Лекция 1. Риторика как наука и учебная дисциплина

Р И Т О Р И К А

Тексты лекций

Учебное пособие содержит курс лекций по программе «Риторика» для студентов заочной формы обучения всех специальностей Лекции являются дополнением к существующей литературе и предназначены для оказания помощи студентам в самостоятельном освоении содержания данной специальности.

В лекциях автор использует работы Аннушкина В.И., Андреева В.И., Введенской Л.А. и Павловой Л.Г., Корниловой Е.Н., Клюева Е.В., Кохтева Н.Н., Кузнецова И.Н., Львова М.Р., Марченко О.И., Михайльской А.К., Ханина М.И., Шейнова В.П., Рождественского Ю.В., Станкина М.И., Формановской Н.И. и других.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Лекция 1. Риторика как наука и учебная дисциплина

Лекция 2. История античной риторики, развитие теории красноречия в средние века и в Новое время.

Лекция 3. Развитие ораторского искусства Древней Руси, петровская эпоха, Россия ХХ века.

Лекция 4. Неориторика. Риторика в эпоху компьютеров.

Лекция 5. Общие понятия о видах речевой деятельности.

Лекция 6. Роды и жанры ораторской речи. Основные функции и закономерности ораторского искусства.

Лекции 7. Речь, ее взаимодействие с языком.

Лекция 8. Законы общей риторики. Правила слушания и говорения.

Лекция 9. Планы и композиции речи.

Лекция 10. Методика подготовки речи.

Лекция 11. Этика и эстетика ораторской речи.

Лекция 12. Оратор и аудитория. Виды полемики. Правила ведения полемики.

Лекция 13. Стиль ораторской речи. Риторические фигуры и тропы, их взаимодействие.

Лекция 14. Общение и его основные виды. Деловое общение.

Лекция 15. Общение в конфликте.

Лекция 16. Техника речи, особенности речи перед микрофоном.

Лекция 17. Деловая документация.

Заключение.

« В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать…Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере».

А.П.Чехов.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание курса лекций по риторике первое в ГУУ, пробное. Оно рекомендуется студентам университета, чье будущее основано на экономике, бизнесе. Можно ли достичь успехов в этих областях, не умея убеждать партнеров, заинтересовать их, расположить к себе? Как сформировать уверенность в себе, как научиться убеждать, как достичь умения правильно, красиво и интересно говорить? Это и многое другое можно узнать из данного курса лекций.

Умение говорить – это кратчайший путь к успеху. Почти любой человек, как утверждает Дейл Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», «может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая бы воспламенила его».

Знание основ риторики, практическое их применение позволит Вам приобрести чувство уверенности, стать более «раскованным», коммуникабельным, поможет убедить оппонентов в своей правоте, победить в споре. Для этого необходима серьезная, настойчивая работа каждого студента над собой и своими умениями, качествами. При этом не стоит думать, что предлагаемые лекции дают ответы на все случаи жизни. Нет, универсальных рецептов на все случаи жизни не существует.

Хорошим оратором стать непросто. Мастерство оратора зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков,

умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и, главное, самому стараться как можно чаще выступать, основательно готовясь к этим выступлениям, не надеясь на «авось!». К риторическим навыкам и умениям оратора Введенская Л.А. относила следующие: навык отбора литературы, изучения отобранной литературы, навык составления плана, написания текста речи, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени. Из этих навыков, приобретенных способностей оратора складываются его умения: самостоятельно готовить выступление, доходчиво, красочно и убедительно излагать материал, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, отвечать на вопросы слушателей, применять наглядные пособия (если это необходимо), технические средства и т.д. Если какие-нибудь основные навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение с аудиторией может оказаться неэффективным. Предположим, вы хорошо написали текст речи, просто и ясно его излагаете, но не умеете укладываться в определенное время и не успеваете донести до аудитории самые важные свои положения…Как в таком случае можно говорить об эффективности общения?

Оратор должен очень хорошо знать предмет своей речи, чтобы привести какие-то новые неизвестные аудитории факты, ответить на вопросы слушающих – только тогда он может рассчитывать на внимание аудитории. Т.о. оратор должен быть человеком эрудированным, осведомленным в разных областях науки, искусства, техники. Нельзя забывать и о том, что оратор должен не только «создать» свою речь, но и донести ее до слушателей. Поэтому он должен научиться выступать с речью перед аудиторией и здесь важно всё: манера держаться, громкость речи, хорошая дикция, темп и тон речи, разнообразные интонации при произнесении речи, паузы, жесты, мимика и т.п.

Следует также учитывать, что каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Одни ораторы воздействуют на аудиторию логикой, последовательностью и доказательностью мыслей; другие – эмоциональностью, страстью своего выражения; третьи – сочетают в различной степени эти особенности. Каждый должен определить свою манеру выступления и стараться учитывать недостающие качества, чтобы стать хорошим оратором.

Материалы этой работы помогут расширить круг знаний по истории риторики, методики подготовки речи, логике красноречия, теории спора, произносительной стороне ораторской искусства, деловому красноречию.

Лекция 1. Риторика как наука и учебная дисциплина.

Наши рекомендации