Схема 1. «Структура государственного управления отраслью культуры (народным творчеством)»
Министерство культуры Российской Федерации (Министр культуры РФ - Авдеев Александр Алексеевич)
I
Министерство культуры республик
Комитет по культуре (департамент культуры) области или края
Комитет по культуре муниципального образования (города, поселка, села)
Комитет по культуре администрации сельского района
Комитет по культуре городского района
Дирекция учреждения культуры (Директор или зав. клубом)
Художественный руководитель учреждения культуры
Руководитель творческого коллектива
Правовое и нормативное обеспечение самодеятельного творчества
Правовой основой регулирования местного традиционного художественного творчества являются следующие нормативные правовые акты:
• Конституция Российской Федерации (статья 44);
• Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 149);
• Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
• Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;
• Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
• Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
• Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 609 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 № 919));
• Федеральная целевая программа «Культура России»;
• Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»;
• Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества»
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
• Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации oi 22.09.2008г.
Широко применяется в региональной практике регулирование данного вопроса нормативными актами субъектов Российской Федерации.30 Активные законотворческие процессы происходят и на региональном уровне. Во многих областях, краях, республиках появились законы, касающиеся социально-культурных проблем с учетом местных условий. Так, в Республике Саха (Якутия), Карелии, Томской области разработано законодательство по культуре. Свои законы по культуре имеются в Московской, Владимирской, Смоленской, Волгоградской областях. В ряде региональных законов четко прописаны формы поддержки народного творчества. Многие федеральные и региональные программы и положения направлены на эффективное применение субъектами Российской Федерации своих полномочий в решении социокультурных проблем.
Нормативное регулирование деятельности коллективов народного творчества ранее регулировалась документами Министерства культуры СССР, такими как Примерное Положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества31 и Положение о народных самодеятельных коллективах32.
С передачей компетенции по обеспечению деятельности клубных учреждений, в которых создавались творческие коллективы, на уровень местного самоуправления ответственность за нормативное регулирование отошла к учредителю.
В целях оказания организационно-методической поддержки и стимулирования деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений решением коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. № 10 было рекомендовано министерствам культуры в составе Российской Федерации, органам культуры исполнительной власти краев, областей, национальных образований с учетом местных особенностей и условий подготовить проекты нормативных правовых актов и в соответствии с действующим законодательством внести их на утверждение в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации.
Региональная практика демонстрирует порядок, направленный на сохранение единого культурного пространства территории, который предусматривает утверждение типового положения о клубном формировании и типового положения о народных (самодеятельных) коллективах нормативным правовым актом субъекта федерации либо приказом органа культуры субъекта федерации.
Всякий руководитель начинается со знания нормативно-правовой документации. Существует несколько путей, по которым нормативно-правовая документация доводится от вышестоящих структур до всех работников отрасли:
1. Федеральное агентство по культуре и кинематографии ежеквартально выпускает сборник
наиболее важных документов (приказов, распоряжений, постановлений) и рассылают их в:
- областные комитеты по культуре;
- областные научные библиотеки;
- высшие учебные заведения культуры;
- областные научно-методические центры.
2. Комитеты по культуры областного уровня тиражируют наиболее важные документы и рассылают их в городские и районные комитеты по культуре.
3. В периодической печати (газеты «Культура» и «Российская газета», журналы «Встреча», «Клуб») публикуются Указы о присвоении званий, постановления, положения, проекты законов и т.п.
Творческая работа клубных формирований художественной направленности должна предусматривать:
• привлечение участников ка добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;
• мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы, обучение навыкам художественного творчества;
Так, в Новосибирской области в 2007г. принят Закон Новосибирской области № 124-03 "О культуре в Новосибирской области" (с изменениями от 2 июля, 4 декабря 2008 г.).
1 Утверждено Постановлением коллегии Министерства культуры СССР от 24.05 1978 № 121
32 Утверждено Постановлением Секретариата ВЦСПС и коллегии Министерства культуры СССР от 15.09.1978 № 24-10.
• проведение репетиций, организацию выставок, выступление с концертами и спектаклями, участие
в конкурсах и других творческих мероприятиях.
