Восприятие декоративно-прикладного искусства детьми дошкольного возраста
Актуальной проблемой современного образования детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.
Народное искусство учит видеть и понимать прекрасное — эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. С другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятельность — доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно-прикладной деятельности появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.
Декоративно-прикладное искусство ( ДПИ ) - проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко его восприятию, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает лишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Народное ДПИ способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности. Знакомясь с предметами народных мастеров, они узнают быт и традиции прошлого. Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов. Из керамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов: причудливые сосуды в виде зверей и птиц, созданные народными мастерами или простые формы гончарной посуды, скульптурные изображения глиняной расписной игрушки.
Яркое впечатление производят на детей красочные росписи по дереву, узоры из цветов, растений и птиц: пасхальные писанки, насыщенные по цвету декоративные подносы, расписная игрушка. Из произведений народного прикладного искусства, где основу образной художественной выразительности составляет графическое решение, дети с интересом рассматривают резьбу на пряничных досках, на которых можно видеть и сказочную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвостами. Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия белорусских резчиков: медведи, которые могут и дома строить, и на велосипедах кататься, птицы и олени и др.
Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства. Выбор детей объясняется не эстетическими показателями восприятия, а скорее, реалистичным отношением ребенка к жизни: «Я люблю оленей», «Люблю курочку», «Лошадку люблю больше».
Народное ДПИ многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. Необходимо отметить характерные черты ДПИ: традиционность, коммуникативность, высокое совершенство «языка», человечность, связь с окружающей жизнью.
Обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения. Необходимо включать в декоративно-прикладную деятельность различных его видов. В целях развития эстетического восприятия важно обращать внимание детей на украшения в народном костюме, их символический аспект (использование знаков-символов, цветовых, орнаментальных). Этот «язык» характерен в целом для декоративного искусства. Народное искусство отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, первых эстетических оценок.
Решая вопросы эстетического воспитания дошкольников, педагоги все чаще обращают внимание на многообразие видов декоративно-прикладного искусства, синтез музыки, танца, народной песни. Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества считается взаимосвязь народной музыки, декоративно-прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. При интегрированном подходе к развитию художественно-творческих способностей обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.
Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами. Интегрирование различного содержания в образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу.
Работа с детьми на основе народного искусства основывается на широком включении в быт и деятельность детей.
Обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действия, свободы творчества.
Народное искусство возможно использовать в образовательном процессе детского сада в трех направлениях:
·дляэстетического оформления интерьера детского учреждения, праздников и досугов - создает эстетическую среду;
· для восприятия произведений народного искусства детьми (рассматривание изделий народных мастеров: росписей, вышивок, тканых изделий, глиняных игрушек и др.; слушание народной музыки, колыбельных песен, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок; участие в народных играх и обрядах);
· в изобразительной декоративной деятельности для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов: вначале для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения через вариации, импровизации).
Такой подход в использовании народного искусства в обучении детей обеспечивает освоение детьми его содержания и обогащение знаний и представлений детей о народной культуре, его духовном богатстве, наших исторических корнях.
Народное искусство в образовательной работе с детьми надо использовать в интегрированной форме: при обучении на занятиях и в процессе организации повседневной жизни (игра, прогулка, режимные процессы, досуг и др.).
Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности и эффективно развивает таких психические процессы, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к окружающей действительности.