Технология выполнения батика

Оборудование, инструменты, материалы и их подгоᴛᴏʙка для художественной росписи.

Для занятий художественной росписью тканей необходи­мо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое ра­бочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и не­обходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола — 1 кв. м. На этот стол укладывает­ся деревянная раздвижная рама — пяльцы, состоящие из че­тырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а ᴨᴏᴛому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стой­ким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. По­сле накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устой­чивой.

В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диамет­ром 6—8 мм с заостренными концами, поролоновые и рези­новые губки, колонковые, барсуковые кисти.

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуа­ром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий.

Для росписи способом горячий батик следует запастись более ᴄᴫᴏжными приспособлениями и инструментами. Пре­жде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в ко­тором помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»). Для нанесения резерва необхо­дим набор различных инструменᴛᴏʙ. Это так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же, как и ножи и каталки, должны надеваться на деревянные ручки.

Для свободной росписи, кроме приспособлений и инстру­менᴛᴏʙ, перечисленных в холодном батике, необходимо до­бавить круглые и плоские щетинные кисти.

Основные способы росписи ткани

Холодный и горячий батик основаны на применении ре­зервирующих составов, ограничивающих растекаемость крас­ки по полотну.

В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязатель­ного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цвеᴛᴏʙ, применяемых для росписи, практически не ограниченно.

В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохᴘẚʜᴇния их от растека­ющейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения ре­зервирующего состава предоставляет возможность делать более тонкие и раз­нообразные разработки орнаментальных форм, в особенно­сти цветочных.

Свободная роспись производится без применения резер­вирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отдел­ка рисунка иногда производится при помощи холодного ре­зерва. Здесь больше, чем в ᴘẚʜее упомянутых способах, индивидуального творчества. Свободная роспись имеет очень много самых разнообразных приемов, о которых будет рас­сказано ниже.

Все три способа росписи тканей постоянно совершенству­ются. Художники, работающие в этой области, находят все новые и новые художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не могут считаться исчер­пывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.

Для выполнения всех трех способов росписи ткань нака­лывается на крючки рамы (пялец), причем необходимо стро­го соблюдать взаимно перпендикулярное расположение ни­тей основы и утка, а кроме того параллельное их расположение каждой из сторон рамы.

После того как ткань наколота на крючки, стороны рамы раздвигаются до полного натяжения ткани и закрепляются винтами-барашками, чтобы во время работы натяжение тка­ни не ослабевало.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стек­лянные трубочки. Наиболее распростᴘẚʜенная, и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар пред­ставляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава.

Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, учитывая, что ширина контура зависит не только от величины от­верстия, но и от толщины трубочки.

Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под уг­лом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикуляр­но к плоскости ткани. При этом напор резервирующего со­става усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).

В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. По этой причине вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервиру­ющий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервиру­ющий состав не пролился на ткань.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, учитывая, что в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющего­ся жира, и краска при заливке не подходит вплотную к кон­турной наводке.

Заливка рисунка краской производится ватными тампо­нами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в против­ном случае они все будут разной светлоты или на них по­явятся ореолы и разводы.

Трубочку надо хранить отдельно от других инструменᴛᴏʙ, на специальной деревянной подставке с продольными деле­ниями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см) в перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выли­вался.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий).

3. Работу от пятна.

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разо­гретым резервирующим составом. Получается контурный ри­сунок, геометрический или растительный орнамент.

Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким три­котажем, надежно закрепляют на них. Перед работой они (так же, как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогре­вания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте и не будет про­питывать ткань. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесен­ного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После уда­ления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цвеᴛᴏʙ в отдельные ограниченные резервом эле­менты орнамента. Такая заливка производится до перекры­тия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим со­ставом и только ᴨᴏᴛом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно по­лучается при способе росписи простым батиком, дополняет­ся другими цветами.

