Стили и направления в хореографической режиссуре

Понятие «стиль». Стиль как прием. Виды стилей. Стили «классицизма», «романтизма», «символизма», «экспрессионизма», «импрессионизма», «авангардизма» и другие в хореографии. Индивидуальный стиль автора, режиссера-хореографа, исполнителя. Сплав хореографии, драматургии и режиссуры в искусстве танца любого стиля и направления.

Режиссура классического и современного балетного спектакля. Драмбалет, хореобалет. Режиссерско-хореографические композиции с использованием других видов искусств – театра, кино, цирка, поэзии и др.

Классификация танцевальных номеров и специфика их режиссуры.

Режиссура танца без музыки. Сюжетная, действенная и бессюжетная хореография.

Режиссер – хореограф в драматическом театре и смежных с ним искусствах (мюзикл, оперетта, опера, водевиль, цирк, эстрада, видеоклип и др.). Современные хореографические стили и направления. Возрастание значения режиссуры в мире танца. Проблемы и тенденции развития современной хореорежиссуры.

Задания:

- провести сравнительный анализ индивидуальных творческих стилей выдающихся балетмейстеров, охарактеризовать свой собственный стиль как постановщика;

- составить обоснованный «прогноз» развития хореорежиссуры на ближайшие десятилетия, столетие;

- сочините хореографический номер, в котором логично и закономерно романтический стиль сменился бы на авангардный; один из современных «уличных» стилей перешел бы в классический балетный стиль и т. д.;

- принять участие в деловой игре «Фестиваль» (потребуется два или три занятия), в ходе которой был бы импровизационно устроен «Микрофестиваль современной хореографии»; на нем этюдно должны быть представлены все известные студентам стили и направления хореорежиссуры; «жюри фестиваля», тоже студенты, делают разбор представленных работ, выявляют победителей по различным номинациям; в рамках «фестиваля» может быть проведены: «круглый стол» с обсуждением тенденций, проблем и перспектив современной хореорежиссуры, «мастер-классы известных балетмейстеров», их «пресс-конференции»; «закладка памятника» родоначальнику хореорежиссуры (студенты - «участники фестиваля» путем дискуссии должны решить, кто из знаменитых хореографов достоин этого памятника).

Режиссерско-постановочные решения и приемы в танце

Режиссерское решение как ход, определяющий взаимосвязь содержания и формы, степень и характер сценической условности, единство и соподчиненность всех компонентов, всех выразительных элементов хореографического произведения, а так же особенности его восприятия зрителем.

Режиссерский прием как конкретный способ (инструмент) реализации режиссерского замысла при создании сценического образа. Специфика режиссерских постановочных приемов в танце. Отбор приема в зависимости от стиля и направления хореографии, драматургии, режиссерского замысла (сверхзадачи) и режиссерского решения, особенностей исполнителей, сценического пространства и его оснощенности, зрительской аудитории и др. Накопление профессионального «багажа» режиссерских приемов, овладение своим творческим инструментарием.

Классические и нетрадиционные приемы в хореорежиссуре. Творческий подход к использованию приемов: выбор уже известного приема; его частичная переработка, модификация, открытие нового приема.

Принципы использования приема: доработка и уточнения приема в процессе репетиций при сотворчестве с исполнителями и другими участниками творческого процесса (художником, звукорежиссером и др.); ясность и лаконизм; верность приему; развитие приема, закономерность и неожиданность приема и др..

Режиссерско-хореографические приемы работы с исполнителями. Взаимосвязь режиссерского решения с репетиционной методикой.

Задания:

- найти яркие примеры использования хореографических режиссерских решений и приемов при реализации одних и тех же тем и сюжетов;

- составьте «энциклопедию» или «словарь» режиссерско-хореографических приемов и решений;

- сочинить небольшой этюд, вариацию, композицию, в которой бы четко прослеживались режиссерское решение и связанные с ним приемы, объяснить, что повлияло на выбор решения и приема;

- проанализировать свои ранние студенческие работы, попытаться обогатить их новыми режиссерскими решениями и приемами;

- организуйте и примите участие в дискуссии на тему: «Проблема оригинальности и оригинальничания в современной хореографии».

Вопросы для дискуссии:

1. Каковы критерии подлинной оригинальности?

2. В чем различие понятий оригинальность и оригинальниченье?

3. Какие примеры оригинальности и оригинальничания в хореографии вы могли бы привести?

4. Есть ли опасность в оригинальниченьи?

5. Как этого избежать?

Темы рефератов

1. Взаимосвязь актерского, режиссерского и хореографического искусства.

2. Особенности актерской и режиссерской деятельности в хореографии.

3. Учение К. С. Станиславского о театральном творчестве. Влияние этого учения на развитие танцевального искусства.

4. Основные принципы и компоненты системы Станиславского.

5. Психо-физическая природа актерского творчества.

6. Элементы актерского мастерства.

