Занятие 9. Логическое ударение
Звуки и скороговорки
Упражнение 1.Попробуйте усложнить задания, касающиеся тренировки звуков. Добавляйте в наш ряд гласных (см. главу 1) Ы — Э — А — О — У произвольные ряды предшествующих согласных и тренируйтесь в их произношении. Например, эти ряды могут последовательно браться из букв алфавита, а звуки переставляться:
Бвгд-Ы — бвгд-Э — бвгд-А — бвгд-О — бвгд-У
Дгвб-Ы — дгвб-Э — дгвб-А — дгвб-О — дгвб-У
Упражнение 2. У каждого из вас должен складываться набор любимых скороговорок или стихов, в которых требовалось бы «ломать» язык, доказывая вашу «языковую» ловкость. Добавьте в вашу копилку ещё несколько продолжительных скороговорок, где требуется хорошая работа дыхания и чёткое произнесение звуков.
В четверг чётвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж
Чрезвычайно чисто.
Забрели цыплята чёрной курицы в детский сад.
— Чёрненькая курица, вы ошиблись улицей!
Это детский сад, но не для цыплят!
Старайтесь произносить эти тексты заинтересованно, с искренним отношением и «внутренним видением» того, о чём вы говорите. Например, первый текст содержит «интереснейшую» для других информацию, а второй может быть прочитан в духе милицейского протокола-рапорта, извещающего о нарушении общественной дисциплины.
Логическое ударение
Логическое ударение выделяет во фразе «главное» слово, которое несёт на себе основную смысловую нагрузку, ту новую информацию, ради которой обычно и произносится текст. Проиллюстрируем на различных текстах, как это может выглядеть и звучать.
Упражнение 1. В сущности, логическое ударение (акцент) может быть поставлено на любом слове во фразе, и в зависимости от расставленных акцентов меняется смысл сказанного. Лягушка-путешественница из одноимённого рассказа В. М. Гаршина могла бы произнести свою парадоксальную фразу, по крайней мере, пятью способами:
Какая сегодня прекрасная мокрая погода!
Какая сегодня прекрасная мокрая погода!
Какая сегодня прекрасная мокрая погода!
Какая сегодня прекрасная мокрая погода!
Какая сегодня прекрасная мокрая погода!
Упражнение 2. И всё-таки «правильное» ударение — одно!.. Получая готовый текст, мы обычно задумываемся, где же ставить логическое ударение, какое из слов является главным. Возьмём начало монолога Сальери и поищем, где же «главное слово» в первой строке:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше…
Построим наше рассуждение следующим образом:
· если главное слово все, то смысл фразы таков: «Все говорят: нет правды на земле», а ты один считаешь, что это не так…
· если главное слово говорят, то смысл фразы - другой: «Все говорят: нет правды на земле», а мы не только говорим, мы ещё и напишем большими буквами и вывесим эту фразу как лозунг…
· если смысл главное слово нет,то смысл фразы таков: «Все говорят: нет правды на земле», а я говорю, что она есть… Но это ли хочет сказать Сальери?
и т. д.
Таким образом, ищите, какой же смысл хотел вложить в данные строки герой Пушкина. И вы его найдёте!
Упражнение 3. В предложении могут быть одно главное и несколько второстепенных или третьестепенных ударений.
Дочь, / Екатерина Ивановна, / молодая девушка, / играла на рояле. (А. П. Чехов. «Ионыч».)
В этом предложении четыре такта, в каждом из них есть свое ударное слово; главный же речевой такт — четвёртый, где главное ударное слово рояле получает наиболее сильное ударение. Прочитайте правильно это предложение и попробуйте найти собственные примеры.
Работа над текстами
«Когда вы стоите на моем пути…»
Прочитайте стихотворение Александра Блока, расставляя главные и второстепенные ударения:
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите всё о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий всё по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Всё же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.
6 февраля 1908
«Зодчие»
Для отработки навыков правильного выбора главных слов во фразе, как и тренировки дыхания удобно брать нерифмованные стихи с многочисленными стопами. Таково стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие», стилизующее медленный речитатив старинных сказаний.
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье своё
Приходить мастерам.
И велел благодетель, —
Гласит летописца сказанье, —
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!
Занятие 10. Тембр и тембрирование. Вопросительный? Восклицательный!
Звуки и скороговорки
Упражнение 1. «Одним махом…»Проговорите все наши изученные скороговорки «одним махом», подряд! Это хорошее упражнение для постановки дыхания и тренировки дикции. Произносите скороговорки заинтересованно, хорошо артикулируя и убыстряя темп только в том случае, если вы уже научились правильно произносить целую скороговорку.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Сам алый сахарный, а кафтан — зелёный, бархатный.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
От топота копыт пыль по полю летит.
У кого что болит, тот про то и говорит.
Гордость до добра не доведёт.
Все бобры добры для своих бобрят.
На дворе трава, на траве — дрова, не руби дрова на траве двора.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В семеро саней по семеро в сани уселися сами.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки — скок, Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб!
Шила в мешке не утаишь.
Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.
Встанешь пораньше — шагнёшь подальше.
Тише едешь — дальше будешь.
Сам не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Зарезал дедушка козу и сделал из неё азу.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Тембр и тембрирование
Тембром - это особая голосовая окраска, имеющаяся в каждом достаточно развитом голосе. Мы обычно безошибочно узнаём голоса по телефону именно по особо звучащей окраске, которую можно назвать или характером, или стилем, или манерой, но именно интонационно-голосовые краски сразу вызывают у нас в душе определенную реакцию, связанную с говорящим человеком.
Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают таким тембральным своеобразием (их и можно характеризовать детским тембром), но с возрастом человек приобретает такой индивидуально-голосовой стиль, то есть происходит формирование индивидуально-тембральных характеристик голоса. Определить, каковы тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто, свидетельством чему являются эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральное звучание. Так, говорят о голосе бархатном, звенящем, мягком / твердом, журчащем, нежном – ср. характеристики голоса, которые приводит Т.В.Матвеева: «бархатный, грустный, детский, жесткий, звонкий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, тяжелый, холодный, шутливый, ясный и др.» Многие из приводимых характеристик, обычно в художественной литературе, на которую также ссылается Т.В.Матвеева, относятся к общей характеристике голоса, а многие имеют традицию описания в русской филологической классике, где говорится о «светлословии, ясногласии, красногласовании, сладкогласии, козлогласии» и т.д. Яркие отрицательные характеристики голоса содержатся уже в «Риторике» Михаила Усачева 1699 г.: «егда имеет кто язык заикливый, сиповатый, борботливый, гугнивый, шепетливый, хроповатый, горкавый и прочее языковредие, … сей не может быть между речеточцами (ораторами)».
Возможно ли обучение и развитие тембра голоса, если он является «даром естества»? Хотя основной тон голоса, несомненно, сохраняется, всякий человек вправе надеяться, что голос его может развиться – и происходит это не столько вследствие тренировки, сколько вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая бывает отражена во всём образе говорящего и находит непременное выражение в его голосе.
Вопросительный знак
Интонация вопросительного знака передаётся с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Очень многое, тем не менее, зависит от выразительности и от того смысла, тех чувств, которые вы вложите в ваше высказывание. Причём, не стоит думать о характере интонации, у вас должно быть искреннее желание задать этот вопрос. К.С. Станиславский говорил, что «вопросительный знак обязывает слушателей к ответу».
Упражнение 2. Прочитайте вслух отрывки, расставьте паузы и подчеркните слова, имеющие логические ударения.
1) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда «чёрт побери всё!», его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? (Н. В. Гоголь. Мертвые души.)
2) Какие у него были радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит? (М. Е. Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь.)
Восклицательный знак
Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения или понижения голоса. По мысли К.С. Станиславского, интонация восклицательного знака «должна вызывать реакцию сочувствия, интереса или протеста».
Восклицание всегда входило в описание всех русских классических риторик как фигура речи, т. е. своеобразный оборот, способствующий повышению выразительности речи. Именно описанием восклицания заканчивается «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского. Восклицание — последняя из «фигур мыслей, пленяющих сердце». Оно есть «невольное движение души, мысль, чувство, вырывающееся в сильной страсти».
Пример же учитель Пушкина берёт из повести своего ученика «Метель»:
«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове “Отечество”! Как сладки были слёзы свидания!»
Упражнение 2. Прочитайте выразительно отрывок, передавая чувствами восклицания.
Созерцать научила нас Россия. В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера…
О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные цепи и гряды, и грозы. И громы, и сверкания! О, эти тёмные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера. Эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря — то солнечные, то ледяные! Эти далёкие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звёзд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня, наша созерцающая «лень»… (И. А. Ильин. О России.)