейзажного стилево­го направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к со­зданию так называемого англо-ки­тайского стиля.

Наши рекомендации