Особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп
Содержание специальных наблюдений, проводимых перед занятиями по изодеятельности, должно быть тесно связано с содержанием и задачами предстоящих занятий. Это вызвано тем, что в процессе изображения дети видят образы, только после непосредственного эмоционального наблюдения.
Дети младшего возраста принимают тему, если она им интересна, если у них имеется опыт непосредственного восприятия и если задание (тема) соответствует простейшим доступным детям изобразительно-выразительным средствам. Поэтому с детьми наблюдают явления, предметы в естественной для них обстановке, простые по форме и по возможности яркие по цвету. Как правило, вычленяют 1-2 признака (например, цвет и ритм). Наблюдения кратковременны, без установки на последующее изображение, т.е. педагог не говорит, для чего они смотрят, так как дети не удерживают эту задачу в силу непроизвольности всех психических процессов. Как правило, воспитатель сам определяет форму, цвет. Дети повторяют. Очень важно, чтобы восприятие проходило в действии: в движении, в игре. Когда дети приобретут определенный опыт, следует активизировать их знания. Однако разговор-беседа должен быть непринужденным, проходить в радостной игровой атмосфере.
Например, весной одна из благодатных тем для изображения «Одуванчики на лугу». Одуванчики - характерная примета весенних городских газонов, наблюдения за ними могут быть ежедневными и интересными для детей. Дети могут рисовать одуванчики ритмичными желтыми мазками по бумаге («полянке») зеленого цвета. Воспитатель приводит малышей на газон, где выросло много одуванчиков. Малыши бегают по всей полянке (это важно для ощущения пространства, для последующего осмысленного восприятия и освоения зеленого листа бумаги как пространства газона, луга на котором «вырастут» одуванчики). Дети смотрят и удивляются, оказывается, везде-везде растут одуванчики. Ритмичным движением руки полезно показать, где они растут, подчеркивая ритм расположения словами: «И тут, и тут, и тут. Еще одуванчик еще...» Этот жест и слово пригодятся воспитателю при организации, стимулировании ритмичных изобразительных действий, они будут полезны детям, интересны им и позволят весело упражняться в ритмичном нанесении мазков-пятен на лист бумаги. Разумеется, следует обратить внимание на цвет одуванчиков и травы, и пусть пока дети не видят красоту в этом цветосочетании, воспитатель восхищается этой красотой, показывая образец эмоционального отношения к природе. Конечно, малыши непременно потрогают одуванчики, понюхают. Можно поиграть в одуванчики: закрыть головки руками, а потом «распуститься» под солнышком «погреться» на солнышке и т.п. Пригодятся и стихи, и песенки про это весеннее чудо.
Дети 4 года жизниуже могут рисовать одуванчики, изображая головки округлым пятном или очерчивая и закрашивая контур, кто-то уже передает элементарное строение - стебелек. Поэтому в наблюдение можно включить элемент обследования: жестом - пальчиком очертить головки одуванчиков, маленькие и большие. Можно обратить внимание на густую и сочную травку, где не выросли одуванчики. В остальном, наблюдение мало изменится, но рисунки будут выполнены другим способом. Дети по собственной инициативе могут дополнить образ выразительными деталями, если наблюдение было «живым», эмоциональным, интересным.
С детьми 5 года жизнинаблюдение может быть более длительным. Необходимо выделить несколько признаков: цвет, форму, строение, расположение в пространстве. Дети этого возраста готовы к более активному восприятию, ответам на вопросы, элементарным сравнениям и обобщениям. Возможно организовать повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания. Для большей убедительности возьмем тот же пример. При сохранении тех же приемов наблюдения, что и в младшей группе, внимание ребят среднего возраста можно обратить на строение одуванчиков. Они самостоятельно определяют округлую форму головки, тонкий стебелек. С помощью наводящих вопросов воспитателя рассматривают листочки. Можно обратить внимание дошкольников на разнообразие одуванчиков: большие и маленькие, с ровными и согнутыми стебельками, только что распустившиеся и уже превратившиеся в белые шары, облетевшие и т.п. Важно рассмотреть насекомых, облюбовавших цветы и газон, и т.п. Вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера. И рисунки детей отличаются более сложным, предметным и сюжетным содержанием, приобретают черты индивидуальности за счет композиции, выразительных деталей-дополнений, разнообразия в изображении одуванчиков. В конце наблюдения детям можно сказать о предстоящем рисовании, посоветовав им запечатлеть красоту, которая скоро пройдет, и придется ждать такого чуда до следующей весны.
