Композиция рисунка танца
Рисунок – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке, это тот воображаемый след, который как бы остаётся на полу, фиксируя возможные танцевальные фигуры и формы их передвижения по сцене.
Виды рисунка (характерные расположения)
1.а) статичный (неподвижный, т.е. на месте)
б) динамичный (богатый движениями, действием)
Статика – это состояние покоя
Динамика – это состояние движения
2.а) одноплановый
б) многоплановый (т.е. наличие на сцене нескольких рисунков на разных планах)
Нужно умело переносить внимание зрителя на тот рисунок, план, в который в данный момент является главным.
3.а) основной (например: рисунок главного действующего лица)
б) второстепенный (рисунок-фон, кардабалет, подтанцовка - массы)
Рисунок должен быть расположен по сценической площадке так, чтобы второстепенный рисунок, мог выделить главный.
4.а) простой
б) сложный (когда в пространстве рисунка, присутствует ещё один. Например: шеен по кругу или в рисунке диагональ зигзагообразного движения
5. а) симметричны
Симметрия – это полное соответствие в расположении частей целого, относительно средней линии центра. Строгая правильность в расположении, размещении уравновешенности двух сторон.
б) ассиметричны (хаотичный, разбросанный, неорганизованный)
Ассиметрия – подчёркивает неуравновешенность двух сторон относительно центра или средней линии.
Характер построения рисунков в танце носит условный, обобщённый характер (ассоциация). Образы, которые можно раскрыть за счёт рисунка нужно брать из окружающей действительности.
1.Распределения рисунков по сценической площадке:
а) рисунок может быть обращён, как к зрительному залу, так и к главным действующим лицом.
б) использовать всю сцену, все планы, всё многообразие рисунка, принцип контраста.
в) закономерности зрительского восприятия, определённый характер, линии рисунка следующим образом:
- диагональное построение (возбуждающий динамический характер, приём усиления динамики композиции;
- фронтальное построение (прямо на зрителя enface) даёт усиление эмоционального восприятия композиции, мощная волна направленная прямо на зрителя;
- ломанные, зигзагообразные линии (это средство выражения беспокойства, дисгармонии);
- плавные закруглённые линии, выражение покоя, гармонии;
- чёткие, графические линии, выражают точность, единство, строгость.
- спиралевидные (закручивающиеся, раскручивающиеся) усиление внутренней наполненности напряженности композиции,
2. В номерах, где основным выразительным средством являются рисунок (хоровод), драматургия строится на раскрытии образа через рисунок от простого к сложному, в кульминации самый сложный рисунок.
3. Чем сложнее лексика, тем проще рисунок, чем проще лексика, тем сложнее рисунок.
4. Взаимосвязь рисунка и музыки. Рисунок всецело зависит от музыкального материала. Находится в тесной связи с темпом, ритмом и музыкальной драматургии. Рисунок должен соответствовать характеру музыки, например: лирический вальс, требует рисунка плавного, неторопливого, а острый характер музыки рисунка стремительного, динамичного с резкими неожиданными изменениями направления. Если имеется повторение музыкальной темы или её развитие, это может отразиться в повторе или развитии уже использованного рисунка.
Следующий рисунок должен начинаться на начало музыкальной фразы. Рисунок зависит от количества тактов в музыкальной фразе и предложении время продолжительности рисунка, прямопропорционального количеству исполнителей.
5. Логика (разумность, внутренняя закономерность) развитие рисунка предусматривает связь предыдущего с последующим, каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего. И каждый рисунок должен быть до конца завершённым.
Композиционный переход – это смена исполнителями рисунка, продолжительность рисунка гораздо больше, чем композиционного перехода, как правило, новый рисунок появляется с началом музыкальной фразы, композиционный переход в конце музыкальной фразы. Бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать тревогу взволнованность, тогда балетмейстер может строить номер клочковато, т.е. обрывая один рисунок и резко переходя к другому.
6.Рисунок зависит от национальной принадлежности. Существуют характерные черты рисунка, присущие танцам данной национальности (характер, темперамент, народа, его образы). Различна и мера его использования смен пространства при построении рисунка. В хороводе основным выразительным средством является рисунок, при минимальном использовании хореографической лексики (движение рук, ног, головы).
Необходимо выделить главный образный рисунок (лейт - рисунок) характерный для системы образов и драматургии данного номера. Это правило относится к бессюжетной драматургии.
Приёмы развития рисунка:
Они необходимы, чтобы избежать длиннот и повторов.
1. Смена темпа, т.е. замедление или ускорение, передвижение танцующих по сцене. Это зависит от изменения темпа в музыке, но нельзя нарушать при этом образность. Например: такие характеристики в музыке, как динамичность, стремительность при замедленном темпе теряют свой активный характер или лиричность, созерцательность. При убыстренном темпе лишают глубины и содержательности.
2.Изменение ритмического рисунка, движений в структуре такта. Например: если основной ход состоит из двух простых шагов и одного переменного, то меняя их сочетание и последовательность можно создать различные ритмические рисунки основного хода, тем самым избежать монотонности использования по заданному рисунку танца.
3.Изменение ракурса рисунка. Положение исполнителей по отношению к зрителю. Исполнители могут двигаться. Например, по кругу, по линии танца (лицом, спиной), против часовой стрелки (лицом, спиной), можем двигаться в круг и из круга. Изменение и сочетание ракурса рисунка даёт ощущение его развития.
4.Усиление динамики рисунка, т.е. насыщение рисунка выразительными пластическими отделками (движения головы, рук, корпуса).
5.Всевозможные, бесконечные пространственные изменения рисунка. Этот приём учитывает раскрытия рисунка в танце от простого к сложному, контрастное соединение разных по сложности, темпа, динамики рисунка и их соотношения. Симметричное и несимметричное построение одновременно протекающих рисунков на сцене (многоплановый) т. е полноценное использование сценического пространства, конструирования с учётом зрительского восприятия и поиск оригинальных рисунков.