Работа голосовых связок и дыхательного аппарата

Доктор Эрнест Барт указывает на то, что красота голоса и здоровье голосового аппарата зависят, как от правильной работы голосовых связок, так и от правильного положения гортани. Во-первых, они могут закрываться спазматически крепко: тогда звук получается только при помощи очень сильного напора воздуха и будет очень резким и неприятным. Во-вторых, голосовые связки могут закрываться слишком поздно: тогда часть воздуха выходит по подаче звука и продолжает выходить вместе со звуком, что делает его сиплым (получается призвук, как от буквы “х”).

Если голосовые связки закрываются вовремя и не спазматически, то звук будет правильным и красивым.

Наблюдая при помощи аппарата Цвардермакера за деятельностью гортани, доктор Барт нашел, что у хороших певцов гортань при пении все время меняет свое место, причем при низких нотах она занимает высокое положение, а при высоких - низкое.

Аппарат Цвардермакера устроен так, что при опыте над поющим он отмечает кривой повышение и понижение гортани. При этом понижение гортани указывается на чертеже повышенной кривой и наоборот, повышение гортани - понижением кривой (рис. 14, 15). Рассматривая рис. 14, мы видим, что чем выше идет звук, тем ниже опускается гортань после последнего звука. При выдыхания остатка звука гортань поднимается. На рис. 15 мы видим две кривые: верхняя указывает повышение и понижение гортани, нижняя - ее движение вперед и назад, причем, чем гортань сильнее выдается вперед, тем выше поднимается кривая. Рассматривая эти два рисунка, что гортань имеет двойное движение: при повышении звука она не только опускается вниз, но и выдается вперед, и чем выше звук, тем ниже гортань, и тем больше она отклоняется назад.

Это двойное движение гортани ясно видно на рис. 16. Рассматривая его, мы видим, что щитовидный хрящ, опускаясь вниз и отклоняясь вперед, натягивает связки, находящиеся между ним и подъязычной костью так, что эта последняя должна точно следовать движению гортани. От этого двойного движения величина зева, как в длину, так и в ширину увеличивается, и звуковая волна становится шире, могуче и свободнее. Выгода двойного этого движения ясна на рис. 17,а,б. При положении, указанном на рис. 16 (сплошная линия) и на рис. 17,а кроме уменьшения резонирующего пространства есть еще и тот недочет, что подъязычная кость оказывает давление на надгортанник и посредством последнего на голосовую складку, что замедляет колебание голосовых связок. Это давление имеет печальное последствие и часто бывает причиной быстрой потери голоса. Кроме того, мускулы, заведующие понижением гортани, хилеют от отсутствия работы.

Для того, чтобы развивать мускулы, заведующие понижением гортани, полезно делать движение гортанью, подобно движению зева, т. к. при последнем гортань опускается вниз. Причина неверного положения первой и неправильного положения вторых зависит от работы дыхательного аппарата. Связь между движением гортани и напряжением голосовых связок с одной стороны и работы дыхательного аппарата с другой, была уже известна итальянским маэстро, и они прекрасно пользовались ею при пении.

Если держать кисть руки на шее против гортани и вдыхать, то можно почувствовать, что гортань опускается. Задержим дыхание - гортань задержится внизу, начнем вдыхать - гортань поднимется. Эти движения и напряжения гортани совершаются при помощи мускулов, находящихся в гортани и ее окружности, но происходят они автоматически, в зависимости от работы дыхательного аппарата.

При медленном вдыхании и выдыхании голосовые связки открывались медленно, ускорялось вдыхание и выдыхание. Быстрее - и раскрывались связки, причем, при медленном выдыхании голосовые связки не только открывались медленно, но и были сильно напряжены (что весьма важно при пении), чем скорее шло выдыхание, тем не только скорее открывались связки, но тем и больше они теряли свое напряжение, что для пения весьма невыгодно. У хороших певцов гортань всегда меняет свое место и чем выше звук, тем ниже положение гортани.

Гортань не может иметь самостоятельного движения и ее положения зависит от положения диафрагмы, т. е. чем выше звук, тем ниже должна стоять диафрагма, тем сильнее должно быть ее напряжение, тем больше тогда объем грудной клетки и количество поглощаемого воздуха. Следовательно, только правильное полное дыхание дает правильное положение гортани при пении. Так же и правильное положение голосовых связок зависит от правильной работы диафрагмы.

Опустим ее до начала звука - голосовые связки потеряют нужное напряжение и воздух будет выходить помимо звука.

Произошло спазматическое сжатие диафрагмы - голосовые связки закроются также автоматически.

Если гортань будет стоять хоть на одну линию ниже, чем требует данный звук, то она уже будет лишена свободного движения, голос будет звучать как фабричный гудок, в нем не будет никакой гибкости.

Если же гортань будет опускаться искусственно, то очень легко перейти границу. Эту манеру подачи звука замечаем мы у многих немецких школ, так что первой заботой певца должна быть не постановка гортани и работы голосовых связок, а правильная, гармоничная работа дыхательного аппарата.

Чувство меры в количестве забираемого воздуха или в глубине вдоха приобретается практикой.

Три септимы

Главную часть гортани составляют голосовые связки. Это треугольные призмы, сложенные своими ребрами так, что края их представляют собой две тонкие натянутые полоски. Спереди они лежат плотно друг к другу и прикреплены к щитовидному хрящу, а сзади - к голосовому отростку черпаловидных хрящей (рис. 18, 3), посредством движения которых голосовые связки открываются и закрываются. Они ограничивают узкое треугольное пространство, называемое голосовой щелью (рис. 3, в).

Колебание голосовых связок образуют звук. Сила его зависит от напряжения голосовых связок, т. е. объема и силы дыхания.

Высота звука зависит от напряжения голосовых связок и от длины той части их, которая находится в колебании.

Напряжение голосовых связок достигается, благодаря сокращению мышц, длина же вибрирующей части их меняется благодаря тому, что связки касаются друг друга в различных пунктах, и в этих пунктах образуются узлы.

Новая школа пения указывает, что всякий правильно поставленный голос будет три септимы (рис. 19).

Каждая септима начинается с “соль” и кончается “фа”. Звук “соль” каждой септимы лежит сзади голосовых связок. Звук “фа” - спереди, остальные же звуки расположены между ними в естественном порядке.

Таким образом, при звуке “соль” голосовые связки касаются друг друга в самой задней части их, и значит вибрирующая часть их самая длинная; при звуке “фа” они касаются друг друга в передней части и вибрирующая часть их самая короткая.

Положение звуков остается неизменным во всех септимах, и разница между септимами заключается лишь в положении диафрагмы (рис. 20), а также в силе напряжения и интенсивности работы аппарата. Так, при первой септиме диафрагма стоит не особенно низко, т.е. эти звуки не требуют еще такой сильной затраты воздуха. Вследствие не особенно глубокого положения диафрагмы, не глубоко будет положение гортани, а также невелико и напряжение голосовых связок.

При такой второй септиме диафрагма стоит уже ниже, запас воздуха больше, гортань опущена сильнее и напряжение голосовых связок увеличивается.

При такой третьей септиме положение диафрагмы самое низкое, количество воздуха самое большое, гортань опущена низко и напряжение голосовых связок самое сильное.

Работа всего аппарата

Место образования звука есть гортань. Но правильная работа гортани и голосовых связок возможна лишь при совершенно гармоничной работе всего аппарата.

Первое, к чему должен стремиться каждый певец, это быстрое, свободное, бесшумное вдыхание.

Получив его, он должен задержать воздух до начала звука, чтобы достигнуть хорошего замыкания голосовых связок и не тратить помимо звука ни малейшего количества воздуха.

В обыденной жизни при вдыхании легкие сжимаются сравнительно быстро, при пении же это сжатие должно происходить как можно медленнее, т.к. чем медленнее выдыхание, тем лучше певец владеет голосом. Достигнуть этого можно, заставляя диафрагму подниматься как можно медленнее.

Таким образом, следующей работой певца является тренировка диафрагмы при медленном выдыхании. Если работа идет правильно, то во все время пения грудная клетка будет оставаться в покойном растянутом положении, причем, по обе стороны грудной кости должно ощущается давление изнутри. Это важно, как в акустическом, так и в гигиеническом отношениях.

В акустическом отношении, дыхательное горло и грудная клетка представляют собой важные резонаторы при образовании звука, они делают звук полнее и богаче. Преимущества эти исчезают, если грудная клетка опускается и этим оказывает давление на дыхательное горло. В результате этого резонирующее действие, как грудной клетки, так и дыхательного горла значительно ослабляются.

