Виды ритмических рисунков

1. Равномерное движение одинаковыми длительностями (например, восьмыми).

2. Синкопа - смещение акцента с сильной доли на слабую. Различают межтактовые и внутритактовые синкопы. В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от общих правил группировки длительностей. Синкопа может включать в себя паузу на сильной доле.

внутритактовая синкопа:

межтактовая синкопа:

3. Пунктирный ритм – бывает двух видов: прямой (восьмая с точкой и шестнадцатая) и обратный (шестнадцатая и восьмая с точкой). Обратный пунктир применяется в основном в эстрадно-джазовой музыке и записывается, как и синкопа, с отступлением от правил группировки длительностей.

прямой: обратный:

4. Ритм дробления состоит из трех звуков, первый в два раза длиннее, чем два последующих: например, восьмая и две шестнадцатые:

5. Ритм суммирования также состоит из трех звуков, последний звук в два раза длиннее чем два предыдущих, например, две шестнадцатые и восьмая:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Перепишите мелодию, подпишите счет, простучите со счетом слух. Определите, какие виды ритмических рисунков в ней встречаются:

 
 
 
 

ТЕМП

Темп - скорость исполнения музыкального произведения. Темпы подразделяют на три основные группы:

Медленные темпы   Largo (лярго) Широко Lento (ленто) Протяжно Adagio (адажио) Медленно Grave (граве) Тяжело Умеренные темпы   Andante (анданте) Не спеша Moderato (модерато) Умеренно Sostenuto (состенуто) Сдержанно Comodo (комодо) Удобно, спокойно Быстрые темпы   Allegro (аллегро) Скоро Vivo, Vivace (виво, виваче) Живо Presto (престо) Быстро

Для обозначения темпа применяются в основном итальянские термины, однако некоторые композиторы использовали и свой родной язык, например Дебюсси – французский, Шуман – немецкий, а также некоторые русские композиторы.

Иногда используются термины, производные от основных:

Allegretto (аллегретто) Не очень скоро

Larghetto (лярджетто) Не очень широко

Andantino (андантино) Подвижнее чем andante

Vivacissimo (вивачиссимо) Очень живо

Prestissimo (престиссимо) Очень быстро

Могут сочетаются два термина, например: Allegro moderato Умеренно скоро

К основным терминам при отклонении от основных темпов для уточнения добавляют некоторые дополнительные обозначения:

Molto мольто Очень
Assai ассаи Весьма
Possibile поссибиле Насколько возможно
Con moto кон мото Подвижно, с движением
Moderato модерато Умеренно
Non troppo нон троппо Не слишком
Non tanto нон танто Не столь
Sempre семпре Все время (всегда)
Poсo поко Немного
Poco a poco поко а поко Мало помалу, постепенно
Meno mosso мено моссо Менее подвижно
Piu mosso пью моссо Более подвижно
A piacere пьячере По желанию
Doppio movimento Допью мовименто Вдвое скорее

Для большей выразительности применяются постепенные ускорения и замедления общего движения.

1) для ускорения:

Accelerando аччелерандо Ускоряя
Animando анимандо Воодушевляя
Stretto стретто Сжато
Stringendo стринджендо Сжимая, ускоряя
Incalzando Инкальцандо Напирая
Precipitando пречипитандо Стремительно

2) для замедления:

Ritenuto (rit.) ритенуто Сдерживая
Ritardando (ritard.) ритарданто Запаздывая
Rallentando (rall.) раллентандо Замедляя
Allargando алларгандо Расширяя

3) для восстановления прежнего темпа:

A tempo а темпо В темпе
Tempo primo (Tempo I) темпо примо Первоначальный темп
L,istesso tempo листессо темпо Тот же темп
Tempo giusto темпо джусто Верный точный темп
Come primo коме примо Как вначале

Для темпа с частыми отклонениями от основной скорости существует обозначение

Tempo rubato ( темпо рубато) свободный темп.

Некоторые из обозначений темпа, кроме скорости движения, отчасти определяют и общий характер исполнения:

Animato (анимато) с подъемом

Brillante(брильянте) блестяще

Con anima(кон анима) с чувством, с душой

Con dolore(кон долёре) печально

Dolce(дольче) нежно

Espressivo(эспрессиво) выразительно

Grazioso (грациозо) грациозно

Scherzando(скерцандо) шутливо

Cantabile(кантабиле) певуче

Все темпы, применяемые в музыке, условны. Для более точного определения темпа используют метроном – маятник, отсчитывающий количество ударов в минуту. Так, в темпе Allegro 1 минута = 180 ударов (т.е. долей такта, например, в размере 24: 180/2=90 тактов в минуту).

Значение темпа в музыке очень велико, поскольку напрямую связано с художественным образом. Так, быстрый темп связан с оживленным танцем, состоянием взволнованности, медленный – спокойная, повествовательная музыка, умеренный – пасторальная и т.д. Смена темпов иногда используется для художественных целей, для изменения художественного образа.

Значение метра и ритма также очень велико, некоторые жанры связаны с определенным метром и ритмом, например, вальс и мазурка 34, полька 24, марш 44.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (индивидуальные задания):

1. Найдите в любом из учебников по «Элементарной теории музыки» и перерисуйте схемы дирижирования в разных размерах:

2. Простучите со счетом вслух ритмический рисунок мелодии №___________, выполните сольмизацию (чтение нот с дирижированием).

3. Выполните группировку длительностей из учебников:

а) Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки М., «М.», 1975, №____________________;

б) Хвостенко В.В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки, I960, №_________________;

5. Переведите в музыкальных произведениях, исполняемых по специальности, все встречающиеся темпы:

6. Определите по группировке размер в следующих нотных отрывках:

7. Найдите в музыкальных произведениях, исполняемых по специальности, различные виды ритмических рисунков и выпишите основные из них. Принесите на урок ноты и приведите примеры с указанием такта.

ИНТЕРВАЛЫ

Интервал– расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.

Интервалы имеют две формы звучания:

- мелодическую, если 2 звука берутся по очереди. Из таких интервалов состоит мелодия.

- гармоническую, если 2 звука берутся одновременно. Эти интервалы входят в состав аккордов.

Любой интервал имеет 2 измерения. 2 характеристики или 2 величины:

1. ступеневая или количественная. Она показывает количество ступеней звукоряда от нижнего до верхнего звука интервала. Эта величина дает интервалу название, соответствующее латинским числительным. Обозначается арабской цифрой:

1 – прима (унисон); 9 – нона;

2 – секунда; 10 – децима;

3 – терция; 11 – ундецима;

4 – кварта; 12 – дуодецима;

5 – квинта; 13 – терцдецима;

6 – секста; 14 – квартдецима;

7 – септима; 15 – квинтдецима.

8 – октава;

Интервалы не больше октавы называются простыми, больше октавы – составными.

ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

2. тоноваяили качественная. Она показывает, сколько тонов и полутонов входит в данный интервал. С этой точки зрения интервалы делятся на

- чистые(ч) – это 1 (ч.1), 8 (ч.8), 4 (ч.4), 5 (ч.5). 1й – к – к – 8й

- большие (б), малые(м) – это м.3, б.3, м.6, б.6, м.2, б.2, м.7, б.7. СТСС

Наши рекомендации