Д.Дефо «Робинзон Крузо»
1. История создания романа.
2. Жанровая природа произведения. Просветительская концепция романа.
3. Образы Робинзона Крузо и Пятницы. Проблема природы и цивилизации. «Естественный человек».
4. Особенности повествовательной формы. Способы драматизации. Двуплановость повествовательной структуры романа: «будничность» и философско-аллегорический смысл.
5. Понятие «робинзонады», ее развитие в последующей литературе. Тема острова в английской литературе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дефо Д. Робинзон Крузо (любое издание).
2. История всемирной литературы. Т.5. – М.,1987.
3. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. – М.,1973.
4. Урнов Д. М. Дефо. – М.1990.
5. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: проблемы типологии. – К.-Одесса, 1983.
Английская литература XVIII столетия.
В истории европейского общества XVIII век известен как эпоха Просвещения. Просветители верили в силы и возможности человеческого разума. Они верили в наступление царства разума, но при этом преувеличивали значение идей, считая, что идеи могут изменить мир. В центре внимания просветителей находился вопрос о человеке, о “человеческой природе”. К нему обращались философы и историки, писатели и политики. Просветители утверждали мысль о природной доброте человека, отвергали учение церкви о природной греховности и порочности. Они считали, что пагубное влияние на природу человека оказывают неразумные условия жизни. По своим естественным свойствам человек прекрасен, однако его развитие зависит от воспитания и той среды, в которой ему приходится жить. По словам Атаровой, век «самонадеянный»: «Уж слишком полагался он на всесилие разума, слишком верил в возможность улучшать человека, управлять и природными и социальными процессами». Просветительский идеал прекрасной от природы человеческой личности приходил в столкновение с реальностью. Гуманизм просветителей, оптимистическая вера в безграничные возможности человека сближают их с деятелями эпохи Возрождения.
К культуре Ренессанса просветители близки и широтой своих интересов и фундаментальностью знаний. Просветители известны как выдающиеся ученые, философы, писатели и общественные деятели. Таковы Монтескье, Дидро, Вольтер, Руссо - во Франции, Шиллер и Гетте - в Германии, Свифт, Филдинг, Локк - в Англии.
Это был век интенсивного развития науки и техники, век промышленного переворота, значительных успехов в области естествознания.
Идеи Локка. “Опыт о человеческом разуме” (1690) . От рождения человек не наделен ни пороками, ни добродетелями. Определяющее значение для формирования его личности имеет последующий жизненный опыт.
Основные литературные направления эпохи Просвещения - классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм.
В своем развитии английская литература эпохи Просвещения прошла три основных периода: период раннего, зрелого и позднего Просвещения.
Литература раннего Просвещения.
Эпоха от “славной революции” 1688 - 1689 гг. до 30-х годов XVIII ст. Основное литературное направление этого периода - классицизм, представленный поэзией Александра Попа и ранним творчеством Стиля и Аддисона. Наиболее характерные жанры - драма, поэма, эссе. Писатели, связанные с классицизмом, обращаясь к сюжетам, формам, образам античного искусства, используют их для изображения событий современной им действительности (трагедия Аддисона “Катон”, сатиры Попа).
Основоположником европейского реалистического романа нового времени считается Даниель Дефо (1660-1731). Он явился зачинателем таких разновидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман воспитания, психологический, исторический, роман-путешествие.
Произведение, сделавшее его имя бессмертным - “Робинзон Крузо”. Толчоком послужил очерк Стиля “История Александра Селькирка”, опубликованный в журнале “АНГЛИЧАНИН” в 1713 году (матрос Селькирк был высажен на о-в Хуан Фернандес, где провел в полном одиночестве 4 года и 4 месяца). Этот факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, привлекающее не только своей занимательностью, но и философским смыслом.
Особую идейно-художественную ценность имеет первая часть романа, посвященная описанию жизни героя на необитаемом острове. Рассказывая во всех подробностях о 28 годах, проведенных Робинзоном на острове вдали от общества, Дефо впервые в литературе развивает тему созидательного труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, наедине с природой, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью, трудится над изготовлением предметов домашнего обихода, сооружает лодку, выращивает и собирает свой первый урожай. Преодолевая массу трудностей, он овладевает различными ремеслами.
Дефо писал об аллегорическом смысле своего романа. Описания приключений Робинзона содержат большой обобщающий смысл. В романе воплотились представления Дефо о человеческой жизни и истории человечества, основные этапы которой Робинзон проходит за время жизни на острове: оказавшись один на один с природой, он занимается охотой и рыболовством, потом разводит скот, обрабатывает землю и, наконец, обретает в лице Пятницы раба и позже превращает остров в колонию.
Необыкновенную историю Робинзона Дефо сумел рассказать с удивительной художественной выразительностью. Повествование ведется от первого лица в живой и непосредственной форме. Простота и безыскусность рассказа обладают большой силой убедительности. Достигается это благодаря реалистической достоверности описаний. С необычайной тщательностью воспроизводит Дефо мельчайшие подробности жизни своего героя. Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, умеет передать своеобразие каждого времени года. Великолепны его описания моря.
