Глава VI Пейзажные парки
Европы XVIII века
Под названием пейзажных парков мы понимаем такие, в которых вся композиция основана на принципе подражания естественной природе. В Англии в XVIII веке впервые заговорили о пейзажных парках, однако, волна увлечения новыми принципами композиции парков прокатилась по всей Европе, получила широчайшее распространение во Франции и, наконец, дошла до самых отдаленных частей Европы. Причины, вызвавшие такой переворот в садовом искусстве, лежат, прежде всего, в изменении социальных условий в европейских странах. Это период социального роста буржуазии, которая постепенно стала вытеснять аристократию с ее позиций. У нового класса буржуазии были другие идеалы, отличные от установок аристократии XVII века. Они стремились к большой простоте и естественности. Их утомлял строгий этикет аристократии и их чопорные регулярные парки, где все было приглажено, и зелень была подстрижена в правильные геометрические формы.
Во Франции также резко чувствуется переход к новой эпохе. Людовик XIV умер в 1715 году. Дворянство, утопавшее в роскоши и праздности, освободилось, наконец, от последних сдерживающих условий этикета. С этой минуты оно еще быстрее стало идти к своему полному разложению и падению, завершившемуся в эпоху Французской Революции. Нарождающийся класс буржуазии требовал большой простоты и естественности, которая свелась в садово-парковом искусстве к восхвалению естественной природы в ее бесхитростной простоте. Таким образом, и во Франции те же изменения социальных условий, что и в Англии, толкнули садово-парковое искусство на новый путь. Неудивительно, однако, что новые влияния начались, прежде всего, в Англии. В этой стране никогда полностью не затухала любовь к естественной природе. Принесенные извне принципы композиции регулярного сада всегда были чужды англичанам. Поэтому новые идеалы нарождающейся буржуазии, как нельзя лучше, совпали с характерной для Англии любовью к естественной природе и вызвали в этой стране первую волну увлечения пейзажными парками. На развитие пейзажных парков оказали влияние многие факторы, из которых наиболее значительны следующие:
1. Влияние Дальнего Востока. В XVIII веке начинают, наконец, поступать более точные сведения о японском и китайском искусстве. С удивлением говорят о нем в Англии, поражаясь непривычными для Европы принципами пейзажной композиции садов. Это были новые идеи, о которых Европа не имела понятия. Волна увлечения китайщиной прокатилась по всем странам. В это время в Европе были получены прекрасные лакированные изделия и фарфор из Китая. Эти новинки вызвали большой интерес к искусству Дальнего Востока. В садах стали появляться китайские павильоны с изогнутыми крышами, горбатые мостики и др. детали китайского сада. Однако сведения об этих садах были еще очень смутны, до тех пор, пока не появилась в Англии книга Чемберса «О восточном садоводстве». В этой книге Чемберс изложил основные принципы композиции пейзажного сада, и появление этой книги дало значительный толчок новому направлению, открыло глаза на совершенно новые принципы планировок и сильно повлияло на садовое искусство Европы XVIII в.
2. Влияние живописи. Большое влияние на развитие пейзажных парков имела живопись XVJII века. Ватто во Франции показал в своих картинах, как может быть хороша свободная растительность, а Фрагонар рисовал замечательные пейзажи, на фоне которых выделялись руины итальянских вилл. В этих работах красота вилл и поэзия пейзажа сливались в одно целое, давая образцы нового понимания красоты и свидетельствуя о нарождающейся новой эпохе в искусстве.
Таковы работы Фрагонара, относящиеся к вилле д'Эсте причем в своем увлечении итальянским пейзажем он часто отступал от реальности, создавая вымышленные композиции удивительно живописные и декоративные, в которых он воспевал роскошь свободно растущих деревьев, растительность изображал пышнее и гуще, чем в действительности и своим увлечением заражал зрителей любовью к естественной природе. Он научил любить поэзию простой природы, дикие заросли, романтичные руины. Гравюры Персье и Фонтена, которые зарисовали и обмерили почти все виллы Италии, оказали также свое влияние на дальнейшее развитие пейзажного стиля. Еще большее значение имели картины Тюбера Робера, который в своих работах изображал романтические пейзажи с грандиозными архитектурными сооружениями, руинами и роскошно разросшимися вековыми деревьями. Увлечение этими картинами вызвало естественное желание создать у себя подобные парки в действительности.
