Вышивка как неотъемлемая часть белорусского народного костюма

Вышивка на Беларуси является одним из наиболее распространённых видов декоративно-прикладного искусства. В ней отражаются мир вдохновения образов, восходящих к древней мифологии, обычаи, представления предков, поэтическое осмысление природы.

Традиционные белорусские национальные костюмы нельзя представить без вышитого орнамента. Вышивка –– один из самых распространенных и старейших способов украшения одежды и создания домашнего уюта.

Первое упоминание о вышивке обнаружено в «Статуте Литовском». Многие орнаменты имеют многовековую историю и хранят свои коды на канве белорусских мастериц. Со временем вышивка изменилась и развивалась под влиянием моды и развитием техники.

В Беларуси наиболее древние узоры вышивания были найдены на остатках кожаной обуви Х–ХІІІ веков. Они известны из раскопок городищ Полоцка, Минска, Бреста, Волковыска и других.

В каждом районе вышивка была неповторимой, колоритной, местной, не такой, как у соседей. В орнаментации традиционного костюма белорусов использованы разнообразные по технике вышивальные швы и такие декоративные приемы, как соединительные и краевые швы. Белорусские крестьянки в совершенстве владели вышивальными техниками. Часто в одном вышитом изделии можно насчитать до десятка разнообразных швов.

В праздничном белорусском народном костюме наши предки располагали богатые вышивки на манжетах, воротниках, по краю одежды - не просто как украшения. Красным цветом, цветом обереги закрывался доступ к телу. Защищали себя от сглаза, от отрицательной энергии. Знаки орнамента так же несли определенный смысл, и сегодня могут рассказать специалистам кем и для чего вышивался узор. Кто хоть раз надевал традиционный белорусский костюм, обязательно ощущал эту защищённость, заложенную цветом и знаками орнамента. Основными символами были земля, солнце, урожайность, плодовитость, любовь, круговорот природы. Культовым также являлся образ матери-прародительницы.[8]

Изначально узоры были геометрическими и полихромными, а позже стали вытесняться цветными растительными мотивами. Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы - василек, колокольчик, кашка - заменили эти узоры.

Преобладающим и повсеместно распространенным материалом для вышивания являлись хлопчатобумажные нити белого, красного, черного (синего) цветов. Льняные и шерстяные нити использовались для вышивания в меньшей степени.

Применялись все группы технических приемов, однако центральное место отводилось украшающим швам, основное назначение которых заключалось в декорировании основы.

При орнаментации мужских и женских сорочек обычно применялись такие технические приемы - крест, «нацяг», гладь. Изделия, декорированные "двусторонним" швом в качестве основного технического приема, встречаются в ряде районов Витебщины, а также изредка на юго-западе Брестского Полесья. На Гомельщине этот шов использовался преимущественно как контурный при обводке небольших геометрических мотивов.[20]

К распространенным приемам относится шов «крест». Наибольшую популярность имел односторонний крест с параллельными стежками на изнаночной стороне ткани. Сначала вышивали ряд стежков, направленных в одну сторону, при обратном движении их перекрещивали вторым стежком. Этот способ позволял сравнительно быстро заполнить вышивкой большую площадь ткани. Вышивкой крестом орнаментировали намитки, сорочки, фартуки. Сочетание с древнейшими видами швов, геометрическая орнаментика узоров красного цвета указывают на давнее применение техники креста в белорусской вышивке. При орнаментации рушников и мужских сорочек применялся и двойной крест. По внешнему виду шов представлял собой сочетание двух крестов, одного поверх другого. Нижний - это простой фест со стежками по диагонали, верхний - с перпендикулярными стежками по горизонтали и вертикали. По своим размерам двойной крест больше простого, для его выполнения на иголку набирают не три, а шесть «чысленак». Использование двойного креста среди населения Белоруссии, по всей вероятности, относится к сравнительно позднему времени - XIX - началу XX в. По имеющимся материалам данный шов получил наибольшее распространение среди населения Гомельщины.[6]

Белорусская вышивка довольно долго оставалась в первозданном традиционном состоянии. Однако в начале XX века она стала претерпевать стремительные изменения. В это время наблюдается отход от классических традиций вышивки. С середины XX века распространяется полихромная произвольная гладь растительного характера.

Изучение белорусского народного орнамента имеет богатую и продолжительную историю, которая начинается со второй половины XIX века. С тех пор эта тема вызывает устойчивый интерес у исследователей, и объясняется это тем, что наряду с изменениями разнообразных форм материальной культуры народа (одежды, предметов быта, обычаев) орнаментальные символы сохраняются, претерпевая лишь некоторую трансформацию, или вовсе остаются без изменений. Орнаментальные мотивы в декоративном искусстве народа свидетельствуют о его далеких предках.[20]

Одним из древнейших и развитых видов бытового искусства белорусов является вышивка, сохранившая в силу экономических и природно-географических условий немало самобытных черт и особенностей. Она неотделима от народного костюма. Являясь составным элементом культуры, вышивка отражает социальную среду ее бытования, художественные вкусы и мастерство ее создателей, их представления об окружающей действительности.

Таким образом, изучение этих древних символов помогает постижению тех исторических эпох, о которых нет письменных данных и возможно судить только по дошедшим до нас материальным остаткам.


Наши рекомендации