Понятие материальной, духовной и физической культуры
В ходе социальной истории люди освоили, сделали своим домом весь земной шар, вышли в космос, изобрели невероятное по количеству и качеству число способов деятельности. Если попытаться их сгруппировать по сфере приложения, то можно выделить такие основные формы культуры, как материальная, духовная и физическая. Материальная культура– это трансформация природных материалов и энергии в соответствии с человеческими целями, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает средства их удовлетворения. Понятие материальной культуры шире по содержанию, чем понятие материального производства. Оно включает в себя такие элементы, как породы животных и сорта растений, подвергшиеся обработке почвы и вещества природы. В материальную культуру входят также: 1) здания и сооружения; 2) инструменты и оборудование для любых видов деятельности; 3) пути сообщения и средства транспорта; 4) связь и средства связи; 5) технологии; 6) культур-ные ландшафты. Духовная культура включает себя продукты духовной деятельности человека, существующие по преимуществу в идеальном виде, а именно – в виде понятий, идей, теорий, представлений, верований, чувств и переживаний, имеющих общезначимую форму. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Основное предназначение духовной культуры состоит в производстве сознания. Благодаря закреплению в знаках, символах, организационных формах, а также в семиотической (компьютерной) технике, духовная культура становится относительно самостоятельной по отношению к своему творцу – человеку. В ней объективируются и выделяются особые сферы духовного творчества. Духовное и духовно-практическое освоение всей реальности оформляется в философии, искусстве, разнообразных науках; духовно-практическое освоение (включая регулирование) общественной жизни осуществляется в политике, праве, морали; универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно-регулятивные, выполняют миф и религия. В будущем, возможно, произойдут революционные изменения духовной культуры в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса. Физическая культура – это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Общественное бытие предъявляет ряд требований к каждому человеку, некоторые из которых касаются физических проявлений человеческого тела: целый ряд профессий и занятий предполагает тренированные физические умения и навыки. Очевидно, что обретение человеком практически всех навыков и умений является результатом целенаправленного культурного воздействия, а не естественным свойством живого существа. В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка и артикуляционного аппарата. Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам и т.д. На этом фундаменте надстраиваются все последующие более сложные, специализированные физические навыки, вроде балетного танца, движений рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам. Как и все другие формы культурного творчества, физическая культура исторически изменчива. Содержание и диапазон физической подготовки складывались на протяжении тысячелетий. Уже в первобытной культуре существовали некоторые традиции физического воспитания. Например, известны обряды инициации, которые содержали в себе испытания выносливости, силы, ловкости и других, ценных для сообщества физических кондиций молодого человека.
Элементами древнейшей физической культуры можно считать также народные игрища и известные меры продления жизни (отбор пищи, народная медицина), борьбы с неблагоприятными природными факторами. Цель этих действий очевидна – это укрепление рода, сохранение семьи. На основе древнейших традиций физического воспитания позже формируется античная физическая культура. В ней воплощаются особенности античного мировосприятия. Свободные люди (а поначалу это была только родовая аристократия) возвеличивали свои физические достоинства. Дух соперничества проявлялся в первых олимпийских играх. В кулачном бою, беге или борьбе аристократ доказывал свое право управлять другими людьми. Телесное совершенство человека есть одна из главных ценностей для античной эпохи, поскольку красота тела, как считали древние, неразрывно связана с благородством, мужеством и другими нравственными достоинствами. Греки назвали идеал высокой нравственности и физического развития калокагатией (буквально означает «прекрасное и доброе»). Они были уверены, что красивые и физически сильные люди обязаны также быть умными и добрыми; конфликт между этими качествами не мыслим.
Высокий культурный статус телесного совершенства подтверждается и тем, что физическая подготовка становится обязательным компонентом образования. Так, в древнегреческой школе мальчики занимались с взрослыми наставниками гимнастикой и пятиборьем. В Спарте физическое воспитание было военизировано, но в демократических Афинах его целью было формирование гармонически развитой личности. В победителе олимпийских игр видели олицетворение общественного идеала. Подобно древнегреческой, ступенчатые системы физического воспитания, гармонизированного с интеллектуальным и нравственным развитием, появляются в древней Индии (хатха-йога) и в древнем Китае (цигун и другие школы). В Средние века появляется новое, противоположное античности отношение к человеческому телу, порожденное религиозным сознанием. Например, христианство, мусульманство и буддизм разрабатывают особые практики аскетизма (затворничество, пустынничество, самоистязания, посты, длительные медитации и т.п.). Этот тяжкий труд вёл к святости немногих, но способствовал формированию массовых представлений о постыдности обнаженного тела, его естественных проявлений. Ценность человеческого тела отвергалась в пользу духовности, они противопоставлялись как низкое и высокое, греховное и святое. Физическая сила, красота, достоинства разума и морали существовали как отдельные категории. Их соединение в одном человеке воспринималось как некое чудо (в хрониках рассказывается, что толпы людей ходили за Фомой Аквинским, удивляясь красоте и силе великого философа). Средневековое сознание видело в женской красоте дьявольское искушение, а в заботах о внешнем виде – суетность, греховность помыслов. Новый этап развития физической культуры начинается в новое и новейшее время. Благодаря более тесным контактам разных культурных регионов земли появляется возможность взаимовлияния, а затем и синтеза разнообразных форм физической культуры. Роль и значение физической культуры получают теоретическое обоснование в науках (медицина, биология, психология, педагогика) и подтверждение на практике (в общественных и частных учебных заведениях, в военной подготовке). Приоритет научного мышления в современной цивилизации привел к изменению многих стереотипов восприятия человеческого тела и его проявлений. Люди все больше осознают культурную ценность здоровья и здорового образа жизни. Поэтому в большинстве развитых стран в число признаков культурного человека входят регулярные занятия спортом, активная забота о здоровье, тщательное соблюдение гигиенических требований т.п. Широко распространенно включение этих норм в корпоративные требования к работнику. В течение последних столетий возник феномен спорта – нового вида массового зрелища, в котором объектом любования и эмоционального сопереживания оказывается соревнование людей, специально тренирующих те или иные физические умения. Развитие физических возможностей человека, как показывает история, может идти различными путями. Однако, в целом, представление о телесной красоте зависит от универсальных принципов и установок цивилизации. Виды культуры. Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Согласно этой классификации, выделяются следующие виды культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности. Ни один из видов культуры несводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества – это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ним. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я». Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурный реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.