Старшие дошкольникиуже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия дошкольниками красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребенку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям «выплеснуть» свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать свое отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы на лугу, чтобы этим чудом могли любоваться люди в любое время года.
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т.п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то выразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги больше подойдет. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок.
Например, тема «Одуванчики на лугу» или «Весенний цветущий луг». Дети придумывают композицию рисунка, выделяют в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет изображение зелёного луга, изображение неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалом лучше рисовать весеннее небо, зеленый луг. Может быть, акварелью по сырому фону, может быть, Цветными восковыми мелками и т.п. Поэтому со старшими детьми рекомендуется проводить неоднократные наблюдения (групповые и индивидуальные). Причем индивидуальные наблюдения подчиняются индивидуальным замыслам, которые педагог формирует у детей заранее. Зная, пусть в общих чертах, замыслы других детей, педагог направляет их на индивидуальные или совместные с родителями наблюдения.
Т.о., в старших группах действие восприятия, наблюдение теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел стимулирует дополнительное
10. Дайте определение понятию «обследование» как методу формирования представления об изображаемом предмете. Раскройте значение обследования в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности. Охарактеризуйте структурные этапы проведения обследования объекта изображения. Предложите рекомендации воспитателям по поддержке у дошкольников интереса к процессу восприятия объекта обследования.
разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин. Исследования велись под руководством А.В.Запорожца, Л.А.Венгера. В работах Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.А.Курочкиной, Н.А.Алексеевой, А.Е.Высоцкой были разработаны проблемы взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности (рисования, лепки). В дальнейшем психолого-педагогические исследования по проблеме сенсорного воспитания легли в основу исследования по проблеме умственного воспитания дошкольников под руководством Н.Н.Поддьякова.
Обследование- наглядный метод обучения в изобразительной деятельности, основанный на целенаправленном аналитико-синтетическом восприятии предмета осязательно-двигательным и зрительным путем с цельюформирования представления об изображаемом предмете.
Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост), объекты природы (деревья, кусты, цветы, животных). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т.п.
Однако смысл его не только в решении изобразительной задачи. Более глубокий важный смысл - в освоении ребенком самого способа обследования как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоятельность в познании.
Зрелая изобразительная деятельность немыслима без целенаправленного аналитико-синтетического восприятия окружающего. Будущих художников учат смотреть и видеть не по-житейски, а так, чтобы грамотно, профессионально изображать. Дошкольника невозможно научить зрелому сенсорному, художественному видению, но помочь ему видеть предмет, его изобразительные признаки возможно и необходимо.
Обследование - метод обученияи в то же время одна из задач обучения.
Овладение ребенком доступным способом восприятия формирует у него художественную позицию - в поиске способа изображения идти от восприятия изображаемого предмета (самому ставить задачу: хорошо рассмотреть, что выразительнее изобразить), формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления самостоятельности ребенка в изодеятельности, для перевода ее на самодеятельный, творческий уровень. Умение смотреть и видеть в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением («Не умею, не смогу»), позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. Такие проявления у детей можно назвать творческими.
Правильно проведенное обследование способствует и более успешному решению частных задач конкретного занятия, делает процесс обучения ребенка более активным и самостоятельным. В процессе обследования у детей формируется не просто осмысленное представление о предмете, о его внешних наглядных признаках, но в какой-то степени и «изобразительное» представление, т.е. представление будущего образа и способов его создания. Ведь порядок обследования совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты не только помогают вычленить особенности формы, но по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру - так и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму - так и лепим). При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения, становятся все более самостоятельными.
