Основные принципы типологизации и типы культур
Тип культуры- это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всех других.
Принципы типологизации:
1.Формационный. Устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства (первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического). Культура соответствует способу производства. Этот принцип разделяет исторический процесс на множество этапов развития культуры, сменяющих друг друга: первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, индустриальный, постиндустриальный.
2.Цивилизационный. Этот принцип трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Многие исследователи говорят об отрицательном воздействии на культуру цивилизационных процессов, т.к. цивилизация порождает чуждые культуре явления: массовость, утилитарно-прагматические установки,
технократию. Разделяет культурный процесс на несколько периодов: биогенный, духовно-культурный, технотронный.
3.Концептуальный. Этот принцип дает возможность осмыслить культуру через призму господствующего в обществе мировоззрения. Осмысливаются мир, место в нем человека, значимость его деяний, взаимоотношения с другими людьми.
4.Культурно-исторический. Этот принцип является наиболее распространенным. Акцентируются духовные доминанты исторических эпох и периодов, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры.
5.Религиозный. Этот принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от главенствующего типа религиозного мировоззрения. Все религиозные верования от самых первоначальных до современных можно свести к двум разновидностям: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на языческую (древнюю) и культуру, в которой превалирует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).
6.Этнонационалъный. Этот принцип дает анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. На территории локального расселения определенного этноса существует свой тип культуры. Он, естественно, тесно связан с менталитетом этноса. Такая национальная культура внутри себя характерна чертами общности. при сравнении с другими в ней выделяются яркие отличия.
7. Демографический. В этом принципе содержится ориентация па выявление особенностей и общностей признаков, детерминирующих качество культурных ориентации Здесь особое значение имеют плотность, численность, состав, социальная занятость населения.
8. Регионально-территориальный. История подтверждает, что облик и судьба той или иной культуры находятся в прямой зависимости от географических и климатических условий среды. Типы культуры
1)Конкретно-исторический тип. Каждая историческая эпоха дает нам набор наиболее существенных, общих духовных ценностей. В культурологии выделяются след.исторические типы европейской культуры: природно-символический (древнейшие формы культуры), антропокосмонический (античность), христианско-религиозный (Средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Реформация), рационально-нормативный (абсолютизм), критико-просветительский (Просвещение), романтически-утопический (романтизм), индивидуально-прагматический (вторая половина XIX в.), тоталитарно-бюрократический и демократически-технотронный, гуманистический (XX в.).
2) Природно-символический тип. Это ранние формы культуры. Культурные ценности приобретают материальное воплощение в природных явлениях.
3)Антропокосмогонический тип. Единство природного, космического и человеческого начал в эпоху античности. В основе античной культуры лежала культура Древней Греции, которая предопределила многие важные культурологические представления более позднего времени.
4)Протестантско-реформистский тип. Культура, отразившая протестантской религии. Протестантизм возник как оппозиция консервативности и деспотизму католицизма. Он был направлен против роскоши и жесткого контроля католической церкви за внутренней духовой жизнью человека. Протестантизм сделал церковные традиции более демократичными, поставил индивидуальную веру личности выше формальной и ритуальной стороны религиозности, заложил основы свободомыслия и правовых основ в государственности.
5)Рационально-нормативный тип. Культура эпохи абсолютизма, которая была преимущественно рациональной и нормативной идеология страны, за подавление сепаратизма. Королевская власть способствовала развитию буржуазных отношений. Мануфактура представляла собой тесную кооперацию работников, выполняющих каждый свои конкретные функции в расчлененном процессе производства
6)Индивидуально-прагматический тип. Культура в эпохи зрелых буржуазных, когда доминирующими стали прагматические интересы личности с возникновением института частей собственности. Внимание к личной инициативе, предприимчивости и целеустремленности в приумножении материальных благ.
7)Демократически-технотронный тип. Культура современных высокоразвитых цивилизаций, для которой характерна повышенное влияние техники. Влияние это разнородно. С одной стороны, оно позитивное и демократическое, с другой стороны — негативное.
8) Тоталитарно-бюрократический тип. Это официальная культура, которая подчиняется диктату господствующей идеологии. Самостоятельное органичное развитие культуры вытесняется административно-бюрократической формой ее организации. Личностное начало, индивидуальность, полностью нивелируются.