Лекция 3. ИТАЛЬЯНСКИЕ САДЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План

1.Итальянские сады эпохи возрождения.

2. Итальянские сады. Вилла Капрарола.

3. Итальянские сады. Вилла Ланте.

4. Итальянские сады. Вилла д'Эсте.

После тысячелетия средневековья на рубеже XIV—XV вв. в культуре Европы формируется новое направ­ление, обращенное к гуманизму ан­тичности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение — это не просто рас­цвет искусства, связанный с возвра­щением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стрем­ление человека освободиться от по­давляющего гнета церкви. В архи­тектуре Возрождение — это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, об­щественных зданий. В это время в Италии работали такие великие ма­стера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них прини­мали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Воз­рождение (XIV—XV вв.), Высокое Возро­ждение (вторая половина XV в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период харак­теризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произве­дение, где гармонически слиты при­рода и искусство. Обобщая все мно­гообразие садов итальянского Ре­нессанса, можно выделить следую­щие общие черты в использовании природного ландшафта и плани­ровке.

Рельеф. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицован­ных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных баллюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лест­ниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую компози­цию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода. Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой — со всей щедростью и откровенным восхищением, свой­ственным Возрождению. Вода, взя­тая в трубы, направляется с верх­них частей склонов в различные точ­ки сада, где вздымается в фонта­нах, ниспадает в каскадах, разли­вается в плоских бассейнах. Спо­койной воды почти нет.

Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность. В аллеях росли ширококронные деревья — платаны и дубы, реже кипарисы, используе­мые в качестве акцентов. Для созда­ния зеленых стен применялись расте­ния, хорошо сохраняющие форму после стрижки,— лавр, мирт, сам­шит, позже — сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состо­яли преимущественно из вечнозе­леных деревьев, главным образом ду­бов. Они росли свободно, но обрам­лялись зелеными стрижеными сте­нами. Из листопадных использова­ли ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и масли­ны. В группах применяли в основ­ном хвойные — сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах вы­ращивали цитрусовые. Вьющиеся — виноград, розы, плющи — использо­вали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием — боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометриче­ский контур — чаще всего прямо­угольник или квадрат. Его внутрен­нее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посад­ки внутри боскета могут быть регу­лярными или свободными. Часто бо­скеты имеют внутренние дороги, свя­занные с общей дорожной сетью (вилла Боболи).

Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго проду­мано.

Планировка. Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкну­ты и строятся на внутренних компо­зициях. Замкнутое пространство са­да связано с окружающим ландшаф­том с помощью одного или несколь­ких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают «лесные» участки или рощи.

В целом планировка итальянского сада формировалась следующим об­разом:

— на террасированном склоне, в его различных частях — на вершине, в средней части или у подножия — размещался дом. Он был планиро­вочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композици­онная ось;

— сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продоль­ная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены по­перечные оси. Композиционные уз­лы — дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения разме­щались по этим осям, на их пересе­чении или завершении;

— основная часть сада была за­нята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутрен­ние перспективы и узлы, акценти­рующими их декоративные элементы;

— партеры размещались по глав­ной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (раз­витие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стри­женого буксуса, украшался фонта­нами и скульптурой. Часто на пар­терах устраивались беседки, трелья­жи, перголы;

— плоская часть сада часто замы­калась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчива­лась ступенчато оформленным отко­сом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфи­театров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;

— типичный элемент — так назы­ваемый «секретный сад» — изоли­рованный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

— каждый узел композиционно завершен в общем, целостном реше­нии сада.

Ниже приводится краткое описа­ние садов некоторых вилл.

Вилла Капрарола.

В 70 км от Ри­ма, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547— 1550 гг. построил замок для карди­нала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен неболь­шой дом и разбит сад, предназначен­ный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и ре­шен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшен­ной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкну­тому с двух сторон стенами, ко вто­рому уровню — площадке, богато оформленной фонтанами и монумен­тальными изваяниями речных богов, а от нее — на третий уровень — от­крытое пространство перед домом — Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75X44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установле­ны 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволя­ет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для рас­крывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой раститель­ностью. Эта площадка является куль­минационной точкой, когда из замк­нутого пространства, ориентирован­ного на восприятие внутренних ком­позиций (состоящих из водных уст­ройств и скульптуры, лишенных зе­леного оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внут­ренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные раз­меры, сад решен монументально — в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружаю­щим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте.

Строительство виллы осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяя в 84 км от Рима. Владель­цем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад релье­фа 16 м. Здесь, как и в вилле Кап­рарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при об­щей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зод­чий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью.

Нижняя терраса — входная часть сада — решена в виде плоского пар­тера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддержи­вающих руками герб Монтальто, да­ет монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформ­лены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.

Композиция сада интересна посте­пенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боске­тов и плотнее смыкаются кроны де­ревьев (платанов). Водоток, стекаю­щий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами.

Сад окружен стеной, однако с за­пада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в кото­рой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фон­тан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жест­кой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.

Вилла д'Эсте.

Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее вла­дельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Ав­тор — арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, пе­репад рельефа 35 м.

Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Кру­той откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера I дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов — на партере, водоемов поперечной оси и Фон­тана драконов, образующие мощные верттикальные акценты. Достоприме­чательность сада — две поперечные оси. Верхняя — Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, исто­чающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой — площадкой Торжествую­щий Рим. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и пред­ставляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она за­вершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низверга­ется водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гар­монично вписан в общую компози­цию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями террито­рии. К числу таких садов можно от­нести виллы Боболи и Гамберайя.

В итоге можно выделить следую­щие особенности итальянских са­дов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

— сады относятся к числу регу­лярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также це­лые рощи, пронизанные «лесными дорогами»;

— имеют архитектурный харак­тер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульми­нации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооруже­ниях малых форм — скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

— композиционная целостность сада — одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, про­странственной целостностью, нерасторжимым единством природы с ар­хитектурой, использованием мест­ного строительного материала и ас­сортимента растений, с другой — развитием заданной темы и форми­рованием целостного художествен­ного образа сада;

— преобладание внутренних ком­позиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

— богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

— учет цвета и световых эффектов;

— продуманность соотношений, соразмерность планировочных эле­ментов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпор­ных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное на­правление в искусстве, новый стиль — барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризу­ются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты осо­бенно ярко проявились в архитекту­ре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора,

К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи — новый прием, получивший дальнейшее раз­витие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность как типичная черта барокко проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представля­ют собой завершенную парковую композицию.

Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, напри­мер площадка Торжествующий Рим на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали глубокое влияние на садово-парко­вое искусство Европы, в первую оче­редь Франции.

Наши рекомендации