С помощью и в процессе обследования возможно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (дома, транспорт и т.д.). Вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам. Установление и объяснение сходства, а затем и обобщение позволяют формировать обобщенное представление о группе подобных предметов.
Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова показали, что успешное формирование изобразительной деятельности, а значит, и развитие ребенка зависит не только от овладения изобразительными умениями, но и от формирования системных знаний. В основе системы - связь между внешним видом предмета и его функциональным назначением.
Таким образом, в процессе наблюдения, обследования идет осмысленное вычленение внешних изобразительных признаков, а затем формирование обобщенных представлений, облегчающих процесс самостоятельного познания. На основе обобщенных представлений формируется и обобщенный способ изображения предметов одного типа. Сходство во внешнем виде подводит дошкольников к выводу о сходстве способа изображения и помогает перенести усвоенный способ изображения на относительно новый предмет.
Структуру обследованияможно разделить на три разных по характеру этапа.
Первый этап- целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак.Это, по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности.
Например, пушистый, мягкий котенок (игрушка), важный гордый гусь (игрушка из папье-маше), спелое, вкусное красивое яблоко. Или: «Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, хвостиком помахивает, во все стороны поглядывает...» (игрушка).
Если речь идет о предмете, не обладающем яркими эстетическими признаками, все равно его восприятие должно быть эмоциональным, заинтересованным на основе познавательного интереса детей к предмету.
Например, дети рассматривают грузовые машины. Можно спросить какая это машина? А как вы догадались? Такой прием позволяет вычленить самый характерный признак предмета и связать его с функцией, назначением. У дошкольников нужно вызвать чувство удивления, восхищения, любования, любопытства и т.п. в зависимости от характера предмета.
Смысл первого этапа обследования изображаемого предмета - создание соответствующего настроения и возникновение желания нарисовать такой же предмет (такой же красивый цветок, вылепить такого же важного гуся).
Второй этап- аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения. Такой способ обследования продиктован характерным и более доступным дошкольнику способом изображения. Это подчеркивает и Н.П.Сакулина: «В лепке, рисовании, аппликации части воспроизводятся последовательно одна за другой, в процессе создания изображения предмет как бы конструируется. Такой способ воспроизведения строения предметов характеризует детскую изобразительную деятельность вплоть до старшего дошкольного возраста, когда синтезирующие моменты восприятия преобладают над анализирующими и изображение создается от целого к частям».
Однако Н.П.Сакулина в одной из своих работ замечает, что дошкольник только подводится к такому изображению целостной формы, и если оно ему удается, то нужно поддержать ребенка, помочь ему. «Конструктивный» же способ изображения остается доминирующим. Переход на более высокий уровень изображения обусловлен общим сенсорным развитием, хорошей координацией зрительных и двигательных анализаторов, сенсомоторной умелостью. На этой основе возникают и силуэтное вырезывание (целостной формы по контуру), и лепка из целого куска. Однако такой уровень деятельности характерен для младшего школьника.
Аналитический способ обследования, смысл которого в формировании изобразительного представления, продиктован доступным ребенку способом изображения. Поэтому примерная последовательность анализа такова:
1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение.
2. Определяют форму этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции (назначения), условий жизни (почему рыбка овальной формы, почему у грузовых машин прямоугольный, длинный кузов).
3. Определяют положение этой части в пространстве (почему у этой сосны раздвоенный ствол, а у других - стройный).
4. Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной.
5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
Таким образом, выделяются все достаточно крупные части, затем обращается внимание на детали. По возможности особенности формы, строения, положения в пространстве, цвета объясняются функциональным назначением предмета или условий жизни, обитания животного.
Третий этап - опять предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.
Остановимся более подробно на втором этапе - анализе изображаемого предмета. К сожалению, в массовой практике этот этап проходит нередко формально, скучно. У детей пропадает интерес к восприятию. Как избежать этого?