В Англии наибольшее значение имели картины Клода Лоррена. Из мотивов естественной природы, Лоррен создавал новый бесконечно прекрасный мир, отражение волшебной сказки, пейзажи в которых живописная растительность изображалась в соединении с руинами, заросшими плющем и старыми мостиками. Эти картины пробудили любовь к природе, они также указали на возможность создания подобных пейзажей путем изменения местности и превращения ее в художественную композицию.
3. Влияние литературы. Влияние литературы на развитие пейзажных парков также очень велико. Целый ряд поэтов и писателей принимал
участие в деле восхваления естественной природы простого бесхитростно
го пейзажа, свободного от подстрижки растений и геометризации плана.
Важным моментом в развитии пейзажного сада англичане считают появление книги Мильтона «Потерянный Рай». В ней дается описание красот
естественной природы, и автор восстает против искусственности существующих парков. Эту же идею проводит в своих произведениях поэт Поуп
и Томсон. Во Франции мы встречаем те же влияния. В 1759 году вышла в
свет книга Руссо «Новая Элоиза». Идеи, изложенные в ней, зародились
под влиянием живописи Ватто и Буше. Они говорили о стремлении к простой сельской жизни среди неприкрашенной природы.
4. Влияние археологии. Изучение старины привело к желанию
воспроизвести в парках постройки прежних времен, поэтому одновременно с возникновением пейзажных парков в них появляется большое количество разностильных построек: готических развалин, римских храмов, китайских павильонов и проч. Эти постройки часто вносили элемент безвкусицы и обычно нагромождались в большом количестве в небольших
садах, выполненных второстепенными мастерами.
Под влиянием всех указанных условий возникает в XVIII веке, сначала в Англии, а затем и во Франции и других странах новый стиль в садово-парковом искусстве - стиль ландшафтного дизайна. Эти парки XVIII века назывались раньше сентиментальными. Сентиментализм XVIII века мы рассматриваем как своего рода протест против рассудочности предшествующей эпохи, как реакцию против ложно-классических установок, господствовавших в XVII веке. Сентиментализм придавал громадное значение субъективным ощущениям, психологическому анализу и стремился пробудить в людях любовь к природе и гуманное отношение ко всем слабым и угнетенным. Он сопровождался повышенной чувствительностью, любовью к мечтаниям и умиленным слезам, которые в наш трезвый век нам кажутся невероятно преувеличенными и ненужными. Но все это было выражением чувств новой эпохи, нового класса буржуазии, постепенно вступающего в силу и принесшего с собой новые идеалы. И в садовом искусстве XVIII века мы видим отражение этих новых чувств. Романтический характер естественного пейзажа, живописные руины располагали посетителя к мечтам и грусти, этим чувствам столь характерным для сентиментализма.
Парки Англии
Планы пейзажных садов дают нам обычно очень плохое представление обо всем ансамбле, поэтому судить о них нам сейчас очень трудно. Англичане считают Бриджмена первым строителем пейзажных парков, но сведения о его работах очень скудны. Главными из них являются сады поэта Поупа в Твикенхеме, Королевский парк в Ричмонде и начало работ по устройству парка Стоу. Парк в Ричмонде очень велик. Он занимает сейчас площадь в 904 га и очень часто переделывался, поэтому сейчас очень трудно судить о его первоначальном виде.
Сады Твикенхема были очень невелики и на такой небольшой территории трудно было создать значительный живописный ансамбль. Во всяком случае, здесь уже не было стриженых деревьев и симметрии в композиции. Гордостью сада были плакучие ивы по краям дома и большой газон, спускающийся от дома к реке, в виде живописной лужайки. Особенно славились эти сады за совершенство отдельных картин и распределение света и тени. Посадки соединялись в живописные группы. Первоначальный план садов Стоу (до последующих переделок) известен. Сад имел форму неправильной трапеции, а дворец располагался в глубине сада. Бриджмен решил сделать двор перед входом во дворец в форме правильного прямоугольника. Сад решен в пейзажном стиле. Окружающая его стена в некоторых местах прерывалась для раскрытия далеких перспектив по приему, примененному еще Ленотром и назвавшемуся «Ах-Ах». Этот прием давал возможность соединить композицию сада с окружающим ландшафтом. Перед домом был расположен большой зеленый луг, края которого были окаймлены живописными рощами. Этот луг кончался у речки, образующей два уширения в форме озера. Вся композиция была ассиметрична, и дорожки свободно извивались между группами деревьев.
