Контраст цветовых сопоставлений
ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА
Урок №3
- Колористика – основы цветоощущения и передачи в композиции. Физические и психологические законы восприятия цвета. Цветовая гармония, субъективное и объективное отношение к цвету. Колориметрический круг.
- 7 типов контрастности. Созвучие 6 цветов.
- Форма и цвет.
- Цвет в типографике: цвет фона, цвет шрифта, цвет в веб-дизайне и полиграфии.
- RGB, CMYK, HSB, обзор других моделей.
- Психология восприятия цвета в сложных композициях. Цветовой и композиционный акцент. Композиция цвета.
- Основные приемы работы дизайнера: библиотека ассоциаций, сбор информации, метод коллажирования, стилизация формы, подбор материала и цвета, композиционное проектирование.
- Рекламный дизайн, фирменный стиль. Логотип.
- Домашнее задание: разработка корпоративного цвета, внедрение в товарный знак и логотип, цветная визитка.
Колористика
Колористика - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
Когда люди думают о цвете, они склоны представлять себе физические объекты, такие как зеленая трава, БМВ цвета металик, черный уголь, синяя кофта, желтое солнце и так далее. Когда свет попадает на несветящийся объект (такой как краска или бумага), волны некоторых длин поглощаются материалом, а других – отражаются от него, и поглощенные волны создают видимость цвета. Проходя через прозрачный материал (например фотопленку), свет скорее фильтруется чем поглощается, но эффект получается тот же самый. Длины волн видимого света определенным образом изменяются, и у зрителя создается впечатление создания нового цвета.
Человеческий глаз может распознавать поразительное разнообразие световой энергии, но что после этого происходит – это уже дело физиопсихологии, а не науки о цвете.
Цвета представляет значительную часть залежей наших эмоциональных ассоциаций, он выступает своеобразным резонирующим пробным камнем, к которому мы привязываем идеи и подсознательные чувства. Исследования показали, что цвета предметов, которые нас окружают, могут влиять на общее настроение и восприятие событий.
Если спросить большинство людей, какой у них любимый цвет. То они ответят, что это какой-нибудь оттенок синего. Но почему? Ассоциация, связанная с таким цветом, полностью основана на индивидуальном восприятии. Для кого-то синий цвет вызывает ассоциации мира, мудрости или глубины, для других он означает депрессию или удаленность. Трудноуловимые оттенки. Которые человек обычно ассоциирует с цветами, не только определяют, как на эти цвета реагировать, но и управляют тем, как их воспринимают глаза и мозг.
Даже общественные и социальные отношения влияют на восприятия цвета. В культуре разных стран цвета означают что-то свое и вызывают собственные ассоциации. Что должно учитываться при использовании цвета в дизайне.
Вслед за обонянием цвет является самым мощным средством стимулирования памяти. Когда вы смотрите на цвет, который видели до этого уже много раз, вы склонны его принимать, как своего рода полномочного представителя того цвета, который храниться у вас в памяти. В сущности, вы «видите» цвет, вспоминая другое его значение. При взаимодействии с внешним миром, вы делаете это автоматически и инстинктивно.
Белый цвет – это комбинация всех длин волн видимого спектра. Различные по качеству источники света, который отражается от объекта, сильно воздействуют на длины волн, получившиеся в результате отражения, а, следовательно, и на ваше восприятие цвета.
Например, махая одним и тем же предметом, имеющим определенный цвет, перед двумя разными источниками света. Предмет один и тот же, и он поглощает от каждого источника одни и те же световые волны. Однако так как первоначальные световые волны разные, отраженные волны тоже разные, в результате чего создается впечатление, что предмет в каждом случае разного цвета.
Известно, что белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется тёмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чёрном воспринимается светлым.
На рисунке жёлтый квадрат дан на белом и на чёрном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На чёрном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер. Красный квадрат изображён на белом и на чёрном фоне. На белом красный цвет кажется очень тёмным и его яркость едва заметна. Но на чёрном тот же красный излучает яркое тепло.
Если синий квадрат изобразить на белом и чёрном фоне, то на белом он будет выглядеть тёмным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с жёлтым квадратом. На чёрном же фоне синий цвет посветлеет и приобретёт яркий, глубокий и светящийся тон.
Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого — синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно. Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление.
Приведённые примеры могли бы быть рассмотрены и как проявление симультанности. Возможность симультанных превращений заставляет нас при работе над цветовой композицией начинать с оценки действия цвета и затем уже в соответствии с этим думать о характере и размерах цветовых пятен.
Если тема произведения идёт от первого эмоционального толчка, то и весь процесс формообразования должен быть подчинён этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и её рисунок. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.
Различные источники света искажают восприятие цвета. Но даже при единственном источнике света на цвет определенного предмета также влияют другие, окружающие его предметы.
Например, если образец голубого цвета положить на темно-коричневую поверхность, то он будет выглядеть по-другому, чем на фоне ярко-зеленой стены. Потому дизайнер не должен упускать из виду, то, что на цвет изображения влияют так же другие элементы дизайна.
Последняя физическая переменная, влияющая на восприятие цвета, обусловлена абсолютно субъективным процессом восприятия цвета глазом каждого человека. Колбочки нашей сетчатки, то есть фоторецепторы человеческого глаза, способны распознавать не все цвета, а в основном такие, как красный, зеленый и синий.
А что касается мозга, то цвет – это ответный сигнал нейрона, вызванный в результате возбуждения колбочек световым сигналом. Небольшие генетические различия в этих микроскопических ячейках могут объяснить, почему два человека глядя на один и тот же предмет при тех же самых условиях, могут видеть его по-разному.
Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.
Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного -неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.
Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Гармония — это равновесие, симметрия сил.
Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «оборотку» - зелёный.
Такие опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному.
Это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.
Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат, покажется нам светло-фиолетовым. На оранжевом – голубовато-серым, на красном – зеленовато-серым, а зелёном – красновато-серым, на синем – оранжево-серым и на фиолетовом – желтовато-серым. Каждый цвет заставляет серый принять его.
Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.
Глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на чёрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим чёрный квадрат. Если мы будем смотреть на чёрный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия.
Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.
Возможно получить один и тот же серый цвет из чёрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета — жёлтый, красный и синий в надлежащей пропорции.
В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:
красный - зелёный = красный - (жёлтый и синий); синий - оранжевый - синий — (жёлтый и красный);
жёлтый - фиолетовый = жёлтый — (красный и синий). Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит жёлтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.
Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность.
Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.
Большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и яркости.
Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своём труде о цвете Гёте писал, о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении сданным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляете? основное правило цветовой гармонии».
Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Освальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания
некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок».
Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты.
Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, — и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным.
Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — гармонию цветов равнозначной цветовой тональности».
Колорометрический круг представляет собой круг, поделенный на 12 частей, в основу которого положено три основных цвета – желтый, синий, красный.
Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:
жёлтый + красный - оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это не лёгкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый — ни слишком красным и ни слишком синим.
Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжев
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый -= сине-фиолетовый
синий + зелёный - сине-зелёный
жёлтый + зелёный - жёлто-зелёный.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.
В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.
Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.
Важным составляющим восприятия цвета является понятие контраста. Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте.
Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной.
Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно.
Каждый из них контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единственен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Начнём с рассмотрения семи типов цветовых контрастов:
Контраст цветовых сопоставлений
Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.
Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом.
Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три ярких и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность цветового контраста всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трёх.
Так, оранжевый, зелёный и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга чёрными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются.
Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Хотя основная группа трёх цветов жёлтого, красного и синего представляет собой самый большой цветовой контраст, однако и все другие чистые цвета, несомненно, могут быть представлены в ряду сильных цветовых контрастов.
При изменении яркости цвета цветовой контраст получает множество совершенно новых выразительных качеств.
Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, - повышает их яркость и делает их более светлыми. Поэтому, чёрный и белый цвет являются важными элементами цветовых композиций.
На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях, контрасты по цвету используются в самых разных вариантах. Причём в меньшей степени в мотивах духовного порядка, и в большей — в целях создания радостной декоративной пестроты.
Цветовые контрасты можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими формами архитектуры. Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип цветового контрастирования.
Следует признать, что выразительные возможности каждого отдельного цветового контраста могут проявляться самыми различными способами. С их помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.
Ряд художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро очень часто работали, используя контрасты цветовых отношений. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста.