Технология холодной эмали

Михаил Перхин (1869-1903)

Перхин - наиболее известный мастер фирмы Фаберже. Он работал над созданием пасхальных яиц с 1885-86 до 1903 года. Все пасхальные яйца (за исключением первого), сделанные в эти годы, носят его инициалы. Несмотря на то, что он учился у деревенских мастеров, поздние работы Перхина носят элементы стиля рококо и Людовика XV.

Вильгельм Раймер (? - Умер около 1898 года)
Раймер делал маленькие эмалевые и золотые вещи.

Генрих Вигстрем (1862-1923)

Вигстрем стал главным мастером фирмы Фаберже после смерти Перхина в 1903 году. Как главный мастер фирмы он взял на себя изготовление пасхальных яиц для императорской семьи. Вигстрем отличался особенным умением в изготовлении портсигаров, рам и фигурок, которые фирма производила в больших количествах в свои самые продуктивные годы. Работы Вигстрема стилистически напоминают стиль Первой Империи и стиль Людовика XVI.

Иоганнес Зенграф (1857-1908)

Зенграф был главным художником-миниатюристом фирмы Фаберже. Его миниатюры украшают яйцо с ландышами.

Василий Зуев (работал в 1908-1917 годах)

Зуев сменил Зенграфа в должности главного миниатюриста и писал по эмали и по слоновой кости. Наиболее известной его работой является яйцо к пятнадцатому юбилею.

Технология холодной эмали - student2.ru

Колье из пасхальных яиц. Конец XIX века. Работа фирмы Фаберже.

Золото, серебро, эмаль, ювелирные камни.

ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПОДВЕСОК И ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ, ВЫПОЛНЕННЫХ В СТИЛЕ ФАБЕРЖЕ

Технология горячей эмали Горячая эмаль - один из древнейших видов прикладного искусства. Эмали известны со времен династий фараонов и сохранили свою яркость до наших дней, что доказывает удивительную долговечность и прочность этой техники.На Руси мастера использовали технику горячей эмали для изготовления таких предметов прикладного искусства как оружие, одежда служителей, столовая и церковная утварь. Процесс изготовления горячей эмали довольно сложен, этот вид искусства не получил широкого распространения, он доступен не всем. Тем не менее, в мире существуют несколько Эмальерных Школ, производящих домашнюю и ювелирную продукцию. Горячая эмаль обычно ассоциируется с работами Фаберже или с живописью на белой эмали с последующим обжигом (финифть) мастеров Ростова Великого. Горячая эмаль таит в себе много различных техник и способов обработки как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений от аппликативно-локальных до сложно-живописных с богатой модуляцией цвета. И самое важное - в создании произведения в этой технике кроме художника участвует "огонь". И художник должен быть с этим огнем в согласии. Он должен знать, чувствовать температуру по цвету светящейся раскаленной пластины в печи и вовремя вынуть ее из огня. Пластины подвергаются обжигу от 5 до 30 раз. Художник не может точно предсказать результат, вот почему каждая работа уникальна и не может быть повторена.

Состав эмали

Эмаль представляет собой стекловидное твердое соединение кремнезема, глинозема и некоторых других оксидов, называемых «плавнями». Некоторые из них — окиси свинца, калия и натрия увеличивают легкоплавкость эмалей, однако снижают ее стойкость к агрессивным средам — щелочи, кислотам, воде; другие — окиси кремния, алюминия, магния — увеличивают прочность и стойкость эмали, а также ее тугоплавкости.

Эмали подразделяются на прозрачные и непрозрачные или глухие. Для получения цветных эмалей, как прозрачных так и глухих, сначала приготовляют основной бесцвет­ный сплав, а затем к нему добавляют красители, которые определяют цвет, после чего смесь переплавляют.

Эмаль в виде кашицы накладывают шпателем малого размера на подготовленный обезжиренный металл. Сначала промокательной бумагой удаляют лишнюю воду, затем изделие сушат при температуре 100—150°С, пока порошок не станет сухим, и обжигают в электропечи. Операцию повторяют несколько раз, пока уровень эмали не достигает уровня фона. Получив после обжига нужный результат, эмаль шлифуют крупнозернистым бруском с водой, затем — тонкими брусками и мелкой наждачной бумагой. В завершении операции ее промывают в проточной воде. После изделие нагревают до красного каления, чтобы окончательно ликвидировать все шероховатости и получить гладкую поверхность.

