Вариации (от латинского «изменение, разнообразие») – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений
А А1 А2 А3 А4 …
Вариации
Тема может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора. Она пишется в любой простой форме: в форме периода, двухчастной, трехчастной. Тема повторяется с различными изменениями в ладе, тональности, ритме, тембре и т. п. В каждой вариации может меняться от одного до нескольких элементов музыкальной речи.
В разные эпохи существовали свои разновидности вариационной формы.
Еще в старинных народных песнях основная мелодия изменялась (варьировалась) при повторении с разными словами. Варьировались и инструментальные наигрыши.
Тип вариаций зависит от того, каким способом и насколько сильно изменяется тема.
Вариации на неизменный бас (basso ostinato)илистаринные вариациибыли известны еще в XVI веке в Европе. Модные тогда танцы пассакалья и чакона писались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу, при этом варьировались только верхние голоса.
Вариации на неизменную мелодию (soprano ostinato)наиболее близки народной музыке. Они строятся так: мелодия (народная или сочиненная композитором в характере песни или танца) повторяется без изменений, а сопровождение варьируется. Такой тип вариаций ввел в русскую классическую музыку М. И. Глинка, поэтому они иногда называются «глинкинские».
В западноевропейской классической музыке XVIII и первой половины XIX сложились строгие (орнаментальные) вариации. Замечательные художественные образцы использования этой формы можно найти в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Ван Бетховена - «венских классиков» (в Вене созданы их основные сочинения).
В строгих вариациях изменяется и мелодия, и сопровождение. Но строго сохраняется общие контуры темы, ее форма и гармония. Каждая последующая вариация, сохраняя основу темы, словно облекает ее в другую оболочку, расцвечивает ее новым орнаментом, именно поэтому строгие вариации называются также орнаментальными. Первые вариации более сходны с темой, последующие более удалены от нее и сильнее отличаются друг от друга. Примерно в центре произведения находится одна или несколько вариаций, написанных в ладу, противоположном основному.
Приемы, которыми композиторы пользовались в вариациях, связаны с популярным в XVII - XVIII веках искусством импровизации. Каждый исполнитель-виртуоз, выступая на концерте, обязан был фантазировать на предложенную публикой тему (мелодию популярной песни или оперной арии). Традиции бесконечно разнообразного варьирования исходной темы существуют и поныне в джазовой музыке.
Свободныеили романтические вариациипоявились во второй половине XIX века. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь ее с темой очень слабая.
В музыке встречаются вариации на две, а иногда и на три темы, которые варьируются поочередно. Вариации на две темы называют двойными:
А В А1 В1 А2 В2 А3 В3 …илиА А1 А2 А3 … В В1 В2 В3 …
Я 2-я Вариации 1-я Вариации 2-я Вариации
Тема тема тема тема
Вариации на три темы называются тройными.
Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.
Задания:
1. Придумайте образные сравнения с вариационной формой.
Например:
- актер в различных ролях, используя грим, костюмы,
перевоплощаясь,
он каждый раз предстает перед зрителями другим человеком;
- пейзаж за окном изменяется со сменой времен года;
- в домашних альбомах хранятся фотографии, на которых один и тот
же человек снят в течение всей жизни от младенчества до старости,
его порой трудно даже узнать на снимках и т.п.
Нарисуйте то, что вы придумали.
2. Найдите в своем репертуаре произведение, написанное в
вариационной форме. Определите тип вариаций.
3. Пользуясь диаграммой, найдите даты жизни и смерти В. А. Моцарта.
Куранта – французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно-быстрый в трехдольном метре.
Сарабанда– старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный.
Жига – старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах 6 , 12 . Танец исполнялся под
8 8
аккомпанемент старинной скрипки, которая за необычайно выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово и стало названием танца.
К началу XVIII века, когда писали музыку великие немецкие композиторы И. С. Бах и Г. Ф. Гендель эти танцы уже устарели, их не танцевали, а только слушали. Как правило, между сарабандой и жигой вставляли добавочные танцы, реально бытовавшие в то время: менуэт, гавот, бурре, полонез, паспье, ригодон и другие. Со временем в сюиту включаются и нетанцевальные части: увертюры, прелюдии, токкаты, фантазии, арии и даже пьесы с собственными названиями (например «Сельское рондо»).
Классическая танцевальная сюита на протяжении XVIII века имела ведущее значение среди крупных инструментальных произведений. Сюитные циклы писали для клавесина, инструментального ансамбля или небольшого оркестра. К концу XVIII века классическая танцевальная сюита уступает место сонате и симфонии, но вновь возрождается в XIX веке.
Это уже иной цикл. В сюиту объединяются разнохарактерные пьесы любого содержания, жанров и форм. Часто сюита бывает программной: композиторы дают название всей сюите или отдельным ее частям. От старой сюиты сохраняется принцип контрастного чередования частей, но они не пишутся больше в одной тональности.
Во второй половине XIX века возник особый вид сюит из музыки оперы, балета или музыки к спектаклю, а в ХХ веке – из музыки к кинофильмам.
Задания:
1. Найдите в тетради по музыкальной литературе сюиты, которые вы
слушали на уроках. Выпишите их названия и авторов.
3. Вспомните, как различался характер следующих друг за другом
частей, их темп, лад?
4. При помощи диаграммы найдите даты жизни И. С. Баха.
Урок 6