Оттепель» в духовной жизни

Смена власти в Кремле в 1953 г. ознаменовала начало нового периода в жизни нашей страны. Вместе с критикой культа личности Сталина в стране появились небольшие демократические преобразования, осуществилась частичная либерализация общественной жизни, что значительно оживило творческий процесс. Эпоха Хрущева получила название «оттепель».

Самые быстрые изменения начали происходить в советской литературе. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты «шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Широкую популярность обрел жанр авторской песни. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи стали Б. Ш. Окуджава, А. Галич, В. С. Высоцкий. В прозе сталинский соцреализм сменился обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней.

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», вкоторой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы, в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. В критике по-прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. Ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. Его обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку пришлось отказаться от награды.

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. Шестидесятые годы – время становления «сурового стиля» в советской живописи. На полотнах реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения находят поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну.

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге и др.

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке. В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема.

Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования. «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет.

Больших успехов в конце 50 – начале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса. Работы советских физиков получили всемирную известность. В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов –синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

Достижения периода «оттепели» трудно недооценить. После абсолютного тоталитарного контроля всей жизни общество получило хоть и небольшую, но все-таки свободу, которая стала глотком свежего воздуха для деятелей культуры. И хоть это было кратковременным явлением, оно позволило советскому обществу удержаться на передовых позициях в некоторых отраслях деятельности. Однако большое влияние на общество продолжала оказывать как и сама партия, так и отдельно руководители государства, связь с идеологией сохранялась.

2.2. Культура эпохи Брежневского «застоя»

После окончания Хрущевской «оттепели» в стране начался некий период «застоя». У власти оказался не достаточно активный человек, личные качества которого также отразились на состоянии в стране. Брежнев был не таким деятельным как Хрущев, поэтому в сравнении с ним его период и назвали «застоем». В это время росли в основном количественные показатели, а абсолютно новых достижений было немного, некоторые из них уходили корнями в период относительной свободы Хрущева, но все же они были, поэтому «застой» - это относительная оценка.

В 70-е г. происходит разделение культуры на официальную и «подпольную», не признанную государством. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Но теперь с ними расправляются уже по–другому. Оказать давление на неугодного можно было лишив его доступа к зрителю, читателю. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем, прекратилось время жесточайших репрессий, что располагало к себе Брежнева. Началась новая волна эмиграции. Творчество «второй волны» продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю.В. Трифонов, В.Г. Распутин, В. И. Белов, В. П. Астафьев. Однако большинство не имело возможности свободно публиковаться. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя оставался «самиздат».

После памятной публикации, дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала Солженицына, и более того, власти насильно выслали его из страны. Уехать пришлось и поэту И. А. Бродскому, в стихах которого не было никаких политических мотивов. Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции. Помимо названных из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову, В. Войновичу, поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному.

В изобразительном искусстве тоже существовало множество необоснованных запретов. Так в 1974г. в Москве была разгромлена выставка художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Бондарчука «Война и мир». Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались и фильмы мелодраматического содержания. Однако не все доходили до массового проката. Долгое время многие из них оставались неизвестными широкому зрителю.

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура невольно просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.).

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого. Лучшие из них это своеобразные маленькие драмы: жанровые картинки; монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и даже самолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени. Они все вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с неожиданной философичностью содержания – это рождает особый эффект.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения, куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования. Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Однако количественные показатели в высшем образовании растут: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. В науку продолжают вкладываться средства с целью непосредственной связи с производством. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники, начались отставания в машиностроении. По сравнению с временем Хрущева, Советский Союз немного сдал свои позиции.

Глава 3

Перестройка»

Годы «перестройки» явились подобием еще одной революции. Горбачев, так же как и большевики в свое время, хотел изменения всех сфер жизни общества. Но предполагалось, что преобразования будут направлены уже не на построение, а на совершенствование социализма. Были введены такие понятия как гласность и плюрализм, которые активно осваивались обществом. Но по сути, его реформы все дальше уводили людей от социалистического начала. Гласности послужила разрушению социалистической идеологии, стала причиной оживления общественно-политической жизни. Начался период переосмысления, всю историю и культуру советского народа стали подвергать сомнениям и зачастую показывать только как негативную. Перед людьми открывалась правда о том, что все в стране решала только партия, которая утверждала свою власть с помощью силы, не допускала никакого инакомыслия. Культура «перестройки» изменила представления и вкусы людей, появилось стремление к собственной выгоде из-за которого страдало качество и уровень «культурных продуктов». Идеологическую культуру заменила массовая и низкосортная, которая вела к духовному опустошению общества.