Заканчивается отделка эмалевого покрытия отбеливанием металлических частей изделия, которые в результате обжига покрываются окислами. И полируют. Цветные эмали получают путем смешивания различных веществ.
Таблица приготовления цветной эмали
Красящие вещества Получаемый цвет эмали
Окись железа в комбинации с другими соединениями Желтый, красный, коричневый, серый, черный
Окись марганца Фиолетовый, коричневый, серый, черный
Окись меди Гамма сине-зеленых оттенков
Металлическая медь (тонкодисперсный порошок) Рубиново-красный, розовый, лиловый
Закись-окись кобальта Синий различных оттенков, голубой
Окись хрома Зеленый
Хромовокислый свинец и хромпик Розовый, ярко-красный, коричневый
Хромистый железняк Черный, коричневый
Смесь окислов хрома, кобальта, олова, калия Сиреневый, цвет -«гвоздики»
Окись урана Желтый, красно-оранжевый
Титановая кислота Желтый
Трехокись сурьмы Желтые и оранжевые тона
Окись никеля Серый, Коричневый
Окись иридия Черный
Соединения золота Различные оттенки красного: от розового до пурпурного
Окись олова Молочно-белый, заглушающий прозрачность
Смесь окиси олова и фосфорнокислой меди Бирюзово-лазурный
Соединения серебра Желтый
Водная окись железа Охристый
Фирма Карла Фабеже использовала прозрачные эмали различных цветов высочайшего качества исполнения. Обычно они наносились на уже подготовленный гильошированный фон. Виды эмали

Виды эмалей. По виду эмали подразделяются на выемчатые, перегородчатые, расписные (живописные) и оконные (ажурные).

Выемчатые эмали.

Эмали, наносимые в углубления (выемки) изделий, называются выемчатыми.

Углубления под эмаль могут быть подготовлены при литье или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. Эмаль наносится за один прием при глубине выемок не более 0,2 мм или многократным заполнением при глубине выемок более 0,2 мм. После заполнения углублений эмалью предмет подвергается обжигу. В этом приеме эмалирования используются как прозрачные, так и непрозрачные эмали.

Эмаль по гильошированному фону

(эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошпрованная эмаль) - это вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. Эмали по гильоширу делают в основном на золоте или серебре, а с начала 20 века для недорогих изделий стали применять красную медь.

Эмаль по гравировке (резьбе)

является разновидностью техники выемчатой эмали. При этом цветная непрозрачная эмаль заполняет гравированный контур рисунка или цветная прозрачная эмаль сверху полностью покрывает как гравированное изображение так и всю металлическую пластину. В результате под эмалью просвечивает и рисунок и металлический фон основы. Техника эмали по гравировке применяется на золоте, серебре, меди, латуни и бронзе.

Перегородчатые эмали.

Эмали, которые наносятся в углубления, образованные искусственно созданными перегородками из плоской проволоки или филиграни, называются перегородчатыми. Клеточки, получившиеся между отдельными частями перегородок, заполняются замешан­ным в воде порошком эмали (шликером), затем предмет обжигается. Техника перегородчатой эмали предусматривает использование прозрачных и непрозрачных эмалей.

Расписные (живописные) эмали.

Прием эмалирования расписными эмалями заключается в росписи эмалью по эмалям или краской по эмали. Изделие покрывают эмалью и обжигают, затем по полученному фону кистью наносят заданный рисунок, используя разноцветные краски или эмали. После этого изделие вновь обжигают. Этот прием эмалирования очень трудоемкий и кропотливый, требует от эмальера высокой профессиональной подготовки и хорошего художественного вкуса.

Оконные (ажурные) эмали.

Применяют в изделиях, которые смотрятся на просвет. Это может быть кованый абажур, фонарь, оконная решетка. Технология оконной эмали следующая.

