Свинговый (джазовый) квадрат

Эра Свинга началась с выступления оркестра Бенни Гудмана, который считается королем этой эпохи, в зале «Palomar» в Лос Анжелесе. Считается, что это он придумал свинговый квадрат, хотя эта структура присутствовала на более ранних записях большинства оркестров игравших в танцевальных залах. Просто Гудман первым «продал» это изобретение.

Квадрат – это импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы.

Джазовый квадрат состоит из четырех частей, музыкальных фраз, которые обозначаются латинскими буквами А, В, С, D и т.д. Каждая из этих частей состоит из четырех восьмерок, каждая четвертая (последняя) из этих восьмерок является «брейком» (break).

Наглядно это выглядит так:

Intro (вступление обычно не больше одной восьмерки)
А /--------/--------/--------/брейк/
А /--------/--------/--------/брейк/
В /--------/--------/--------/брейк/
А /--------/--------/--------/ брейк/

Одна восьмерка – это два такта, один такт – это четыре бита или счета.

Типовая структура свинговой музыки – ААВА. Это значит, что после вступления, когда начинает играться основная тема, первая, вторая и четвёртая фразы похожи, а третья от них чем-то отличается. Эта совокупность из 16 восьмёрок (32 тактов) называется свинговым (джазовым) квадратом.

Стоит отметить, что типовая структура – она на то и типовая, чтобы сколько-нибудь интересные произведения от этой структуры отступали. Могут встречаться квадраты вида ААВВ, АВВА и даже ABCD.

Брейк (англ. break — удар, разрыв) - короткая мелодическая или ритмическая импровизационная вставка. Во время исполнения брейка ансамблевое звучание, как правило, прерывается. Этот прием называется «стоп-тайм» (stop time, букв. — остановка).

В каждой музыкальной фразе может быть развязка. 3 восьмёрки идёт нарастание напряжённости, затем её разрешение – брейк. Брейки могут быть разными по заметности и длительности. Типовой приём – это брейк в конце музыкальной фразы (четвертая восьмерка). Брейк должен наступать одновременно и в музыке и в танце. В танце брейки – это моменты для импровизирования – здесь можно делать интересные «фишки», паузы, вставлять оригинальные соло-элементы и пр.

Bridge(мост ) – это такая вставка в песне которая не вписывается в структуру свингового квадрата AABA. Как правило, бридж – это перемычка между двумя соседними квадратами. Бриджи также можно интересно обыгрывать в танце.

Есть ещё ряд структурных элементов свинга, знание которых позволяет демонстрировать более осмысленный и музыкальный танец. Например, вопрос-ответ. Кто-то, инструменталист или секция инструментов играет музыкальную фразу, на которую их оппонент ищет музыкальный ответ, строя таким образом импровизированный диалог. Довольно типичным является поочерёдное солирование различных исполнителей.

Блюзовый квадрат

Блюз принято считать медленной и печальной музыкой, хотя он бывает очень разнообразным. Большинство композиций, играющих на буги-вечеринках, имеют блюзовую структуру.

Для различных подстилей блюза характерен один тип формы – «блюзовый квадрат».

Блюзовый квадрат обычно состоит из 12 или 16 тактов. В переводе на танцевальный язык – это 6 или 8 восьмерок.

12 тактовая структура решительно преобладает над другими вариантами и рассматривается как типичная и классическая. Чаще всего, это трёхстрочная стихотворная строфа в двенадцатитактовом периоде. Трехчастная структура блюза весьма специфична, т.к. стихотворная или песенная строфа такой формы не встречается в европейской культуре вообще и может происходить в основном только от американских негров.

Говорят, что если уж блюзмен вышел на сцену, то сначала он расскажет, как девчонка его расстроила, потом скажет то же самое поуверенней, а потом обязательно что-нибудь про выпивку. Причем рассказывает он строго 2 восьмерки (4 такта), потом также 2 восьмерки повторяет. И еще 2 восьмерки про выпивку.

Возьмем, например, известный блюзовый хит Роберта Джонсона Сrossroad:

A: I went to the crossroad, fell down on my knees
А: I went to the crossroad, fell down on my knees
В: Asked the Lord above "Have mercy, now save poor Bob, if you please"

Как правило, вторая часть А практически всегда точно копирует ритмическую структуру первой части (именно поэтому первая и вторая часть обозначены одинаковыми буквами). Таким образом, мы обнаруживаем, что в структуре блюзовой формы нет четырех восьмерок, а есть две очень похожие части каждая из двух восьмерок.

А вот после двух повторов части А, будет кульминация В.

Последние два такта вообще могут изменяться до неузнаваемости и восприниматься как брейк. Хотя бывают блюзы и брейков вообще.

Получается на самом деле не квадрат, а треугольник: AAB, каждая из букв треугольника равна двум восьмеркам (4 тактам), как правило, с выдержанными пропорциями в соотношении вокального и инструментального элементов:

свинговый (джазовый) квадрат - student2.ru

Партия вокалиста захватывает, как правило, два-два с половиной такта. Свободное время, оставшееся в третьем такте, и весь четвертый такт, принадлежит инструменту, вступающему в разговор с певцом. Во время инструментальной импровизации (прообраз всем известного брейка) вокалист издает краткие разговорные возгласы характерно разговорного склада (например, «Yes man!», «Oh, play it» и т.п.).

Но в ранних блюзах исполнитель по своему желанию мог продолжить одну строку сколь угодно долго. Чаще всего в конце первой части он добавлял лишний такт. Реже такт или несколько долей добавлялись в конце второго раздела. И наконец, последний раздел обычно удлинялся на две доли или даже больше.

16 тактовый блюз гораздо более «квадратный». Здесь добавляется еще одна строчка B. Примерно так: ААВВ

Есть также 8-тактовая структура - ее принято считать самой ранней.

Музыкальность можно и нужно развивать, если вы хотите танцевать красиво. Для этого необходимо всего лишь слушать музыку.

Маргарита Курносова

Интересные ссылки:

http://bulswing.ru/?cat=8

http://mitjaj.ru/category/dance_theory/

http://vk.com/topic-9140150_22005932

http://dixi-boogie.livejournal.com/2309.html

http://salsaline.ru/node/162

http://www.jazz.ru/mag/147/jl.htm

http://study-music.ru/ego-velichestvo-sving/

P.S. Очень интересные материалы выложены на сайте Сергея Булатнова и странички Вконтакте Swing Dance Party. Рекомендую всем читать!

Наши рекомендации