Культура и природа, культура и общество: соотношение понятий
Культура и природа
Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Понятие «природы» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют сущность какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас естественную среду. Наконец, в самом общем смысле слова «природа» - синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир не созданный человеком.
Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных условий существования человеческого общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком, вовлеченная в орбиту его жизнедеятельности часть мира. В ходе истории человечества все новые и новые пласты окружающего мира входят в эту сферу, становятся природой. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.
Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры. В конечном счете, все естествознание – изучение, «испытание природы». Природа – древнейший и наиболее постоянный объект эстетического и художественного освоения.
Человек ощущает себя частью большого мира – Природы, и в то же время он отделяет, отличает себя от природы – этап ее самосознания.
На заре человечества слитность человека и природы еще не была так сильно нарушена. Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей. Природа была близкой, ибо она поила и кормила человека, но и далекой – грозной, неизвестной, таинственной. В ходе предметно-практической деятельности возникло «человеческое чувство» природы: не только ее эстетическое приятие, но и наделение ее человеческими качествами – очеловечивание. Она стала одновременно мастерской и храмом. Для первобытного человека природа ограничивалась сравнительно узкой территорией, на которой жило его племя.
Затем возникло противопоставление человека природы. Скорее всего, это произошло тогда, когда были противопоставлены телесное и духовное, с пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. К этому добавилось отношение к природе естествоиспытателей Нового времени: природа – мастерская, ее надо подчинить человеку, «преобразовать» согласно его интересам. Утилитарное отношение к природе привело к тому, что по отношению к ней все стало дозволенным. Здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры. В философии марксизма природа рассматривалась как объект производственной деятельности человека. До сих пор в качестве образца «творческого марксизма» приводят фразу И.В. Мичурина, которая, кстати, никогда не рассматривалась им как некий философский принцип: «Нам нечего ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Так подход противоположен коренным принципам народной культуры, для которой всегда земля была «родной матушкой», священным именем отца назывались реки. Без такого любовного отношения к природе невозможна высокая культура сельскохозяйственного труда. Сегодня люди привыкли жить на взятые у природы в кредиты, вернуть которые уже невозможно.
Ныне все человечество стоит пред новым витком спирали – единством природы и культуры, когда все богатство культуры должно быть поставлено на службу защиты природы. Единство человека и природы было верно понято еще И. Кантом, для которого человек – «последняя цель природы», а природа, в свою очередь «материя всех его целей». В этом и заключается единство природы и культуры.
Миссия человека состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоко познавать ее законы и вносить в природную стихию разумное сознательное начало.
Одной из важнейших, глобальных проблем, от которых буквально зависит жизнь или смерть всего человечества, стала сегодня экологическая проблема – разумное природопользование и природоохранение. Экологический кризис может быть преодолен только в том случае, если нам удастся сформировать у каждого имеющего дело с человеческими процессами человеческое чувство природы, объединяющее рациональное и эмоциональное, эстетическое и этическое отношение к ней.
Из некоторых психофизиологических экспериментов следует, что реакции человека на некоторые, существенно важные раздражители замедлены по сравнению с аналогичными реакция животного примерно на одну секунду. Судя по всему, причиной этой задержки является скрытая речевая деятельность.
Культура и общество
1. Культура и общество как 2 формы бытия. Субкультура.
Существуют три основных формы бытия: - человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.
Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.
Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура – это часть культуры общества.
Субкультуры – это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры – это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве.
М.С. Каган выделяет 4 типа субкультур в культуре средневековья:
1) «Храма и монастыря» - это культура, характерная для духовенства, народа, аскетическая, антигедонистическая.
2) «Замка и дворца» - это рыцарская, придворно-аристократическая, гедонистическая культура.
3) «Средневекового города» - это культура торговцев, ремесленников, нарождающейся буржуазии и интеллигенции.
4) «Села и хутора» - это крестьянская культура, характеризуется тесной связью с природой, языческими верованиями.
В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества.
Типология субкультур:
- по возрастному признаку
- по территориальному
- по профессиональному
- по классовому
-по месту в обществе
Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:
- нормами, регулирующими отношения между людьми
- особенностями жизнедеятельности, истории, быта
- идеологическими различиями
Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры:
- рокеры
- скинхеды
- панки
- хиппи
Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян:
1) «Мажоры» - выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь.
2) «Яппи» - молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни.
3) «Люберы» (гопники) – выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.