Музыкальная культура эпохи барокко (XVII – первая половина XVIII века). Жанры церковной и светской музыки в творчестве И. С. Баха и его современников
Барокко (в переводе с порт.) – жемчужина неправильной формы. По отношению к искусству это слово первоначально применялось в негативном значении: художникам эпохи классицизма творчество их предшественников казалось причудливым, вычурным, имеющим «неправильные формы» («барокко»). Однако постепенно понятие «барокко» стало термином, обозначающим европейское искусство 17 - первой половины 18 вв., с присущими ему особыми качествами. Выделяют следующие характеристики искусства эпохи барокко:
1) Пышность, торжественность, величественность
2) Повышенная экспрессия, эмоциональная напряженность, динамизм
3) Сильные контрасты
Названные качества барочного искусства отразили сложность мироощущения эпохи. Потрясенный переворотом в представлении об устройстве мироздания, произведенном Возрождением (Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Коперника и т. п.), Человек стал ощущать себя «чем-то средним между всем и ничем» (по выражению Паскаля). Пытаясь найти опору в кажущемся хаотичным мире, он взывает к небесным силам или уповает на земных властителей. И церковь, и государство (а это расцвет абсолютных монархий) по-своему пытаются внести упорядоченность в устройство жизни. Для утверждения своего авторитета и духовного могущества и церковь (особенно католическая), и крупнейшие королевские дворы Европы (особенно французский - времен Людовика XIV, австрийский - времен Марии-Терезии) широко использовали искусство – прежде всего, архитектуру и музыку.
Музыканты эпохи барокко не являлись свободными художниками. Они находились на службе – либо церковной, либо светской. Их творчество было широко востребовано (в каждом храме, в большинстве домов аристократов), но подчинялось определенным канонам. Наивысшего расцвета музыка барокко достигает в творчестве Баха, который обобщил достижения не только немецкой, но и итальянской, французской, английской школ. (Другие представители этой эпохи – Корелли, Вивальди, Гендель).
Церковная музыка в эпоху барокко была ведущим направлением. Она была представлена произведениями для органа и для хора с оркестром. В то время именно эти исполнительские составы предоставляли композитору максимум возможностей по мощи и разнообразию звучания. Кроме того, церковная музыка (в отличие от аристократической светской) была обращена к максимальному количеству слушателей (в церковь ходили все).
Жанры органной музыки – это хоральные прелюдии и малые полифонические циклы.
· Хоральные прелюдии (с лат. букв. – пред-игра) – это небольшие произведения, исполнявшиеся органистом перед службой, пока прихожане собирались в церкви. Они являлись обработками хоралов - духовных песен, которые должны были петься паствой во время богослужения. Обработки создавались посредством добавления к мелодии хорала сопровождающих голосов. В хоральных прелюдиях Баха дополнительные голоса настолько выразительны, что часто именно они раскрывают характер песнопения и воплощают религиозных переживания автора – скорбные или радостные.(Хоральная прелюдия Баха «Я взываю к тебе, Господи» стала лейтмотивом фильма Тарковского «Солярис»)
· Малый полифонический цикл – это монументальное произведение из двух частей, между которыми обязательно есть контраст. Первая часть – импровизационная, свободного построения, с виртуозными эффектами. Она может называться либо прелюдия, либо фантазия, либо токката. Вторая часть строится по строгим законам полифонии (многоголосия) и называется фуга. Контраст между частями запечатляет характерное для эпохи барокко соотношение - хаоса человеческих страстей и высшего божественного порядка.
Жанры хоровой музыки – это кантаты, оратории, мессы, страсти (или пассионы). Все они основаны на библейских текстах. Музыка представляет собой чередование речитативов (где мелодия подчинена тексту и напоминает выразительное чтение, аккомпанемент при этом отсутствует), арий (текст подчинен выразительной мелодии, слоги распеты в широком вокальном диапазоне, оркестр аккомпанирует), хоров.
· Кантаты – наиболее распространенный вокальный жанр духовной музыки. Звучали в церкви каждое воскресенье. Небольшие по протяженности (во время службы на них отводилось около 20 мин.). Писались на фрагмент библейского текста, связанный с содержанием службы в данный день церковного календаря. У Баха 5 годовых циклов кантат (более 300 произведений).
