Что такое воспитательное мероприятие?

Это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.

Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дела- это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи» (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М:, Педагогика, 1989).

Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как:

- онипредоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

- эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и меро­приятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, ша­рад, настольных и подвижных игр и т.д.).

Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Методика подготовки викторины.

Викторина

В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова указывается, что викторина – понятие новое. В словарях иностранных слов объясняют, что слово это - уменьшительное от латинского «виктория», то есть «победа»

«Викторина как форма воспитательной работы»

1. Викторина – это занимательная игра, ответы на вопросы, объединенные какой-либо темой, в которую могут играть двое, могут состязаться команды, можно и одному попробовать себя.

2. Викторина развивает интерес учащихся к знаниям, расширяет их кругозор, способствует развитию памяти и мышления учащихся, их творческого воображения, смекалки.

3. Викторины по своему содержанию бывают исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, смешанные и т.д.

4. Викторина является самостоятельной формой воспитательной работы, но может использоваться «внутри» других форм.

5. Различают викторины устные (дети устно отвечают на вопрос) и письменные (ответ дают в письменной форме).

6. При подготовке викторины следует определить вид, тему викторины и форму ее проведения.

7. Четко сформулировать цель и задачи викторины.

8. Тщательно изучив литературу, составить вопросы и исчерпывающие ответы в письменной форме.

9. Вопросы должны быть содержательными, четко сформулированными

10. Степень сложности, количество предлагаемых вопросов зависят от возраста, уровня подготовки учащихся, их интеллектуальных возможностей.

11. Желательно указать список литературы, с помощью которой дети смогут найти ответы самостоятельно.

12. Перед началом викторины учащихся следует ознакомить с правилами ее проведения.

13. В ходе проведения устной викторины вопросы должны задаваться громко и отчетливо, а желающие ответить поднимают руки и с разрешения ведущего по очереди дают на них ответы.

14. Когда участники викторины затрудняются дать ответ на поставленный вопрос, в этом случае целесообразно незаметно навести их на правильный ответ дополнительным вопросом, а если и в этом случае никто не сможет ответить, то ведущий сам дает правильный ответ.

15. Каждый ответ учащихся оценивают члены жюри: правильный полный ответ, правильный неполный ответ присуждается определенное количество баллов, затем очки суммируются и определяются победители.

16. В ходе проведения устной викторины вопросы вывешиваются на больших листах бумаги или раздаются детям, написанными на отдельных карточках.

17. Каждому участнику дается лист бумаги, где он записывает ответы, ставит свою фамилию и сдает жюри.

18. Жюри знакомится с ответами, анализирует их и определяет победителей. С лучшими ответами можно ознакомить участников викторины.

19. Викторина может быть с различными заданиями:

- если сможешь – объясни;

- какое утверждение верно;

- кто первый назовет …?

- кто больше знает…? и т. д.

20. Объявление результатов и раздачу призов производить лучше всего в конце викторины.

 

Билет № 7

1.Конкурсные программы как форма организации досуга детей в учреждениях дополнительного образования.Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий.

2. В положении о конкурсном мероприятии учрежденческого уровня разработать критерии оценки в номинации «Хореография».

3. Представление сценарной разработки досуговой программы и показ досугового мероприятия для детей.

1. Конкурсные программы как форма организации досуга детей в системе дополнительного образования. Одна из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга — конкурсные программы.

Все конкурсные программы организуются одинаково, какие бы названия они при этом ни имели, как бы ни разнилось их содержание. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Этот принцип не является чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим: соревновательность в специфических формах присуща всей живой и даже неживой природе. Специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами. Конечно, под это определение попадают и спортивные соревнования, и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсными программами. Конкурсные программы — это соревнования в какой либо деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Поскольку цель такого соревнования - сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют ребенку:

- сформировать адекватную самооценку;

- развить свои волевые качества;

- воспитать свой эстетический вкус

- самоопределиться в мире увлечений и профессий;

и т. д.

Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы проводятся по одному организационному алгоритму.

Организатор должен:

1) придумать конкурсу яркое название;

2) сформулировать конкурсные задания;

3) разработать условия и критерии конкурса.

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты:

время на подготовку конкурсного задания;

срок предварительной демонстрации подготовленного результата;

место предварительной демонстрации подготовленного результата;

размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.)

возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;

возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;

перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д. Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю. После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие - наличие команд.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, красота, остроумие, находчивость и т. д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но тем не менее существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специально оборудованной площадке. Поэтому организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:

- как пригласить зрителей,

- когда провести предварительный просмотр,

- кого пригласить ведущим,

- как оформить помещение,

- где посадить жюри,

- на чем расположить экспонаты,

- как организовать церемонию открытия,

- какую подобрать музыку,

- во что будут одеты участники,

- где жюри будет обсуждать итоги,

- кто будет вручать призы,

- как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации, то есть определенная последовательность действий. Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.

Наши рекомендации