И, действительно, на практике замечено, что если верхняя часть грудной клетки недостаточно расширена (как, например, при дыхании животом) или быстро падает, то голос звучит жидко и неуверенно.

В гигиеническом отношении, если мы не будем при пении или медленном выдыхании держать грудную клетку в спокойном состоянии, то многие мускулы, выполняющие эту работу, никогда не будут призваны к жизни и станут постепенно отмирать, что вызывает общую слабость грудной клетки. Бока самого низа живота должны слегка напрягаться и втягиваться. Это напряжение внизу живота вызывает более медленный подъем диафрагмы, что, в свою очередь, дает возможность легким сживаться медленно. Чем сильнее звук, тем сильнее и эта общность работы низа живота, диафрагмы и легких.

Упражнение 9 дает возможность выучиться медленному выдыханию со спокойно стоящей грудной клеткой: внешние мускулы шеи, затылка, рта, мускулы глотки и особенно языка не должны быть напряжены, т.к. все это мешает свободной работе гортани и голосовых связок и, таким образом, уничтожает красоту звука; язык должен лежать во рту совершенно свободно и производить лишь движения для произношения гласных и согласных звуков, т.к. его напряжение затрудняет движение дыхательного горла и делает голос резким и сдавленным.

Для развития способности напряжения голосовых связок можно делать упражнение 11.

Резонаторы

Звук, изданный голосовыми связками, обладает недостаточной интенсивностью и не достигает уха человека, поэтому на помощь приходят резонаторы.

Каждый простой резонатор воспринимает и усиливает колебания звука известной высоты. Сложный резонатор воспринимает уже известное число звуков, но опять-таки до известного предела.

Тело - человека сложный резонатор, но он устроен так чудесно, что, меняя взаимное положение его частей, как-то, меняя работу грудной клетки или форму и взаимное положение рта, губ, языка, носоглоточного пространства и зева, мы меняем и качество резонаторов, т.е. при одном положении они резонируют на “фа”, при другом - на “ре” и т.д. Если неправильно положение из перечисленных частей аппарата, то будет неправильная и работа резонаторов, и звук никогда не достигнет полной красоты и силы.

В человеческом теле два главных резонатора: головной и грудной. Первый дает голосу металл и яркость, а второй - мягкость, силу и глубину.

И только при гармоничной работе того и другого резонаторов голос достигнет полной красоты и силы.

Самый большой резонатор - грудная клетка.

Колебания, вызванные голосовыми связками, переносятся в грудную полость при помощи дыхательного горла, состоящего из хрящей, соединенных мышцами.

Это устройство дает возможность дыхательному горлу сжиматься в длину и снова растягиваться. Чем ниже стоит гортань, тем больше укорочено дыхательное горло, тем эластичнее и напряженнее оно и тем лучше передает колебание. Если гортань стоит очень высоко, то в дыхательном горле не будет напряжения, колебания плохо передаются в грудную полость и получается т.н. головной звук. Для получения грудного резонатора нужно глубокое положение гортани. Чтобы ощутить разницу между глубоким и высоким положением гортани, надо заметить положение ее при зевоте, затем говорить “а” или “и”, потом “у”.

Достигать же глубокого положения гортани нужно только при помощи правильной постановки дыхательного аппарата, а не производить его искусственно, т.к. последним можно испортить голос.

Труднее всего достигнуть грудного резонанса в третьей септиме, т.к. у нас укоренилось ложное представление о высоком положении этих звуков, и мы тянем не только гортань вверх, но часто даже вытягиваем вверх все тело, чем, конечно, только затрудняем подачу звука.

Если мы хотим получить тут грудной резонанс, то должны все наше внимание сосредоточить на диафрагме - она должна стоять низко, тогда гортань опустится вниз, и мы получим полный красивый звук, если мы дадим диафрагме подняться, то гортань потеряет грудной резонанс, потеряет свою глубину, станет жидким и узким. Для получения грудного резонанса мы должны прекрасно владеть дыханием, все это дадут нам упражнения в дыхании и гимнастика.

Но для полной красоты голоса недостаточно одного грудного резонанса: ему будет недоставать яркости и металла, что дает ему головной резонатор.