· Оратории – масштабные произведения на сюжеты из Библии (часто из Ветхого завета), своего рода религиозные оперы. Исполнение было приурочено к церковным праздникам («Рождественская оратория» Баха). Звучали в церкви во внеслужебное время, в специально устраиваемых духовных концертах.
· «Страсти» - особая разновидность оратории. Писалась на текст той части Евангелия, в которой рассказывалось о страданиях Христа. Исполнялись на Страстной неделе. У Баха два выдающихся произведения в этом жанре «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» (соответственно, на тексты названных евангелистов). Это грандиозные произведения, в исполнении которых участвуют по два хора (каждый со своим оркестром). Текст Евангелия пропевается солистом в довольно нейтральной манере речитатива (чтения нараспев). Встречающиеся в Евангелии краткие реплики героев (Иисуса, Понтия Пилата, Марии Магдалины) исполняются другими солистами и отличаются большей выразительностью и экспрессией. Речитативы чередуются с ариями и хорами. Необычно, что они поются не от имени персонажей, а от имени верующих и выражают их переживания по поводу того или иного эпизода Страстей Христовых. (Например, известная ария «Кровоточит израненное сердце» по поводу отречения Петра). В Страсти также включены хоралы, которые могут петь сами прихожане. Скорбный характер музыки в Страстях абсолютно преобладает.
· Месса – не столько музыкальный жанр, сколько разновидность богослужения, один из самых древних видов храмового действа в христианстве. (Особая разновидность мессы – Реквием, т. е. заупокойная служба). Месса включает в себя шесть обязательных молитв с текстами на латыни (Kyrie eleison – Господи, помилуй, Gloria – Слава, Credo – Верую и т. д.), которые могут читаться, но чаще всего поются хором. Бах положил на музыку все эти молитвы, создав одно из последних и вершинных своих произведений – Высокую мессу. Поскольку Бах разделил тексты молитв на фрагменты, он написал для Мессы 24 музыкальных номера (15 хоров, 6 арий и 3 дуэта). Они чередуются по принципу контраста. Одни номера выражают скорбь, страдание, повествуют о смерти. Другие восхваляют Бога, воплощают радость жизни. Для каждой из сфер образов Бах находит впечатляющие выразительные средства (например, танцевальные ритмы, фанфарные мелодии, тембры высоких труб в радостных хорах или плавное движение, ламентозные интонации стона, плача, тембры струнных в скорбных хорах).
Светская музыка эпохи барокко служила, преимущественно, для развлечения, иногда весьма изысканного (и дорогостоящего). Она была рассчитана на привилегированных слушателей: звучала при дворах королей, в замках аристократов и была неотъемлемой частью их быта. Едва ли не каждый аристократ в Европе имел у себя на службе придворных музыкантов – как минимум, клавесиниста или скрипача, но чаще целый ансамбль или даже оркестр. К концу эпохи барокко во всех европейских столицах существовали также придворные оперные театры.
Светская музыка представлена как инструментальными, так и вокальными жанрами. Основные жанры светской инструментальной музыки – это миниатюра и сюита для клавесина и концерт для оркестра. Главный жанр светской вокальной музыки – опера.
· Миниатюра - муз. произведение небольшого размера.
Сюита - цикл (многочастное произведение), состоящий из чередования нескольких контрастных миниатюр, преимущественно танцевального характера.
Оба жанра наиболее широко представлены в творчестве французских клавесинистов ( Куперен, Рамо). Миниатюры имели танцевальный или изобразительный характер. Это могли быть, например, женские музыкальные портреты («Недотрога», «Шалунья»), пейзажи – («Рождающиеся лилии»), неожиданные остроумные сюжеты – («Курица», «Проделки фокусников»). Т. к. французские клавесинисты часто играли на светских приемах во время еды или общения гостей, они предпочитали объединять миниатюры в сюиты из 5-7 и более пьес. Это позволяло им варьировать время выступления. Так же работали клавесинисты в Англии и Испании.
Фр. клавесинисты писали в стиле рококо (французская разновидность позднего барокко). Это галантная, игривая музыка с обилием звуковых украшений, мелодических «завитков».
У Баха есть сборники «Французские» сюиты, «Английские» сюиты, «Партиты» (так сюиты называли в Испании) (везде по 6 сюит).