Роспись способом ᴄᴫᴏжного батика состоит из несколь­ких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим со­ставом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шабло­ном был переведен на ткань.

Роспись от пятна — самая ᴄᴫᴏжная, и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в ᴄᴫᴏжном батике, но вместо сплош­ных последовательных перекрытий всей ткани здесь на по­лотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цвеᴛᴏʙ. По каждому из этих пятен идет соответству­ющая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резерви­рующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как пра­вило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, учитывая, что необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа ᴄᴫᴏжным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цвеᴛᴏʙ и их оттенков.

При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а ре­зервирующий состав застывал.

После того, как работа полностью закончена, ткань снима­ют с рамы, растягивают по диагонали, с тем чтобы резерви­рующий состав растрескался и осыпался с ткани. Для допол­нительного удаления резерва ткань можно помять и сильно встряхнуть. После этого нужно на стол уложить два-три слоя газет, сверху положить лист оберточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх нее снова положить оберточ­ную бумагу, газеты и прогладить горячим утюгом. Под утю­гом резервирующий состав расплавится и впитается в бумагу. Проглаживание следует повторить два-три раза, каждый раз меняя бумагу. Окончательное удаление жировых пятен, оставшихся после проглаживания, производится путем про­мывки в бензине (можно протереть изделие, вновь натянутое на раму, ватным тампоном, смоченным бензином).

Кроме описанных выше способов оформления ткани с при­менением горячего резервирующего состава, существует очень эффектный прием отделки законченного рисунка. Это гак называемый эффект кракле.

После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия), ткань, натянутая на раму, при помо­щи широкой кисти —флейтца — сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань сни­мают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном пере­крывают более темной краской. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервиру­ющего состава производится ранее описанным способом.

Изготовление панно

Материалы:

Ткань - креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно Ткань берется с запасом, т. е. готовое изделие получится 120х70 см.

Резерв - прозрачный

Краски:

Стеклянная трубочка для резерва

Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.

Кисти - 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.

Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.

Деревянная рама, или подрамник.

Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

Натягиваем ткань на раму.

Для начала ровно располагаем ткань, далее - прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делается это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.

После того как ткань натянута, нужно перенести рисунок панно с заранее разработанного эскиза в размер рамы. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, его можно обвести поверх карандаша перманентным маркером.

Затем рисунок подкладывается под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее. Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.

Резерв наносится очень аккуратно – чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Высыхает он за час, но можно ускорить процесс сушки феном.

Следующий этап - роспись. Перед тем как наносить краску, раскрашиваемая область смачивается чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а также для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.
Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели один цвет постепенно вплавляется в другой, благодаря чему можно добиться ровных переходов и игры цвета.

Цвета смешиваются на палитре.

При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

Наносить краску нужно внимательно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удастся.
Постепенно, расписывая небольшие детали, следует перейти к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.

Роспись закончена. Если в каких-либо местах цвет, не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст. После высыхания, работа готова к использованию по прямому назначению.

Заключение

В связи с массовым строительством различных типов общественных зданий (дворцов, банков, музеев, театров, гостиниц, предприятий общественного питания, туристических комплексов) особое значение приобретает решение интерьеров, отвечающих функциональным, эстетическим и экономическим требованиям современной архитектуры. Существенной особенностью, характерной для современного этапа развития архитектуры, является возросшая роль произведений декоративно-прикладного искусства в интерьере, как общественных зданий, так и в жилых помещениях. На них часто переносится роль художественного акцента, служащего главным украшением данного помещения. Роль такого акцента на фоне гладких стен может играть художественный текстиль. Особое значение в этой связи приобрели декоративные ткани, самостоятельного художественного выражения: занавесы, декоративные текстильные панно, выполненные в различных техниках ручной росписи: холодного и горячего батика, свободной росписи.