Свою последнюю отделку, яркость и красоту, звук получает в полости, находящейся над голосовыми связками, а именно, в полости зева, носа и рта, но только при их правильном употреблении. Малейшая неправильность в употреблении этих полостей, малейшее отступление от предназначенного пути - и получаются своеобразные носовые, гортанные, сдавленные и резкие звуки.

Если при пении мягкое небо безжизненно висит внизу, то воздух проходит в заднюю носовую полость и вибрирует там, отчего получаются носовые звуки.

Для того, чтобы избежать этого неприятного призвука, нужно стремиться держать мягкое небо при пении насколько возможно выше и энергичнее отодвигать его к задней стенке зева.

“Кто не владеет своим мягким небом, тот никогда не выучится петь”,-говорил профессор Гутман.

Манера петь с полузакрытым ртом лишает звук его полноты и чистоты, причем получается “зубной” призвук.

Поэтому при всяком звуке (за исключением согласных) рот должен быть открыт не меньше, чем на толщину большого пальца.

Если подъязычная кость подтянута слишком высоко, то получается “гортанный” звук: если середина языка поднята сильно к небу, то звуки получаются сдавленные и некрасивые. Поэтому язык не должен производить никаких ненужных движений. Он должен быть эластичен и гибок.

Управление мягким небом, челюстями, языком и губами достигается, во-первых, путем известных упражнений, а во-вторых, правильной артикуляцией при произношении гласных звуков.

Артикуляция

Произношение гласных

Самый звук гласной, как и всякий звук, зарождается на голосовых связках, но без работы резонаторов этот звук будет едва слышен. Чтобы гласная была полной и звучной, нужно, чтобы резонаторы воспринимали и усиливали ее основной тон, т.е. для каждой гласной нужна особая постановка резонаторов, или, иными словами, каждая гласная требует своего положения губ, рта, языка, неба и зева и вызывает особую работу гортани и грудной клетки.

Рассматривая гласные нашей речи, мы можем составить шкалу гласных, начиная с самой светлой и кончая самой темной (рис. 21). Самый светлый звук будет “И”, самый темный - “У”. Звук “А” лежит в центре этой шкалы. Форма губ влияет на окраску звука: чем шире горизонтальный разрез отверстия, тем светлее звук, так при “И” он самый широкий, при “У” - самый узкий.

Сравнительная таблица положения голосовых резонаторов при трех главных гласных звуках показана на рис. 22.

Мы видим, что положение гортани самое низкое при “У”, самое высокое при “И”.

Язык при “А” лежит спокойно, слегка касаясь нижних зубов, при “И”- поднята передняя часть, при “У” язык втянут назад и поднята его задняя часть.

“А”

Звук его самый непосредственный и достигается простым открыванием рта. При произношении “А” во всей полости зева и рта не должно быть ни малейшего напряжения, что достигается с большим трудом. В таком же состоянии покоя должна быть вся грудная клетка и диафрагма. Внутри должно ощущаться чувство удовольствия и свободы, звук должен быть светлым и легким, т.к. психическое выражение “А” есть радостное удивление и возвышенное чувство.

Легче всего образовать правильное “А”, если мы возьмем глубокое дыхание, затем откроем широко рот, как бы для вдыхания, и, не меняя положения органов рта, перейдем на звук, получится натуральный звук “А”.

Полость рта и зева при звуке “А” имеет вид расширенной воронки (рис. 11). Губы широко открыты, верхняя губа немного приподнята, что дает звуку более светлый оттенок. Язык лежит во рту вполне покойно (рис. 22), кончик его доходит до нижних зубов. Маленький язычок и мягкое небо немного приподняты. Гортань стоит не особенно низко. Диафрагма и грудная клетка в полном покое. Вообще, весь аппарат должен находиться в состоянии равновесия, и человек должен ощущать во всем теле чувство свободы, широты и покоя. Добиться этого очень трудно. Первые упражнения нужно делать без особенной силы, без особого ударения на согласных.

“И”

При этой самой светлой гласной рот растянут, как при улыбке, между зубами пространство в ширину большого пальца (рис. 22). Полость рта и зева имеет форму сосуда, длинная шейка обращена вперед к губам (рис. 23).

Кончик языка упирается в нижние зубы. Задняя часть языка лежит низко и образует широкий канал, спереди же язык сильно поднят, почему в акустическом отношении при “И” играет большую роль лишь задняя часть полости рта.