7. Внутренняя и внешняя артистическая техника танцовщика.

8. Характер и характерность как элементы создания образа в хореографии.

9. Этика Станиславского. Основные положения этики и их значение в работе хореографического коллектива.

10. Законы сценического общения. Партнер в танце. Ансамбливость.

11. Действие, его законы и значение в сценическом творчестве.

12. Сценическое событие. «Режиссер-мастер события» (Г. А. Товстоногов). Сюжетная хореография.

13. Событийно-действенный анализ драматургии (литературной, музыкальной и др.) при постановке хореографического произведения.

14. Тренинг и этюд в развитии артистических и режиссерских качеств.

15. История режиссерской профессии.

16. Образное мышление артиста и режиссера.

17. Режиссер как автор спектакля. Функции режиссера в хореографии.

18. Идея, сквозное действие и сверхзадача, определяющие художественную целостность произведения.

19. Конфликт. Режиссерская реализация конфликта в хореографии.

20. Стиль и жанр, поиск их воплощения в танце.

21. «Зерно» хореографической роли и спектакля.

22. Художественно-педагогические качества режиссера-хореографа.

23. Творческие взаимоотношения режиссера и исполнителей в процессе создания хореографического произведения.

24. Режиссерское решение и прием в хореографии.

25. Принципы отбора приемов и выразительных средств в хореографической режиссуре.

26. Планирование и этапы постановочно-репетиционной работы над хореографическим произведением.

27. Исторические и современные стили и направления хореографической режиссуры.

28. Взаимовлияние зрителя и хореографического произведения.

29. Взаимосвязь хореорежиссуры и хореодраматургии. Сочинение и воплощение произведений хореографии.

30. Профессионализм и дилетантство в актерском и режиссерском искусстве. Пути самосовершенствования хореографа как режиссера и артиста.

Формы контроля

Студенты специализации «Спортивные и эстрадные танцы», выполнившие учебную программу «Основы актерского мастерства и режиссуры» сдают экзамены в 1-ом и 2-ом семестрах. Каждый из экзаменов включает в себя сдачу устного экзамена по билетам и практический показ исполнительской, постановочной работы студента. Условием допуска к экзаменам является регулярное посещение учебных занятий, предварительные показы самостоятельных творческих работ, а также сдача других предварительных аттестаций.

Критерием успешности в освоении учебного материала студентом является:

- активное участие в теоретических и практических занятиях;

- предварительные положительные аттестации, тестирование;

- регулярный показ самостоятельной творческой исполнительской и постановочной работы;

- ответ на экзаменационный билет в процессе теоретического экзамена не ниже оценки «удовлетворительно».

1.7. Контрольные вопросы к экзамену

1. Взаимосвязь актерского, режиссерского и хореографического искусства.

2. Особенности актерской и режиссерской деятельности в хореографии.

3. Учение К. С. Станиславского о театральном творчестве. Влияние этого учения на развитие танцевального искусства.

4. Основные принципы и компоненты системы Станиславского.

5. Психо-физическая природа актерского творчества.

6. Элементы актерского мастерства.

7. Внутренняя и внешняя артистическая техника танцовщика.

8. Характер и характерность как элементы создания образа в хореографии.

9. Этика Станиславского. Основные положения этики и их значение в работе хореографического коллектива.

10. Законы сценического общения. Партнер в танце. Ансамбливость.

11. Действие, его законы и значение в сценическом творчестве.

12. Сценическое событие. «Режиссер-мастер события» (Г. А. Товстоногов). Сюжетная хореография.

13. Событийно-действенный анализ драматургии (литературной, музыкальной и др.) при постановке хореографического произведения.

14. Тренинг и этюд в развитии артистических и режиссерских качеств.

15. История режиссерской профессии.

16. Образное мышление артиста и режиссера.

17. Режиссер как автор спектакля. Функции режиссера в хореографии.

18. Идея, сквозное действие и сверхзадача, определяющие художественную целостность произведения.

19. Конфликт. Режиссерская реализация конфликта в хореографии.

20. Стиль и жанр, поиск их воплощения в танце.

21. «Зерно» хореографической роли и спектакля.

22. Художественно-педагогические качества режиссера-хореографа.

23. Творческие взаимоотношения режиссера и исполнителей в процессе создания хореографического произведения.

24. Режиссерское решение и прием в хореографии.

25. Принципы отбора приемов и выразительных средств в хореографической режиссуре.

26. Планирование и этапы постановочно-репетиционной работы над хореографическим произведением.

27. Исторические и современные стили и направления хореографической режиссуры.

28. Взаимовлияние зрителя и хореографического произведения.

29. Взаимосвязь хореорежиссуры и хореодраматургии. Сочинение и воплощение произведений хореографии.

30. Профессионализм и дилетантство в актерском и режиссерском искусстве. Пути самосовершенствования хореографа как режиссера и артиста.

Наши рекомендации