Лорд Берлингтон, известный любитель искусств, объехавший всю Италию, восторженный поклонник Палладио, устроил в своей вилле Чизвик, расположенный на Темзе, сады согласно новой моде в пейзажном стиле. Однако на этом примере мы видим всю неуверенность и шатания первого периода пейзажных парков. В плане, правда, нет никакой регулярности, однако, благодаря неумению компоновать пейзажные парки, все новшество сводилось к змеевидным дорожкам, создающим беспокойный рисунок и не дающим никаких преимуществ по сравнению с прямыми аллеями.
Сам дворец решен в форме палладиевой Ротонды, перед которой расположен зеленый луг, окаймленный рядами деревьев. Основная аллея делится на три радиально идущих луча. Здесь мы видим следы еще сильного влияния прежней эпохи. Между прямыми аллеями вьются змеевидные дорожки, не создающие интересных перспектив. В основных чертах этот сад сохраняет принципы планировки после ленотровской школы и только некоторая свобода разбивки дорожек говорит о наступлении новой эпохи.
Основателем пейзажного стиля считается Виллиам Кент. Он родился в 1685 г. в Йоркшире и карьера его началась со скромной работы по расписыванию карет. Побывав в Италии, Кент выделился там как живописец и вернулся на родину, составив себе уже некоторое имя. Лорд Берлингтон пригласил его к себе на работу в качестве архитектора. Он не был крупным живописцем, однако, в устройстве садов достиг необычайного совершенства. Его основные принципы сводились к созданию интересных и живописных перспектив и к прекрасному распределению света и тени. Растительность он располагал свободно, то группами, то отдельно стоящими экземплярами, то дикими зарослями, стремясь дать непрерывную смену картин, смену характера отдельных пейзажей. Здесь мы видим влияние китайского и японского искусства.
В. Кент не признавал прямых аллей, считая, что в природе их не бывает. Он извивал дорожки сада причудливо вокруг холмов, вдоль речки или живописного ручья, оставленного в его естественном виде, так что весь ансамбль производил впечатление очень красивого естественного пейзажа.
Кент обратил внимание на красоту кроны отдельно стоящего дерева. В это время в Англии акклиматизировали Ливанский Кедр и он давал замечательный эффект своими мощными, горизонтально-стелющимися ветвями. Идея продолжения композиции сада за пределы ограды, слияние его с окружающей местностью приписывается также Кенту. Он продолжил аллеи за пределы сада, и под его влиянием впоследствии вся Англия постепенно превратилась в один роскошный парк.
Планы садов, выполненных Кентом, не дают нам возможности судить о характере его творчества, т.к. по ним трудно восстановить исчезнувшие образцы. Но ему, во всяком случае, приписывают выполнение садов Карлтонгауз, Ричмонд, Кенсингтон и окончание садов Стоу. Сад Карлстон-гауз спроектирован еще совсем в архитектурном характере.
Ричмонд много раз переделывался и о нем поэтому судить трудно. Сады Кенситгтона имеют сейчас чрезвычайно живописный вид: на зеленых лужайках расположены вековые деревья, создающие всю красоту этого парка.
Сады Стоу считаются лучшей работой В. Кента, хотя он только закончил эту композицию, начатую до него Бриджменом. Это один из наиболее удавшихся пейзажных парков того времени. Правда, красота природы и разнообразие рельефа во многом содействовали удачному впечатлению, но творчество Кента придало этой природе недостающий эффект - прекрасные перспективы и игру света и тени. Кент подчеркнул некоторые части пейзажа: округлил форму рощ, усилил скаты, уничтожил прямые аллеи. Он раскрыл перспективу от самого дома до пруда, то там то тут, разрывая массивы зелени для показа небольшого паркового павильона. К недостаткам этого сада следует отнести очень большое количество построек. На небольшом участке были сооружены: храм Вакха, храм Венеры, храм дружбы, пустынька св. Августина, пещера Дидона и пр. Здесь же был построен знаменитый Палладиев мост, послуживший примером для многочисленных подражаний. В работе по переустройству сада Стоу Кенту помогал Броун. Он раньше был огородником, а потом начал работать по устройству пейзажных парков. Он был очень известен в свое время, и ему была поручена переделка большого числа парков Англии. К сожалению, он был виновником уничтожения целого ряда прекрасных регулярных парков. Принято считать, что Броун довел приемы Кента до абсурда. Это наследие Кента было тяжело. Броуну никогда не хватало тонкости, ни культуры своего учителя. Он не стеснялся переделывать прекрасные старинные парки и был участником той волны вандализма, которая в это время уничтожила целый ряд ценнейших композиций. В своих работах Броун вернулся к понятию замкнутого сада и не стремился к раскрытию горизонта, а, наоборот, окаймлял сады густой стеной растительности. Ему приписывают бездарное изобретение древесных групп, расположенных в плане по кругу (clumbs). Такая форма в плане, да к тому же повторяемая много раз, создавала монотонные, однотипные зеленые островки, посреди газона. Этим приемом постоянно злоупотребляли в XIX веке, доводя композицию сада до монотонной безвкусицы, благодаря неумелым мастерам, не обладавшим достаточным художественным чутьем. Заслуга Броуна состояла в умелом использовании воды в парке и в устройстве очень живописных речек и озер. Броун умер в 1783 г.
