Творчество Вергилия, Горация, Овидия

Эпоха конца республики и начала империи – "век Августа" (43г. до н.э. – 14 г.н.э.). Конец гражданских войн и оформление новой государственной системы – принципата Октавиана Августа, ее двойственный переходный характер: монархическая власть при сохранении внешних форм республиканского строя, историческая закономерность перехода Рима от республики к империи. Основные положения официальной идеологии: моральный авторитет принцепса, восстановление республиканских идеалов, традиционной религии, моральных устоев, возрождение земледелия в Италии.

Покровительство литературе как часть политики Августа. Роль литературы в формировании общественного мнения. Гай Цильний Меценат – проводник литературной политики Августа. Кружок Мецената, его центральная роль в литературной жизни Рима. Ориентация на греческую классику, соответствующую пафосу возрождения римской государственности. Выдвижение на первый план поэзии (идеалы нового времени подлежат не обсуждению, а прославлению). Монументальность как важнейший принцип стиля: тяготение к большим жанровым формам, общественно значимая проблематика, усиление социально-дидактической функции литературы.

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.) - один из самых прославленных римских поэтов. Жизненная позиция и эволюция мировоззрения: переход от неприятия действительности к поддержке принципата, пропаганде его программы; движение от эпикуреизма к стоицизму, от индивидуалистической этики, обособления от судеб государства к пониманию необходимости самоотречения, подчинения личности общим целям; изменение эстетических взглядов - от эллинизма к классике.

"Эклоги" ("Избранные стихи"), или "Буколики" ("Пастушеские стихи") – цикл из 10 стихотворений, написанных то в повествовательной, то в диалогической форме. Создание латинской идиллии (идиллия– от греч. eidyllion - картинка - небольшое стихотворение, основное содержание которого состоит в идеализации, восхвалении прелестей скромной сельской жизни). Традиции эллинистического поэта Феокрита ("Идиллии"), считающегося основателем буколической поэзии, в "Буколиках" Вергилия. Изображение идиллической пастушеской жизни, удаленной от политических бурь эпохи, замкнутой в кругу интересов личности (искусство, любовь, природа). Вторжение в безмятежный мир идиллий Вергилия жестокой современности (1 и 9 эклоги). Трагический контраст, окрашивающий весь цикл в тона скорбной грусти. Эмоциональная основа "Буколик" - неприятие реального мира, бегство от него в мир пастушеского блаженства (идиллическую Аркадию) и сознание утопичности этого бегства. Вера в скорый конец железного века, в обновление мира и наступление золотого века (4-я эклога). Историческое и мифологическое толкование 4 эклоги. Путь к примирению поэта с действительностью.

"Георгики" ("Земледельческие стихи") – дидактическая поэма в 4 книгах о крестьянском труде. Традиции греческого дидактического эпоса, главным образом Гесиода ("Труды и дни"). Связь с "Буколиками": общность сельской тематики. Отличие: "Буколики" - воспевание блаженной праздности золотого века ("Все побеждает любовь, и мы покоримся любови"); "Георгики" - поэтизация труда железного века как необходимого двигателя жизни ("Все победил упорный труд"). Перерастание поэмы о земледелии в поэму о мироздании. Связь с традициями Лукреция ("О природе вещей") и полемика с ними: счастье не только в философском созерцании природы, знании истины, но и в деятельной жизни в гармонии с природой, в земледельческом труде. Жизнеутверждающий пафос поэмы (сказание-эпиллий о пчеловоде Аристее). Патриотический гимн Италии. Общественно-политическое значение поэмы Вергилия, ее соответствие правительственной программе возрождения земледелия в Италии.

"Энеида" – "памятник древней литературы, оставленный даровитым поэтом" (В.Г. Белинский). Политический заказ и его выполнение. Основной пафос – прославление Рима. Источники поэмы: миф об Энее, италийские предания, римская история. "Энеида" - мифологическая поэма с исторической перспективой (мифологические события в контексте будущей истории).

Литературный образец – эпос Гомера. Темы "Одиссеи" и "Илиады" в "Энеиде": книги 1-6 - странствия героя, 7-12 - война за женщину. Сюжетные мотивы гомеровского эпоса: буря, вызванная гневом враждебного божества ("Одиссея", 5 - "Энеида", 1); пребывание в гостеприимной стране, рассказ героя на пиру о своих скитаниях ("Одиссея", 6-12 – "Энеида", 5); надгробные игры ("Илиада", 23 - "Энеида", 5); нисхождение в Аид ("Одиссея", 11 - "Энеида", 6); смотр войска - каталог кораблей ("Илиада", 2 - "Энеида", 7); описание щита ("Илиада", 18 - "Энеида", 8); ночная вылазка ("Илиада", 10 – "Энеида", 9); смерть друга ("Илиада", 16 -"Энеида", 10) и месть за него в героическом поединке ("Илиада", 22 – "Энеида", 12) и др. Композиционные приемы: введение в середину действия, повествование о прошлом в рассказе героя. Двуплановость повествования, связанная с изображением богов и героев.

