Хореография, как вид искусства
Композиция постановка танца
Курс лекций
по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»
специализации «Хореографическое творчество»
Барнаул 2010
Рассмотрен на заседании П(Ц)К дисциплин специализации
Хореографическое творчество
протокол № 7 от 20 мая 2010 г.
Составитель: преподаватель дисциплин специализации «Хореографическое творчество»
М.М. Свистунова
Рецензент: преподаватель дисциплин специализации «Хореографическое творчество»
О.А. Сухинина.
Рассматриваются основные понятия композиции и постановки танца, законы драматургического построения хореографического номера. Даются теоретические основы работы с музыкальным материалом, особенности построения рисунка, составление танцевальных комбинаций, основных форм хореографии, специфики работы в детских хореографических коллективах.
Рекомендуется студентам хореографических специализаций в помощь при подготовке к экзамену.
АККК, Барнаул, 124 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение……………………………………………….……...….5
2. Хореография, как вид искусства……………………………..…6
3. Истоки хореографического искусства……...…………………..8
4. Жанры хореографического искусства……………...…………..9
5. Художественный образ…………………………………..…….14
6. Художественная форма и содержание…………………..…….19
7. Основные этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения………………………….…….21
8. Общие законы (принципы) композиции танца…………......25
9. Хоровод, как форма народно-сценической хореографии …...34
10. Образ в хороводе…………………………………………..…..46
11. Композиция рисунка танца…………………….……………..47
12. Основные выразительные средства в музыке…………...…..51
13. Музыка и танец………………………………………………..56
14. Балетмейстер и сфера его творческой деятельности……..…57
15. Хореографическая лексика. Её виды……………………..….59
16. Хореографический текст……………………………………...60
17. Танцевальный фольклор-первооснова создания народно-сценической хореографии………………………………...………62
18. Пляска, как форма народно-сценической хореографии….…66
19. Виды плясок и их отличительные черта…………………..…69
20. Кадриль, как разновидность плясовых форм танца…….…..79
21 Методы и приёмы развития лексики в хореографическом номере……………………………………………………..……….87
22. Детский танец…………………………………………...……97
23. Специфика работы балетмейстера в детском хореографическом коллективе……………………………….…109
24. Миниатюра, как форма сценической хореографии………..112
25. Тематический танец, как форма сценической хореографии……………………………………………………...114
26. Виды репетиционной работы……………………………….118
27. Хореографическая сюита, как форма сценической хореографии………………………………………………….…..122
Литература………………………………………………….…….125
Введение
Курс композиции постановки танца на хореографических отделениях учебных заведений один из ведущих предметов. Композиция играет огромную роль в создании любого вида художественного произведения. Она является его основой, его конструкцией, вытекает из темы, идеи, сюжета, замысла. Организует и связывает все части произведения в единое целое. Понятие композиция применено к хореографическому искусству и означает процесс сочинения танца, составление его частей во взаимосвязь друг с другом. Процесс этот очень кропотливый, требует времени для отбора материала, а также вбирает в себя изучение определенного теоретического материала. Теория композиции в хореографии находится лишь в стадии становления, поэтому считается делом нужным и необходимым собрать весь теоретический материал воедино. Основные законы композиции имеют объективный характер, существуют и действуют во всех видах и жанрах искусства.
Будущий балетмейстер – педагог овладевает профессией при изучении цикла предметов, включающего его развернутые хореографические дисциплины. Предмет композиция постановка танца призван формировать творческие способности студентов, образное мышление, общую художественную культуру и вкус
Хореография, как вид искусства
Искусство –это форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах, предназначено для развития человека и для влияния на процесс общественной жизни.
Искусство призвано воспитывать человека, как человека по средствам развития в нём добрых и прекрасных начал, формирует и развивает его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом, возбуждает фантазию.
Заставляет работать мысль, помогает любить достойное, учить верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки, формирует нравственные принципы (поведение человека в жизни отношение к другим людям, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции).
Искусство, является одним из важнейших источников наших знаний о мире, даёт знание об эпохах, об образе жизни, мыслях, чувствах вкусах и идеалах людей.
Искусство реально существует как система его видов, имеющих выразительные средства, находящихся между собой во взаимосвязи и подчиненных общим задачам художественной деятельности в ту или иную эпоху.
Искусство принято делить на три вида:
I. Пространственные виды искусства:
1. прикладные (трудовые) - архитектура, декоративно-прикладное искусство.
2. изобразительное искусство – скульптура, живопись, графика, художественная фотография.
Пространственные виды искусства воспринимаются зрением. Они передают статичное состояние явлений, воспроизводят видимую красоту действительности, гармонию пространства, способы надолго приковывать внимание, бессильны передавать изменения жизни, её течение, т.е. это выхваченное мгновение.
II. Временные искусства:
1. искусства слова (литература)
2. искусства звука (музыка)
Эти искусства воспринимаются слухом. Способны передать ход событий или развитие чувств, произведение как – бы течёт безостановочно во времени, мы не сможем «долго рассматривать её», оно движется, вперёд не ждёт нас и это осложняет восприятие произведений этих видов искусства.
III. Пространственно-временные (зрелищные, игровые виды искусства):
1. хореография
2. театр
3. кино
4. телевиденье
5. эстрада
6. цирк
Воспринимается и зрением и слухом, и сочетает в себе черты искусства первых двух видов (например, хореография связь с изобразительным искусством, оно идёт в расположении танцующих в пространстве, которое подчинено графическим законам, также непосредственная связь с музыкой, хореографические образы развиваются во времени.)
Искусство делится на:
- первичные - т.е. – автор - произведение - зритель
- вторичные (исполнительские) автор – произведение – исполнители - зритель.
Таким образом, хореография относится к пространственно - временным и вторичным видом искусства и отражается действительность хореографического образа.