Чемберс, принимавший участие в строительстве пейзажных парков Англии, ознакомил английскую публику с приемами композиции парков Дальнего Востока. Его книга, вышедшая в 1757 г. «О Восточном садоводстве» имела сильное влияние на развитие пейзажных парков. Главная работа Чемберса - это устройство садов Кью около Лондона. Они сейчас несколько изменены, благодаря сооружению громадных оранжерей и разбивке цветочных клумб, но в некоторых частях чувствуется его творчество и парк остался неизменным. Природные условия участка были благоприятны и местность однообразна. Чемберс сумел придать этому парку живописность умелым размещением древесных групп и построек. Лучшие участки расположены у Китайской Пагоды и по берегу озера. Характерно отметить, что аллеи этого парка были покрыты газоном. Этот прием англичане очень любили и постоянно в современных садах мы встречаем газонные дорожки. Задуманные Чемберсом пейзажи исчезли благодаря разросшейся растительности и красоте садов. Сейчас во многом зависят от хорошего ухода. План парка очень прост. Центр композиции занят продолговатым озером, которое служит лучшим украшением во всей композиции. В парке имеется дикая заросль (Wildernes) - обязательный элемент пейзажного парка и целый ряд построек, руины, китайские пагоды и проч. Несмотря на хорошее знакомство Чемберса с восточным садоводством, влияние его на сады Кью очень поверхностное. В настоящее время в этом парке расположен Ботанический сад, один из наибольших в Европе и славящийся своими изумительными растениями.
Парки Франции
Поворот к пейзажным паркам произошел во Франции почти одновременно с Англией. Книга Чемберса о Китае вышла в 1757 г. только на два года раньше появления Новой Элоизы Руссо (1759) оказавшей громадное влияние на развитие пейзажных парков во Франции. Но развитие шло несколько по другому пути, чем в Англии. В Англии стремились к созданию наилучших условий для отдыха и прогулок, что, по их мнению, несомненно достигалось лучше в условиях пейзажного парка. Новой эпохе бесспорно более соответствовали свободные луга, поля и леса. Они более отвечали идеям здоровья и новой морали, чем кружевные партеры регулярных парков Ленотра.
Франция была в исключительно благоприятных условиях для восприятия нового стиля. После смерти Людовика XIV французская знать очнулась от 60 лет тяжелого этикета, дисциплины и порядка. Реакция была быстрой. Началось стремление к максимальной простоте и естественности. Но замена регулярных парков композициями, навеянными пейзажами Клода Лоррена на самом деле не явилась упрощением. Просто прямолинейная стилизация была заменена новой стилизацией, мотивы которой были заимствованы у естественной природы. Новые композиции были такими же условными, как регулярные парки Ленотра.
