Контрольная работа по поэме м.ю. лермонтова «мцыри»
Фамилия _ Класс _______
1. Жанр произведения: а.баллада; б. элегия; в. поэма-исповедь; г. притча; д. былина.
2. В произведении автор использовал: а.женские рифмы; б. мужские рифмы; в. и те, и другие
3. Произведение написано: а.анапестом; б. дактилем; в. амфибрахием; г. ямбом.
4. Название произведения «Мцыри»: а.указывает на главного героя; б. определяет его тематику;в. имеет обобщающий смысл.
5. Первоначально произведение «Мцыри» было названо Лермонтовым: а.Исповедь; б. Бэри; в. Беглец; г. Боярин Орша.
6. Эпиграф к «Мцыри» М. Ю. Лермонтова взят из: а.Библии; б. былин; в. древнерусских летописей; г. стихотворения Горация.
7. Смысл эпиграфа: а.восстание против судьбы, против Бога; б. раскаяние, безнадежное смирение в. защита права человека на свободу.
8. В основу композиции произведения положен такой художественный прием, как: а.чередование эпизодов; б. антитеза; в. последовательное изложение событий; г. монолог-исповедь.
9. Первые две главы произведения являются: а.кульминацией; б. завязкой; в. экспозицией.
10. Кульминацией в сюжете произведения является: а.побег из монастыря; б. бой с барсом; в. встреча с грузинкой;г.гибель Мцыри.
11. Тема произведения: а.показ прошлого России; б. рассказ о жизни монахов и Мцыри в монастыре; в. красота человека, готового умереть за свободу.
12. В этом произведении авторская позиция: а.скрыта; б. ясно выражена; в. отсутствует.
13. Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, Лермонтов избрал форму: а.рассказа о герое свидетеля его жизни; б. диалога между Мцыри и монахом; в. монолога героя.
14. Исповедь Мцыри: а.проникнута чувством покаяния;б.защищает его право на волю и счастье;В. описывает историю случившегося с героем;
15. Роль описаний природы в произведении заключена в том, что:
а. природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;
б. природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;
в. природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;
г. природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
16. В исповеди Мцыри звучит: а.гнев, негодование; б. смирение, покаяние; в. грусть, размышления;г. утверждение своей правоты; д. призыв отказаться от бесплодной борьбы.
17. Местом действия произведения М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ, потому что:
а. так проявляется любовь автора к Кавказу, который любуется его красотой;
б. могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри;
в. так проявляется связь с историей России;
г. место действия отвечает романтической направленности поэмы;
д. первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри.
18. Основная идея произведения: а.отрицание религиозной морали аскетизма и смирения; б. тоска по воле; в. утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г. призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
19. Символом свободы в произведении можно назвать:
а. степь; б. Кавказ; в. барса; г.девушку-грузинку.
20. Литературное направление «Мцыри»:
а. сентиментализм; б. реализм; в. романтизм; г. классицизм.
21. Что не является признаком романтизма:
а. утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей ей исключительные требования;
б. герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается;
в. писатель изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых с помощью фактов действительности;
г. противостоящая обществу личность находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы.
22. Какой из признаков не характеризует романтического героя:
а. исключительная личность, выступающая один на один с миром, подходящая к действительности с позиций своего идеала, предъявляющая ей исключительные требования;
б. поступки, мысли и требования героя являются, с точки зрения автора, примером поведения для читателя;
в. герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, поэтому для него типично одиночество, так как люди не понимают и не принимают его идеалов.
23. Какой из признаков не характеризует романтический пейзаж:
а. пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает неукротимую мощь стихии, ее красоту и исключительность;
б. пейзаж одушевлен и выражает неординарность характера героя, который находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы;
в. пейзаж раскрывает характерные черты природы данной местности, области, страны.
24. Принцип романтическогодвоемирия — это:
а. раздвоение сознания романтического героя на «я» реальное и «я» идеальное;
б. романтический, идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала.
25. Авторская позиция в романтических произведениях выражается:
а. через прямую авторскую оценку; б. через позицию главного героя;
в. через позицию повествователя; г.с помощью пейзажа.
26. Какое из перечисленных произведений не является романтическим:
а. «Мцыри»; б. «Туча»; в. «Песня про купца Калашникова»; г. «Капитанская дочка».
27. Черты романтизма в произведении «Мцыри»:
а. бурная, неистовая природа; б. введение сна героя в сюжет поэмы; в. встреча героя с грузинкой; г. герой одинок и не понят миром; д. мотив борьбы, мятежа; е. гибель героя; ж. исповедь героя.
28. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке:«О, я, как брат, Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Руками молнии ловил...»?
олицетворение; сравнение; метафора; гипербола; эпитет.
29. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке: «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота»? олицетворение; сравнение; метафора; гипербола; эпитет.
а. Какое художественное средство, использовано М.Ю.Лермонтовым в данной строке: «В снегах горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ»? олицетворение; сравнение; метафора гипербола эпитет.
30. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Письменно проанализируйте выученный отрывок из поэмы по плану:
1. Место отрывка в композиции произведения.
2. Тематика и проблематика.
3. Черты характера Мцыри, раскрывающиеся в данном отрывке.
4. Художественные средства создания образа /образов.
5. Основные идеи отрывка, их связь с идейным своеобразием поэмы.