Мягкое небо поднято очень высоко, поэтому сзади между низко опущенным языком и высоко поднятым небом и образуется такой большой канал.

Верхняя губа поднята выше, чем при других светлых гласных. Положение гортани самое высокое (рис. 22), поэтому очень трудно даются звуки третьей септимы.

Диафрагма имеет высокое положение. Грудная клетка расширена, в ней сильное напряжение. “И” вибрирует во всем теле и голове (рис. 24). Чтобы “И” не было слишком узким и острым, надо вначале упражняться на звуке скорее близком к “Е”.

“И” означает что-то светлое, но в то же время насмешливое, острое, изящное. Число колебаний его очень велико, ширина звукового столба мала, а интенсивность звука, наоборот, очень велика, оно очень хорошо в мягком тихом пении, в громком же часто крикливо. Упражнения нужно производить сначала как можно тише.

“Э”

Гласная “Э” смешана из “А” и “И”. Положение рта то же, что при “А”, положение языка такое же, как при “И”.

Полость рта шире. Мягкое небо выше и напряженнее. Надгортанник выше. Голосовой канал уже, чем при “А”. Психически звук этот выражает страх, раздражение, досаду.

“Е”

Это более слабое “Э”, оно уже ближе к “И”.

“О”

“О” должно быть круглое, полное, полутемное (это переход от “А” к “У”). Гортань стоит низко. Голосовые связки приходят в сильное колебание и производят большое сопротивление внутреннему давлению воздуха.

Звук должен быть металлическим, энергичным и в то же время бархатный, грудной. Отверстие губ меньше, чем “А”, и нижняя челюсть выше. Язык втянут назад, поэтому поперечный разрез полости рта сзади уменьшен, а в середине увеличен.

Мягкое небо поднято. Дужки расширены. Резонирующее пространство над гортанью увеличено, благодаря очень низкому положению гортани. Звук темнее, чем при “А”, но звуковой цилиндр плотнее, и звук сильнее, круглее и полнее, благодаря положению языка (рис. 22 - положение языка при “У”), понижению подъязычной кости и гортани. Почему и получается такая сильная звуковая волна, как при “А”. “О” выражает психическое страдание и молитвенное настроение.

Переход к согласным труден.

“У”

Работа аппарата имеет большое сходство с работой его при “О”, только отверстие между губами меньше, чем при “О” и положение гортани и диафрагмы еще ниже.

“У” - самая трудная гласная, как для пения, так и для речи; так как звук затруднен очень высоким положением нижней челюсти и узким выходом, поэтому у него получается глухой оттенок . Но эти недочеты уравновешиваются положением языка и тем, что губы вытянуты вперед, благодаря чему передняя часть полости рта увеличена, положение гортани очень низко, что увеличивает резонирующее пространство (рис. 22). Форма полости и зева имеет сходство с сосудом, короткая шейка которого направлена к губам (рис. 25).

Губы очень мало раздвинуты, отверстие между губами маленькое, сами они сильно вытянуты вперед, отчего полость рта удлинена.

Язык имеет самое глубокое положение (рис. 22), он как бы втянут сам в себя. Мягкое небо поднято. Положение гортани самое низкое. Диафрагма напряжена и имеет так же глубокое положение.

Грудная клетка расширена и заметна особенно сильная вибрация в ее верхней части.

Гласная “У” требует долгого, терпеливого изучения.

Общие замечания

Соблюдение правил артикуляции необходимо не только для красоты звука, но и для сохранения здоровья человека, т.к. при неправильной артикуляции нарушается правильная работа мускулатуры, что пагубно сказывается на нервной системе, на голосовом аппарате и на органах дыхания.

Хотя гласные и составляют самый важный элемент нашей речи, и именно их постановка требует особой тщательности и забот, но все-таки и постановка согласных должна быть разработана вполне правильно. Надо вначале избегать трудных согласных. Лучше всего начинать с “Л”, “М”, “Н”, “Р”, т.к. при них легче закруглить гласный звук. У большинства людей гортань стоит слишком высоко, и голоса звучат крикливо, упражнения поэтому лучше всего начинать с темных гласных “У” и “О”, при которых получается низкое положение гортани и глубокий звук.

Если же голос звучит глухо и низко, то надо начинать упражнения со светлых гласных “А”, “Е”, “И”.