Вторая и третья части “Робинзона Крузо” по глубине содержания и по художественному уровню значительно уступают первой. Автор отправляет своего героя в путешествие по Индии, Китаю и Сибири. Самое главное – стремление убедить в достоверности изображаемых событий.
Сатирическая традиция английской литературы связана с творчеством Джонатана Свифта (1667 - 1745). Обращаясь к конкретным проблемам действительности, Свифт трактует их в философском плане. Социальная острота и злободневность его произведений сочетаются со стремлением к большим обобщениям. Сатира Свифта имеет философско-политический характер. Мастер аллегории. Продолжает одну из важнейших традиций английской литературы, связанную с творчеством Ленгленда, Беньяна.
В 1726 году вышло знаменитое произведение Свифта - “Путешествия в разные отдаленные страны мира Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а затем капитана нескольких кораблей”. Это сатирический философско-политический роман на ранней стадии развития просветительской литературы в Англии, когда жанр романа находился в процессе становления. Специфическая особенность свифтовского романа - наличие в нем ярко выраженного публицистического начала, сближающего его с памфлетом.
Роман состоит из четырех частей, в каждой из которых рассказывается о пребывании Гулливера в различных странах. Строится как роман путешествий приключенческо-фантастического характера. Приключенческое начало повествования, фантастические ситуации и образы делают его особенно интересным для детей. Однако каждый из эпизодов романа, помимо занимательности, заключает в себе и гораздо более глубокий смысл. Путешествие Гулливера - это история обогащения представлений человека о мире. В романе поставлен вопрос и об относительности человеческих знаний.
Рассказывая о Лилипутии, Свифт сатирически изображает современную ему Англию. Порядки, законы и обычаи Лилипутии - карикатура на монархический строй, парламентские партии и церковные разногласия. Император кичится перед своими подданными тем, что он чуть выше ростом. Это ничтожное преимущество позволяет ему чувствовать себя повелителем вселенной. Враждующие партии (виги и тори) отличаются друг от друга лишь высотой каблуков на башмаках. В Лилипутии происходят постоянные смуты, вызванные несогласиями по вопросу о том, с какого конца - тупого или острого - следует разбивать вареное яйцо. Свифт говорит и о системе назначения на государственные должности: кандидаты на ответственные посты избираются в зависимости от их умения балансировать на канате и выполнять акробатические упражнения.
Если в Лилипутии Гулливер всех поражает своими размерами и получает прозвище “Человек-гора”, то среди великанов Бробдингнега он кажется ничтожным насекомым. Свифт изображает Бробдингнег как идеальную монархию, а ее короля - как просвещенного и мудрого монарха.
Блестящей сатирой на науку, оторванную от жизни и потому ненужную людям, является эпизод, связанный с пребыванием Гулливера в Лапуте. Гулливер посещает Великую Академию и становится свидетелем многих научных “открытий”: один ученый 8 лет разрабатывал проект извлечения солнечной энергии из огурцов с целью применения ее в случае холодного лета, другой занимался пережиганием льда в порох, третий открыл способ пахать землю при помощи свиней, чтобы таким образом избавиться от расхода на плуги, скот и рабочих и т. д. Все эти прожектеры, обосновавшиеся на летающем острове, плохо себе представляют происходящее на земле. Свифт был далек от неверия в возможности человеческого разума, но он имел основания решительно осуждать и высмеивать лженауку, оборачивающуюся глупостью.
Четвертая часть романа - “Путешествие в страну гуигнгнмов” - содержит гневное обличение бесчеловечности современного ему общества, отвратительным порождением которого являются звероподобные существа йеху, которым противопоставлены добродетельные лошади гуигнгнмы. И внешний облик и внутренняя сущность йеху отвратительны. Эти похожие и на обезьян, и на людей существа хитры, злобны, вероломны и мстительны. Они жадны и сластолюбивы, неопрятны и уродливы, драчливы и безнравственны.
Вернувшись в Англию, Гулливер обнаруживает у своих соотечественников черты, свойственные йеху. Наблюдения над извращениями человеческой природы вызывают у писателя глубокий пессимизм.
Творчества Свифта - важный этап в развитии просветительского реализма. От него тянутся нити ко всем крупнейшим мастерам сатиры Англии.
Литература Зрелого Просвещения.
Относится к 40-60-м годам XVIII столетия. Если на раннем этапе наиболее распространенными жанрами были памфлет и очерк, то теперь ведущее место принадлежит роману. Просветительский роман этого периода представлен творчеством Ричардсона, Филдинга и Смоллетта. В их произведениях просветительский реализм достигает своего расцвета.