Клубные формирования художественной направленности создаются с целью:
• приобщения населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим отечественным и мировым культурным образцам;
• популяризации творчества профессиональных и самодеятельных авторов, создавших произведения, получившие общественное признание;
• содействия в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах художественного творчества, развития творческих способностей населения.
Руководством самодеятельным творчеством в культурно-досуговых учреждениях занимается художественный совет. Художественный совет - общественный орган руководства самодеятельным художественным творчеством в культурно-досуговом учреждении. Главная функции Художественного совета - оказание методической помощи в развитии коллективов данного учреждения культуры.
Функции художественного совета
1. Художественно-творческая
• обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов;
• разработка программ, проведение мероприятий;
• оказание методической помощи в деятельности коллективов;
• участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.
2. Функция планирования - утверждение и корректировка плана всей художественно-творческой
деятельности ДК.
В положении о народных коллективах отмечается, что руководство народным самодеятельным коллективом может осуществляться художественным советом при самом самодеятельном коллективе, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается заведующим клубом, директором Дома, Дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.
Следующее руководящее звено народным художественным творчеством в культурно-досуговом учреждении - это художественный руководитель.
Художественный руководитель - это организатор художественно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творчества и оказывать методическую помощь руководителям коллективов народного художественного творчества. Часто он сам является руководителем какого-либо коллектива народного художественного творчества.
Функции художественного руководителя совпадают с функциями Художественного совета:
• планирование деятельности самодеятельных коллективов;
• методическая помощь самодеятельным коллективам;
• планирование программ;
• организаторская функция;
• функция контроля.
Непосредственное руководство коллективом народного художественного творчества осуществляет руководитель - это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.
Функции руководителя самодеятельного коллектива
• художественно-творческая
• воспитательная
• организаторская
• планирования
• контроля
В связи с тем, что участие в народном художественном творчестве - это добровольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хорошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою деятельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.
Он должен разбираться в качествах личности и видеть способности человека, то есть быт хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя, организовать успешный творчески! процесс будет невозможно.
Оценивая деятельность руководителя, необходимо учитывать следующие показатели:
1. Профессиональная компетентность: знание теории культурно-досуговой деятельности; навык! практической деятельности; степень самостоятельности в выполнении должностных обязанностей способность к самоанализу, соотнесение уровня притязаний и действительных возможностей осуществление методических функций по отношению к другим учреждениям культуры.
2. Профессиональная коммуникативность: способность к деловому и профессиональному диалогу i коллегами и руководством; профессиональное общение с клубной аудиторией, основанное как н; профессиональной компетентности, так и на знании этики и права; для руководителе] структурных подразделений: реально осуществляемый масштаб руководства, навыки эффективной управления.
3. Профессиональная креативность: способность адаптироваться к новой ситуации; примененш новых подходов к решению возникающих проблем; сформированное стремлени( самореализовываться через выбранную профессию; потребность к творчеству в организации свое! деятельности, наличие индивидуальной деятельности.
Помимо государственного : руководства в настоящее время в России осуществляете) методическое руководство народным художественным творчеством.
Методическое руководство социально-культурной деятельностью осуществляется цело* системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомственных i общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалисто( культурно-досуговых учреждений.
Методическое руководство СКД как система включает в себя ряд компонентов. Это:
1. Цели и задачи, определяющие главное направление методического руководства.
2. Объект методического руководства, который включает в себя:
• работников культурно-досуговых учреждений;
• актив, т.е. общественных организаторов культурно-досуговой деятельности;
• работников методических служб низшего уровня (методических кабинетов РДК).
3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование
внедрение достижений методики в широкую практику культурно-досуговой деятельности.
4. Субъект методического руководства, включающий:
• методические учреждения и органы высшего руководства;
• кадры, осуществляющие методическое руководство культурно-досуговой деятельности на всех уровнях;
Научные знания и технологии культурно-досуговой деятельности, которые выступают по отношению'к практике как непосредственная производительная сила.:
5. Средства, методы и формы методического руководства.
