Определение условий укладки бесстыкового пути
Возможность укладки бесстыкового пути в конкретных условиях устанавливается сравнением допускаемой температурной амплитуды [ Т ] для данных условий с фактически наблюдавшейся в данной местности амплитудой колебаний температуры ТА. Если по расчету ТА ≤ [ Т ], то бесстыковой путь можно укладывать.
Значение ТА определяется, как алгебраическая разность наивысшей t max max и наинизшей t min min температур рельса, наблюдавшейся в данной местности (при этом учитывается, что наибольшая температура рельса на открытых участках превышает на 20 0С наибольшую температуру воздуха).
2.1. Расчет повышение и понижений температуры рельсовых плетей, допускаемых по условиям прочности и устойчивости.
Амплитуда допускаемых изменений температур рельсов
- минимальный интервал температур, в котором окончательно закрепляются рельсовые плети.
- допускаемое повышение температуры рельсов по сравнению с температурой их закрепления, определяемое устойчивостью против выброса пути при
действии сжимающих продольных сил;
– допускаемое понижение температуры рельсовых плетей по сравнению с температурой закрепления, определяемое их прочностью при действии растягивающих продольных сил.
Согласно таблице 4 [1, с.13] определяем повышение температуры рельсовой плети , допускаемое по условию устойчивости пути.
Для Р65 при железобетонных шпалах с асбестовым балластом:
Тип рельсов | Эпюра шпал | Превышение температуры рельсовой плети , допускаемое по условию устойчивости пути | |
В прямом участке | В кривой радиусом 1 200 м | ||
Р 65 | |||
Произведем расчет для эпюры шпал 1840 шт./км.
Допускаемое понижение температуры рельсовых плетей определяется расчетом прочности рельсов, основанным на условии, что сумма растягивающих напряжений, возникающих от воздействия подвижного состава и от изменений температуры, не должна превышать допускаемого напряжения материалов рельсов:
Коэффициент запаса прочности для рельсов первого срока службы, для рельсов, пропустивших нормативный тоннаж. | |
Напряжение в кромках подошвы рельса под нагрузкой от колес подвижного состава, МПа. | |
Напряжение в поперечном сечении рельса от действия растягивающих температурных сил, возникающих при понижении температуры рельса по сравнению с его температурой закрепления. | |
Допускаемое напряжение – для новых незакаленных рельсов равно 350 МПа, для новых термоупрочненных – 400 МПа. |
Напряжение в подошве рельса определяется по правилам расчета верхнего строения пути на прочность.
Температурное напряжение, возникающее в рельсе в связи с несостоявшимся изменением его длины при изменении температуры
Коэффициент линейного расширения α = 0,0000118 1/град. | |
Модуль упругости рельсовой стали (Е=210ГПа=2,1∙105 МПа). | |
Разность между температурой, при которой определяются напряжения, и температурой закрепления плети 0С. |
Наибольшее допускаемое по условию прочности рельса понижение температуры рельсовой плети по сравнению с ее температурой при закреплении:
Согласно таблице 5 [1, с.16] определяем допускаемое по условию прочности рельсов понижение температуры , для типа рельсов Р65, локомотива ВЛ 23 и скорости движения 100 км/час:
При термоупроченных рельсах первого срока службы значение [Δtp ] увеличивают на 20 0С по сравнению с данными табл.5. При старогодных рельсах в главных путях и приемоотправочных путях сквозного прохода [Δtp ] уменьшают на 5 0С по сравнению с данными табл.5.
В прямом участке пути:
950С ≤ 1100С,
В кривой R= 1200 м:
950С ≤ 1040С,
Следовательно, бесстыковой путь можно укладывать.
2.2. Расчет интервалов закрепления плетей.
Для прямого участка пути:
Для кривой R=1200 м:
Границы интервала закрепления, т.е. самую низкую min tз и наибольшую mах tз определяем по формулам:
Для прямого участка пути:
Для кривой R = 1200 м:
При укладке плетей длиной более 800 м нижняя граница интервала закрепления должна быть не менее чем на 80С выше нижней границы, установленной для плетей обычной длины. По исходным данным длина укладываемой плети составляет 650 м, т.е. нормальной длины.
=540С
=710С
-380C 30C +330C +570C
tmin min tmin з tmах з tmax max
Рис.2.1. Диаграмма температурного режима плетей в прямом участке.
=450С
=690С
-380C +120C +310C +570C
tmin min tmin з tmах з tmax max
Рис.2.2. Диаграмма температурного режима плетей в кривой R=1200 м.
2.3. Расчет данных для принудительного ввода плетей в оптимальную температуру закрепления.
В случаях необходимости укладки рельсовых плетей при температуре рельсов ниже оптимальной, следует прибегнуть к способу принудительного ввода их в оптимальную температуру закрепления. Такой способ применяется и перед сваркой эксплуатируемых плетей, ранее уложенных и закрепленных при температуре ниже оптимальной.
Если укладка плетей производилась при температуре выше оптимальной, то с наступлением оптимальной температуры производится разрядка температурных напряжений.
Принудительный ввод плетей в оптимальную температуру выполняется с использованием гидравлических натяжных устройств или нагревательных установок и обязательным вывешиванием их на роликовые опоры или пластины.
Перед началом работ с использованием натяжных устройств должны быть выполнены расчеты по определению изменения длины плети ΔL и прилагаемого растягивающего усилия N, необходимого для удлинения плети (или полуплети).
Удлинение плети, мм определяется по формуле:
Длина плети, м | |
Перепад между температурой первоначального закрепления или температурой рельсовых плетей при укладке и планируемой температурой закрепления 150С | |
Коэффициент линейного расширения. |
Необходимые усилия для создания расчетных удлинений в плетях Nt определяются из условия:
Площадь поперечного сечения рельса, см2 (65,99 см2 – для Р50 и 82,65 – для рельса Р65). |
Для обеспечения неподвижности уравнительных рельсов с обеих сторон от удлиняемой плети должны находиться анкерные участки. Рельсовые стыки, расположенные в пределах анкерных участков и прилегающие к ним, должны обеспечивать нормальное стыковое сопротивление продольному перемещению рельсов Rн = 400 кН (для рельсов типа р65), что достигается затяжкой гаек стыковых болтов с крутящим моментом, равным 600 Нм, а гайки клеммных болтов должны быть затянуты с крутящим моментом 150-200 Нм.
Длина анкерного участка, м, определяется по формуле:
Погонное сопротивление рельсов (при замерзшем балласте принимается r=25 кН/м) или шпал (при незамерзшем балласте r = 7 кН/м – при неуплотненном балласте м r = 12 кН/м – при уплотненном балласте) продольному перемещению в пределах анкерного участка. |