С середины 80-х начались коренные изменения в системе образования. Была подготовлена и принята «Четвертая школьная реформа», основу которой составили принципы: демократизация, плюрализм, открытость, многоукладность, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация образования. Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы.

Заметные перемены произошли в науке. Всех шокировали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой отечественной войне. Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

Советские ученые продолжают освоение космоса. Увеличивается длительность полетов. Космическое пространство все чаще штурмуют международные экипажи. Одновременно, ученые изучают возможности массовой и постоянной работы в космосе, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский.

Однако советская наука продолжает испытывать большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Изобразительное искусство окончательно расстается с социалистическим реализмом. Однако вместо свободы творчества в работе начинаются распри, столкновения консерваторов и реформаторов, раздел «имущества» композиторами, художниками, литераторами, актерами. Все это попадает на страницы печати, на радио и телевидение, отнюдь не способствуя духовному обновлению общества.

В результате политики гласности литература выводит общество на новую ступень исторического мышления. В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии, реформах, состоянии русской культуры). Идет крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодежи. Все чаще появляются смелые критические статьи, в произведениях показывают правду жизни. В страну возвращается целый поток произведений, ранее опубликованных за рубежом и запрещенных у нас.

В эпицентре борьбы оказалось телевидение. На экранах появляется огромное количество документальных лент, исторических передач. Увидели свет «полочные» фильмы, ранее недоступные работы мирового кинематографа. Но чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Вместе с документальными и историческими фильмами на экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

Театр в начале перестройки переживает настоящий подъем, ощущение свободы. Интерес публики был чрезвычайно велик, о чем свидетельствовали постоянные толпы у касс и переполненные залы. Однако очень скоро театр оказался в сложном положении, а точнее в состоянии глубокого кризиса. Он был не в состоянии покрыть расходы. Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров, интерес к театру начал падать.

Перестройка была одним из самых противоречивых явлений нашей истории. Она разрушила привычные человеческие взгляды, сломила советскую систему и, возможно, стала причиной развала целого государства. Она повергла в шок тех, кто истинно верил в социализм и изменила жизни миллионов. В это же время она открыла новые возможности для дальнейшего развития уже совсем нового государства, открыла людям глаза на всю советскую историю и в ином свете показала тех людей, на которых равнялось не одно поколение.

Вывод

Культурные преобразования советской власти несут в себе множество неоднозначных оценок и до сих пор вызывают споры об их значимости для нашей страны. Неоспоримо, что советская культура принесла множество положительных моментов, которые прославили нашу страну: советское общество стало одним из самых образованных в тот период времени, советские люди прославили себя в области науки, впервые покорив космическое пространство, российские деятели культуры блистали во всем мире. Благодаря советской власти и ее сплоченной системе руководства, СССР достиг небывалых размахов своего развития во многих сферах общественной жизни, с чем не могут не согласиться даже самые рьяные противники советской системы.

Но не будем забывать и о методах достижения подобных результатов. Сколько человеческих жизней было загублено во времена сталинских репрессий, выдворено насильно из СССР, лишены возможности спокойно жить в своей же родной стране, сколько умов покинуло Россию во время перестройки Горбачева. Это были огромные потери, перекрыть которые с трудом могут даже выдающиеся достижения. Советское общество было полностью под контролем официальной идеологии, которая ставило людей в жестокие рамки, от которых наиболее смелая часть населения пыталась избавиться. Но когда система рухнула, в умах людей произошло полное смятение, в нашу страну проникла та часть заграничной культуры, которая способствовала обнищанию духовной жизни.

В общественной жизни XX века в России ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия, что конечно же сказалось на культурном развитии. В стране сложилась особая социалистическая культура, которой не было альтернативы.

Список литературы

· История России: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./И90А.С.Орлов,В.А.Георгиев,Н.Г.Георгиева,Т.А.Сивохина.—М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 528 с.

· История России, 20 – начало 21 века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / В.А. Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 399 с.

· Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.

Наши рекомендации