Каждый урок должна быть изучена лишь одна гласная, чтобы осознать положение частей аппарата при звуке, причем надо внимательно следить за положением губ, языка и челюстей.

Первые слова должны быть короткие, односложные с легким сочетанием букв.

Иногда речь имеет носовой оттенок - это происходит от вялости мягкого неба и языка. Т.к. при этом, вследствие их вялого и низкого положения, звук, вместо того, чтобы прямо идти в полость рта, заходит в носовую полость и там вибрирует. В этом случае надо избегать вначале темных гласных и носовых (“М”, “Н”) согласных звуков. Упражняться только с “Э”, “А”, “И” и согласными “П”, “Т”, “К”.

Произношение согласных

Согласные звуки делятся на три группы:

1. Звучащие: “М”, “Н”, “Л”, “В”, “Р”, которые имеют еще “звук” как гласные, но в них уже слышен “шелест” согласных.

2. Свистящие и шипящие: “С”, “З”, “Ц”, “Ш”, “Ч”, “Щ”, “Ж”.

3. Придыхательные: “Х”, “К”, “Г”, “Б”, “П”, “Т”, “Д”.

Группа звучащих “Л” и “ЛЬ”

“Л” и “ЛЬ” между всеми согласными обладает наибольшим богатством звука, потому и ставится вначале всей группы. Образование его не представляет никакой особой трудности.

Верхняя губа приподнята, между челюстями расстояние, равное толщине большого пальца. Кончик языка поднят и при “ЛЬ” прижат энергично к верхним зубам; при “Л” - к небу около самих зубов и немного мягче, чем при “ЛЬ”. Задняя часть языка лежит низко, иначе был бы невозможен отчетливый звук. Звук, образуемый в гортани, входит в рот и, не имея возможности из-за языка найти непосредственного выхода, идет по обе стороны языка, задевая оба ряда зубов, что усиливает звук и дает ему ясность. Гортань в среднем положении. Грудная клетка покойна (не опадает) и сильно вибрирует. Мягкое небо слегка приподнято.

Чтобы получить грудной звук при “Л”, надо расширить отверстие рта и упражняться с темными гласными.

Очень трудное соединение с согласными “РЛ”, “ТЛ”, “ПЛ”, “КЛ”. Интересно, что как раз этот звук произносится многими неправильно, но при терпеливой работе всегда достигается успех.

Нужно стараться, первое время особенно, при слогах “ЛУ”, “ЛО”, “ЛА” задерживать дольше звук на “Л”.

“Н”

Эта звучащая согласная владеет гораздо меньшим богатством звука, чем “Л”, но она гораздо важнее ее, потому что имеет большое значение при обучении речи и пению.

Носовой элемент может испортить или украсить речь. Чрезмерно малая или чрезмерно большая примесь носового звука - одинаковая ошибка и только правильное его использование дает звуку полноту и блеск.

Во многих случаях быстрое разрушение голоса зависит от неправильного обращения с резонатором полости носа.

Фридрих Шмидт говорит, что часто высокие голоса звучат некрасиво только от неправильной постановки буквы “Н”. Само образование “Н” легко, ибо рот почти закрыт. Язык покойно приложен к небу около передних зубов. Грудная клетка стоит покойно и сильно вибрирует звук образуется на голосовых связках и получает своеобразный характер через непосредственный вход волны в носоглоточное пространство, где он и получает свое конечное развитие, отчасти от вибраций носовой кости и окружающих ее частей, отчасти же от усиления вибрации голосовых связок и грудной клетки.

Если носовые проходы закрыты или нечисты, то звук возвращается в носоглоточное пространство и оттуда, вполне беззвучный, направляется в гортань.

Поэтому первой заботой для образования “Н” должно быть стремление добиться свободного носового прохода.

“М”

“М” - самая легкая согласная. Это первая согласная, которую говорит ребенок, но многие произносят ее неправильно.

При ее образовании органы артикуляции почти не работают: губы закрыты, язык покойно лежит внизу. Носоглоточное пространство закрыто неплотно, потому и “М” ищет выхода через нос, но резкого носового звука быть не должно, т.к. вход в рот не закрыт, то образуется грудной звуковой столб, который придает звуку грудной оттенок, очень усиливая его этим. Грудная клетка вся сильно вибрирует.

Если каналы носа засорены, то вместо “М” получается что-то похожее на “Б”.