Отличие "Энеиды" от гомеровского эпоса. Глубокая разница мироощущения поэтов – Гомера и Вергилия, принадлежащих разным историческим эпохам, обусловливающая стилевое различие их поэм. Тесный, обжитый в каждой мелочи мир Гомера и бесконечно раздвинувшийся, усложнившийся, непонятный мир Вергилия. Цикличность времени, погруженность в прошлое, отдаленное и отделенное от автора, у Гомера и обращенность к будущему, историческая перспектива, линейность, поступательность времени у Вергилия. Вместо эпического раздолья - драматическая сжатость и сосредоточенность повествования: отпадают дорогие Гомеру подробности и детали (обстоятельная деловитость), внимание концентрируется не на виде, а на смысле события; опускаются все проходные моменты, исчезают повторы. Тщательная продуманность взаимного расположения эпизодов: чередование четных (напряжение усиливается) и нечетных (напряжение ослабевает) книг. Единый ритм, пронизывающий поэму. В центре - главный герой (все второстепенные персонажи отступают на задний план). Эней - эпический герой, воплощение римской доблести и стоической добродетели. Сознательное самоотречение, свободное подчинение року во имя высокой цели - основание великого в будущем государства.

Возвышенность и облагороженность всех мотивов поэмы. Единство и цельность ее структуры. Ощущение единства мира и связи времен. Утверждение исторической миссии римского народа в истории человечества. Окончательное приятие мира Вергилием.

Вергилий - создатель образцового литературного эпоса. "Энеида" - национальная эпопея, сразу ставшая римской классикой.

Квинт Гораций Флакк(65-8 гг. до н.э.).

Личность поэта и мировоззрение: "горацианская мудрость", эпикуреизм и стоицизм, философия "золотой середины". Идейная эволюция: от неприятия мира (воспитание в духе верности республике) к его приятию - признанию образовавшейся монархии. Дружба с Меценатом, близость к Октавиану Августу. Творческая эволюция: от "Эподов" – к "Одам", от "Сатир" – к "Посланиям".

I периодтворчества. "Эподы" (эпод- строфическая форма – двустишие, в которой второй стих короче первого). Творческое усвоение традиций ямбографии Архилоха: метрическая форма, агрессивный полемический тон, соединенный с некоторым дидактизмом, новое содержание, подсказанное временем ("Архилоха размер лишь и страстность / Брал я, не темы его, не слова..."). Элементы пародии и комический пафос. Стремление подняться над субъективизмом неотериков (использование приемов объективирования – обращение к диалогу и монологу, в которых формой выражения авторского сознания является "другое я" - лирический персонаж). Высокая поэтическая культура, оригинальность и действенность эподов Горация. Формирование классического стиля поэта.

"Сатиры" ("Беседы", 2 кн.). Сатира(сатура) – литературный жанр, чисто римский по своему происхождению, отличительная особенность которого - открыто выраженная авторская позиция. Впоследствии (у Луцилия) сатира приобретает полемическую направленность и критическую заостренность. Связь сатир Горация с моралистической диатрибой(специфическая форма речи, назидательная "беседа", морально-философского содержания, служащая целям воспитания юношества) и римскими сатирами Луцилия (тон персонально заостренной насмешки, особенно в 1 кн.). Соблюдение чувства меры. Тема самовоспитания - ведущая в "Сатирах". Наблюдательность и зоркость, точность характеристик, интимно-личный характер рассуждений, тон непринужденной беседы. Постепенный переход к лирике размышления.

П периодтворчества. "Оды" ("Стихотворения", 3 кн.). Ода- первоначально всякая песнь, затем лирическое стихотворение, написанное в изысканной строфической форме (алкеева, асклепиадова, сапфическая строфы). Ориентация на монодическую лирику (Алкей, Сапфо, Анакреонт). Обогащение римской поэзии строфическими формами эолийской мелики. Метрическое мастерство Горация. Тематическое и жанровое разнообразие одических стихотворений (оды политические, "увещевательные", любовные, дружеские, застольные, философские). Форма обращения к другому лицу - стремление воздействовать на адресата. Сложная техника композиции: уравновешенность противоположных тем (обусловленность движения мысли ассоциациями контраста). Поэт и поэзия как тема од Горация. "Памятник": прославление поэзии, дарующей поэту бессмертие и любовь богов.