Очень важно, чтобы дети (старшие) понимали смысл такого анализа-обследования. Когда взрослый рассматривает с детьми картины, обязательно нужно обращать их внимание на умение художника наблюдать, многое замечать в окружающих предметах и явлениях. Это поможет детям понять смысл и их собственного наблюдения. (Предстоит аппликативное изображение транспорта - автобусов. Воспитатель, спрашивает: «Ребята, вы догадались, почему салон у автобуса длинный? Вспомните, мы наблюдали на остановке, как много людей вошло в автобус? В такси «Волгу» - три человека, а в автобус - почти все пассажиры, стоявшие на остановке.)
Педагог должен постараться использовать при анализе разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. («Потрогайте ствол у березы, какой он, как про него можно сказать? Почему ствол здесь гладкий, словно шелковый, а тут шершавый. Как это можно нарисовать?». «Понаблюдайте, как ветер колышет ветки березы (в разные стороны развеваются), а у дуба - только листочки шелестят. Почему ветки березы так послушны ветру? Какие они, как про них можно сказать, с чем сравнить?)
В исследованиях последних лет выделены функциональные связи, зависимости в живой и неживой природе, которые доступны детям-дошкольникам, особенно старшим. Применительно к младшим детям следует ориентироваться на житейский опыт. Им доступны связи, которые наглядны и выявляются в повседневной жизни (почему в домике есть крыша, окна и т.п.).
Для успешного решения изобразительных задач важны связи, которые объясняют некоторые внешние изобразительные признаки: форму, цвет, строение и т.п. (например, сильные, мощные челюсти, вытянутая морда у некоторых диких животных и т.д.).
В структуре обследования (анализа) нередко используется обследующий жест воспитателя и детей, который помогает вычленять форму, ее особенности. Обведение пальчиком по контуру предмета организует зрительное восприятие, взгляд сначала сопровождает, детям направляет движение пальчика. Кроме того, рисунок обследующего жеста совпадает с формообразующим движением, производимым при изображении. Следовательно, обследующий жест «подсказывает» способ изображения. Те же смысл и значение обследующий жест имеет в обследовании с целью последующей лепки: ладошками и пальчиками предмет ощупывается с целью лучшего выделения формы, эти же движения лежат в основе приемов лепки.
Поэтому важно правильно организовать обследующий жест детей: чем менее опытны дети, тем чаще этот жест-движение может быть совместным, когда воспитатель берет руки ребенка и вместе с ним выполняет движение. Но этому обязательно должен предшествовать показ приема осязательного обследования. Чем старше дети, тем больше в управлении их действиями можно использовать слово: «Обхвати руками, потрогай пальчиками вот так (показывает жест)».
В рисовании мелкие части, детали воспринимаются зрительно, в лепке важно ощупывать мелкие детали. Жест не всегда включается в обследование. Если форма предмета и его частей хорошо знакома ребенку, и он может вычленить ее зрительно, в жесте нет необходимости.
Обследующий жест сопровождается словом, определяющим направление, характер движения, а в итоге определяющим форму. Например, «пальчик «бежит» по колечку, нигде не останавливается - круглое колечко. Вот как оно покатилось, не останавливается». Или: «Шея у гуся длинная, грудка округлая».
Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности: в лепке он направлен на вычленение объемной формы, характера поверхности предмета, в рисовании, аппликации - на вычленение контура формы.
Характер обследующего жеста подчиняется форме: при обследовании округлой формы - движение слитное, безостановочное. Начертание прямолинейных форм требует хотя бы мгновенных пауз. Такого рода движения детьми младшего возраста осваиваются не сразу. Прерывистость движений и изменение направления требуют большего зрительного контроля. Поэтому при обследовании педагог, а потом и дети словом фиксируют остановки. Т.С.Комарова обратила внимание на связь обследующего жеста и формообразующего движения. Эта существенная зависимость, Уяснение ее детьми помогают им в последующем самостоятельно. Находить более или менее подходящий способ изображения на основе обследования.