Для устранения этого надо петь “М” с закрытым ртом и на очень полном дыхании. Связь с другими буквами не представляет затруднения. При пении или чтении слов надо быстрей переходить к гласным, иначе получается некрасивый носовой звук.

Очень полезно упражняться с соединенными “М” и “Н”, как-то: “мне, мнишь, мнят, мнут” и т.д.

“Р”

Губы открыты, звук образуется вибрационным движением кончика языка, приподнятого к верхним зубам.

Образование “Р” вызывает у многих затруднение, т.к. они образуют его не при помощи вибрации кончика языка, а с неподвижным языком, при помощи колебания маленького языка. Звук получается тусклый, гортанный.

Неправильность заключается в неподвижности языка, т. к. “Р” он должен быть очень эластичен и подвижен. Но долгой терпеливой работой можно достичь блестящего результата. Хороши такие упражнения: аррр.... эррр... ирррр.... яррр... эррр.

“В”

Образуется посредством губной щели и звукового напряжения голосовых связок. Язык лежит плоско во рту. Верхняя губа поднята. Верхняя часть грудной клетки сильно напряжена и вибрирует.

Группа свистящих и шипящих “С”, “З”

Верхняя губа приподнята, нижняя выдвинута вперед и слегка прикасается к верхним зубам. Нижняя челюсть немного выдвинута вперед. Язык при “С” лежит ниже зубной щели, при “З” - против нее. Через канал, образованный языком и твердым небом, идет воздушная волна и ударяет в передние зубы. Грудная клетка покойна.

“Ш”

Кончик языка немного втянут внутрь. Положение зубов, как при “С”, губы немного раскрываются сильнее и выдвигаются вперед.

“Ф”

Верхняя губа поднята, нижняя немного вытянута и своим краем касается верхних зубов. Через такую щель выходит энергично выдыхаемый звук. Язык лежит внизу. В верхушках легких чувствуется напряжение.

Группа придыхательных “Х”

Получается от идущего крещендо выдыхания, производится через широко открытый рот. Язык покойно лежит внизу.

“П”, “Т”, “К”, “Б”, “Д”, “Г” - эти шесть согласных представляют собой очистительные упражнения, т.к. при них работа совершенно такая же, как при упражнении втором.

“П”, “Б”

“П” и “Б” - губные согласные. Язык покойно лежит внизу, губы сжаты, “П” производится энергичным замыканием губ и быстрым затем размыканием, соединенным с выдыханием.

“Б” - более мягкое замыкание, без шелеста. После них гласная должна следовать возможно скоро.

“Т”, “Д”

“Т”, “Д” - зубные гласные. Верхняя губа поднята, нижняя - около нижнего ряда зубов. Язык лежит плоско, и только кончик языка поднят и прижат к верхнему ряду зубов и к верхней челюсти, так, что канал рта закрыт. настоящая артикуляция заключается в быстром одновременном опускании нижней челюсти и языка. Разница между “Т” и “Д” та же, что между “П” и “Б”. Твердому “Т”, соответствует мягкое “Д”.

“К”, “Г”

“К” и “Г” - небные согласные. Верхняя губа поднята, нижняя покойно остается на месте. Кончик языка вогнут внутрь, а задняя часть его упирается в заднюю часть твердого неба и отодвигает язычок в мягкое небо назад и вверх, запирая таким образом глотку и полость рта. Выдыхаемый воздух надавливает на голосовые связки и дает нужное напряжение. Голосовые связки сразу раскрываются, и одновременно с этим, опускается язык. Таким образом, получается звук “К”. Он не должен быть чрезмерно резок и короток. При “Г” - задняя часть языка мягче прикасается к твердому небу. При артикуляции он опускается быстро и беззвучно.

“Ц”

Верхняя губа поднята. Передняя часть языка упирается в верхние передние зубы и закрывает канал рта, как при “Т”, только с меньшим напряжением. Затем вдруг, при одновременном выпускании воздуха, кончик языка оттягивается назад.

Деятельность дыхательного аппарата, как при упражнении 2-ом.

“Ч”

Работа та же, что при “Ц”, только кончик языка прикасается к верхней челюсти около зубов, а не к самим зубам и с меньшей энергией, чем при “Ц”.

Есть соединение “Ш” и “Ч”. Последовательные упражнения в речи приложения в практической части этой книги.

Наши рекомендации