Условия развития творчества

1. Основное условие развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы – творчество - стиль жизни. Одна из основных задач в системе воспитания ребенка и должна решаться во всех сферах жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безус­ловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребен­ком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребе­нок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, ре­шать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только худо­жественного, но и познавательного, нравственного творчества. Специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на раз­витие творчества, должна органично войти в повседневную жизнь ребенка.

2. Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов, будет материалом, необходимый для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисуй ков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, слу­жат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности. Педагог должен хо­рошо знать детей группы и каждого ребенка в отдельности, под­держивать взаимоотношения с родителями, советуя им в вос­кресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить в музей и т.п.

3. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем больше взаимодействие должно быть между ними - единая позиция педагогов в понимании перспек­тив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

4. Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-вырази­тельные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

5. Обучениекак организованный взрослым процесс передачи и активного при­своения ребенком изобразительной деятельности: формирование спо­собности эмоционально откликаться на окружающий мир и потреб­ности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изодеятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей - это специфика деятельности, её художественно-творческий характер. Освоение соответствующих ЗУН при обучении художественной деятельно­сти людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью. Они должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимо­стью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобра­зительно-выразительные средства. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого ЗУ, формируемые у детей, д.б. гибкими, вариативными, Н – обобщенными -применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества - он, понимая несовершенст­во своих рисунков, поделок, теряет интерес к изодеятельности, что сказывается на развитии творческих способностей в целом. В контексте развивающего обучения важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание - найти творческое решение. Акцент на возможность, необходимость вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции человека в жизни. Важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие за­дания были восприняты ребенком. Важное условие творческой активно­сти ребенка на занятии - предложение действенных мотивов, подведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым.

6. Непременным условием организованной взрослыми творче­ской деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Ис­кренность - главное условие, которое надо обеспечить в дет­ском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, смело, комфортно. Это возможно, если на заня­тии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопережи­вания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Воспитателю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необя­зательно выражать восторг, тем более, если для этого может не быть объективных оснований. Однако, доброжелательное и систематическое внимание, интерес к деятельно­сти детей - крайне важны в развитии творческих возможностей ребенка.

7. Комплексное и системное использование методов и приемов.Ведущее значение имеютпредварительные наблюде­ния, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсут­ствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поис­ковую деятельность.Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоцио­нальный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверости­шие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ. Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было продуманным и именно дополнительным, усиливающим, а не пере­крывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности.

8. Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа - творчество индивидуально.

9. Условия необходимо создавать в дошкольных учрежде­ниях и по возможности в семье.

Существует мнение о возможности прямого формирования творческих способностей. Широкое распространение получила в последние годы методика, прямо направленная на формирование способов творческого мышления путем поиска и разрешения противоречий, освоение своеобразных способов решения новых задач - ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера, (элементы которой применил М.Н.Шустерман). Как и любые человеческие способно­сти, творческие способности формируются прижизненно, в условиях общения людей. Поэтому воспроизводство их в новом поколении без прямого воздействия на детей взрослыми, а зна­чит, без обучения невозможно. К тому же интеллектуальное творчество (креативность) не исчерпывает понятие «творчество». Конкретные пути целенаправленного формирования творческих способностей различны.

Один из путей предложил еще Л.Н.Толстой, занимаясь со своими учениками в Яснополянской школе. Восхищаясь талантами детей, он предложил путь развития их творческих способностей: сначала демонстра­ция образца творческой деятельности (процесс творения на гла­зах у детей); совместное творчество взрослого и ребят; творчест­во детей с минимальной помощью взрослого: самостоятельное творчество детей.

Е.А.Флёрина говорила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для твор­чества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Педагога должен целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять её характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству. Занятие проис­ходит от слов «занимать», «занять», «занимательность».

Создание изложенных выше условий развития творчества у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреж­дению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б.М.Теплова: художественное восприятие и художествен­ное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение. «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми».

3. Назовите условия создания предметно-развивающей среды для эффективного художественно-эстетического развития дошкольника. Раскройте содержание предметно-развивающей среды способствующей художественно-эстетическому развитию ребёнка. Обоснуйте необходимость смены и обогащения предметного содержания среды. Предложите модель предметно-развивающей среды художественной студии в учреждении дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда для эффективного художественно-эстетического развития дошкольника - это особым образом организованное пространство, где целенаправленно создаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Среда должна формировать в растущем человеке добро, красоту.

Наши рекомендации