Когда французские аристократы создавали свои пейзажные сады, они не имели понятия о том, что они совершали уступку новым буржуазным идеям, вступающим в силу. Развитие нового движения во Франции было подготовлено, главным образом, творчеством Руссо и работами целого ряда ученых и философов. В этих работах особенно четко подчеркивалось неравенство классов, которое к этому времени стало тяготить иногда даже тех, кто пользовался этим неравенством. Французская знать, подчиняясь общему течению, думала, что она приближается к народу, мечтая у порога скромной хижины, устроенной в живописном парке. Красота природы в умах сентиментальных посетителей парка вызывала страстное поклонение и романтические переживания. Это был своего рода экстаз. На каждом шагу эти люди находили тысячи поводов для восторгов, вздохов и умиленных слез. Тематика парков была пропитана нравоучениями. Каждый павильон напоминал о чем-то нежном. Каждое дерево имело сентиментальную надпись. Правда, не всегда настроение гуляющей публики совпадало с содержанием той или другой парковой детали. Так веселая молодежь часто смеялась в роще с гробницами, ссорилась в павильоне дружбы и играла в азартные игры под сводами сельской хижины, но устроители сентиментальных парков рассчитывали, главным образом, на то, чтобы их романтические пейзажи вызывали в посетителях серьезные чувства сосредоточенности, философского размышления и высших добродетелей. Во Франции первые пейзажные парки называли англо-китайскими. Этим определением особенно четко выявлялось влияние Дальнего Востока, сказавшееся главным образом в наводнении парков громадным количеством павильонов в китайском стиле. Но главные линии садов во Франции всегда оставались строгими и в этом вопросе французы продолжали выполнять заветы, утвержденные школой Ленотра.
Из французских теоретиков этой эпохи мы можем назвать маркиза Жирардена, владельца знаменитого парка Эрменонвиль. Он написал книгу о пейзажных парках, в которой он излагал свои взгляды на садовое искусство. Он говорил, что над парками надо работать так, как работал В. Кент - как художник и поэт. Необходимо создание разнообразия пейзажей и смены контрастов. При создании парков следует отказаться от легкомысленных идей. Сад - это место для серьезных размышлений. Жирарден, также как и другие теоретики его времени, требовал устройства в парке большого количества павильонов и архитектурных деталей. Храмы с меланхолическими аксессуарами, урны с пеплом верных влюбленных, мавзолеи с плакучими ивами, разбитые колонны - все эти детали должны были напоминать о смерти и вызывать грустные мысли.
В своих теоретических установках Жирарден требовал возврата к нравам наших добродетельных предков. Это требование нашло свое отражение в устройстве ферм, молочен, пивоварен, мельниц - это знаменитые хижины, которые стали устраиваться во всех парках эпохи сентиментализма.
Парк Эрменонвиль
Парк Эрменонвиль, который считался лучшим французским пейзажным парком, был начат в 1750 году, когда Жирарден купил поместье Эрменонвиль со старинным замком (построенном при Генрихе IV). Этот парк занимал большую площадь, украшенную большим озером, речкой, дикими зарослями и даже небольшой пустыней. Гравюра арх. Деляборда дает нам достаточное представление об этом парке. В нем, очевидно, было много живописных уголков и поэтических пейзажей. Руссо очень часто гостил и работал в Эрменонвиле, где и умер в 1778 г. На небольшом островке, на озере, в тени прекрасных тополей был похоронен Руссо и ему был поставлен мавзолей работы Г. Роберта. Эта могила Руссо стала образцом для бесчисленных подражаний в других парках. Присутствие могилы в парке стало обязательным, согласно требованиям сентиментального романтизма. Один неизвестный покончил жизнь самоубийством недалеко от гробницы Руссо и парк Эрменонвиль обогатился второй подлинной могилой. Удаче Жирардена завидовали все знатные владельцы соседних парков. В Эрменонвиле была также башня прекрасной Габриели, возлюбленной Генриха IV, которая по преданию действительно здесь жила. Эти подлинные сооружения Эрменонвиля, вызывавшие в посетителях чувства грусти и сентиментальной нежности составляли славу парка. Так как территория парка была велика, мы не встречаем в Эрменонвиле обычного для французского парка нагромождения павильонов.
Парк Меревиль
Парк Меревиль был устроен арх. Делябордом в 1784 году. Есть основания думать, что этот парк был даже красивее Эрменонвиля. Во всяком случае об этом говорят нам прекрасные гравюры Деляборда. В этом парке есть каскад на реке, молочня с гротом и храм Сивиллы. Но особенно знаменита могила в честь капитана Кука и ростральная колонна в память экспедиции Лаперуза и сыновей Деляборда, погибших в этой экспедиции. Мы видим в этой колонне редкий пример украшения парка элементами, имеющими связь с действительными печальными событиями, поэтому это украшение нам кажется более серьезным, чем другие и не вычурным.