6. Условия методического руководства, включающие в себя:
• материально-техническое обеспечение, позволяющее постоянное внедрение нововведений в практику и творческий поиск новых, прогрессивных форм и методик;
• информационные системы;
• финансовое обеспечение системы методического руководства;
• психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные предпосылки для осуществления методического руководства.
Государственная система методического руководства в советский период включала в себя Всесоюзный, республиканские, областные (краевые, окружные, автономные ССР), городские научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-просветительных учреждений и общественные органы -художественный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В начале 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.
1. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реорганизовался в три структуры:
• Российский государственный дом народного творчества;
Российский государственный дом фольклора;
•
• Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.
2. Областные научно-методические центры.
3. Методические кабинеты при районных Домах культуры.
В структуру ОНМЦ обязательно входит отдел народного творчества, сотрудники которого ведут работу научно-методического центра по разделу «народное творчество»:
• накапливают, систематизируют и изучают статистические, отчетные, творческие материалы о художественной самодеятельности,
• участвуют в проведении научных и социологических исследований по проблемам народного художественного творчества, разрабатывают комплекс первоочередных и перспективных организационных, массовых музыкальных, учебно-методических и других мероприятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танцевального, изобразительного, кино-фотоискусства, оркестров духовых и народных инструментов, эстрадных и симфонических оркестров, вокально-инструментальных ансамблей,
• осуществляют контроль и оказывают всемерную помощь работе клубных учреждений с художественной самодеятельностью,
• поддерживают контакты со всеми творческими организациями других ведомств, союзами, обществами, учебными заведениями культуры,
• готовят методические пособия и рекомендации по вопросам развития жанров художественной самодеятельности и т.д.
Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путем перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные дворцы. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с центрами повышения квалификации (Хабаровский край, Вологодская, Ленинградская области) и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан).
В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры (Республики Чувашия, Саха (Якутия), Иркутская, Вологодская, Белгородская области).
В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, Научно-методические центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации.
Кроме региональных Домов народного творчества изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения, такие как районные и сельские методические центры, центры народной традиционной культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом социально значимые формы и методы работы учреждений культуры. Наблюдается тенденция к созданию интегрированных моделей учреждений культуры.
В последние годы заметно активизировалась творческая инициатива населения. Культурная жизнь насыщена локальными фестивалями, конкурсами и другими художественными акциями.
В предыдущие годы работники культуры стремились осмыслить место и роль методической службы народного творчества в процессе сохранения культурного разнообразия, подтвердить ее значимость в общем русле культурной политики государства, обеспечить методические службы современными информационными ресурсами, поднять престиж уникального явления художественной самодеятельности и любительского искусства, как средства творческого развития и самовыражения личности. В связи с чем была развернута работа по информатизации деятельности, результатом которой стали уникальные информационные проекты, отмеченные по итогам Всероссийского конкурса информационных программ дипломами Министерства культуры Российской Федерации.
Важное направление работы - методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущих работу по сохранению нематериального культурного наследия. В указанных целях ГРДНТ подготовил издания по правоприменительной практике, аналитические издания по проблемам культуры села, сборник
«Досуговые предпочтения: практика регионов» по итогам Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры.
Государственный Российский Дом народного творчества (ГРДНТ) ведет активную работу по повышению квалификации, принимает участие в экспертной оценке программы реструктуризации сети в субъектах федерации и концептуальном обеспечении преобразовательных процессов, готовит методические рекомендации о критериях преобразования и показателях деятельности сети культурно-досуговых учреждений в контексте реформ.
Учитывая специфику деятельности в каждом отдельном субъекте федерации Д(Ц)НТ должны направить свои усилия на создания методики конструирования муниципальной сети учреждений культуры с учетом многовариантности: оптимального; недостаточного; кризисного бюджета.
Создание своевременной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения является приоритетной задачей методических служб.
Перечислим примерный перечень методически-организационных функций Домов (Центров) народного творчества:
1. Методическое обеспечение и межрегиональная координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развития народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов.
2. Организационное обеспечение региональных, межмуниципальных государственных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания.