Прием витражного эмалирования представляет собой перекрытие (затяжку) сквозных отверстий только прозрачными цветными эмалями. Рисунок на изделии под витражную эмаль вырезается непосредственно в металле или выполняется техникой филиграни. Отверстия рисунка перекрываются (в несколько приемов) эмалевым шликером, и изделие отправляется на обжиг. Обжиг повторяется после каждого нового добавления эмалевого шликера.

В последние 15 лет горячая эмаль вышла за традиционные границы своего применения. В связи с этим художники обратили свои творческие усилия к камерным формам интерьерного декора. Сегодня традиционные формы применения этой техники сохраняются, более того, спрос на них растет. Но проблема расширения сферы творческого применения горячей эмали по-прежнему актуальна.

Технология холодной эмали

Холодная эмаль - декоративные покрытия ювелирных изделий, основанные на применении промышленных лакокрасочных материалов. Нанесение эмали на деталь и ее сушка производится при комнатной температуре.

Гильоширование

Нанесение тончайшего орнаментального рисунка на металлическую основу. Часто покрывается прозрачной эмалью.

Скань

То же, что филигрань (от др.-рус. скать — сучить; лаг. fllum — нить и granum — зерно). Вид ювелирной техники, которая заключается в том, что из тонкой золотой, серебряной или другого металла (чаще мельхиора) проволоки, гладкой или скрученной в две-три нити и затем большей частью сплющенной, делается ажурный узор типа кружева. Сборка скани начинается с установки наиболее крупных элементов рисунка, выполненных из толстой скрутки. После этого укладывают более мелкие фрагменты. Иногда это кружево накладывается на металлический фон.

Скань часто сочетается с зернью — мелкими металлическими шариками. В России была распространена начиная с X в.

Зернь

Мелкие гладкие золотые или серебряные шарики, украшающие сканные узоры, делаются из равных отрезков или колечек проволоки. Можно изготовить шарики и путем оплавления. Места под зернь обычно намечают легкими ударами керна.

Чеканка

Чеканкой называется процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки – ударов молотка по чекану. Чеканка — одна из операций декоративной обработки ювелирных изделий, цель которой — облагородить изделия, придать им более яркий вид и новые внешние качества. Сущность процесса за­ключается в том, что за счет давления на чекан на заготовке остается отпечаток рисунка рабочей части чекана.

Ручную чеканку следует считать одним из самостоятельных способов изготовления изделий. Инструментом, с помощью которого выполняется ручная чеканка, являются чеканы и молотки. В качестве материала используют листовой ме­талл — золото, серебро, медь, томпак, мельхиор, алюминий.

Гравирование

(франц. graver — вырезать). Способ нанесения рисунка на поверхности твердых материалов (например, металла, камня, кости) с помощью специальных резцов и других инструментов. При этом изображение может быть углубленным или выпуклым. В настоящее время широко применяется машинное гравирование.

Издавна на Руси металлическая посуда украшалась разнообразными рисунками, выгравированными на поверхно­сти изделия. Использовалась гравировка и для ювелирных украшений.

Чернь, чернение

Один из видов декоративной отделки ювелирных изделий. Заключается в следующем: на поверхности металла, главным образом серебра, гравируется рисунок или орнамент, который заполняется специальной черневой смесью. Эту смесь готовят из серебра и меди, с добавкой буры; в другом сосуде расплавляют свинец и серу, затем оба состава соединяют. После покрытия изделия чернью поверхность шлифуют и полируют.

Чернь по серебру и золоту известна еще с античных времен. Древнерусские мастера изготовляли в X—XIII вв. браслеты, серьги, подвески из серебра, украшенные чернью. Высшего расцвета искусство чернения достигло в XVIII в. — оно широко использовалось при создании предметов сервировки стола и убранства интерьеров, а также ювелирных украшений, сосудов, оружия. Центром искусства черни в России по сей день остается Великий Устюг.

Инкрустация

(от лат. incrustatio — покрываю слоем). Рисунок, орнамент или узор, который создается кусочками какого-либо материала, врезанными в поверхность вровень с фоном. В России очень широко была распространена инкрустация перламутром, ценными породами дерева.

Наши рекомендации