"Послания" (2 кн.). Поэтическое выражение позиции приятия мира. Проповедь последовательного отрешения от крайностей, успокоение на "золотой середине". "Послание к Писонам" ("Наука поэзии") - поэтическое завещание Горация, итог близящегося к концу "золотого века" римской классики. Сквозная мысль - мысль о внутренней гармонии произведения. Образ идеального поэта: гуманистический идеал всесторонне развитой личности, назначение которой - быть полезной обществу. "Наука поэзии" в ее отношении к предшествующей ("Поэтика" Аристотеля) и последующей ("Поэтика" Буало) традиции.

Горацианские мотивы в европейской и русской поэзии.

Римская любовная элегия. Творчество Овидия.Римская элегия и классическая греческая элегия: сходство и отличие. Эллинистические традиции. Идиллический фон. Условные образы влюбленного поэта и его суровой возлюбленной. Концепция любви как "рабского служения".

Элегическая лирика Тибулла и Проперция. Жанровые модификации. Элегии Тибулла и Проперция в переводах и переложениях русских поэтов XIX века.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.). Близость к «веку Августа» в мировоззренческом плане (приятие мира: «Я поздравляю себя с тем, что родился лишь теперь») и в плане литературном (продолжение традиций «золотого века», ориентация на римскую классику – Катулла, Вергилия, поэтов-элегиков). Вместе с тем неполный внешний характер приятия современной действительности, политики Августа (ссылка Овидия). Черты новой литературной эпохи, их отражение в творчестве Овидия (традиционность мотивов и новаторский характер их разработки).

Периодизация творчества.

I ранний период.«Любовные элегии». Отличие от элегий Тибулла и Проперция: трансформация традиционных мотивов, образов поэта и героини. Ослабление субъективного начала (ср. Катулл). «Героини» - сборник элегических посланий мифологических героинь, адресованных отсутствующим героям. Разнообразие вариаций одного лирического сюжета. Разработка декламационного стиля, предназначенного для отражения сложной душевной драмы, напряженных внутренних конфликтов. Мастерство в раскрытии психологии любви. Шутливые дидактические поэмы «Наука любви» («Искусство любви») и «Лекарство от любви» - вершина овидиевской иронии (пародирование плана риторического «руководства») и вершина овидиевской эротики. Реальный жизненный фон современного Рима (вместо условного фона традиционной римской элегии). Несохранившаяся трагедия «Медея», пользовавшаяся в эпоху античности огромной популярностью.

П период –пора зрелости. Обращение к повествовательному жанру – мифологической («каталогообразной») поэме. «Фасты» («Месяцеслов»)- свод культовых сказаний, посвященных римским праздникам. Множество сюжетов, эпизодичность композиции, разнообразие повествования, искусство вариации. «Метаморфозы» («Превращения») – подлинная мифологическая энциклопедия в стихах (15 кн.), свод современно осмысленных мифов о превращениях (свыше 200), связанных между собой (общностью персонажей, их генеалогией, местом и временем действия). Замысел «непрерывной поэмы», повествование в которой подчинено мифологической хронологии: от сотворения мира до современной Овидию эпохи (превращение Юлия Цезаря в божество). Калейдоскоп сцен, эпизодов, разнообразных по жанровой форме, содержанию, настроению (эллинистический принцип «пестроты»). Философское обрамление поэмы: начало – «величественное превращение хаоса в космос под действием божественной воли», конец – «поэтическое изложение учения пифагорейцев о вечной изменчивости материи и вечной неизменности перевоплощающейся души» (М.Л. Гаспаров). «Метаморфозы» в истории римской литературы.

III период –творчество Овидия в изгнании. «Скорбные элегии» и «Послания с Понта». Бесконечные варьирования одной и той же темы – скорбь изгнанника (жалобы на судьбу, мольбы о прощении и возвращении на родину). А.С. Пушкин об «элегиях понтийских»: «В сих последних более истинного чувства, более простодушия, более индивидуальности… Сколько яркости в описании чужого климата и чужой земли, сколько живости в подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные жалобы!». Постепенный упадок поэтической изобретательности, былого риторического мастерства в «Посланиях с Понта».

Место Овидия в поэтическом триумвирате «века Августа»: Вергилий, Гораций, Овидий. Овидий – поэт-гуманист. Глубочайшая человечность его творчества.

Литература

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С. 138-197.

Дополнительная литература

Полонская К.П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963.

Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971. С. 18-36.

История всемирной литературы. Т.1. С. 453-472.

Тема 12.

Наши рекомендации