Если в творчестве Дефо и Свифта основное место занимал приключенческий роман и роман путешествий, то Ричардсон (1689-1761) создает семейно-бытовой психологический роман. Герои Дефо и Свифта представали перед читателями в необычайных обстоятельствах и неожиданных ситуациях. Ричардсон изображает людей в будничной обстановке семьи и дома. Он был первым романистом в Англии, который попытался проникнуть в мир чувств и мыслей своих героев. Форма романа эпистолярная. Письма передают эмоциональную напряженность рассказчика, мир его чувств. Романы Ричардсона имеют ярко выраженный нравоучительный характер, в них всегда присутствует морализаторская тенденция. Романы “Памела, или Вознагражденная добродетель”, ”Кларисса”. Приобретают широкую известность в России. Упоминаются в “Евгении Онегине”.
Вершиной английского просветительского реализма является творчество Генри Филдинга (1707-1754). Романист, драматург, блестящий публицист, Филдинг выступил и как первый теоретик романа. Крупнейшим вкладом Филдинга в национальную и мировую литературу стали его романы “История приключений Джозефа Эндрюса” и “История Тома Джонса, найденыша”. Основные положения теории Филдинга выдвинуты в предисловии к “Джозефу Эндрюсу” и в 18 главах, предваряющих 18 частей “Тома Джонса”. Создаваемые им романы Филдинг определяет как “комические эпопеи в прозе”. Важнейшим положением в филдинговской теории является утверждение о связи романа с жизнью. Авторы комических романов “всегда должны строго придерживаться природы, от правдивого изображения которой и будет проистекать все удовольствие, какое мы можем таким образом доставить разумному читателю”. Автор заявляет о себе декларативно, обращается к читателю. В первой главе “Тома Джонса” Филдинг прямо пишет о том, что предметом его изображения является человеческая природа. В создаваемых им характерах, в передаваемых чувствах все должно быть естественным. Исследование человеческой природы привело его к выводу о том, что совершенно плохих людей не существует: нельзя считать человека плохим только на том основании, что он недостаточно хорош. Филдинг полагает, что в жизни, как и на сцене, “один и тот же человек играет то злодея, то героя, и тот, кто вызывает в нас восхищение сегодня, может быть завтра станет предметом нашего презрения”. Таков Том Джонс. С этим образом Филдинг связывает свои представления об “истинной человеческой природе”. В нем отразились свойственный Филдингу в период создания этого романа оптимизм и вера в здоровые начала, заключенные в человеке и жизни.
Тобайас Джордж Смоллетт (1721-1771) стал выразителем новых тенденций, связанных с утратой присущих Филдингу оптимизма, веры в Природу и Разум (поздний этап в период зрелого Просвещения). По присущей ему силе сатирического обличения близок к Свифту. Традицию авантюрно-плутовского романа, утвердившуюся в английской литературе с появлением произведений Дефо, он обогатил воспринятой им у Свифта сатирической беспощадностью. От филдинговских комических эпопей романы Смоллетта отличаются присущей им атмосферой мрачности и ярко выраженной склонностью к гротескно-карикатурным принципам изображения, которые отвергались Филдингом.
Литература позднего просвещения. Сентиментализм.
Период приходится на 60-80-годы. Характерные явления этого периода -сентиментализм и предромантизм.
Сентиментализм (от слова sentiment - чувство). Впервые появляется в поэзии Джеймса Томсона и Эдуарда Юнга. Затем - в поэзии Томаса Грея. В 60-70 гг. сентиментализм, представленный творчеством Оливера Голдсмита и Лоренса Стерна, оформляется в литературное направление. Название “сентиментализм” укрепилось после появления в 1768 г. романа Стерна “Сентиментальное путешествие”. Явился реакцией на рационализм Просвещения. Сентименталисты противопоставляли разуму выдвигаемый ими культ чувства. Они стремились воздействовать на эмоции читателя.
В романе английского сентиментализма (прежде всего в творчестве Стерна) человек изображен в его противоречивости и сложности. В передаче чувств сентименталисты с вниманием относятся к их переходам, к их движению. В связи с этим важное значение приобретают оттенки слов и интонация, помогающая передать многогранность чувства.
В сентиментальной лирике основные темы: природа и смерть. Воспевают уединение на лоне природы, тишину лесов и полей, кладбищенский сумрак и молчание могил.
Роман Оливера Голдсмита (1728-1774) ”Векфильдский священник”. Учтен опыт Филдинга и Смоллетта. Однако его роман соединяет черты просветительского реализма с сентиментальной идиллией.
Творчество Лоренса Стерна (1713-1768) венчает и завершает развитие английского сентиментализма и подготавливает почву для романтизма и реализма классического. Стерна называют создателем сентиментально-юмористического романа. Смех Стерна перекликается с сатирой Свифта. Он не доверяет идеи разумности мира и человека. Он во всем сомневается, все подвергает анализу. Предметом своего анализа он делает человеческую натуру, объектом изображения - сложный мир человеческих чувств и эмоций. С энтузиазмом углубляется в самоанализ. Субъективно-лирическое начало занимает в его романах важное место. Наблюдения и исследования Стерна в своем конечном итоге ведут к мысли о неразумности и пошлости бытия.
Литература:
1. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: «Академия», 2003. –С.194-204.
2. История зарубежной литературы XVIII века. М.: «Академия»,1999. – С. 19-109.