Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус»

1. Организация английского профессионального театра: придворный, частный, публичный театр.
2. Представления в публичном театре «Глобус». Устройство сцены. Актерское искусство и публика английского театра в XVI вв.
3. Театральная деятельность У. Шекспира. Периодизация его творчества, краткая характеристика каждого периода.

1. Организация английского профессионального театра: придворный, частный, публичный театр.

С XVI века сценическое искусство Европы из любительского превращается в профессиональное. Возникают труппы актеров, ведущих бродячую жизнь: они переезжают из города в город и дают представления на площадях и при дворах.

В Англии представители богатых родов принимали актеров в состав своей челяди. Актеры считались слугами какого-либо вельможи. Это положение актеров отразилось в названии их маленьких театров: «Слуги лорда Камергера», «Слуги лорда Адмирала», «Слуги его величества Короля» и др.

Театр в Англии сразу формируется как частное предприятие. Богатые люди строили театральные здания, которые сдавались актерским труппам. Но были и актерские товарищества на паях. На таких началах строилась жизнь труппы, в которой состоял Шекспир.

Каждая труппа имела своих драматургов. Связь авторов с театром была тесной. Именно драматурги разъясняли актерам, как надо ставить пьесу.

В Лондоне с конца XVI века было три вида театров:

· придворный

· частный

· публичный.

Частные театры с самого начала сделались зрелищами для более зажиточной публики. Первоначально там почти всегда играли труппы малолетних артистов, которых в Лондоне было несколько. Эти подростки получали специальную подготовку, учились декламации и пению, и им, по-видимому, очень хорошо удавались спектакли пасторально-романтического типа. Так, малолетние актеры были лучшими исполнителями мифологических пьес Джона Лили и пасторалей Пиля. Их часто приглашали ко двору, где они разыгрывали свой репертуар на придворной сцене. Частные театры (или закрытые) представляли собой здания, имевшие крышу. Меньше по размеру, они вмещали не такое большое количество публики, как общедоступные (или публичные) театры. «В них был партер для благородных, спектакли происходили при свете свечей».

Считается, что придворный театр возник раньше других лондонских типов театра. В год вступления на престол Генриха VIII (1509) на пост заведующего увеселениями был назначен Уильям Корниш, и при дворе началось усиленное культивирование развлечений всякого рода. Около 1512 г. было показано новое зрелище, которое получило название "масок". Оно и сделалось любимым жанром придворных сценических постановок. Маски были заимствованы из Италии, где они носили известное уже нам название "моресков". В Лондоне это были порою очень сложные и пышные представления на мифологические сюжеты. Первоначально они имели балетно-пантомимный характер. Потом для них стали писаться тексты. Они сопровождались музыкою, были хорошо оформлены декорациями и костюмами и обставлены механическими эффектами. Играли при дворе и детские труппы, и актеры народных театров, и "слуги" короля, и любители из придворных. Придворный театр существовал параллельно с публичными.

Глава труппы Лейстера, бывший столяр Джемс Бёрбедж построил в 1576 году первый публичный театр, который был назван просто «Театром». Публичные (или общедоступные) театры были средоточием театрального искусства эпохи. На их подмостках играли все великие актеры эпохи, и для этой сцены были написаны почти все шедевры драматургии того времени.

Всего в городе насчитывалось около двух десятков театральных помещений. Правда, не все они действовали постоянно. Но каждый день в Лондоне шли пять-шесть спектаклей. Театры были сосредоточены в двух частях Лондона – к северу и к югу от стен города. Строили театры за пределами городских стен, так как туда не распространялась власть городского правления, которое смотрело на театр как на обиталище нечестивости и безбожия. К северу от Сити давали представления «Куртина», «Фортуна», «Красный бык» и действовал до конца 90-х гг. старый «Театр» Джеймса Бёрбеджа. На южном берегу Темзы, который постепенно становился главным местом городских развлечений, были открыты театры «Лебедь», «Роза», «Надежда» и знаменитый «Глобус».