Работа в этой технике позволяет приобрести знания об основных существующих способах ручной росписи ткани в технике батика и дальнейшего применения их в своей творческой и педагогической деятельности. Помогает выявить индивидуальные творческие способности, развитие образного мышления и фантазии, а также повышает эстетический вкус и художественную культуру.

В ходе выполнения декоративного панно были применены законы цветоведения при работе в материале, овладение техникой свободной росписи и умением комбинировать все виды техник ручной росписи ткани.

Применив умения и навыки, полученные за время обучения, удалось создать яркий эмоционально-значимый художественный образ с учётом области применения: в оформлении интерьера или в разработке ансамбля одежды.

Цели и задачи, поставленные первоначально, были достигнуты.

Список использованной литературы

1.В.А. Козлов «Основы художественного оформления текстильных изделий». М. Легкая и пищевая промышленность 1981 г.

2.Л.В. Фокина «Орнамент». Учебное пособие для Вузов Ростов на Дону «Феникс» 2005г.

3.Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция» М. «Владос» 2005 г. учебное пособие для Вузов.

4.М.А. Синеглазова «Распишем ткань сами» М. Профиздат 1998 г. Ремесло и рукоделие.

5.«Искусство батика» - энциклопедия художника. Учебное пособие для Вузов. М. «Внешсигма» 2000 г. 6 Е.А. Зайцев «Наука о цвете и живопись». М. 1986 г.

6.Т а н к у с О. В., Гороховская Л. М- и др. «Технология росписи тканей.» М., 1969.

7.Ш у м я ц к а я Н. «Как создаются рисунки для тканей. — "Декоративное искусство СССР». 19,58, №8.

8.Брита Хансен. «Роспись по шелку». 1997 г

9.Аллахвердова Е. Э. «Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие» Г. Э. Аллахвердова. - М. : АСТ : Астрель , 2004. - 79 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2262469-КХ

10.Гамаюнова О. «Роспись ткани : холодный батик // Юный художник.» – 2001. – N 5. - С. 44-45

11.Горшкова Л. Батик на уроках изобразительного искусства в школе // Искусство в шк. – 1999. – N 6. - С. 56-57

12.Дворкина И. А. Батик: Горячий. Холодный. Узелковый / И. А. Дворкина. - М. : Радуга , 2000. - 159 с. СОУНБ; Шифр 85.125.3; Авторский знак Д243; Формат Б; Инв. номер 2223960-ЕФ

13.Журавлева И.Д. Ткани. Обраб. Уход. Окраска. Аппликация. Батик / И. Д. Журавлева. - М. : Эксмо , 2003. - 176 с. Свердловская ОУНБ; Шифр 85.12; Авторский знак Ж911; Инв. номер 2244915-ЕФ Свердловская ОУНБ; Инв. номер 2244916-ЕФ

14.Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008. – N 2. - С. 37-39

15.Кочетова Н. Его величество батик : роспись по ткани // Искусство в шк. – 2001. – N 2. - С. 47-48

16.Ромадина Н. Батик в школе // Там же. – 2002. – N 2. - С. 71-74

17.Торчинский О. Сказки батика : о технике батика // Юный художник. – 1998. – N 3. - С. 41

18.Харламова Е. Батик - радость красок // Там же. – 2004. – N 3. - С. 38-40

19.Эрл К. Роспись по шелку. основы мастерства / К. Эрл. – М. : Арт-Родник , 2005. - 111 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат Б; Инв. номер 2274058-КХ

20.Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство. – М.: Детская литература, 1995. – Т.3.

21.Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани /Под ред. Н.Н. Соболева.М.Л., 1931.

22.Вайткявичене Р.В. Первоосновы техники батика / «Школа ипроизводство», –1987. –№8.

23.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – Магнитогорск: АРС-Экспресс, 1996.

24.Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.– М., 1981.

25.Корюкнн В.Н. Батик. – Л., 1978.

26.Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. – М., 1964.

27.Тангус О.В. и др. Технология росписи тканей. – М., 1960.

Наши рекомендации