Парк Монсо
Парк Монсо, расположенный сейчас в центре Парижа, был устроен в 1774 году Кармонтелем. В своих работах Кармонтель стремился осуществить требование постоянной смены декораций, считая, что разнообразие картин, умножение впечатлений является главной задачей парко-строителя. И действительно, на небольшой территории парка Монсо было нагромождено колоссальное количество сооружений. Мы видим здесь и «Наумахию», прекрасную парковую декорацию в виде колоннады, окружающей небольшой пруд (эта деталь сохранилась до настоящего времени). Здесь же находилась и могила молодой девушки, ферма, мельница, минарет, турецкие палатки, готические руины, храм Марса и пр. Ведь установка Карминтеля состояла в создании настоящей страны иллюзий. На самом деле красота парка была невелика.
Малый Трианон
Дворец Малого Трианона расположен за большим Трианоном в Северной части Версальского парка. Согласно новой моде Мария Антуанетта пожелала устроить парк в английском стиле. Парк этот очень поэтичен и красив, отчасти потому, что в нем нет нагромождения архитектурных элементов. В нем находится знаменитый павильон Амура, расположенный на острове среди богатой живописной растительности. По образцу храма Амура было построено много павильонов в пейзажных парках всех стран Европы. В 1782 году были построены знаменитые хижины Малого Трианона. Маленькие постройки расположены по кругу, вокруг озера. Их было всего 10 павильонов, из которых двух уже нет. Около речки, впадающей в озеро, располагались мельница, вольер, молочня и др. постройки, выполненные Ричардом Миком и Тюбер Робером. Это наиболее изящный из всех известных нам образцов хижин. В этой композиции все основано на обмане зрения. Это все сплошная декорация, за скромной внешностью которой скрывались роскошные помещения, предназначенные для пышных праздников знати. Эта новая форма украшения парков дала на протяжении второй половины XVIII века в Англии и Франции несколько образцовых решений, достойных стоять на одном уровне с классическими деталями регулярных парков.
Заканчивая обзор строительства пейзажных парков Европы XVIII века, следует отметить те основные черты, которые характеризуют новый пейзажный стиль в парковом строительстве.
1. Пейзажный парк требует больших пространств. Правда, мы знаем ряд парков, расположенных на очень небольших участках, но они никогда не давали таких совершенных образцов, как большие парки, подобные Эрменонвилю.
2. Для пейзажного парка желательнее всего спокойный мягкий
рельеф с небольшими пологими склонами холмов.
3. В основе композиции лежит подражание естественной природе.
4. Вода в пейзажном парке решается как озеро, или река со свободным очертанием берегов с островками и заливами, образующими интересный фон для отдельных пейзажей.
5. Новый стиль не признает прямых аллей. Дорожки свободно
извиваются вдоль реки или огибают холмы и неровности участка, создавая
неправильный рисунок в плане, лишенный всякой симметрии.
6. Необходимо создание максимального количества далеких
перспектив, уводящих взор далеко, даже за пределы самого парка.
Важное значение имеет распределение света и тени.
7. В пейзажном парке особое значение придается композиции
растительных групп, выделенных отдельных живописных деревьев и
смешанных пейзажей, согласно закону контрастов японского искусства.
8. Цветы в пейзажных парках XVIII века не встречаются. Партеры совершенно изгнаны из композиции парка, цветущие растения могли
быть только живописно размещены среди лужаек и рощ, да и то этот прием появился в пейзажных парках в более позднее время в XIX веке.
9. Пейзажный парк XVIII века - это сентиментальный парк, в
основе композиции которого лежит желание создать определенное на
строение, соответствующее вкусам той эпохи и характеризующееся сосредоточенностью, печальными мыслями и нежными чувствами. Все эти чувства находили свое отражение в характере архитектурных деталей, которых в пейзажных парках было очень много.
10. В архитектуре павильонов господствует эклектика, разностильность, соединение стилей всех времен и эпох, что часто вело к безвкусице. Несмотря на некоторые признаки дешевых эффектов, пейзажные
парки Европы XVIII века стоят еще на уровне высокого искусства, давая
нам примеры иногда непревзойденного совершенства. Однако, с началом
XIX века, начинается постепенный упадок садово-паркового искусства,
приведший к полному забвению великих традиций прежних эпох, с их
удивительным пониманием красоты, с их изяществом, чувством меры во
всем и прекрасными пропорциями. Только сейчас снова начинается, наконец, возрождение садово-паркового искусства, но результаты работы последних лет еще трудно учесть и трудно определить то новое течение в
садовом искусстве, первые признаки которого мы сейчас наблюдаем в
строительстве современных парков.
Г.Г. Гримм