2. Представления в публичном театре «Глобус» (1599-1644). Устройство сцены. Актерское искусство и публика английского театра в XVI вв.

Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус» - student2.ru

Театр «Глобус» был построен в Лондоне на средства труппы Лорда Камергера в 1599 году. В 1644 году здание «Глобуса» было снесено по приказу пуританского парламента. Современное (воссозданное по описаниям и найденным при раскопках остаткам фундамента) здание театра «Глобус» открыто в 1997 году. Здание восстановлено на расстоянии около 200 метров от места первоначального месторасположения театра.

Театр был круглой формы и представлял собой восьмигранник. Его зрительный зал был овальной площадкой, обнесенной высокой стеной. Были ложи для аристократии и скамейки для привилегированных зрителей прямо на сцене. Большинство же смотрели спектакль, стоя вокруг трех сторон площадки. Зал вмещал 2000 человек.

У театра не было крыши, но над сценой сооружалось ее подобие. На самом видном месте здания вывешивался флаг, который говорил зрителям о начале представления. Спектакли шли при дневном свете, без антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Действие происходило на открытой площадке, с трех сторон окруженной публикой. Позади сцены находились гримерки и склады с реквизитом. На сцене имелся люк, через который появлялись «привидения» (например, тень отца Гамлета) и куда проваливались грешники. Сама сцена была «трехэтажной»: помимо первого этажа был балкон, выше которого был домик с окнами, из которых, к примеру, подавала реплики Джульетта.

По горизонтали сцена делилась на три части. Действие на этих частях подмостков распределялось таким образом. На просцениуме большей частью разыгрывались эпизоды на открытом воздухе, в залах, дворцах. На основной сцене – эпизоды происходящие в помещении. В углу стоял бутафорский трон, выдвигаемый при надобности на середину сцены, что означало – «действие происходит во дворце». В глубинной сцене игрались моменты, требующие затемненного света или более интимно изображенных переживаний.

Декорационное оформление было условным. Внешняя аскетичность требовала от публики активного восприятия спектакля, драматурги, в том числе Шекспир, рассчитывали на воображение зрителей:

Себе представьте вы, что в этих стенах

Заключены два мощных государства…

Пополните все недочеты наши

Фантазией своей…

3. Театральная деятельность У. Шекспира. Периодизация его творчества, краткая характеристика каждого периода

В 1972 году Елизавета издала «второй закон о бродяжничестве», в котором всем актерам велено было приписаться к челяди «одного из вельмож этого королевства». Актеры шекспировской труппы именовались Слугами Лорда Камергера, а их главные конкуренты – Слугами Лорда Адмирала. Когда же на престол в 1603 году взошел Джеймс I, становиться покровителями актерских «компаний» могли только члены королевской семьи. Труппа, в которой служил Шекспир, получила название Слуги Короля.

Забота о репертуаре труппы лежала на Шекспире. За восемнадцать лет работы в труппе (1594 – 1612) он написал тридцать пьес. Всего Шекспиром было написано тридцать семь пьес. Шекспир мог дать труппе в один сезон две новые пьесы. Случалось, что на один год приходилось по три шекспировских премьеры. Для открытия театра «Глобус» Шекспир написал три пьесы: «Юлий Цезарь», «Как вам это понравится» и «Двенадцатая ночь».

Периодизация творчества Шекспира:

1. 1590 – 1600 г.г. Исторические хроники. Комедии. 2 трагедии («Тит Андроник», «Ромео и Джульетта»).

2. 1600 – 1608 г.г. Великие трагедии («Гамлет», «Король Лир» и др.).

3. 1608 – 1614 г.г. Фантастические драмы («Буря»).

Первый период

Хроники: «Генрих VI» и «Ричард III» (тетралогия); «Ричард II», «Генрих IV» (2 части), «Генрих V» (цикл); «Король Джон»

Комедии: «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».

Трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта».

Жанр хроники возник до Шекспира. Это пьеса на сюжет из национальной английской истории. Англия – безусловный лидер Европы, происходит рост национального самосознания, пробуждается интерес к прошлому.

Шекспир в хрониках выявил закономерности движения истории. Его пьесы нельзя представить вне хода исторического времени. Он является наследником мистериальной драмы. В мистерии средневековья все очень пестро и динамично. У Шекспира тоже – нет трех единств, происходит смешение высокого и низкого (Фальстаф). Всеохватность и универсальность драматургического мира Шекспира происходит из мистериального театра средневековья.

В хрониках очень важно влияние времени. Время меняет расстановку сил, определяет победителя. Его можно назвать героем. «Время обладает целями, реализует задачи. Мир – театр, где автор – время, исторические личности – актеры» (Пинский).

Шекспир в хрониках выявляет исторические противоречия. Земная история не заканчивается и неизвестно, когда закончится. Время реализует цели через противодействия, борьбу. Хроники не о короле (именем которого названа хроника), а о времени его правления. Шекспир первого периода не трагичен, все противоречия Шекспира – часть гармоничного и осмысленного мира.

Жанр комедии у Шекспира. В комедиях первого периода есть свой магистральный сюжет: любовь – часть природного целого. Природа является владыкой, она одухотворена и прекрасна. В ней нет ничего безобразного, она гармонична. Человек ее часть, значит он тоже прекрасен и гармоничен. Комедия не привязана ни к какому историческому времени.

В своих комедиях Шекспир использует не сатиру (осмеяние социальных пороков), а юмор (смех над комическими противоречиями, возникающими из-за неоправданных претензий на значительность в частной, а не в гражданской жизни). В его комедиях зла нет, есть лишь отсутствие гармонии, которая восстанавливается всегда.

Второй период:

Трагедии: «Юлий Цезарь», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский».

Трагикомедии: «Мера за меру», «Троил и Крессида», «Конец – делу венец».

Трагедии имеют свой магистральный сюжет: герой испытывает потрясение, он делает для себя открытие, которое меняет его представление о мире. В трагедиях возникает зло как активная самостоятельная сила. Это ставит героя перед выбором. Схватка героя – борьба со злом.

Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета». Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время: Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского, Гамлет — первый «рефлектирующий» герой мировой литературы.

В распадающемся космосе трагедий вместе с людьми страждут стихии. Трагической судьбе Лира вторят катастрофы, охватившие природу и весь миропорядок. Мирозданье в «Макбете» извергает из своих глубин жуткие фигуры ведьм, воплощение низменных начал природы, силы враждебной всему сущему, исполненной коварства и двусмысленности: «Добро есть зло, зло есть добро».

Третий период:

Фантастические драмы: «Перикл», «Цимбелин», «Буря», «Зимняя сказка»

Хроника: «Генрих VIII».

В пьесах последнего периода тяжёлые испытания сопровождаются радостью избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке.

В поздних драмах Шекспира, в самой великой из них – в «Буре», метафора «мира-театра» испытывает новое – последнее превращение. Ренессансная идея «мира-театра» смыкается с барочным образом «жизни-сна». Мудрец и маг Просперо на своем волшебном острове устраивает представление, все роли в котором разыграны бесплотными летучими духами, а сам спектакль сродни фантастическому сновидению.

Но, повествуя об иллюзорности бытия, обреченного смерти, Шекспир не говорит о его бессмысленности. Миром в этой пьесе правит царственный мудрец, демиург этой вселенной. Поэтическое пространство пьесы образовано противостоянием и борьбой двух контрастных мотивов – «бури» и «музыки». Буре природных стихий и эгоистических страстей противостоит музыка вселенской гармонии и человеческого духа. «Буря» в пьесе укрощена «музыкой», делается ей подвластна.

К вопросу 5.

Наши рекомендации