· Концерт . Широко распространенный жанр оркестровой музыки эпохи барокко. Сложился к сер. 17 в. В Италии и быстро стал популярен по всей Европе. Слово «концерт» (с ит.) имеет два значения, во многом противоположные – «согласие» и «соревнование». Первоначально смысл муз. произведения с названием «концерт» заключался в слаженной, согласованной совместной игре многих инструментов. Позже из оркестра начали выделяться солисты или группы солистов, которые во время исполнения как бы соревновались с оркестром в выразительности и виртуозности игры. Расцвет барочного концерта – 1-ая пол. 18 в., когда их сочиняли Корелли и Вивальди в Италии, Бах в Германии, Гендель в Англии. У них можно встретитьразные типы концертов: по составу исполнителей: 1) для оркестра 2) для группы солистов с оркестром 3) для одного солиста (чаще это скрипка или клавесин) с оркестром. По форме концерты могли быть 1) многочастные (5 и более чч.) 2) в трех чч.: быстро-медленно-быстро.
У Баха встречаются все типы составов, но концерты всегда в 3 частях, по образцу концертов Вивальди (Примеры: Вмвальди «Времена года» - это 4 концерта, каждый в 3-х ч.,Бах: Шесть «Бранденбургских концертов»).
Выдающимся событием в истории музыки эпохи барокко было рождение жанра оперы.
· Опера – крупнейший вокально-инструментальный жанр светской музыки, возникший на рубеже Возрождения и Барокко. По масштабам он соизмерим с такими церковными жанрами, как оратория, страсти, месса, но при этом посвящен рассказам не о Боге, а о человеке, о человеческих страстях.
Опера возникла в Италии, во Флоренции, в кружке молодых поэтов и музыкантов, принадлежавших к аристократическому сословию. Они хотели возродить античную трагедию, текст которой, как известно, пелся (трагедия, в пер. с греч. – пение козла). Свои произведения они называли «драма на музыке», т. к. смыслом этого начинания было усиление музыкой выразительности слов. Вокальная мелодия была речитативной (близкой к речи, напоминала чтение текста нараспев), пение сопровождалось аккомпанементом инструментального ансамбля. Первые образцы «драмы на музыке» - «Дафна» (1598 г.), «Орфей» (1600 г.) – были поставлены при дворе Марии Медичи.
К концу 17 в. новый жанр завоевал популярность во всей Италии, претерпев при этом существенные изменения. Появилось название «опера», понятие «либретто» (текст, специально написанный поэтом для оперы). Зафиксировались типичные черты драматургии и композиции: античный сюжет трагедийного характера с обязательной любовной интригой, 3 действия, две пары героев (герои первого и второго плана). Значительные изменения произошли в музыке: речитативы (где главное – выразительность текста) теперь стали чередоваться с ариями. Главное в арии – выразительность и красота мелодии (в широком диапазоне, с долгими распевами слогов). Именно ария, спетая в манере bell canto («прекрасное пение»), была теперь призвана выражать чувства героев. Набор этих чувств (аффектов) был типизирован: ария мести, бравурная ария, ария-ламенто (плач) и т.п. Для выражения каждого чувства был найден свой комплекс музыкальных приемов. Описанный тип оперы получил название «опера-сериа».
В первой половине 18 века итальянская опера-сериа уже была распространена по всей Европе как модное придворное развлечение. В этом было немало положительного (знакомство других стран с новым музыкальным явлением), но и немало отрицательного (помеха для развития национальных форм оперы). Тем более, что к концу эпохи барокко опера-сериа обросла штампами и вступила в полосу кризиса. Из «драмы на музыке» она превратилась в «концерт в костюмах», где шоу стало преобладать над содержательностью. Публика приходила послушать певцов (каждая «звезда» сцены имела своих фанатов) и посмотреть на постановочные эффекты. Пышные, причудливо движущиеся декорации, роскошные костюмы, чудеса машинерии на уровне мастерства иллюзионистов поражали воображение. Певцы старались перещеголять друг друга в виртуозности, весьма вольно обращаясь с мелодиями арий и даже вставляя в спектакль арии из других опер (на «бис»). Вокальная виртуозность и театральная зрелищность достигли апогея (мало кто из современных певцов может спеть барочные арии), но осмысленность музыки была во многом утрачена.