3. Информационное обеспечение субъектов культурной политики по предмету деятельности.
4. Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания.
5. Осуществление общественных связей по вопросам организации и участия в фестивалях, конкурсах и смотрах национальных культур народов России и мира.
6. Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы.
7. Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций.
8. Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества.
9. Сбор и обобщение государственных статистических данных по-сети -культурно-досуговых учреждений в субъектах Российской Федерации.
10. Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов.
11. Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.
12. Обеспечение аналитических, социологических и маркетинговых исследований по предмету деятельности.
13. Разработка методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой практики.
14. Повышение квалификации руководителей и специалистов по предмету деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов, семинаров.
15. Издание методических, рекламных и других материалов по предмету деятельности.
16. Разработка критериев и Положения о присвоении звания «народный коллектив», обеспечение работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах субъектов Российской Федерации.
17. Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций.
18. Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов.
19. Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений.
20. Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, классов.
21. Производство методической печатной, аудио-, видео- и кинопродукции.
22. Разработка методических материалов и учебных программ по народному художественному творчеству.
В современных условиях происходят изменения, создаются необходимые условия для появления методических служб народного художественного творчества, с более широким спектром деятельности:
1. Информационно-аналитическими функциями, которые позволяют представить картину всего
происходящего - мониторинг, анализ, прогноз.
2. Концептуально-программными, разрабатывающими концепции, программы, стратегии, сценарии предстоящих действий, опираясь на результаты работы информационно-аналитических.
3. Взаимодействие с общественностью, затрагивая их интересы с учётом решений схода граждан.
4. Преобразования РОМЦев, методических отделов РДК или отделов культуры в
информационно-аналитические службы со статусом учреждения и с учётом статей расходов на
содержание работников и затрат на информацию (Интернет), научное обеспечение.
5. Непосредственное взаимодействие учреждений культуры со структурами, осуществляющими
социальные мероприятия, реализующиеся через систему проектов, направленных на сохранение
традиций, развитие любительского искусства и ремёсел (фестивали, выставки, самодеятельные
коллективы), поддержку социально незащищённых слоев населения (пожилых людей), поддержку
общественных инициатив (детско-юношеские клубы, патриотические движения и др.).
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Как в современных условиях федеральные и региональные органы управления культурой ведут работу по развитию НХТ.
2. Опишите структуру управления народным художественным творчеством в России.
3. Каковы законодательные основы организации и руководства НХТ в Российской Федерации?
4. Охарактеризуйте учреждения социально-культурной сферы, деятельность которых способствует сохранению и развитию НХТ.
5. Какова роль региональных целевых программ по сохранению и развитию НХТ в деле возрождения традиционной национальной культуры?
6. Какие организации, учреждения и т.п. осуществляют методическое обеспечение народного художественного творчества.
7. Опишите принципы подбора репертуара для коллектива народного художественного творчества
Список литературы
1. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. - М., 1992.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. - М. : МГИК, 1992. -160 с.
3. Бибеева И.Н. О вокальной работе в хоре // Культура. Развитие. Искусство. - Тюмень, 1994. - С. 239-241.
4. Буров А.Г. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре. - М., 1985.
5. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., Педагогика, 1972. - 287 с.
7. Волков Л.А. Ансамбль - вид музыкального искусства // Культура: музыка, театр: Матер. Всерос. науч.-метод, конфер. - Тюмень, 1996. - С.38 - 40.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М: ЭКСМО-Пресс,2000.-С.807-819.
9. Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей техн. кружков. -М.: Просвещение, 1981.
10. Дранков В.Л. Природа художественного таланта. - СПб, 2001.
11. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2003.-88 с.
12. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2000.
13. Жданова Т.А. Художественные возможности и инструментарий оркестров и ансамблей Ханты Мансийского автономного округа / Т.А. Жданова. - Общественная организация социально-культурно] деятельности: Матер. Всерос. науч.-практ. конфер. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. - С. 237-238.
14. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй и жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: кн. для старшеклассников / B.J1 Иванов. -М.: Просвещение, 1991.
