Гигиенические требования к проведению занятий

Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограни­ченны. Важно соблюдение правильной посадки за столом. Дошкольник дол­жен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья ле­жат на столе, особенно во время рисования, ноги согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соот­ветствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т.е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной, солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю ли­цом.

Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Если ребята сидят за четырехместными столами, необходимо несколько экземпляров натуры поставить в двух или трех местах, чтобы все видели ее перед собой.

В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглажен­ной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру - чистую, красивую, без дефектов.

В младшей группе столы перед занятием расставляет воспитатель вместе с помощником. Постепенно он привлекает малы­шей, а в старших группах с этой работой справляются дети самостоя­тельно. За 6-местные столы по возможности лучше разместить 4—5 детей, но чтобы никто не сидел спиной к окну. Дети, которые меньше ростом или страдают нарушением зрения, те, кто отстает в усвоении программы, сидят за первыми столами. Периодически детей желательно пересаживать: сидящих дальше от света поближе и наоборот. Воспитателю целесообразно иметь схему разме­щения детей, которая поможет ему при организации занятий (напомнить ребенку, где его место, посадить новенького, пересадить, если это нужно, быстро подписать листы бумаги и т. д.).




9. Дайте определение понятию «наблюдение» как методу обучения дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте значение наблюдения в обучении детей изобразительной деятельности. Охарактеризуйте требования к проведению наблюдений со старшими дошкольниками.

Решите педагогическую задачу:

Дедушка колол грецкие орехи. Внимание внука привлекла скорлупа. Женя берет её, рассматривает, «пьет» как из чашки, затем бежит за пластмассовым солдатом, надевает на его голову скорлупу. «Каска»,— радостно заявляет он.

Интерпретируйте предложенную ситуацию. Какое качество личности мальчика проявилось в данной ситуации и как взрослым необходимо это учитывать в повседневной жизни при общении с ним?

Наблюдение - наглядный метод обучения в изобразительной деятельности, основанный на целенаправленном восприятии окружающего мира: предмета или явления в естественном окружении и формирующий представление ребенка об изображае­мом предмете (явлении), которое служит основой для последующе­го изображения.

В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия - формирование представ­ления об изображаемом предмете, явлении, которое служит осно­вой для применения всех других методов и приемов обучения. Наблюдение формиру­ет яркое «живое» представление об окружающем мире.

Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших ка­честв личности, характеризующих её познавательную сферу - наблюдательность. Именно эта характеристика личности позво­ляет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.

Требования к наблюдению:

1. Целенаправленностьнаблюдения в изобразительной деятель­ности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображе­ния, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств, ро­ждаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотвор­ным, предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности. Применительно к де­тям это особенно важно, так как зна­ния, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т.п.). Однако выделение этих признаков долж­но быть не механическим, а осмысленным. Ребенок должен пони­мать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, а одна сосна на берегу реки выросла приземистой и широкой. Почему у зайца задние лапы сильнее и длин­нее передних. То есть, внешние признаки предметов осмысливают­ся на основе раскрытия внутреннего содержания явления, сущест­венных связей между внешними признаками и внутренним со­стоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ори­ентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений.

4. Активность детей. Эффективность про­цесса наблюдения при условии самой разнообразной активности детей: эмоциональной, мысли­тельной, речевой, двигательной. Проявление детской активности в разумной свободе и раскре­пощённости.

5. Повторностъ наблюденийособенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неод­нократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изме­няющихся условиях, а значит, с разными внешними характери­стиками (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень). В процессе неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие пред­метов одного типа: разные по внешнему виду грузовые машины в зависимости от конкретного функционального назначения: раз­ные жилые дома или здания, имеющие различное назначение (школа, детский сад, жилой дом, дворец и т.п.). Повторные, целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей, дают большой материал для продуктивного воображения. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения, так как в силу доминирующей непроизвольности всех психических процес­сов у дошкольников удержание на длительный срок «свежих» ярких впечатлений, необходимых для изображения, невозможно.

6. Учет возрастных возможностей детейи задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюде­ния. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает необходимость выбора места и времени в соответ­ствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность детей, обогащение наблю­дения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.п.

Возраст детей, новизна или повторность наблюдения конкрет­ного явления, задачи предстоящей изобразительной деятельности существенно влияют на характер познавательной деятельности детей в наблюдении. Все это должен учитывать педагог при под­готовке и проведении конкретного занятия.

Можно организовать наблюдение весенних березок в яркий солнечный день. В беседе обратить внимание дошкольников на цвет и колорит: почему крона берез кажется розовой? Как сочетаются розовые и коричне­вые тона на голубом фоне неба? Посоветовать ребятам подумать, как это можно изобразить, и т.д. То есть восприятие цвета, света, пространства, форм можно провести в рамках распознающего ви­да наблюдения(по П. Г.Саморуковой, А. К. Матвеевой), предусматривая разные характер активности и степень самостоятельности детей.

Можно провести еще одно наблюдение с целью заострить внимание детей на изменениях этого же объекта (весенних березок) в вечернее время или холодный пасмурный день. Целесообразно предложить дошкольникам бо­лее сложную задачу: заметить как можно больше изменений в этой картине природы. При необходимости воспитатель должен помочь детям вычленить критерии оценки, связав их с задачами изображения. Если ребятам предстоит рисовать весеннюю бере­зовую рощу в пасмурный день, им следует понаблюдать, как из­меняются очертания кроны (нет той четкости и ажурности), как меняется ее цвет, цвета деревьев, неба, земли и т.д.

По существу, такая деятельность (наблюдения) может быть организована как частично поисковая. Результаты этих наблюдений будут видны в рисунках, когда дети самостоятельно выберут цвет бумаги, мате­риал, колорит, композицию и т.п.

Индивидуальные задания-наблюдения могут носить полностью самостоятельный, исследовательский характер и существенным образом обогатить, разнообра­зить индивидуальный опыт детей, создав основу для выполнения ими своеобразных, относительно неповторимых образов.

Таким образом, метод наблюдения может быть представлен в зависимости от характера познавательной деятельности детей как репродуктивный, эвристический или исследовательский метод.

Наши рекомендации