Виды ритмических рисунков
1. Равномерное движение одинаковыми длительностями (например, восьмыми).
2. Синкопа - смещение акцента с сильной доли на слабую. Различают межтактовые и внутритактовые синкопы. В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от общих правил группировки длительностей. Синкопа может включать в себя паузу на сильной доле.
внутритактовая синкопа:
межтактовая синкопа:
3. Пунктирный ритм – бывает двух видов: прямой (восьмая с точкой и шестнадцатая) и обратный (шестнадцатая и восьмая с точкой). Обратный пунктир применяется в основном в эстрадно-джазовой музыке и записывается, как и синкопа, с отступлением от правил группировки длительностей.
прямой: обратный:
4. Ритм дробления состоит из трех звуков, первый в два раза длиннее, чем два последующих: например, восьмая и две шестнадцатые:
5. Ритм суммирования также состоит из трех звуков, последний звук в два раза длиннее чем два предыдущих, например, две шестнадцатые и восьмая:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Перепишите мелодию, подпишите счет, простучите со счетом слух. Определите, какие виды ритмических рисунков в ней встречаются:
ТЕМП
Темп - скорость исполнения музыкального произведения. Темпы подразделяют на три основные группы:
Медленные темпы Largo (лярго) Широко Lento (ленто) Протяжно Adagio (адажио) Медленно Grave (граве) Тяжело | Умеренные темпы Andante (анданте) Не спеша Moderato (модерато) Умеренно Sostenuto (состенуто) Сдержанно Comodo (комодо) Удобно, спокойно | Быстрые темпы Allegro (аллегро) Скоро Vivo, Vivace (виво, виваче) Живо Presto (престо) Быстро |
Для обозначения темпа применяются в основном итальянские термины, однако некоторые композиторы использовали и свой родной язык, например Дебюсси – французский, Шуман – немецкий, а также некоторые русские композиторы.
Иногда используются термины, производные от основных:
Allegretto (аллегретто) Не очень скоро
Larghetto (лярджетто) Не очень широко
Andantino (андантино) Подвижнее чем andante
Vivacissimo (вивачиссимо) Очень живо
Prestissimo (престиссимо) Очень быстро
Могут сочетаются два термина, например: Allegro moderato Умеренно скоро
К основным терминам при отклонении от основных темпов для уточнения добавляют некоторые дополнительные обозначения:
Molto | мольто | Очень |
Assai | ассаи | Весьма |
Possibile | поссибиле | Насколько возможно |
Con moto | кон мото | Подвижно, с движением |
Moderato | модерато | Умеренно |
Non troppo | нон троппо | Не слишком |
Non tanto | нон танто | Не столь |
Sempre | семпре | Все время (всегда) |
Poсo | поко | Немного |
Poco a poco | поко а поко | Мало помалу, постепенно |
Meno mosso | мено моссо | Менее подвижно |
Piu mosso | пью моссо | Более подвижно |
A piacere | пьячере | По желанию |
Doppio movimento | Допью мовименто | Вдвое скорее |
Для большей выразительности применяются постепенные ускорения и замедления общего движения.
1) для ускорения:
Accelerando | аччелерандо | Ускоряя |
Animando | анимандо | Воодушевляя |
Stretto | стретто | Сжато |
Stringendo | стринджендо | Сжимая, ускоряя |
Incalzando | Инкальцандо | Напирая |
Precipitando | пречипитандо | Стремительно |
2) для замедления:
Ritenuto (rit.) | ритенуто | Сдерживая |
Ritardando (ritard.) | ритарданто | Запаздывая |
Rallentando (rall.) | раллентандо | Замедляя |
Allargando | алларгандо | Расширяя |
3) для восстановления прежнего темпа:
A tempo | а темпо | В темпе |
Tempo primo (Tempo I) | темпо примо | Первоначальный темп |
L,istesso tempo | листессо темпо | Тот же темп |
Tempo giusto | темпо джусто | Верный точный темп |
Come primo | коме примо | Как вначале |
Для темпа с частыми отклонениями от основной скорости существует обозначение
Tempo rubato ( темпо рубато) свободный темп.
Некоторые из обозначений темпа, кроме скорости движения, отчасти определяют и общий характер исполнения:
Animato (анимато) с подъемом
Brillante(брильянте) блестяще
Con anima(кон анима) с чувством, с душой
Con dolore(кон долёре) печально
Dolce(дольче) нежно
Espressivo(эспрессиво) выразительно
Grazioso (грациозо) грациозно
Scherzando(скерцандо) шутливо
Cantabile(кантабиле) певуче
Все темпы, применяемые в музыке, условны. Для более точного определения темпа используют метроном – маятник, отсчитывающий количество ударов в минуту. Так, в темпе Allegro 1 минута = 180 ударов (т.е. долей такта, например, в размере 24: 180/2=90 тактов в минуту).
Значение темпа в музыке очень велико, поскольку напрямую связано с художественным образом. Так, быстрый темп связан с оживленным танцем, состоянием взволнованности, медленный – спокойная, повествовательная музыка, умеренный – пасторальная и т.д. Смена темпов иногда используется для художественных целей, для изменения художественного образа.
Значение метра и ритма также очень велико, некоторые жанры связаны с определенным метром и ритмом, например, вальс и мазурка 34, полька 24, марш 44.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (индивидуальные задания):
1. Найдите в любом из учебников по «Элементарной теории музыки» и перерисуйте схемы дирижирования в разных размерах:
2. Простучите со счетом вслух ритмический рисунок мелодии №___________, выполните сольмизацию (чтение нот с дирижированием).
3. Выполните группировку длительностей из учебников:
а) Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки М., «М.», 1975, №____________________;
б) Хвостенко В.В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки, I960, №_________________;
5. Переведите в музыкальных произведениях, исполняемых по специальности, все встречающиеся темпы:
6. Определите по группировке размер в следующих нотных отрывках:
7. Найдите в музыкальных произведениях, исполняемых по специальности, различные виды ритмических рисунков и выпишите основные из них. Принесите на урок ноты и приведите примеры с указанием такта.
ИНТЕРВАЛЫ
Интервал– расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.
Интервалы имеют две формы звучания:
- мелодическую, если 2 звука берутся по очереди. Из таких интервалов состоит мелодия.
- гармоническую, если 2 звука берутся одновременно. Эти интервалы входят в состав аккордов.
Любой интервал имеет 2 измерения. 2 характеристики или 2 величины:
1. ступеневая или количественная. Она показывает количество ступеней звукоряда от нижнего до верхнего звука интервала. Эта величина дает интервалу название, соответствующее латинским числительным. Обозначается арабской цифрой:
1 – прима (унисон); 9 – нона;
2 – секунда; 10 – децима;
3 – терция; 11 – ундецима;
4 – кварта; 12 – дуодецима;
5 – квинта; 13 – терцдецима;
6 – секста; 14 – квартдецима;
7 – септима; 15 – квинтдецима.
8 – октава;
Интервалы не больше октавы называются простыми, больше октавы – составными.
ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
2. тоноваяили качественная. Она показывает, сколько тонов и полутонов входит в данный интервал. С этой точки зрения интервалы делятся на
- чистые(ч) – это 1 (ч.1), 8 (ч.8), 4 (ч.4), 5 (ч.5). 1й – к – к – 8й
- большие (б), малые(м) – это м.3, б.3, м.6, б.6, м.2, б.2, м.7, б.7. СТСС