15. Иванова, Т.В. Педагогическая модель «Формирование знаний о региональной музыкально: культуре в учебном процессе ДШИ и ДМШ»: Учебно-методические рекомендации / Т.В. Ивановг ПГИИК. - Пермь, 2008.
16. Исаенко В.П. Детские объединения в клубах // «В помощь клубному работнику», №11. - 1987. 117 с.
17. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: уче£ пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств. - М.: Просвещение, 1984. - 22 с.
18. Каргин А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средни учебных заведений культуры и искусства: учеб. пособие. - М.: Гос. респуб. центр русского фольклор; 1997.-288 с.
19. Картавцева М.Т. Развитие музыкальных способностей участников самодеятельног художественного коллектива: Учеб. пособие. - М.: МГИК, 1989.
20. Коваленко А.А. Программно-методическое обеспечение подготовки в спортивных танцах Спортивные танцы: бюллетень. - 1999.-№1.
21. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников / JI.I Константинова // Начальная школа.-2000.- №7.-С. 66-71.
22. Культурно-досуговая деятельность: учебник/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.:МГУК, 1998.-462 с.
23. Кутьмин СП. Театр: здесь и сейчас // Социально-культурное пространство региона: мате} регион, науч.-практ. конфер. - Тюмень: Вектор Бук. - 2004. - С. 115-117.
24. Лаврова Т.В. Педагогический процесс в театральном самодеятельном коллективе как разрешени типичных педагогических ситуаций. - В сб.: Педагогические условия организации самодеятельног творчества. -Л.: ЛГИК, 1982. - С. 13-26.
25. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. - М. Просвещение, 1991.
26. Логунов, М.Ю. Методика проведения командного конкурса с начинающими танцорами: Мате] науч.-метод. конференции / М.Ю. Логунова. - 2000.-С 52-60. - .._._. ... - - -•
27. Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое мышление. Мн.: Харвест, 2003. :
28. Михеева, Н.А., Галенская, Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 170 с.
29. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. М.: МГУКИ, 2000.
30. Общественная организация социально-культурной деятельности: матер. Всерос. науч.-прак конфер. «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (] Тюмень, 15-16 апр. 2004 г.) / науч. ред. В.В. Попов; отв. ред. Ф.Х. Попова. Тюмень, 2004. - 240 с.
31. Педагогические условия организации самостоятельного творчества. Сб. научных трудов. - Л 1982.-145 с.
32. Попова Ф.Х. Непрерывное образование в подготовке руководителя клубного художественног коллектива. В сб. Современные проблемы подготовки специалистов в вузе.: матер, межвуз. науч.-прак1 конф. - Тюмень, 1992. - С. 123-124.
33. Попова Ф.Х. Проявление синтеза искусств в самодеятельном художественном творчестве. В с(. Проблемы синтеза искусств: матер, науч. конф. Ч.П.-Тюмень, 1991. - С. 118-120.
34. Попова Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. В сб. Социально-культурно пространство региона: матер, регионал. науч.-практ. конфер. - Тюмень, Вектор Бук, 2004. - С.21-25.
35. Попова Ф.Х., Новакаускене Е.Ю. Продюсер и продюсирование эстрадной музыки. В сЕ Культурологические проблемы развития региона: матер. Всерос. науч.-практ. конфер. - Тюмень, 1999. С. 8-10.
36. Попова, Ф.Х. Авторская художественная самодеятельность как синтетическое искусство. В сб. Синтез искусств: театр, музыка, кино. Матер, межвуз. науч. конфер. Ч.П.-Тюмень, 1992. - С. 29-37.
37. Проблемы мотивации участников самодеятельного художественного коллектива. - Экспресс -информация. -М.: 1983, вып. 2.
38. Проблемы оценки художественной самодеятельности (в практике работы жюри): сб. науч. трудов. - М.: 1980. - 143 с.
39. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся: сборник. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. -164 с.
40. Пути сохранения и развития народных традиций в современном художественном творчестве народностей Севера: пособие о передовом опыте. Москва, 1988. - 70 с.
41. Самодеятельное художественное творчество в СССР: очерки истории / В 3-х томах. - СПб, 2000.
42. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях: учеб. пособие для студентов культ.-просвет. фак. ин-тов культуры, искусств, пед. вузов и ун-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
43. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. -СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.
44. Соколовский, Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. - М.: Сов. Россия, 1979.
45. Соломоник, В.А. Репертуар - основа воспитательного воздействия в самодеятельном коллективе: в сб.: Педагогические условия организации самодеятельного художественного творчества. - Л.: ЛГИК, 1982.-С. 27-42.
46. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: межвузов, сб. науч. статей / ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - 177 с.
47. Социально-культурное пространство региона: матер, регионал. науч.-практ. конфер. «Региональная культура» (Тюмень, 17-18 апр. 2003 г.) / науч. ред. В.В. Попов; отв. ред. Н.Ю. Перевозкина; ТГИИК; ИПОС СО РАН. - Тюмень: Вектор Бук, 2004. - 224 с.
48. Социальные и творческие проблемы художественной самодеятельности. -М.: 1981.
49. Стенографический отчет о заседании государственного совета "О государственной поддержке традиционной народной культуры в России" : 26 дек. 2006 г. // Дом культуры. - 2007. - № 3. - С. 3-9 ; №4.- С. 3-10; №5.- С. 3-11.
50. Столяров Ю.С. Уроки творчества: (из опыта организации технического творчества школьников). -М.: Педагогика, 1981.
51. Тульчинский Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры: учеб. пособие. - СПб., 1996. - 191 с.
52. Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство, воспитание. -М.: 1985.
53. Цукерман B.C. Сущность, структура и основные характеристики художественной самодеятельности: учеб. пособие. - Челябинск, 1984. - 55 с.
54. Цуркан В.М. Сельская художественная самодеятельность: тенденции развития. - Кишинев, Штиниица, 1990. - 190 с.
55. Чабанный В.Ф. Стили управления любительским хоровым коллективом: Учебное пособие. -СПб, 1992.-55 с.
56. Шулунова Л.И. Работа клуба по пропаганде и освоению традиционного народного творчества. -Л., 1982.-81 с.
Тестовые задания по курсу «Народное художественное творчество»
1. Как называется одушевление предметов и явлений природы?
а) анимизм, б) антитеза, в) аллегория
2. Фольклоризм это:
а) подлинный фольклор в его естественных формах бытования
б) вторичный фольклор, современная сценическая форма исполнения фольклора
в) аутентичный фольклор
3. Жанр русского фольклора, героическая песня повествовательного характера, возникшая ка*
выражение исторического сознания русского народа в эпоху Киевской Руси?
а) былички, б) буффонада, в) былина
4. Изменяемость фольклорного произведения в устном бытовании, один из определяющих
признаков фольклора?
а) ассимиляция, б) вариативность, в) градация
5. Как называли языческое божество древних славян, бога грозы, молнии и грома? а) Перун, б) Мокош, в) Хоре
6. Назовите разновидность народного кукольного театра, предназначенного для представление евангельского сюжета о рождении в пещере Иисуса Христа:
а) вертеп, б) раёк, в) балаган
7. Кто является персонажем жанра быличек? а) Иван-царевич, б) ведьма, в) Илья Муромец
8. «Лебедь белая», «Поле чистое», «Море синее»... Определите вид художественно-изобразительного средства:
а) тавтология, б) гипербола, в) эпитет
9. Жанр детского фольклора, песенки, приговоры, обращения к силам природы: а) дразнилка, б) запев, в):заклички :
10. Чучело из соломы и рогож, одетое в женское платье. Его украшали, клали в корыто и, имитируя похороны, несли к реке. Одни провожающие плакали и причитали, другие с грубыми остротами продолжали свое дело. У реки чучело раздевали и бросали в воду. При этом пели песни. Затем пили и веселились.
а) Обряд колядования, б) Обряд похорон Костромы, в) Обряд завивания березки
11. В северно-русском типе свадебного обряда
а) преобладает праздничное настроение, общий веселый тон
б) преобладает драматическое настроение с включением в обряд большого количества
причитаний