Восприятие декоративно-прикладного искусства детьми дошкольного возраста

Актуальной проблемой современного образования детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.

Народное искусство учит видеть и понимать прекрасное — эту способность особенно важно развивать в дошкольном возра­сте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. С другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятель­ность — доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Боль­шие возможности используемых мате­риалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает зна­ниями о свойствах и качествах матери­алов, расширяет эстетическое воспри­ятие, образное видение, развивает дет­ское творчество. В результате декоративно-прикладной деятельно­сти появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнооб­разные стороны выразительности: цве­товое сочетание, композиция, другие средства художественного воплоще­ния. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.

Декоративно-прикладное искусство ( ДПИ ) - проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Имен­но поэтому оно близко его восприя­тию, понятно ему. В народном декора­тивно-прикладном искусстве окру­жающий мир отражается условно, символами, художник избегает лиш­ней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Народное ДПИ способствует формиро­ванию художественного вкуса, основ­ных эстетических критериев, разви­тию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности. Знакомясь с пред­метами народных мастеров, они узна­ют быт и традиции прошлого. Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке жи­вотных, растений или цветов. Из керамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов: причудли­вые сосуды в виде зверей и птиц, созданные народными мастерами или простые формы гончарной посуды, скульптурные изображения глиняной расписной игрушки.

Яркое впечатление производят на детей красочные росписи по дереву, узоры из цветов, растений и птиц: пасхальные писанки, насыщен­ные по цвету декоративные подносы, расписная игрушка. Из произведений народно­го прикладного искусства, где основу образной художественной вырази­тельности составляет графическое решение, дети с интересом рассматривают резьбу на пряничных досках, на которых можно видеть и сказоч­ную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвостами. Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия белорусских резчиков: медведи, которые могут и дома строить, и на велосипедах кататься, птицы и олени и др.

Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства. Выбор детей объясняется не эстетическими показателями восприятия, а скорее, реалистичным отношени­ем ребенка к жизни: «Я люблю оленей», «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше».

Народное ДПИ многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. Необходимо отметить характерные черты ДПИ: традиционность, коммуникативность, высокое совершенство «язы­ка», человечность, связь с окружаю­щей жизнью.

Обучая детей декоративному рисованию, надо ис­пользовать приемы народных масте­ров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изобра­жения. Необходимо включать в декоративно-прикладную деятельность различных его видов. В целях разви­тия эстетического восприятия важно обращать внимание детей на украше­ния в народном костюме, их символический ас­пект (использование знаков-симво­лов, цветовых, орнаментальных). Этот «язык» характерен в целом для деко­ративного искусства. Народ­ное искусство отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, пер­вых эстетических оценок.

Решая вопросы эстетического вос­питания дошкольников, педагоги все чаще обращают внимание на многооб­разие видов декоративно-прикладного искусства, синтез музыки, танца, на­родной песни. Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества считается взаимосвязь народной музыки, декоративно-при­кладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. При интегриро­ванном подходе к развитию художе­ственно-творческих способностей обус­ловлен еще и тем, что возможен пере­вод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобра­зительного. При этом повышается уро­вень эстетического восприятия, что на­ходит отражение в продуктивной дея­тельности детей.

Таким образом, в процессе озна­комления дошкольников с декора­тивно-прикладным искусством про­исходит развитие эстетического вос­приятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творче­ство детей новыми декоративными образами. Интегрирование различного содержания в образовательной работе с детьми на мате­риале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно являет­ся наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе дет­ского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование раз­ных видов искусства, в том числе и народного, ос­новывается на тяготении разных видов искусства к синтезу.

Работа с детьми на основе народ­ного искусства основывается на широком включении в быт и деятельность де­тей.

Обучая детей де­коративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действия, свободы творчества.

Народное искусство возможно использовать в образовательном процессе детского сада в трех направлениях:

·дляэстетического оформления интерьера детского учреж­дения, праздников и досугов - создает эстетическую среду;

· для восприятия произведений народного искусства детьми (рассматривание изделий народных мастеров: росписей, вышивок, тканых изделий, глиняных игрушек и др.; слушание народной музыки, колыбельных песен, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок; участие в народных играх и обрядах);

· в изобразительной декоративной деятельности для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов: вначале для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения через вариации, импровизации).

Такой подход в использовании народного искусства в обучении детей обеспечивает освоение детьми его содержания и обогащение знаний и представлений детей о народной культуре, его духовном богатстве, наших исторических корнях.

Народное искусство в образовательной работе с детьми надо использовать в интегрированной форме: при обучении на занятиях и в процессе организации повседневной жизни (игра, прогулка, режимные процессы, досуг и др.).

Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой дея­тельности и эффективно развивает таких психи­ческие процессы, как восприятие, образное мыш­ление, воображение, эмоционально-положительное отношение к окружающей действительности.

Наши рекомендации